Материал для самостоятельного изучения объединения «Судомоделирование»
Теоретический материал.
Рубки - сооружения, расположенные на главной палубе или на надстройках. Они не идут от борта до борта и обособлены. В них расположены помещения, необходимые для эксплуатации судна. Часто рубки размещают одну над другой.
Рулева́я ру́бка — помещение на корабле, являющееся главным постом управления судном.
Мостик — верхний ярус надстройки, где находится управление судном. Он может быть в виде надстройки или рубки с выносными крыльями до линии борта или надстройки Предназначен для несения вахты на ходу, управления судном во время швартовных операций, постановки и съемки с якоря.
На мостике расположены — рулевая рубка, штурманская рубка, радиорубка, могут быть каюты радиста, лоцмана и служебные помещения для хранения навигационных карт и пособий.
По бортам мостика (на крыльях) расположены ходовые отличительные огни. В настоящее время большинство современных судов имеет совмещенные рулевую и штурманскую рубки. В ночное время они разделяются темными шторами. Поэтому на морских судах особое внимание уделяется конструкции мостика и его расположению Это необходимо не только для удобства работы судоводителей, но и играет большую роль в обеспечении безопасности мореплавания Поэтому мостик должен по возможности обеспечивать круговой обзор, удобство в работе и оперативность, рациональное расположение навигационных приборов и устройств.
Рулевая рубка — место непосредственного управления судном —устроена таким образом, чтобы иметь хороший обзор и компактность. Передние окна рубки делают большого размера с наклоном вперед и с подогревом. Количество дверей и окон зависит от конструкции рубки. В рулевой рубке устанавливаются
приборы и устройства управления и контроля за движением судна авторулевой, руль, машинный телеграф магнитный компас, репитеры гирокомпаса, эхолот, РЛС, станция УКВ, внутрисудовая связь,
пульты управления СЭУ, панель включения сигнальных огней и т д.
К типовому оборудованию рулевой рубки относятся также телефонные аппараты, переговорные устройства, шкаф с флагами, пульт для письма, окно в Штурманскую рубку для наблюдения из рулевой рубки за направлением движения судна, а также за таблицами курсов и уровней жидкости.
Радиорубка
Для управления судном и по организационным причинам необходимо все время иметь связь с внешним миром, т. е. с соответствующими портами, пароходствами и другими службами, а также с другими находящимися поблизости судами. Задача радиста заключается в том, чтобы постоянно поддерживать надежную связь с внешним миром. Кроме того, радист принимает также навигационные предупреждающие сообщения, например о смещении буев, потушенных маяках, дрейфующих минах или айсбергах, сводки погоды, предупреждения о шторме, сообщения прессы для газеты на борту судна, а также медицинские консультации, поскольку не на всех судах имеется врач.
Штурманская рубкаВ штурманской рубке находятся морские карты, составленные по морским районам и зонам. Капитан наносит на морскую карту курс судна, вахтенный офицер определяет его местонахождение по результатам измерений и сравнивает на карте с курсом, по которому должно следовать судно. Если местонахождение судна вследствие влияния течений и ветров отличается от заданного курса, вахтенный офицер дает рулевому новый курс, компенсирующий это смещение.
В штурманской рубке установлены все необходимые для определения местонахождения судна приборы:
— радиопеленгатор для пеленгования неподвижных или подвижных передатчиков при определении местонахождения судна или направления его движения;
— эхолот для измерения глубины моря под днищем судна;
— вторичный компас для определения курса, который, как и другие вторичные компасы на борту судна, электрически управляется от главного гирокомпаса;
— хронометр с карданным подвесом в качестве вспомогательного инструмента для определения местонахождения судна;
— секстаны для наблюдения за небесными телами при астрономическом определении местонахождения судна.
http://seaships.ru/pilothouse.htm