12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Аладьина Алла Анатольевна481 Россия, Ростовская обл., Гуково |
Материал для самостоятельного изучения объединения "Судомоделирование"
Теоретический материал для ознакомления с видами парусного вооружения
Парусное вооружение – это совокупность всей оснастки, предназначенной для перемещения судна по воде при помощи ветра.
На прошлом занятии мы с вами рассмотрели косые рейковые паруса. А теперь познакомимся с простыми косыми – это 1) бермудский 2) гафельный 3) гуари 4) шпринтовый
Гафельное вооружение
Парус четырехугольный. Верхний край его шнуруется к гафелю, нижний край бермудского паруса прикрепляется к гику, а передний - к мачте. Бывает гафель особой формы. Он – тонкий, длинный и ставится почти вертикально, обычно – на невысокой прочной мачте. У паруса четырехугольная форма, но верхний задний угол поднят так высоко, что издалека парус можно принять за треугольный, бермудский. Называется такой стоячий гафель гуари. Потому у этого типа парусного вооружения такое же название.
Бермудский парус
Этот тип паруса самый легкий в управлении, а также хорошо работает на острых курсах против ветра (т.е. когда судно идет почти против ветра) Иногда у них форма обычного треугольника, а иногда задний край слегка округлый – чтобы увеличить площадь паруса. В этом случае к парусине пришивают специальные узкие карманы (лат–карманы) и в них вставляют гибкие длинные пластины – латы. Это чтобы на парусе не появлялись складки. Нижний край бермудского паруса прикрепляется к гику, а передний к мачте.
Шпринтовый
Шпринтовый парус сохранился на швертботах класса «Оптимист», а также нередко используется для оснащения рыболовных судов и байдарок. Форма паруса близка к прямоугольнику, его верхний угол растягивается по диагонали с помощью шпринтова — рейка или дюралевой трубки. Парус постоянно пришнурован к мачте, вокруг которой его можно закрутить после освобождения от шпринтова.
Удобен в районах с частыми внезапными шквалами, так как в случае необходимости быстрого уменьшения парусности достаточно освободить верхний (нок-бензельный) угол паруса от шпринтова. При этом площадь его сокращается наполовину; парус принимает треугольную форму.