Материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку - 3
При составлении работы использован отрывок из повести Анатолия Алексина «Раздел имущества»
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Всегда безупречно выдержанная, мама, потеряв власть над собой, зарыдала. (2) Слёзы часто плачущего человека не потрясают нас. (3) А мамины слёзы я видела первый раз в жизни. (4) И стала её утешать.
(5) Ни одно литературное сочинение, наверно, не произвело на маму такого сильного впечатления, как моё. (6) Она до вечера не могла успокоиться.
(7) Когда я была в ванной комнате, готовясь ко сну, пришла бабушка. (8) Мама и ей не дала снять пальто. (9) Голосом, который вернулся на край обрыва, не стремясь что-либо скрыть от меня, она стала говорить сбивчиво, как некогда говорила я:
(10) - Вера написала... (11) А я случайно прочла. (12) "Главный человек в моей жизни"... (13) Школьное сочинение. (14) Все у них в классе посвятят его матерям.
(15) Это бесспорно! (16) А она написала о вас... (17) Если бы ваш сын в детстве... (18) А?
(19) Нам надо разъехаться! (20) Это бесспорно. (21) Я не могу больше. (22) Моя мама ведь не живёт с нами... (23) И не пытается отвоевывать у меня мою дочь!
(24) Я могла бы выйти в коридор и объяснить, что прежде, чем отвоевывать меня, маминой маме надо было бы отвоевать моё здоровье, мою жизнь, как это сделала бабушка. (25) И что совершить это по телефону вряд ли бы удалось.
(26) Но мама опять зарыдала. (27) И я притаилась, затихла.
(28) - Мы с вами должны разъехаться. (29) Это бесспорно, - сквозь слёзы, но уже твёрдо сказала мама. - (30) Всё сделаем по закону, по справедливости...
Анализ содержания текста
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Сочинение дочери не произвело на мать сильного впечатления.
2) Мама героини рыдала, потому что дочь назвала главным человеком в её жизни бабушку.
3) Мать героини текста вообще часто плакала.
4) Вера пыталась всё объяснить матери, не считаясь с её слезами.
5) Мать Веры хотела разъехаться с её бабушкой.
Синтаксический анализ
1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Мама зарыдала (предложение 1)
2) Слёзы не потрясают нас (предложение 2)
3) Видела слёзы (предложение 3)
4) Стала её утешать (предложение 4)
5) Не произвело впечатления (предложение 5)
6) Она не могла успокоиться (предложение 6)
2. 1) Замените словосочетание «твёрдо сказала» (предложение 29), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
2) Замените словосочетание «литературное сочинение» (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
3. Среди предложений № 2 - 9 найдите предложение, которое осложнено необособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите его номер.
4. Среди предложений № 19 - 23 найдите односоставное безличное предложение. Напишите его номер.
Лексический анализ
1. Замените разговорное слово «зарыдала» (предложение 1) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
2. Найдите в предложениях 5 - 14 слово, синонимами к которому являются слова «неясно, путано, нечётко, сумбурно, хаотично, нелогично». Выпишите это слово.
3. Найдите в предложениях 1 - 11 слово, которое употреблено в значении «мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с чем-нибудь или кем-нибудь». Выпишите это слово.
4. Найдите в предложениях 10 - 19 слово, антонимами к которому являются слова «нарочно, специально, сознательно». Выпишите это слово.
5. Найдите в предложениях 10 - 19 слово, антонимами к которому являются слова «второстепенный, неважный, незначительный». Выпишите это слово.
Орфографический анализ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИТАИЛАСЬ – приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
2) ЧТО-ЛИБО (скрыть) – неопределённые наречия с суффиксом -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ пишутся через дефис.
3) БЕССПОРНО – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
4) (в моей) ЖИЗНИ – в окончаниях существительных 1 склонения в предложном падеже пишется буква И.
5) (слёзы) ПОТРЯСАЮТ – гласная в корне может быть проверена ударением с помощью подбора однокоренного слова.
Ответы
Анализ содержания текста
2, 5
Синтаксический анализ
1. 1, 6
2. 1) сказала с твёрдостью
2) сочинение по литературе
3. 2
4. 19
Лексический анализ
1. заплакала
2. сбивчиво
3. впечатления
4. случайно
5. главный
Орфографический анализ
1, 3, 5
Использованные ресурсы:
1. https://azbyka.ru/fiction/razdel-imushhestva-anatolij-aleksin/
Горбачёва Марина Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Галина Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева
Колышкина Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева