Рабочая программа внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» для обучающихся 6 классов

1
0
Материал опубликован 9 November 2023

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»





Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол № 1

от 31.08.2022 года

Утверждаю

Директор:

Приказ № _________________

от 31.08.2022 года







Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 9»







Рабочая программа внеурочной деятельности

«Математический калейдоскоп»

для обучающихся 6 классов













Составитель программы:

Газова Н.А.,

учитель МАОУ «СОШ № 9»









Мегион, 2022

Содержание программы


Пояснительная записка.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Тематическое планирование.













































Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» составлена на основе рабочей программы учебного предмета «Математика» А.Г. Мерзляка для 6 класса (рекомендована Министерством образования и науки РФ).

Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Целью изучения курса содействие развитию интереса обучающихся к математике и потребности применения математических знаний в повседневной жизни, а также развитие образного и логического мышления;

Задачи программы:

развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориенти­рованного тренинга;

формирование учебно-интеллектуальных умений, при­ёмов мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления;

формирование собственного стиля мышления;

формирование учебно-информационных умений и ос­воение на практике различных приёмов работы с разнообраз­ными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различ­ных видах;

освоение приёмов творчества и методов решения твор­ческих задач.


Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Особенностью программы внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. В процессе логических упражнений обучающиеся практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют строить правильные суждения и приводить несложные доказательства. Рассмотрение пестрого ряда головоломок, занимательных вопросов, забавных задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений способствуют возникновению познавательной мотивации обучающихся.

Содержание программы реализуется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей, связанных:

с переходом от учебных действий, осуществляемых под руководством учителя, к овладению этой учебной деятельностью в единстве мотивационно - смыслового и операционно-технического компонентов;

с осуществлением преобразования учебных действий;

с формированием у обучающихся научного типа мышления;

с овладением коммуникативными средствами и способами учебного сотрудничества.

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.

Курс «Математический калейдоскоп» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Учебный курс внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» реализуется в 6 классе и рассчитан на 34 часа.

Календарно-тематическое планирование учебных занятий оформляется отдельным локальным актом. Оно содержит название тем, разделов, виды учебной деятельности, объём часов, сроки прохождения программы.

Формы работы

• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок.

• анализ и решение текстов задач;

• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками информации.

индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам)

выступление перед другими учащимися школы;

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.



Результаты освоения программы внеурочной деятельности

«Математический калейдоскоп»


В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

Личностными результатами изучения курса «Математический калейдоскоп» являются следующие качества:

независимость и критичность мышления;

овладение начальными геометрическими сведениями;

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметными результатами изучения курса «Математический калейдоскоп» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать геометрические модели;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные результаты:

самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и

компьютера;

пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.


Формы учета оценки планируемых результатов (результативность освоения Программы):

Наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа;

Диагностика: результативность в предметных конкурсах, олимпиадах.

Анкетирование.

Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников (октябрь)

«Предметная неделя по математике» (ноябрь);

Математические олимпиады на Учи.ру (ноябрь, март);

«Математика вокруг и рядом с нами» (конкурс проектных работ учащихся – май).


Оценивание результатов освоения данной рабочей программы осуществляется на основе комплекса документов, регламентирующих систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО МАОУ "СОШ № 9", и представляет собой:

Решение олимпиадных задач.

Выпуск математической газеты.

Выполнение исследовательской работы.





Содержание программы внеурочной деятельности

«Математический калейдоскоп», 6 класс (34 часа)


Раздел 1. Делимость чисел – 8 часов.

Интересные свойства чисел. Из истории интересных чисел. Новый знак деления. Признаки делимости. Алгоритм Евклида. НОД, НОК и калькулятор. Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость. Некоторые приемы устных вычислений.


Формы внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Соревнования

Познавательная игра

Привитие интереса учащихся к математике; развитие математического кругозор. Уметь выполнять задачи, анализируя и осмысливая текст задачи; извлекать необходимую математическую информацию, строить логическую цепочку рассуждений.

Контроль: умение работать в паре; употреблять в диалоге разговорную речь.


Раздел 2. Математические головоломки – 6 часов.

Пифагорейский союз. Софизмы. Числовые ребусы (криптограммы). Центральная и зеркальная симметрии. Новогоднее оригами. Конкурс художников.


Формы внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Парная и групповая работы

Решение задач индивидуально, коллективно, в группе.

Контроль: работа со справочной литературой, выбор нужной информации среди большого объёма информации; умение работать в паре.


Раздел 3. Решение задач – 7 часов.

Как научиться решать задачи. Решение задач на совместную работу. Решение задач «обратным ходом». Старинный способ решения задач на смешение веществ. Прямая и обратная пропорциональности. Решение задач на движение. Решение олимпиадных задач


Формы внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Индивидуальная, парная

Знакомство с основными приемами работы над текстом задачи. Показать, что задачи на совместную работу тесно связаны с задачами на движение.

Показать, как меняется суть задачи при наличии в ней слов: одновременно; в разное время; навстречу друг другу; в разные стороны. Рассмотреть графический способ решения задач. Познакомить с различными способами решения задач показать, какие из известных нам величин находятся в прямой или обратной зависимостях.

Контроль: работа со справочной литературой, выбор нужной информации среди большого объёма информации; умение работать в паре.


Раздел 4. Нестандартные задачи – 5 часов.

Возраст и математика. Житейские истории. Путешествия. Денежные расчеты. О правилах «фальшивых и гадательных».


Формы внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Индивидуальная работа, практическая работа.

Решение задач индивидуально, коллективно, в группе. Вспомнить: старинные меры, их использование при решении задач; перевод единиц измерения. Рассмотреть традиционные и нестандартные способы реше­ния задач показать, что одну и ту же задачу можно решать различными методами.

Контроль: работа со справочной литературой, выбор нужной информации среди большого объёма информации; умение работать в паре.


Раздел 5. Математическая модель. Уравнение- 4 часа.

Как уравнять два выражения. Решение уравнений. Решение сложных уравнений. Решение уравнений и задач.


Формы внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Решение задач индивидуально, коллективно, в группе.

Сформировать навык анализировать и решать задачи разных видов. Поиск решения путём операций сравнения. Постановка проблемной задачи и совместное ее решение. Осуществляют перенос знаний и способов действия в новые ситуации, показать, что одно и то же уравнение можно решать различными методами. обобщить знания по теме «Уравнения»; закрепить их в игровой форме.

Контроль: работа со справочной литературой, выбор нужной информации среди большого объёма информации; умение работать в паре.


Раздел 6. Математика и игра – 4 часа.

Математические аттракционы и истории. Игра «Математическое ралли». Игра «Звездный час». «Математическая викторина».


Формы внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Решение задач индивидуально, коллективно, в группе.

Сформировать навык анализировать и решать задачи разных видов. Поиск решения путём операций сравнения. Постановка проблемной задачи и совместное ее решение.

Контроль: работа со справочной литературой, выбор нужной информации среди большого объёма информации; умение работать в паре.





Тематическое планирование программы внеурочной деятельности

«Математический калейдоскоп», 6 класс


п/п


Тема

Количество часов

1-8

Раздел 1.

Делимость чисел.


Математические аттракционы и истории

Новый знак деления

Признаки делимости

Алгоритм Евклида

НОД, НОК и калькулятор

Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость

Некоторые приемы устных вычислений

Конкурс художников

8

9-15

Раздел 2.

Математические головоломки.

Пифагорейский союз

Софизмы

Числовые ребусы ( криптограммы)

Центральная и зеркальная симметрии

Путешествия

Денежные расчеты

О правилах «фальшивых и гадательных»

7

16-23

Раздел 3.

Решение задач.

Новогоднее оригами

Житейские истории

Решение задач на совместную работу

Решение задач «обратным ходом»

Старинный способ решения задач на смешение веществ

Прямая и обратная пропорциональности

Интересные свойства чисел

Из истории интересных чисел

8

24-26

Раздел 4.

Нестандартные задачи – 3 часа

Возраст и математика

Решение задач на движение

Игра «Математическое ралли»

3

27-31

Раздел 5.

Математическая модель. Уравнение- 5 часов

Как уравнять два выражения

Как научиться решать задачи

Решение уравнений

Решение сложных уравнений

Решение уравнений и задач

5

32-34

Раздел 6.

Математика и игра – 3 часа

Игра «Звездный час»

Решение олимпиадных задач

Математическая викторина

3




Общее количество часов: 34




____________________________________________________________________________________________________________________________Программа внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп», 6 класс 8

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации