Материал для самостоятельного изучения объединения «Судомоделирование»
Изготовление дельных вещей.
Дельные вещи (от deel «часть») — морской термин, общее название для некоторых вспомогательных деталей оборудования корпуса судна, которые служат главным образом для крепления и проводки такелажа, а также частей судовых устройств, оборудования внутренних помещений и открытых палуб.
К дельным вещам на кораблях и судах относятся скобы, утки, рымы, талрепы, храпцы, клюзы, кнехты, кипы, битенги, люверсы, иллюминаторы, двери, сходные и световые люки, горловины, трапы, леерные и тентовые стойки, и ширмы ходовых огней.
Иллюминаторы - это круглые или прямоугольные окна на судне или корабле, предназначенные для освещения помещений и естественной вентиляции. Их устраивают в борту судна, дверях, стенках рубок и надстроек и соответственно называют: бортовой иллюминатор, палубный иллюминатор и т.д.
Различают створчатые (открывающиеся и глухие (неоткрывающиеся) иллюминаторы.
Круглые иллюминаторы, устанавливаемые в бортах судна, стенках рубок и надстроек, стандартизованы и разбиты на 10 групп .
Глухие иллюминаторы в палубах надводных судов имеют диаметр в свету 200 мм.
Глухие универсальные иллюминаторы диаметром в свету 200 - 350 мм имеются в дверях и стенках рубок.
При установке в тех местах, где возможны повреждения стекол, иллюминаторы ограждают прутками (см. рис. 121,б).
На самых крупных судах диаметр в свету иллюминаторов в пассажирских, общественных и служебных помещениях, расположенных в надстройках и рубках верхних палуб, может достигать 500 - 600 мм. Диаметр обычных каютных иллюминаторов составляет 350 - 400 мм. На малых судах и катерах устанавливают иллюминаторы меньшего диаметра.
Прямоугольные рубочные иллюминаторы, как и круглые, изготовляют глухими и с ограждением из прутков (см. рис. 121,в и г). Размеры прямоугольных иллюминаторов в свету 300х400 и 400х600 мм. Прямоугольные глухие палубные иллюминаторы имеют размеры в свету 80х240 мм. По конструкции такой иллюминатор аналогичен глухому круглому иллюминатору без ограждения.
Пользуясь самым простым способом изготовления рам круглых и прямоугольных иллюминаторов для маломасштабных моделей (рис. 122,а), на круглый или четырехугольный стержень необходимого сечения навивают медную или латунную проволоку диаметром 0,4 - 0,8 мм (в зависимости от масштаба модели корабля). Сняв заготовку со стержня, ее разрезают на кружки (кольца) маленькими остроконечными ножницами. Затем раму иллюминатора выпрямляют, подгибают пинцетом и устанавливают на место. Для этого ее кладут на окрашенную поверхность переборки (борта) и маленькой кисточкой или заостренной палочкой вводят ацетон или жидкий нитроклей в просвет иллюминатора. Внутренний просвет красят обычно в черный или темно-шаровый цвет.
Иллюминаторы для моделей сравнительно крупных масштабов (1:50, 1:25) можно выточить на токарном станке из толстостенной трубки или использовать для этого укороченные тонкостенные латунные клеммы, употребляемые в электротехнике.
Трап — судовая лестница для сообщения между помещениями или открытыми участками на палубах корпуса, надстроек и рубок.
Трапы различаются:
1) по местоположению на судне на: внутренние и наружные трапы,
2) по ширине рабочего проёма — однопоточные и двухпоточные трапы,
3) по способу крепления — стационарные, съёмные и переносные трапы,
4) по ориентации относительно палубы судна — наклонные и вертикальные трапы.
Внутренние трапы на пассажирских судах художественно оформлены, имеют большую ширину и малый наклон.
Вертикальные скоб — трапы, не имеющие поручней и тетивин, устанавливают в редко посещаемых людьми местах (снаружи и внутри дымовых труб, в шахтах, трюмах, башнях, а также на мачтах). Скоб — трапы состоят из стальных прутьев (скоб), привариваемых одна над другой с некоторым интервалом.
Забортный трап, устанавливаемый на судах при стоянке на рейде или у причала, служит для входа или схода с судна на шлюпку (катер) или непо-средственно на причал. Забортные трапы поднимаются и опускаются при помощи трап — балок, грузоподъёмных механизмов, оснащённых талями и предназначенных для спуска, подъёма и удержания на заданном уровне нижних площадок забортных трапов.
Гибкий шторм — трап из растительного или синтетического троса с круглыми или плоскими деревянными балясинами (ступеньками) подвеши-вается к выстрелу или опускается вдоль борта судна. Шторм — трап служит для сообщения между судами разных размеров при интенсивном волнении, когда использовании забортного трапа затруднительно.
Рис. 7 Лоцманский трап.
http://morez.ru/delne-veshhi-sudna/
http://www.modelizd.ru/ship/technologies/izgotovlenie-nadstroek-ustroystv-i-delnyh-veschey