Рабочая программа внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» для обучающихся 6 классов
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Рассмотрено и принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 31.08.2022 года | Утверждаю Директор: Приказ № _________________ от 31.08.2022 года |
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Математический калейдоскоп»
для обучающихся 6 классов
Составитель программы:
Газова Н.А.,
учитель МАОУ «СОШ № 9»
Мегион, 2022
Содержание программы
Пояснительная записка.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Тематическое планирование.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» составлена на основе рабочей программы учебного предмета «Математика» А.Г. Мерзляка для 6 класса (рекомендована Министерством образования и науки РФ).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Целью изучения курса содействие развитию интереса обучающихся к математике и потребности применения математических знаний в повседневной жизни, а также развитие образного и логического мышления;
Задачи программы:
развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления;
формирование собственного стиля мышления;
формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Особенностью программы внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. В процессе логических упражнений обучающиеся практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют строить правильные суждения и приводить несложные доказательства. Рассмотрение пестрого ряда головоломок, занимательных вопросов, забавных задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений способствуют возникновению познавательной мотивации обучающихся.
Содержание программы реализуется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей, связанных:
с переходом от учебных действий, осуществляемых под руководством учителя, к овладению этой учебной деятельностью в единстве мотивационно - смыслового и операционно-технического компонентов;
с осуществлением преобразования учебных действий;
с формированием у обучающихся научного типа мышления;
с овладением коммуникативными средствами и способами учебного сотрудничества.
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Курс «Математический калейдоскоп» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Учебный курс внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» реализуется в 6 классе и рассчитан на 34 часа.
Календарно-тематическое планирование учебных занятий оформляется отдельным локальным актом. Оно содержит название тем, разделов, виды учебной деятельности, объём часов, сроки прохождения программы.
Формы работы
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок.
• анализ и решение текстов задач;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками информации.
индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам)
выступление перед другими учащимися школы;
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Математический калейдоскоп»
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Личностными результатами изучения курса «Математический калейдоскоп» являются следующие качества:
независимость и критичность мышления;
овладение начальными геометрическими сведениями;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметными результатами изучения курса «Математический калейдоскоп» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать геометрические модели;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и
компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Формы учета оценки планируемых результатов (результативность освоения Программы):
Наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа;
Диагностика: результативность в предметных конкурсах, олимпиадах.
Анкетирование.
Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях:
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников (октябрь)
«Предметная неделя по математике» (ноябрь);
Математические олимпиады на Учи.ру (ноябрь, март);
«Математика вокруг и рядом с нами» (конкурс проектных работ учащихся – май).
Оценивание результатов освоения данной рабочей программы осуществляется на основе комплекса документов, регламентирующих систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО МАОУ "СОШ № 9", и представляет собой:
Решение олимпиадных задач.
Выпуск математической газеты.
Выполнение исследовательской работы.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Математический калейдоскоп», 6 класс (34 часа)
Раздел 1. Делимость чисел – 8 часов.
Интересные свойства чисел. Из истории интересных чисел. Новый знак деления. Признаки делимости. Алгоритм Евклида. НОД, НОК и калькулятор. Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость. Некоторые приемы устных вычислений.
Формы внеурочной деятельности | Виды внеурочной деятельности |
Соревнования Познавательная игра | Привитие интереса учащихся к математике; развитие математического кругозор. Уметь выполнять задачи, анализируя и осмысливая текст задачи; извлекать необходимую математическую информацию, строить логическую цепочку рассуждений. Контроль: умение работать в паре; употреблять в диалоге разговорную речь. |
Раздел 2. Математические головоломки – 6 часов.
Пифагорейский союз. Софизмы. Числовые ребусы (криптограммы). Центральная и зеркальная симметрии. Новогоднее оригами. Конкурс художников.
Формы внеурочной деятельности | Виды внеурочной деятельности |
Парная и групповая работы | Решение задач индивидуально, коллективно, в группе. Контроль: работа со справочной литературой, выбор нужной информации среди большого объёма информации; умение работать в паре. |
Раздел 3. Решение задач – 7 часов.
Как научиться решать задачи. Решение задач на совместную работу. Решение задач «обратным ходом». Старинный способ решения задач на смешение веществ. Прямая и обратная пропорциональности. Решение задач на движение. Решение олимпиадных задач
Формы внеурочной деятельности | Виды внеурочной деятельности |
Индивидуальная, парная | Знакомство с основными приемами работы над текстом задачи. Показать, что задачи на совместную работу тесно связаны с задачами на движение. Показать, как меняется суть задачи при наличии в ней слов: одновременно; в разное время; навстречу друг другу; в разные стороны. Рассмотреть графический способ решения задач. Познакомить с различными способами решения задач показать, какие из известных нам величин находятся в прямой или обратной зависимостях. Контроль: работа со справочной литературой, выбор нужной информации среди большого объёма информации; умение работать в паре. |
Раздел 4. Нестандартные задачи – 5 часов.
Возраст и математика. Житейские истории. Путешествия. Денежные расчеты. О правилах «фальшивых и гадательных».
Формы внеурочной деятельности | Виды внеурочной деятельности |
Индивидуальная работа, практическая работа. | Решение задач индивидуально, коллективно, в группе. Вспомнить: старинные меры, их использование при решении задач; перевод единиц измерения. Рассмотреть традиционные и нестандартные способы решения задач показать, что одну и ту же задачу можно решать различными методами. Контроль: работа со справочной литературой, выбор нужной информации среди большого объёма информации; умение работать в паре. |
Раздел 5. Математическая модель. Уравнение- 4 часа.
Как уравнять два выражения. Решение уравнений. Решение сложных уравнений. Решение уравнений и задач.
Формы внеурочной деятельности | Виды внеурочной деятельности |
Решение задач индивидуально, коллективно, в группе. | Сформировать навык анализировать и решать задачи разных видов. Поиск решения путём операций сравнения. Постановка проблемной задачи и совместное ее решение. Осуществляют перенос знаний и способов действия в новые ситуации, показать, что одно и то же уравнение можно решать различными методами. обобщить знания по теме «Уравнения»; закрепить их в игровой форме. Контроль: работа со справочной литературой, выбор нужной информации среди большого объёма информации; умение работать в паре. |
Раздел 6. Математика и игра – 4 часа.
Математические аттракционы и истории. Игра «Математическое ралли». Игра «Звездный час». «Математическая викторина».
Формы внеурочной деятельности | Виды внеурочной деятельности |
Решение задач индивидуально, коллективно, в группе. | Сформировать навык анализировать и решать задачи разных видов. Поиск решения путём операций сравнения. Постановка проблемной задачи и совместное ее решение. Контроль: работа со справочной литературой, выбор нужной информации среди большого объёма информации; умение работать в паре. |
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности
«Математический калейдоскоп», 6 класс
№ п/п | | Тема | Количество часов |
1-8 | Раздел 1. Делимость чисел. | Математические аттракционы и истории Новый знак деления Признаки делимости Алгоритм Евклида НОД, НОК и калькулятор Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость Некоторые приемы устных вычислений Конкурс художников | 8 |
9-15 | Раздел 2. Математические головоломки. | Пифагорейский союз Софизмы Числовые ребусы ( криптограммы) Центральная и зеркальная симметрии Путешествия Денежные расчеты О правилах «фальшивых и гадательных» | 7 |
16-23 | Раздел 3. Решение задач. | Новогоднее оригами Житейские истории Решение задач на совместную работу Решение задач «обратным ходом» Старинный способ решения задач на смешение веществ Прямая и обратная пропорциональности Интересные свойства чисел Из истории интересных чисел | 8 |
24-26 | Раздел 4. Нестандартные задачи – 3 часа | Возраст и математика Решение задач на движение Игра «Математическое ралли» | 3 |
27-31 | Раздел 5. Математическая модель. Уравнение- 5 часов | Как уравнять два выражения Как научиться решать задачи Решение уравнений Решение сложных уравнений Решение уравнений и задач | 5 |
32-34 | Раздел 6. Математика и игра – 3 часа | Игра «Звездный час» Решение олимпиадных задач Математическая викторина | 3 |
| | | Общее количество часов: 34 |
____________________________________________________________________________________________________________________________Программа внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп», 6 класс 8