12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аладьина Алла Анатольевна481
Россия, Ростовская обл., Гуково

Теоретический материал для самостоятельного ознакомления.

Такела́ж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — общее название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.

t1586157006aa.png

Стоячий так елаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным.

Сt1586157006ab.jpg тоячий такелаж служит для удержания рангоутных частей в надлежащем положении, бегучий — для постановки, уборки парусов, управления ими, изменения направления отдельных частей рангоута.
Для стоячего такелажа употребляются: на больших судах преимущественно стальной и железный трос, снаружи оцинкованный, как наиболее прочный и долго служащий; на мелких иногда берут ещё смолёные пеньковые или синтетические тросы. В некоторых частях стоячего такелажа употребляются цепи (напр. цепной борг — на котором висит нижний рей) — с короткими звеньями без распорок, для большей их гибкости.сов и управления ими. К стоячему такелаж относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.

Ванты  удерживают мачты и стеньги в поперечных направлениях и отчасти сзади, 





t1586157006ac.jpg


фордуны — сзади и отчасти с боков, штаги — спереди.

К прочностной надёжности и долговечности стоячего такелажа предъявляются высокие требования. Наиболее массивные снасти стоячего такелажа (ванты нижней мачты) изготовляют из стальных тросов диаметром до 50 миллиметров, накладывают попарно на оба борта в обхват топа мачты, проводят вниз к вант-путенсам, где обтягивают талрепами. Кроме того, одинарные ванты (топ-ванты) на каждый борт заводят в специальные обухи на топе мачты.

На четырёхмачтовом барке нижняя мачта удерживается шестью парами вант и четырьмя одинарными топ-вантами. Комли вант заводят в вилки талрепов, заламывают в сторону кормы и крепят бензелями из мягкой проволоки. Для предохранения вант от раскручивания у талрепов закладывают ворст — специальный стопор из прутковой или полосовой стали, который крепится у комлей вант. Талрепы также фиксируют стальными стержнями.

t1586157006ad.gif


Фордуны и штаги (как парные, так и одиночные) изготовляют также из толстых тросов и крепят аналогично вантам.

Все ванты и топ-ванты полностью, а фордуны и штаги в местах касания к парусам клетнюют и тируют такелажным тиром для защиты от сырости. Остальные тросы стоячего такелажа иногда покрывают в декоративных целях водостойкими белилами.

К стоячему такелажу относятся также и перты — растительные или стальные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта крепится к ноку рея, другой — к середине рея за мачтой. Перты поддерживаются подпертками — обнесёнными вокруг рея короткими стропами.

t1586157006ae.png

Расположение снастей стоячего такелажа

1. ватер-штаги

22. ватер-бакштаги

2. мартин-штаг

23. утлегарь-бакштаги

3. мартин-штаг от бом-утлегаря

24. бом-утлегарь-бакштаги

4. фока-штаг

25. фок-ванты

5. фок-лось-штаг

26. фор-стень-ванты

6. фор-лось-стень-штаг

27. фор-брам-стень-ванты

7. фор-стень-штаг

28. фор-стень-фордуны

8. кливер-леер

29. фор-брам-стень-фордуны

9. фор-брам-стень-штаг

30. фор-бом-брам-стень-фордуны

10. бом-кливер-леер

31. грот-ванты

11. фор-бом-брам-стень-штаг

32. грот-стень-ванты

12. грота-штаг

33. грот-брам-стень-ванты

13. грот-лось-штаг

34. грот-стень-фордуны

14. грот-лось-стень-штаг

35. грот-брам-стень-фордуны

15. грот-стень-штаг

36. грот-бом-брам-стень-фордуны

16. грот-брам-стень-штаг

37. бизань-ванты

17. грот-бом-брам-стень-штаг

38. крюйс-стень-ванты

18. бизань-штаг

39. крюйс-брам-стень-ванты

19. крюйс-стень-штаг

40. крюйс-стень-фордуны

20. крюйс-брам-стень-штаг

41. крюйс-брам-стень-фордуны



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.