Материал для самостоятельного изучения обучающихся объединения «Судомоделирование»
Теоретический материал для самостоятельного ознакомления.
Такела́ж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — общее название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.
Бегучий такелаж косых парусов
Бегучий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте. Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением.
Снасти бегучего такелажа более разнообразны. Это фалы, брасы, шкоты, топенанты, гитовы и др. Многие из них проходят через одинарные или двойные блоки. С помощью бегучего такелажа поднимают и опускают реи, осуществляют перебрасопку (изменение угла относительно направления ветра) реев, поднимают и спускают косые паруса. Все операции проводят с палубы, и лишь для постановки и уборки прямых парусов требуется, чтобы экипаж находился на мачтах. Общая протяжённость снастей такелажа порой исчисляется десятками километров.
Бегучий такелаж изготавливают из растительных, синтетических и гибких стальных тросов. Его подразделяют на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов. Бегучий такелаж рангоута служит для управления элементами подвижного рангоута. Посредством его снастей рангоут поднимают, опускают, разворачивают и удерживают в нужном положении.
Бегучий такелаж парусов предназначен для постановки, уборки парусов и управления ими.
Шкот (нидерл. schoot) — снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута.
Г ордень (нидерл. gording) — снасть бегучего такелажа парусного судна, с помощью которой прямые паруса подтягивают к реям при их уборке. В зависимости от своего местонахождения гордени получают дополнительные наименования (бык-гордень для нижней шкаторины паруса, нок-гордень — для боковой. Гордень подъёмный — простейшее подъёмное приспособление, состоящее из неподвижного одношкивного блока, привязанного к какому-нибудь предмету, например, марсу или рею и пропущенного через него троса, шкентеля. Даёт удобное направление тяги без выигрыша в силе. Тонкий гордень называют гордешок
К снастям бегучего такелажа парусного судна относятся фалы, ниралы, шкоты, галсы, гордени и гитовы. Фалы и ниралы - снасти, посредством которых соответственно поднимаются и спускаются косые паруса - кливеры, стаксели и топсели. Шкоты и галсы служат для постановки парусов - они растягивают прямые и косые паруса по направлению к бортам судна. Гордени и гитовы предназначены для уборки прямых парусов. Горденем подтягивают шкаторины паруса к рею. Гордень, подтягивающий нижнюю шкаторину, называется бык-горденем, боковую шкаторину - нок-горденем. Нижние углы паруса подтягивают к рею гитовыми.
На ноках реев закреплены бугели с обухами, к которым крепят коренные концы снастей бегучего такелажа реев - брасов и топенантов. К середине реев крепят коренные концы фалов. Брасы - снасти, которыми реи разворачивают в горизонтальной плоскости. Топенанты поддерживают реи в вертикальной плоскости. Фалы служат для перемещения реев вдоль стеньги. Названия брасов, топенантов и фалов зависят от названий соответствующих реев: марса-брасы, брам-брасы, бом-брам-брасы; марса-топенанты, бом-брам-топенанты; марса-фал, брам-фал, бом-брам-фал.
БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ КОРАБЛЯ КОНЦА XVIII в.:
1 - блинда-топенанты; 2 - блинда-трис; 3 - гардель фока-рея, 4 -фока-брасы; 5 - фока-топенанты; б - фор-марса-брасы; 7 - фор-марса-топенанты; 8 - фор-брам-топенанты; 9 - фор-бом- брам-топенанты; 10 - фор-бом-брам-брасы; 11 -фор-брам-брасы; 12 - фор-марса-дрейреп; 13 - фор-марса-фал; 14 - гардель грота-рея; 15 - грота-брасы; 16 - грота-топенанты; 17 - грот- марса-брасы; 18 - грот-марса-топенанты; 19-грот-брам-фал; 20 - грот-брам-топенанты; 21 - грот-бом-брам-топенанты; 22 - грот-бом-брам-брасы; 23 - грот-брам-брасы; 24 - крюйс-бом- брам-брасы; 25 - крюйс-брам-брасы; 26 - грот-марса-дрейреп; 27 - крюйс-марса-брасы; 28 - бегин-брасы; 29 - грот-марса- фал; 30 - гардель бегин-рея; 31 - бегин-топенанты; 32 - крюйс- бом-брам-топенанты; 33 - крюйс-брам-топенанты; 34 -крюйс- марса-топенанты; 35 - дирик-фал; 36 - крюйс-марса-дрейреп; 37 - гафель-гардель; 38 - крюйс-марса-фал; 39 - бизань-гика- топенанты; 40 - бизань-гика-шкот.
Клуб домашних умельцев: https://sdelaj.com/modelling/drawings_of_ship_models/1694-ustroystvo-parusnogo-korablya.html#ixzz6IqfGZAmY