Материал для самостоятельного изучения для объединения «Судомоделирование»
Теоретический материал для самостоятельного ознакомления.
Такела́ж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — общее название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.
Стоячий так елаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным.
С тоячий такелаж служит для удержания рангоутных частей в надлежащем положении, бегучий — для постановки, уборки парусов, управления ими, изменения направления отдельных частей рангоута.
Для стоячего такелажа употребляются: на больших судах преимущественно стальной и железный трос, снаружи оцинкованный, как наиболее прочный и долго служащий; на мелких иногда берут ещё смолёные пеньковые или синтетические тросы. В некоторых частях стоячего такелажа употребляются цепи (напр. цепной борг — на котором висит нижний рей) — с короткими звеньями без распорок, для большей их гибкости.сов и управления ими. К стоячему такелаж относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.
Ванты удерживают мачты и стеньги в поперечных направлениях и отчасти сзади,
фордуны — сзади и отчасти с боков, штаги — спереди.
К прочностной надёжности и долговечности стоячего такелажа предъявляются высокие требования. Наиболее массивные снасти стоячего такелажа (ванты нижней мачты) изготовляют из стальных тросов диаметром до 50 миллиметров, накладывают попарно на оба борта в обхват топа мачты, проводят вниз к вант-путенсам, где обтягивают талрепами. Кроме того, одинарные ванты (топ-ванты) на каждый борт заводят в специальные обухи на топе мачты.
На четырёхмачтовом барке нижняя мачта удерживается шестью парами вант и четырьмя одинарными топ-вантами. Комли вант заводят в вилки талрепов, заламывают в сторону кормы и крепят бензелями из мягкой проволоки. Для предохранения вант от раскручивания у талрепов закладывают ворст — специальный стопор из прутковой или полосовой стали, который крепится у комлей вант. Талрепы также фиксируют стальными стержнями.
Фордуны и штаги (как парные, так и одиночные) изготовляют также из толстых тросов и крепят аналогично вантам.
Все ванты и топ-ванты полностью, а фордуны и штаги в местах касания к парусам клетнюют и тируют такелажным тиром для защиты от сырости. Остальные тросы стоячего такелажа иногда покрывают в декоративных целях водостойкими белилами.
К стоячему такелажу относятся также и перты — растительные или стальные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта крепится к ноку рея, другой — к середине рея за мачтой. Перты поддерживаются подпертками — обнесёнными вокруг рея короткими стропами.
Расположение снастей стоячего такелажа
1. ватер-штаги | 22. ватер-бакштаги |
2. мартин-штаг | 23. утлегарь-бакштаги |
3. мартин-штаг от бом-утлегаря | 24. бом-утлегарь-бакштаги |
4. фока-штаг | 25. фок-ванты |
5. фок-лось-штаг | 26. фор-стень-ванты |
6. фор-лось-стень-штаг | 27. фор-брам-стень-ванты |
7. фор-стень-штаг | 28. фор-стень-фордуны |
8. кливер-леер | 29. фор-брам-стень-фордуны |
9. фор-брам-стень-штаг | 30. фор-бом-брам-стень-фордуны |
10. бом-кливер-леер | 31. грот-ванты |
11. фор-бом-брам-стень-штаг | 32. грот-стень-ванты |
12. грота-штаг | 33. грот-брам-стень-ванты |
13. грот-лось-штаг | 34. грот-стень-фордуны |
14. грот-лось-стень-штаг | 35. грот-брам-стень-фордуны |
15. грот-стень-штаг | 36. грот-бом-брам-стень-фордуны |
16. грот-брам-стень-штаг | 37. бизань-ванты |
17. грот-бом-брам-стень-штаг | 38. крюйс-стень-ванты |
18. бизань-штаг | 39. крюйс-брам-стень-ванты |
19. крюйс-стень-штаг | 40. крюйс-стень-фордуны |
20. крюйс-брам-стень-штаг | 41. крюйс-брам-стень-фордуны |