Материалы для стенда «К столетию Поместного Собора Русской Православной церкви»
К 100-летию
Поместного Собора Российской Православной Церкви
1917-1918 годов
В 2017 году Русская Православная Церковь будет отмечать столетие Собора 1917–1918 гг. Этот Собор стал важной вехой в истории нашей Церкви. Его задачей было далеко не только возродить соборность и восстановить Патриаршество, упраздненное Петром I, но и — в конкретных исторических условиях — организовать жизнь Церкви на новых началах без вмешательства государства, выработать и принять основные законоположения, наметить дальнейшие пути существования Церкви в изменившихся общественно-политических условиях. Собор стал выдающимся по своему составу, продолжительности и количеству рассмотренных вопросов.
Соборные постановления 1917–1918 гг. являются для нас не только церковно-историческим памятником, но и руководством к действию. Опираясь на эти постановления, в Русской Православной Церкви сегодня образован Высший церковный совет, разукрупняются епархии, создаются митрополии и при них митрополичьи советы, принято положение о епархиальных викариатствах. Та интеллектуальная и духовная работа, которая проходила на Соборе, может и сейчас послужить нам в решении тех или иных современных церковных вопросов. В частности, на Соборе происходила серьезная дискуссия о приходском устройстве, положении духовенства, активного участия женщин в церковной жизни, восстановления института диаконисс, праве женщин входить в алтарь, вопросов богослужебного языка. Кроме того, на Соборе серьезно обсуждались вопросы о создании церковного банка, о создании церковных кооперативов, о страховании церковных имуществ. Многие из них актуальны и сегодня.
Кроме соборной дискуссии по докладу «О церковных округах», разработанному Отделом о высшем церковном
управлении, этот вопрос затрагивался при обсуждении определений Собора «О высшем церковном управлении», «О соборах, созываемых через три года», «Об устройстве церковного суда», «О порядке прославления русских святых к местному почитанию», при обсуждении вопросов об устроении Православных церквей в Закавказье и автономии Украинской Церкви. Так, согласно принятому на Соборе определению, митрополичьи округа мыслились как полноценные, самостоятельные церковные образования, строящиеся на соборных связях как внутри себя, так и во внешних своих отношениях.
Собор 1917 года. Президиум. В центре – Святитель Тихон (Белавин)
В истории Русской Церкви известны соборы, которые созывались только с целью канонизации святых, - это соборы 1547 и 1549 гг., на которых было прославлено сразу 39 святых. Но в истории Русской Церкви не известны соборы, среди участников которых было бы столько святых, мучеников и исповедников, как среди участников Священного Собора, открывшегося 15 августа 1917 г.
Собор был созван в переломный момент русской истории, спустя три года после повсеместного празднования 1600-летия со дня выхода Миланского эдикта, поэтому трудно было представить, что на Русскую Православную Церковь обрушатся такие гонения, каких не знал мир. Но эти времена наступили. И первым, кто дал оценку происходившим событиям, был именно Священный Собор.
Летом 1917 года были зверски убиты протоиерей Николай Скворцов и члены его семьи. Начались повсеместные оскорбления священнослужителей. Но с началом октябрьского переворота гонения на духовенство начинает нарастать и носит уже систематический характер.
Только в последнее время появились сведения о преследовании митрополита Московского Тихона: в первые дни московских боев, 25 октября, на Троицкое подворье явился отряд для совершения обыска. Эти скорбные дни совпали с величайшим событием в Русской Церкви - восстановлением Патриаршества, но и оно было омрачено расстрелом Московского Кремля. И вновь избранный Патриарх Тихон, готовившийся к интронизации в Троице-Сергиевой Лавре, был подвергнут обыску, причем при обращении к властям, последние заявили, что им ничего не известно. Появляются первые мученики новых времен. Сначала в Петрограде был убит 31 октября 1917 г. протоиерей Иоанн Кочуров, затем спустя полтора месяца отец Петр Скипетров.
Поместный Собор Российской Православной Церкви
1917-1918 годов.
Открывая первое заседание второй сессии Собора, Патриарх Тихон сказал: «Очень рад, что вы снова собрались сюда, потому что текущие обстоятельства и время, которое мы переживаем, требуют объединения, чтобы мы могли выступать на защиту Церкви Божией совместными дружными усилиями. Вы знаете, что, когда Собор временно прекратил свои занятия, за этот перерыв правительство обратило неблагосклонное внимание на Церковь Божию. Оно выпустило ряд декретов, которые начинают приводиться в исполнение и нарушают основные положения нашей Церкви. Как отнестись к этим декретам, как им противоборствовать, какие меры предпринять - это лучше всего обсудить и решить на Соборе. Посему наступающая сессия Собора, которая, надеюсь на милость Божию, будет благоприятна, кроме текущих задач имеет и специальную задачу: обсуждение того, как отнестись к текущим событиям, касающимся Церкви Божией».
Во время всеобщей разрухи и анархии Священный Собор являлся единственным законным выразителем дум и чаяний лучшей части русского народа. Быть может, как никогда в своей истории, Русская Церковь свободно и нелицеприятно оценивала происходящие события с точки зрения как духовной, так и нравственной.
Поэтому первые же заседания второй сессии Собора были целиком посвящены событиям, происходившим в стране. Собор, опасаясь за жизнь Святейшего Патриарха, обратился к нему с просьбой на непредвиденный случай оставить распоряжение о Местоблюстителе Патриаршего Престола. Совет московских приходских общин принял решение об охране Патриарха.
3 (16) февраля 1918 г. Патриарх Тихон сообщил Собору горестную весть о мученической кончине Почетного председателя Собора - митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского).
Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского
Это событие потрясло членов Собора. 15 (28) февраля состоялось траурное заседание Собора, посвященное памяти митрополита Владимира.
Открывая заседание, Патриарх Тихон сказал: «Ужасное, кошмарное злодеяние, которое совершено было по отношению к Высокопреосвященному митрополиту Владимиру, конечно, еще долго и долго будет волновать и угнетать наш смущенный дух». И 100 лет спустя это не может не волновать христианскую совесть. Далее Святейший сказал: «Конечно, судя по-человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и В этот же день было принято «Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о деятельности церковно-административного аппарата в условия новой государственной власти», в котором говорилось, что «новые условия церковной жизни требуют от церковных деятелей, особенно местных, чрезвычайного внимания и напряженных усилий для того, чтобы надлежаще и с добрым успехом совершать духовное делание, невзирая на встречаемые препятствия и даже гонения», и открыто заявилось, что «Все восстающие на Святую Церковь, причиняющие поругание святой православной вере и захватывающие церковное достояние, подлежат, невзирая на лица, отлучению церковному».
Если первой вершиной Священного Собора историки считают восстановление Патриаршества, то второй вершиной явилось заседание, посвященное памяти убиенного митрополита Киевского Владимира.
Гонения на Церковь и расправы над священниками являются темой почти всех заседаний третьей сессии. Сессия начинается панихидой по убиенному царю Николаю II и заканчивается чтением на последнем заседании мартиролога новомучеников. Согласно этому списку, к концу занятий Собора 121 член Русской Православной Церкви пострадал за веру; 97 человек были известны по именам; имена 24 оказались не известными; 118 человек находилось в заключении. Заканчивая чтение этого мартиролога, секретарь Собора Василий Павлович Шеин указал на неполноту сведений о гонениях. Возможно, в список попала лишь десятая часть мучеников за веру. Среди новомучеников были названы: митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), епископ Тобольский Гермоген (Долганев), епископ Орловский Макарий (Гневушев) и епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев); два архимандрита; восемь протоиереев, в том числе Философ Орнатский, настоятель Казанского собора в Петрограде, и Иоанн Восторгов, настоятель собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве; 20 священников; 8 монахов и 7 мирян. Среди новомучеников, чьи имена не были известны, было 7 священников и 18 мирян.
Для облегчения положения Церкви в государстве Собор пытается взаимодействовать с Советом народных комиссаров. На 138-м заседании решается вопрос передачи материалов о гонениях в СНК. На 148-м заседании ставится вопрос о необходимости дополнить Комиссию о гонениях новыми членами.
На 165-м заседании Собор поддерживает ходатайство Совета объединенных приходов Москвы перед СНК о разрешении причащать приговоренных к смерти и о выдаче родственникам тел расстрелянных.
Известно, что каждый второй соборянин прошел крестный путь, но пострадавших было гораздо больше. Члены Собора сохраняли свои полномочия до созыва следующего Собора, но лишь несколько человек из оставшихся в живых приняли участие в работах Архиерейского Собора 1943 г. и Поместного Собора 1945 г.x
Поэтому наш христианский долг собрать сведения о всех членах Священного Собора 1917-1918 гг. Эта работа под силу только соборной деятельности Церкви.
Поместный Собор Российской Православной Церкви
1917-1918 годов.
Собор стал заметной вехой в истории Православной Церкви - не только Русской, но и Вселенской. На Московском Соборе 1917-1918 годов, после более чем двухвекового перерыва, крупнейшая Поместная Православная Церковь смогла вновь найти и возвысить свой соборный голос, свободно сформулировав принципы церковного бытия.
Ломка всего строя общественной жизни России и новые гонения на Церковь в условиях революции и гражданской войны способствовали бурному всплеску деятельности, сплочению православных христиан и выявлению церковной точки зрения на Соборе.
Работая больше года, Собор не исчерпал своей программы, а многие его определения оказались неосуществимыми в наступивший советский период. Однако, положения и принципы, выраженные Собором, продолжали жить в сознании верующих, зачастую определяя направление церковной мысли и дискуссии в течении десятилетий. В разные периоды истории на первый план выходили различные решения Собора.
7 (20) сентября 1918 года Великий Всероссийский Поместный Собор (как назвали его современники) был вынужден прекратить свою работу, не завершив ее, но его значение сложно переоценить.
1917-1918 гг.
Священный Соборъ Православной Россійской Церкви 1917-1918 гг. былъ открытъ въ Москвѣ 15 (28) августа 1917 г. Для участія въ его работѣ было избрано и назначено по должности 564 человѣка: 80 архіереевъ, 129 лицъ пресвитерскаго сана и 10 дьяконовъ изъ бѣлаго духовенства, 26 псаломщиковъ, 20 монашествующихъ (архимандритовъ, игуменовъ и іеромонаховъ) и 299 мірянъ. Соборъ работалъ болѣе года. За этотъ періодъ состоялись три его сессіи: первая — съ 15 (28) августа по 9 (22) декабря 1917 г., вторая и третья — въ 1918 г.: съ 20 января (2 февраля) по 7 (20) апрѣля и съ 19 іюня (2 іюля) по 7 (20) сентября. — Основными вопросами, подлежавшими рѣшенію Собора, были: 1) выработка положенія о Высшемъ Церковномъ Управленіи Всероссійской Церкви; 2) возстановленіе патріаршества; 3) возстановленіе праздника Всѣмъ святымъ въ Землѣ Россійской просіявшимъ; 4) канонизація новыхъ святыхъ: Софронія Иркутскаго и Іосифа Астраханскаго. Однако, къ сожалѣнію, многія рѣшенія Соборъ принималъ подъ давленіемъ т. н. «демократической общественности» и въ немъ очень сильно сказывалось наслѣдіе Февральскаго переворота 1917 г., что помѣшало Собору дать народу четкіе критеріи происшедшей въ Россіи національной катастрофы…
Описание
Эта очень серьёзная работа была написана для ПСТГУ и затем подарена святейшему патриарху Кириллу на годичном акте ПСТГУ в 2013 году.
Иконография была разработана в 2009–2010 годах Еленой Пискаревой при постоянном и непосредственном контроле отца Владимира Воробьёва в связи со сложностью и серьёзностью задачи.
Работать над ней было чрезвычайно сложно, т. к. стояла задача портретного сходства. И работа включала в себя не просто копирование, но и работу с прижизненными фотографиями священнослужителей (49 человек), участвовавших в соборе, ознакомление с их жизнеописаниями и личным подвигом, а также погружение в контекст эпохи.
На иконе святые изображены уже в прославленном образе, не в том состоянии, в котором они пребывали на соборе, но уже пройдя мучения в концлагерях и приняв венец мученичества.
В работе над ликами святых часто использовались фотографии их личных дел, глядя на которые нельзя было не проникнуться трагедией ситуации и силой духа и подвига этих святых людей.
На иконе изображены:
патриарх Тихон Беллавин,
архиепископ Александр Трапицын, архиепископ Андроник Никольский, архиепископ Василий Богоявленсий, архиепископ Иларион Троицкий, архиепископ Иоанн Поммер, архиепископ Иувеналий Масловский, архиепископ Митофан Краснопольский, архиепископ Никодим Кротков, архиепископ Николай Добронравов, архиепископ Прокопий Титов, архиепископ Серафим Остроумов, архиепископ Сильвестр Ольшевский, архиепископ Тихон Никаноров, епископ Афанасий Сахаров, епископ Василий Зеленцов, епископ Гермоген Долганов, епископ Ефрем Кузнецов, епископ Лаврентий Князев, епископ Платон Кульбуш, епископ Симон Шлеев, митрополит Агафангел Преображенский, митрополит Анатолий Грисюк, митрополит Вениамин Казанский, митрополит Владимир Богоявленсий, митрополит Евгений Зернов, митрополит Кирилл Смирнов, митрополит Пётр Полянский, митрополит Серафим Чичагов, иеросхимонах Алексий Соловьёв, архимандрит Варлаам Коноплёв, архимандрит Вениамин Кононов, архимандрит Исаакий Бобриков, архимандрит Кронид Любимов, архимандрит Матфей Померанцев, архимандрит Сергий Шеин, протопресвитер Александр Хотовицкий, протопресвитер Илия Громогласов, протопресвитер Иоанн Артоболевский, протопресвитер Константин Богословский, протопресвитер Михаил Околович, протопресвитер Пётр Чельцов, протопресвитер Сергей Голощапов, Николай Варжанский, Алексий Зверев, Иоанн Попов, архиепископ Феодор Поздеевский, митрополит Арсений Стадницкий, митрополит Антоний Храповицкий.
Поместный Собор Российской Православной Церкви
1917-1918 годов, был открыт в Успенском соборе.
Успенский собор 1870г.
Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Собор является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода.
Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
Собор стал заметным явлением общехристианской истории. Участники Собора опередили свое время, фактически создав программу существования Русской Православной Церкви в эпоху гонений. И хотя многие принятые положения не были реализованы в советский период, они продолжали жить в сознании духовенства и мирян. Во время всеобщей разрухи и анархии Священный Собор являлся единственным законным выразителем дум и чаяний лучшей части русского народа. Быть может, как никогда в своей истории, Русская Церковь свободно и нелицеприятно оценивала происходящие события с точки зрения как духовной, так и нравственной.