12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Татьяна124
Воткинск
Материал размещён в группе «Урок литературы»
0

Мастерская письма "Дом - это..." (по роману И. С. Шмелёва "Лето Господне")

Дом-это... ( творческая мастерская письма в 5 классе)

«Вся вселенная должна стать храмом...»

 

Цель: Через собственные ощущения дома обратить ребенка к ощущению дома главным героем изучаемого произведения.

 

1.         Индуктор (создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного обсуждения к предмету обсуждения.)

Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. В вашем доме звучит много слов, вспомните самое теплое слово, которое согревает вашу душу. Запишите это слово на лист бумаги.

2.      Произнесите вслух, что записали. ( Остальные учащиеся вслушиваются в эти слова и понравившиеся записывают на свой листок.)

3.      (Мастер (учитель) пишет на доске слово «Дом».)

Вчитайтесь, вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Запишите его на свой листок, а в столбик напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме.

4.              Произнесите вслух те слова, которые захотели произнести.

5.      Игра Постройка дома. Участвующим в игре раздают карточки с ролями: Ты будешь кирпичиком.

Ты будешь камнем.

Ты будешь известкой.

Ты будешь глиной.

Ты будешь деревянной балкой.

Ты будешь песком.

Дети запоминают свои роли. Мастер выбирает себе роль строителя или архитектора.

Строитель ( архитектор ) произносит слова: "Я строю дом, и мне нужен кирпич".

Тот, кто играет роль кирпича, должен встать со своего места и присесть на корточки. Когда будут названы все предметы, мастер произносит: "Дом готов".

6.      Сядьте и опишите необыкновенный дом, который вы построили во время игры.

7.      Социализация.

8.              Напишите слова "Идеальный дом". Попробуйте создать миниатюру на эту тему.

9.              Дети пишут сочинение - миниатюру на тему "Идеальный дом".

10.  Социализация ( несколько учащихся зачитывают свои сочинения). Остальные участвуют в афишировании.

11. А теперь закончите предложения:

"Дом -это..."

"Мой дом..."

"Дома мне интересно..."

"Я люблю..."

"Я хочу..."

Дети записывают свои предложения на листочки.

12. Социализация, Дети зачитывают свои работы. Вот, что они написали: "Дом - это убежище души." "Дом - это опора." "Дом - это родник счастья".

"Я хочу построить дом из кирпичиков понимания, кирпичика взаимопомощи, кирпичика чистоты, кирпичика мудрости, здоровья, улыбки, любви. Я хочу закрыть свой дом крышей хорошего настроения." "Мой дом основан на чувстве справедливости," "Я люблю в своем доме всех." ,"Я в доме счастлив."

Но, к сожалению, встретились и такие мысли: "Дом - это затвор. Он закрыт от друзей и близких." "Дом - это проходной двор, где беспорядочно ходят разные люди."

( На данном этапе дети готовы воспринимать, осознавать, анализировать, впитывать в себя чувство дома, которое принадлежит главному герою романа И.С. Шмелева "Лето Господне".)

1.         Какие ассоциации у вас возникают от параллели слов "Дом — Ваня Шмелев"?

Напишите свои соображения на листочках. ( Дети работают.)

2.         Социализация, Каждый зачитывает свои записи, Мастер выписывает на доску самые яркие и интересные. Вот, что может получиться:

"Дом для Вани -  это сказка, миф." "Дом для Вани - это малая вселенная." "Дом - это папа Вани." "Дом - это чувства Вани, его душа," "Дом — это покой и тепло."

3.         Самоконструкция (индивидуальная работа с текстом).

Давайте посмотрим, какие чувства рождаются в душе Вани в его доме. Еще раз перечитаем две первые части главы "Чистый понедельник". Выпишите слова, в которых вы увидели состояние души Вани Шмелева. Но прежде чем вы приступите к работе, я хочу напомнить вам слова Горкина: "Не поймешь чего, доскажет сердце... Ты только сердце свое слушай..."

4.      Социализация и афиширование;
"Свет холодный, скучный..."
"Голо и скучно..."
"Пропала радость..."
"Напевает приятно, грустно..,"
"Радостное до слез..."
"Радостная молитвочка..."

"Что - то особенное вокруг нас, невидимое и страшное..."

"А душа трепещется и плачет.»."

"Много, так много радостного..."

"Мне делается страшно..."

5.              Подчеркните ключевые слова наших записей (скучно, грустно, радостно, страшно.)

6.              А теперь обратимся к главам "Крещение", "Масленица". Сделайте ту же работу самостоятельно.

7.     Социализация, афиширование. На доске появляется запись: «...весело полыхает печка...» «... отец  кричит, такой веселый...» «...всем весело и радостно и страшно...»

« ...чистота-то, духовная высота какая...»

« ...смутно во мне мерцает..."

«... звоны - вызывает оно во мне...w

«...веселыми санями с веселыми конями…, с игривыми переборами…»

«...осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое...»

«...с ласкою глядел на всех...»

« ...и теперь еще для меня жива яркая радость...»

8. Социоконструкция (работа в группах). Я предлагаю вам стать группой авторов — составителей словаря чувств Ивана Шмелева». При составлении своего словаря вы можете опереться на этот список слов, отражающих эмоции и чувства: весело, празднично, приподнято, блестяще, искрясь, бодро, игриво, бойко, живо, ослепительно, лучисто, феерично, возвышенно, мечтательно, одухотворенно, сердечно, задумчиво, трепетно, проникновенно, чутко, чарующе, лирично, мечтательно, пугливо, застенчиво, смущенно, стыдливо, растерянно, кротко, боязно, порывисто, горяч, тихо, ревностно, самозабвенно, упоенно, мятежно, затейливо, насмешливо, иронично, благоговейно, благостно, молитвенно, покаянно, смиренно, лелеюще, жизнеутверждающе, любовно, трогательно, причудливо, загадочно, призрачно, мистически, колдовски, обворожительно.

9. (Ребята представляют свои словари и рецензируют словари других.) (Ребята перечисляют героев произведения.)

Их много, и все они связаны с Ваней. Он об этом сам говорит. Найдите эти слова в главе « Масленица». ( « Все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне зашедшего на убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном». А не кажется ли вам, что в этих словах Вани слышится и наше утверждение, что дом для героя – вся вселенная?

10. Наложите свою ладонь на чистый лист бумаги. Обведите ее и запишите всех, кого вы возьмете в свой дом. Назовите главного человека в вашем доме. (Ребята работают). В доме Вани тоже живут люди. Кто они? Кто является главным человеком в его доме?

11. Социоконетрукция. (Работа в группах.) Давайте попробуем создать модель Дома - вселенной и расселить в него жильцов.

12. Социализация. Обсуждение групповых моделей.

13.Социоконструкцня. Коллективная работа по созданию модели дома - вселенной Вани Шмелева. (Составляя эту модель ведем разговор о системе образов и пространстве произведения).

Мастер читает строки из стихотворения Арсения Тарковского « Вегул»

Все меньше тех вещей, среди которых

Я в детстве жил, на свете остается.

Где лампы — « Молнии»?

Где черный порох?

Где черная вода со дна колодца?

А теперь задумайтесь, нет ли в вашем доме старинных заброшенных вещей, но к которым вас все еще тянет. Напишите названия этих вещей на листочках.

16.           Афиширование. (Ребята помещают на доску свои листочки с названиями вещей.)

17.           В доме Вани тоже есть. Французский писатель А. Труайя заметил, что Шмелев « умеет сообщать вещам трепетную жизнь, которую чувствует читатель». Что же это за такие необычные вещи, живущие в доме Вани?

18.           Самоконструкция. Найти в первой части повести «Праздники» название этих вещей. Выписать их на отдельные листочки, обязательно с краткой характеристикой этой вещи и указанием главы, в которой вы встретили эту вещь. (Дома ребята делают эту работу но друг им главам.)

19.  Социализация и социоконструкция. А теперь представьте, что вы входите в дом - музей Вани Шмелева, где собраны эти вещи. Экскурсоводов в этом музее нет. И нам будет трудно гулять по залам музея. Поэтому мы сейчас создадим путеводитель по дому музею Вани Шмелева. (Ребята зачитывают свои записи и составляют путеводитель, выбирая листочки с самыми интересными записями»)

20. Вот что у нас получилось:

« Приносят « масленицу» из бань в подарок. Такая радость! На большом круглом прянике стоят ледяные горы из золотой бумаги и бумажные вырезные елочки, в елках стойком на колышках — вылепленные из теста и выкрашенные сажей медведки и волки, а над горами и елками - пышные розы на лучинках, синие, желтые, пунцовые...» всех цветов. И над всем этой масленицей подрагивают в блеске тонкие золотые паутинки канители.» ( Масленица)

« Я рассматриваю подаренные мне яички. Вот хрустальное - золотое, через него - все волшебное. Вот — с растягивающимся жирным червячкам, у него черная головка, черные глазки бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками , уточками, резное - костяное... И вот фарфоровое - отца. Чудесная напорошка в кем... За розовыми и голубыми цветочками бессмертника с мохом, за стеклом в золотом ободке, видите в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба.» («Пасха»)

«Горкин прибирается в каморке, смотрит на свет баночку зеленого стекла, на которой вылито Богоявленье с голубком и «светом». Отказала ему ее прабабушка Устинья, и такой не найти нигде." («Крещенье»).

«Прабабушка Устинья, бывало, маково молочко к сытовой кутье давала,.. Кутья у него священная, пахнет как будто ладанцем от меду... "(«Крещенье»).

« В круглой высокой клетке, затянутой до половины зеленым коленкором, с голубоватым «небом», чтобы на разбил головку о прутики, неслышно прошивал жавороночек...» («Благовещенье»)

"Горкин идет важно, осторожно: медаль у него на шее, из Синода!.. Медаль серебренная, в три нуда... за добросердие по Храму Божию." ( "Благовещенье")

"Горкин пасочницы.,, делает... он режет кривым резачком дощечку... вот винограды сейчас пойдут..., потом вырезают священный крест, иродово копье и лесенку - на небо !" ("Пасха" )

"Ширмочки разноцветные, и звезды за ними меняют цвет: вот золотая стала, а вот голубая, красная... а вот простая." ("Царица небесная")

"Царица Небесная...Иверекая заступница... Под легкой, будто воздушной сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над младенцем..." ("Царица Небесная" )

"Беленькая красавица березка. В церкву пойдет, молиться, у Троицы поставлю,..Везде у икон березки, И по углам березки, в передней даже.,. И на воротах наставлены березки, и на конюшне, где медный крест, и даже на колодце..." ( "Троицын день" )

"Погляди - ка , чья  харя — то... Я оглядываюсь на маски. Харя что - то и мне не понравилась — скалится и вихры торчком..." ("Крещение" )

"В передней граненный кувшин, крещенский: пойдут за святой водой. Прошлогоднюю воду в колодец выльют, - чистая, как слеза ! Лежит на салфетке свечка, повязанная ленточкой - пометкой: будет гореть у святой купели, и ее принесут домой..." ( "Крещение" )

"Медный надгробный Крест... Крест до того старинный, что мел его не берет, кирпичиком его надо чистить: прямо, как золотой, сияет..." ( "Михайлов день" )

"Подвешивают ее на стенку... две серебряные святые птички, а головки - как девочки, и над головками даже крылышки, и тренещут... Силы это Бесплотные.

Шесто — кры —лые это Серафимы, серебрецом литы, в Хотькове монашки изготавливают..." ( "Михайлов день" )

"На полочке, сухие просвирки, серенькие совсем, принесенные добрыми людьми, - иерусалимские, абонские, соловецкие..." ( "Михайлов день" )

"На бархатной дощечке самые главные святыньки: колючка терна ерусалимского с горы Христовой; сухая оливковая ветка, от садов ифаманских взята, пилат — камень, с какого —то священногорского древнего порожка, песочек ерданский в пузыречке, сухие цветки, священные..," ( "Михайлов день" )

"И еще много святостей: кипарисовые кресты и крестики и пояски с молитвой, камушки и сухая рыбка..."  ("Михайлов день" )

21. Давайте и мы окунемся в священный огонь свечи. Почувствуем ее тепло, тепло и счастье мирного дома. (Звучит музыка.) Послушаем свое сердце. Что оно услышало, что оно говорит нам ? (В ходе работы мастерской эти вопросы остаются без ответа. Дети ищут ответы на поставленные вопросы дома, самостоятельно.)

Мастер читает слова: Счастлив тот дом, где пребывает мир... где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей. Там благодать Господня…

Какие ассоциации у вас возникли после знакомства с домом Вани. Запишите эти слова на листочках.

22.Социализация. Мастер выписывает на доску самые яркие, значащие слова: Покой. Уют, теплота, любовь, гармония, храм.

23.А теперь попробуйте все, о чем шел разговор в нашей мастерской, связать воедино и продолжить слова темы нашего занятия ДОМ - это... ( Можно предложить сделать эту работу дома.)

24.Рефлексия. Пожелания вашему дому, попробуем это представить.

Руки над головой, пальцы соединены - это крыша идеального дома. Руки скрещены на груди — много света в доме.

Глаза вверх — мир дому. Глаза вниз - покой дому. Глаза вправо - добро дому. Глаза влево - любовь дому.

 

 

 

 

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.