Творческая мастерская письма в 5 классе «Дом - это... » (по роману И.С. Шмелёва «Лето Господне»)
Дом-это... ( творческая мастерская письма в 5 классе)
«Вся вселенная должна стать храмом...»
Цель: Через собственные ощущения дома обратить ребенка к ощущению дома главным героем изучаемого произведения.
1. Индуктор (создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного обсуждения к предмету обсуждения.)
Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. В вашем доме звучит много слов, вспомните самое теплое слово, которое согревает вашу душу. Запишите это слово на лист бумаги.
2. Произнесите вслух, что записали. ( Остальные учащиеся вслушиваются в эти слова и понравившиеся записывают на свой листок.)
3. (Мастер (учитель) пишет на доске слово «Дом».)
Вчитайтесь, вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Запишите его на свой листок, а в столбик напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме.
4. Произнесите вслух те слова, которые захотели произнести.
5. Игра Постройка дома. Участвующим в игре раздают карточки с ролями: Ты будешь кирпичиком.
Ты будешь камнем.
Ты будешь известкой.
Ты будешь глиной.
Ты будешь деревянной балкой.
Ты будешь песком.
Дети запоминают свои роли. Мастер выбирает себе роль строителя или архитектора.
Строитель ( архитектор ) произносит слова: "Я строю дом, и мне нужен кирпич".
Тот, кто играет роль кирпича, должен встать со своего места и присесть на корточки. Когда будут названы все предметы, мастер произносит: "Дом готов".
6. Сядьте и опишите необыкновенный дом, который вы построили во время игры.
7. Социализация.
8. Напишите слова "Идеальный дом". Попробуйте создать миниатюру на эту тему.
9. Дети пишут сочинение - миниатюру на тему "Идеальный дом".
10. Социализация ( несколько учащихся зачитывают свои сочинения). Остальные участвуют в афишировании.
11. А теперь закончите предложения:
"Дом -это..."
"Мой дом..."
"Дома мне интересно..."
"Я люблю..."
"Я хочу..."
Дети записывают свои предложения на листочки.
12. Социализация, Дети зачитывают свои работы. Вот, что они написали: "Дом - это убежище души." "Дом - это опора." "Дом - это родник счастья".
"Я хочу построить дом из кирпичиков понимания, кирпичика взаимопомощи, кирпичика чистоты, кирпичика мудрости, здоровья, улыбки, любви. Я хочу закрыть свой дом крышей хорошего настроения." "Мой дом основан на чувстве справедливости," "Я люблю в своем доме всех." ,"Я в доме счастлив."
Но, к сожалению, встретились и такие мысли: "Дом - это затвор. Он закрыт от друзей и близких." "Дом - это проходной двор, где беспорядочно ходят разные люди."
( На данном этапе дети готовы воспринимать, осознавать, анализировать, впитывать в себя чувство дома, которое принадлежит главному герою романа И.С. Шмелева "Лето Господне".)
1. Какие ассоциации у вас возникают от параллели слов "Дом — Ваня Шмелев"?
Напишите свои соображения на листочках. ( Дети работают.)
2. Социализация, Каждый зачитывает свои записи, Мастер выписывает на доску самые яркие и интересные. Вот, что может получиться:
"Дом для Вани - это сказка, миф." "Дом для Вани - это малая вселенная." "Дом - это папа Вани." "Дом - это чувства Вани, его душа," "Дом — это покой и тепло."
3. Самоконструкция (индивидуальная работа с текстом).
Давайте посмотрим, какие чувства рождаются в душе Вани в его доме. Еще раз перечитаем две первые части главы "Чистый понедельник". Выпишите слова, в которых вы увидели состояние души Вани Шмелева. Но прежде чем вы приступите к работе, я хочу напомнить вам слова Горкина: "Не поймешь чего, доскажет сердце... Ты только сердце свое слушай..."
4. Социализация и афиширование;
"Свет холодный, скучный..."
"Голо и скучно..."
"Пропала радость..."
"Напевает приятно, грустно..,"
"Радостное до слез..."
"Радостная молитвочка..."
"Что - то особенное вокруг нас, невидимое и страшное..."
"А душа трепещется и плачет.»."
"Много, так много радостного..."
"Мне делается страшно..."
5. Подчеркните ключевые слова наших записей (скучно, грустно, радостно, страшно.)
6. А теперь обратимся к главам "Крещение", "Масленица". Сделайте ту же работу самостоятельно.
7. Социализация, афиширование. На доске появляется запись: «...весело полыхает печка...» «... отец кричит, такой веселый...» «...всем весело и радостно и страшно...»
« ...чистота-то, духовная высота какая...»
« ...смутно во мне мерцает..."
«... звоны - вызывает оно во мне...w
«...веселыми санями с веселыми конями…, с игривыми переборами…»
«...осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое...»
«...с ласкою глядел на всех...»
« ...и теперь еще для меня жива яркая радость...»
8. Социоконструкция (работа в группах). Я предлагаю вам стать группой авторов — составителей словаря чувств Ивана Шмелева». При составлении своего словаря вы можете опереться на этот список слов, отражающих эмоции и чувства: весело, празднично, приподнято, блестяще, искрясь, бодро, игриво, бойко, живо, ослепительно, лучисто, феерично, возвышенно, мечтательно, одухотворенно, сердечно, задумчиво, трепетно, проникновенно, чутко, чарующе, лирично, мечтательно, пугливо, застенчиво, смущенно, стыдливо, растерянно, кротко, боязно, порывисто, горяч, тихо, ревностно, самозабвенно, упоенно, мятежно, затейливо, насмешливо, иронично, благоговейно, благостно, молитвенно, покаянно, смиренно, лелеюще, жизнеутверждающе, любовно, трогательно, причудливо, загадочно, призрачно, мистически, колдовски, обворожительно.
9. (Ребята представляют свои словари и рецензируют словари других.) (Ребята перечисляют героев произведения.)
Их много, и все они связаны с Ваней. Он об этом сам говорит. Найдите эти слова в главе « Масленица». ( « Все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне зашедшего на убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном». А не кажется ли вам, что в этих словах Вани слышится и наше утверждение, что дом для героя – вся вселенная?
10. Наложите свою ладонь на чистый лист бумаги. Обведите ее и запишите всех, кого вы возьмете в свой дом. Назовите главного человека в вашем доме. (Ребята работают). В доме Вани тоже живут люди. Кто они? Кто является главным человеком в его доме?
11. Социоконетрукция. (Работа в группах.) Давайте попробуем создать модель Дома - вселенной и расселить в него жильцов.
12. Социализация. Обсуждение групповых моделей.
13.Социоконструкцня. Коллективная работа по созданию модели дома - вселенной Вани Шмелева. (Составляя эту модель ведем разговор о системе образов и пространстве произведения).
Мастер читает строки из стихотворения Арсения Тарковского « Вегул»
Все меньше тех вещей, среди которых
Я в детстве жил, на свете остается.
Где лампы — « Молнии»?
Где черный порох?
Где черная вода со дна колодца?
А теперь задумайтесь, нет ли в вашем доме старинных заброшенных вещей, но к которым вас все еще тянет. Напишите названия этих вещей на листочках.
16. Афиширование. (Ребята помещают на доску свои листочки с названиями вещей.)
17. В доме Вани тоже есть. Французский писатель А. Труайя заметил, что Шмелев « умеет сообщать вещам трепетную жизнь, которую чувствует читатель». Что же это за такие необычные вещи, живущие в доме Вани?
18. Самоконструкция. Найти в первой части повести «Праздники» название этих вещей. Выписать их на отдельные листочки, обязательно с краткой характеристикой этой вещи и указанием главы, в которой вы встретили эту вещь. (Дома ребята делают эту работу но друг им главам.)
19. Социализация и социоконструкция. А теперь представьте, что вы входите в дом - музей Вани Шмелева, где собраны эти вещи. Экскурсоводов в этом музее нет. И нам будет трудно гулять по залам музея. Поэтому мы сейчас создадим путеводитель по дому музею Вани Шмелева. (Ребята зачитывают свои записи и составляют путеводитель, выбирая листочки с самыми интересными записями»)
20. Вот что у нас получилось:
« Приносят « масленицу» из бань в подарок. Такая радость! На большом круглом прянике стоят ледяные горы из золотой бумаги и бумажные вырезные елочки, в елках стойком на колышках — вылепленные из теста и выкрашенные сажей медведки и волки, а над горами и елками - пышные розы на лучинках, синие, желтые, пунцовые...» всех цветов. И над всем этой масленицей подрагивают в блеске тонкие золотые паутинки канители.» ( Масленица)
« Я рассматриваю подаренные мне яички. Вот хрустальное - золотое, через него - все волшебное. Вот — с растягивающимся жирным червячкам, у него черная головка, черные глазки бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками , уточками, резное - костяное... И вот фарфоровое - отца. Чудесная напорошка в кем... За розовыми и голубыми цветочками бессмертника с мохом, за стеклом в золотом ободке, видите в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба.» («Пасха»)
«Горкин прибирается в каморке, смотрит на свет баночку зеленого стекла, на которой вылито Богоявленье с голубком и «светом». Отказала ему ее прабабушка Устинья, и такой не найти нигде." («Крещенье»).
«Прабабушка Устинья, бывало, маково молочко к сытовой кутье давала,.. Кутья у него священная, пахнет как будто ладанцем от меду... "(«Крещенье»).
« В круглой высокой клетке, затянутой до половины зеленым коленкором, с голубоватым «небом», чтобы на разбил головку о прутики, неслышно прошивал жавороночек...» («Благовещенье»)
"Горкин идет важно, осторожно: медаль у него на шее, из Синода!.. Медаль серебренная, в три нуда... за добросердие по Храму Божию." ( "Благовещенье")
"Горкин пасочницы.,, делает... он режет кривым резачком дощечку... вот винограды сейчас пойдут..., потом вырезают священный крест, иродово копье и лесенку - на небо !" ("Пасха" )
"Ширмочки разноцветные, и звезды за ними меняют цвет: вот золотая стала, а вот голубая, красная... а вот простая." ("Царица небесная")
"Царица Небесная...Иверекая заступница... Под легкой, будто воздушной сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над младенцем..." ("Царица Небесная" )
"Беленькая красавица березка. В церкву пойдет, молиться, у Троицы поставлю,..Везде у икон березки, И по углам березки, в передней даже.,. И на воротах наставлены березки, и на конюшне, где медный крест, и даже на колодце..." ( "Троицын день" )
"Погляди - ка , чья харя — то... Я оглядываюсь на маски. Харя что - то и мне не понравилась — скалится и вихры торчком..." ("Крещение" )
"В передней граненный кувшин, крещенский: пойдут за святой водой. Прошлогоднюю воду в колодец выльют, - чистая, как слеза ! Лежит на салфетке свечка, повязанная ленточкой - пометкой: будет гореть у святой купели, и ее принесут домой..." ( "Крещение" )
"Медный надгробный Крест... Крест до того старинный, что мел его не берет, кирпичиком его надо чистить: прямо, как золотой, сияет..." ( "Михайлов день" )
"Подвешивают ее на стенку... две серебряные святые птички, а головки - как девочки, и над головками даже крылышки, и тренещут... Силы это Бесплотные.
Шесто — кры —лые это Серафимы, серебрецом литы, в Хотькове монашки изготавливают..." ( "Михайлов день" )
"На полочке, сухие просвирки, серенькие совсем, принесенные добрыми людьми, - иерусалимские, абонские, соловецкие..." ( "Михайлов день" )
"На бархатной дощечке самые главные святыньки: колючка терна ерусалимского с горы Христовой; сухая оливковая ветка, от садов ифаманских взята, пилат — камень, с какого —то священногорского древнего порожка, песочек ерданский в пузыречке, сухие цветки, священные..," ( "Михайлов день" )
"И еще много святостей: кипарисовые кресты и крестики и пояски с молитвой, камушки и сухая рыбка..." ("Михайлов день" )
21. Давайте и мы окунемся в священный огонь свечи. Почувствуем ее тепло, тепло и счастье мирного дома. (Звучит музыка.) Послушаем свое сердце. Что оно услышало, что оно говорит нам ? (В ходе работы мастерской эти вопросы остаются без ответа. Дети ищут ответы на поставленные вопросы дома, самостоятельно.)
Мастер читает слова: Счастлив тот дом, где пребывает мир... где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей. Там благодать Господня…
Какие ассоциации у вас возникли после знакомства с домом Вани. Запишите эти слова на листочках.
22.Социализация. Мастер выписывает на доску самые яркие, значащие слова: Покой. Уют, теплота, любовь, гармония, храм.
23.А теперь попробуйте все, о чем шел разговор в нашей мастерской, связать воедино и продолжить слова темы нашего занятия ДОМ - это... ( Можно предложить сделать эту работу дома.)
24.Рефлексия. Пожелания вашему дому, попробуем это представить.
Руки над головой, пальцы соединены - это крыша идеального дома. Руки скрещены на груди — много света в доме.
Глаза вверх — мир дому. Глаза вниз - покой дому. Глаза вправо - добро дому. Глаза влево - любовь дому.
Данилова Марина Андреевна
Координатор конкурсов
Координатор конкурсов
Ефименко Алла Александровна
Кузнецова Татьяна Николаевна
Координатор конкурсов
Координатор конкурсов
Белова Светлана Сергеевна
Венедиктова Ольга Витальевна
Координатор конкурсов
Операй Наталья Павловна
Координатор конкурсов
никулина ирина юрьевна
Координатор конкурсов
никулина ирина юрьевна
Координатор конкурсов
Людмила
Координатор конкурсов
Наталья
Координатор конкурсов