Контрольная работа «Педагогические традиции регентской русской православной церкви как фактор нравственного воспитания детей»
Пояснительная записка к презентации
Контрольная работа по дисциплине
«История музыкального образования»
Тема: «Педагогические традиции регентской русской православной церкви как фактор нравственного воспитания детей»
Контрольная работа
DOCX / 34.71 Кб
/data/files/p1564424438.pptx (Презентация православное воспитание)
Выполнила студентка 2 курса
Группы 66172
Калинина Анна
Проверила
Бочкарёва О.В.
Ярославль, 2017
Оглавление
1. Возникновение и развитие церковно-певческого образования 5
1.1 Традиции регентского дела 5
2. Роль церковно-певческого образования в воспитании, становлении и формировании личности 13
С конца 80-х годов ХХ века началось возобновление регентского образования на постсоветском пространстве. Этот процесс имел реставрационный характер, поскольку его целью было восстановление той системы подготовки певчих и регентов, что существовала в дореволюционные времена. Но в нынешнее время условия существенно изменились: изменилось место Церкви в структуре государства и в обществе, место церковного образования в системе образования вообще.
Следовательно, просто реставрацией было не обойтись ‑ нужно было переосмыслить запросы и возможности данной художественной сферы, найти формы обучения, которые бы соответствовали современной культурной среде.
Дореволюционное регентское образование достаточно подробно изучено в музыковедческой и исторической литературе [1; 4]. Во-первых, благодаря тому, что выдающиеся деятели хоровой культуры одновременно были выпускниками и преподавателями регентских заведений. Во-вторых, именно церковная система образования была тем источником, из которого взяли начало и светские музыкальные учебные заведения. Но регентское образование как система, а также его типология не рассматривалось в научной литературе. Относительно сегодняшней ситуации с православной системой образования ‑ она остается совершенно неисследованной, так как специалисты, которые непосредственно двигают этот процесс, пока не имеют времени на его рефлексивное видение, а светские специалисты либо не особо интересуются этим вопросом, либо не чувствуют себя достаточно компетентными в той специфике, которая так или иначе встает перед исследователем церковно-хоровой культуры.
Некоторое представление относительно характеристик современной подготовки регентов предоставляют учредительные документы и учебные материалы, по которым работают соответствующие образовательные учреждения.
Исследования в данной работе базируется на аналитических методах, которые позволяют определять структурные элементы исследуемого явления, его характер, распространенность и другие свойства. Исторические истоки современной ситуации в регентском образовании определены с помощью историко-генетического метода, анализ имеющихся типов современного регентского образования осуществлен благодаря историко-типологическому методу, для сравнения типовых учебных программ различных учебных заведений использованы методы структурного и компаративного анализа. Определение границ понятия «школа» в данном исследовании осуществлено методом терминологического анализа.
Все вышеперечисленное обусловило цель работы: рассмотреть и проанализировать педагогические традиции регентской русской православной церкви как фактор нравственного воспитания детей.
В работе решались следующие задачи:
– изучение возникновения и развития церковно-певческого образования;
– выявление роли церковно-певческого образования в воспитании, становлении и формировании личности.
1. Возникновение и развитие церковно-певческого образования
1.1 Традиции регентского дела
История христианского регентского образования свидетельствует о преимущественном значении личного обучения в процессе певческой практики. Еще до организации любых духовных учебных заведений, такое обучение происходило при монастырях и храмах. Управление хором поручалось самому талантливому и самому опытному, а остальные усваивали основные певческие навыки в практике.
Известно, что в Иерусалимском храме певцами могли становиться только дети церковных певцов, и уже с шестилетнего возраста они находились на клиросе ‑ сначала как слушатели, затем как певцы (за два-три года дети успевали запомнить основные музыкальные построения и значительное количество текстов), впоследствии из их числа выделялись те, кто имел самые значительные музыкальные способности, лучшее знание богослужения. Такие певчие начинали целенаправленно учиться регентскому делу у того мастера, под управлением которого они пели. Итак, в начале существования регентского образования оно имело довольно бессистемный характер, вытекая из практики, объем которой невозможно недооценить. Преобладающей формой обучения в этот период является устное взаимодействие.
Со временем подготовка певцов приобрела организованные формы. Появились специально поставленные люди, которые выполняли педагогические обязанности по обучению детей. Но о специальной подготовке регентов в настоящее время неизвестно. Первые серьезные попытки организации системы регентского образования в России относятся к XIX вв. В 1846 году были открыты Регентские классы при Придворной певческой капелле в Санкт-Петербурге, в 1886 году в реорганизованном Синодальном училище в Москве также началась целенаправленная подготовка регентов [2].
Фактическое развитие системы регентского образования в дореволюционные времена происходило в активном взаимодействии со светской системой музыкальной культуры: многие из преподавателей совмещали деятельность в светских вузах (в частности, консерваториях) с трудом в Синодальном училище и Капелле или работали церковными регентами. И, наоборот, талантливая молодежь по окончании регентских отделений поступала в светские высшие учебные заведения. Такое взаимодействие постепенно выросло в творческий симбиоз: после революции в Санкт-Петербургской консерватории воспитанниками Капеллы была организована кафедра хорового дирижирования, а в Москве Народная хоровая академия (реорганизована с Синодального училища) присоединилась к консерватории.
Оценить этот процесс очень трудно, поскольку, с одной стороны, «ассимиляция» регентской специализации в государственных вузах сохранила опыт, который накопили «церковные» (накануне революции уже условно церковные) музыкальные учебные заведения. С другой стороны, в связи с общей секуляризацией и прекращением отдельного существования регентских классов, произошло их фактическое уничтожение как музыкально-богословских заведений, ведь в консерваториях не изучались внемузыкальные дисциплины, которые являются профессиональными для регентов: богослужебный устав, катехизис, догматика и др. Таким образом, профессиональный «прорыв» в сфере светского музыкального образования фактически означал крах регентства как духовной специализации [3].
Одновременно происходил и другой процесс: многие из хоровых деятелей, которые ранее совмещали преподавание в вузах с регентской деятельностью, вынуждены были оставить клиросное служение (в частности, такая судьба постигла М. Данилина, П. Чеснокова).
Восстановление системы регентского образования в духовных учебных заведениях массово произошло в последние два десятилетия ХХ века. В этот период открывается много закрытых в советские времена семинарий, а с ними и регентских отделений, регентских школ, курсов. Исключение составляет Регентская школа при Московской духовной академии, которая после перерыва 1917-1944 гг. постоянно существовала в тот или иной форме (сначала как учебная дисциплина, потом ‑ как музыкальный кружок, с 1969 г. ‑ как Регентский класс, с 1987 ‑ как Регентский школа) [6]. Значительное количество открытых заведений унаследовали организационный и методический опыт данной школы, ее учебный план и требования.
Впоследствии в практике подготовки регентов сформировались несколько типов учебных заведений не только с различными организационными принципами и формами учебного процесса, но и с разной философией.
Историческим типом системы регентского обучения является авторская школа (слово «школа» употребляется в широком смысле как определенная система, направленная на передачу практического опыта). Она выстраивается вокруг личности опытного регента независимо от того, работает он только в храме или является преподавателем учебного заведения (светского или духовного).
Авторская школа может существовать в нескольких формах:
- может иметь стихийно-практический характер;
- быть сформирована в регентские классы, курсы, школу и др.;
- неформально существовать в рамках учебного процесса того или иного учебного заведения;
- реализовываться в форме лекций, бесед и мастер-классов.
Первая форма авторской школы возникает, как правило, на «запрос» церковной жизни, когда у мастера регентского дела появляется человек, который этот опыт ‑ по личной инициативе или вынужденно ‑ должен перенять. Такая ситуация может сложиться, например, в монастыре, если там планируется создание еще одного хора, и с благословения духовника новый человек учится регентскому делу. Подобная ситуация может сложиться в окружении молодого священника, поставленного на новый или восстановленный приход, который не имеет регента. В таком случае, за неимением выбора кандидатов, его жена, сестра, дочь (или в крайне редких случаях другой человек с музыкальными способностями) должны срочно освоить богослужебный устав и основы регентского мастерства. Обычно такое обучение начинается внезапно как для ученика, так и для учителя, и происходит в сжатые сроки, которые не позволяют целенаправленно учиться в специальных заведениях. В этом случае целью является овладение только основных функций регента.
Еще одной причиной подготовки ученика путем его «прикрепления» к мастеру может быть необходимость в воспитании помощника регента, способного заменить его на богослужении. В таких случаях обучение происходит постепенно, в постоянной связи с ежедневной практикой, в течение года, что позволяет в той или иной мере усвоить весь богослужебный цикл [5].
При успешном непосредственном взаимодействии ученика и учителя формируются специфические общие свойства мастерства, которые можно классифицировать как признаки авторской школы. Ими могут быть: дирижерская манера, критерии выбора богослужебного репертуара, требования к хоровому звучанию, стиль общения и др. унаследованные учеником от учителя.
Кроме того, признаки авторской регентской школы можно обнаружить даже тогда, когда участники творческого процесса не имеют сознательной цели передачи или получения регентских знаний. В таком случае регентская школа, независимо от ее формального статуса, может рассматриваться как самоорганизующаяся система творческих отношений, результатом которых является обеспечение бытия специфического авторского опыта одного человека в деятельности другого. Например, если певчий долго работает под управлением одного регента, он невольно усваивает спектр теоретических основ, практических навыков, а также методов работы с церковно-хоровым коллективом, повышает активность и интерес к деятельности. Такое свойство совместного творческого процесса признавали еще в Регентских классах Придворной певческой капеллы и Синодальном училище, когда требовали от студентов-регентов постоянного посещения репетиций известных мастеров хорового дела, в том числе ‑ за пределами учебного процесса. И не просто посещение, но и присутствие на репетициях, а именно перманентного пения в хоре [4].
Второй ‑ довольно редкой ‑ формой существования авторской школы является ее реализация в виде авторского учебного заведения. Известным примером такой школы является Православные Московские регентские курсы Евгения Сергеевича Кустовского, которые существуют с 1989 г. в виде некоммерческой неюридической организации. Финансирование работы преподавателей происходит на добровольные пожертвования студентов [2].
Как отмечает Евгений Сергеевич, в начале своего существования работа имела неопределенный консультативный характер, но постепенно сложилась в определенную учебную систему, происходила коррекция методов преподавания, расширялся круг учебных дисциплин, привлекались другие преподаватели. Форма обучения может быть определена как экстернат, поскольку обучение происходит в режиме «два-три дня в неделю» в течение одного учебного года с весьма необычными пределами: 1 сентября ‑ Праздник Троицы (июнь). Каникулы ‑ первая седмица Великого поста и от начала Страстной седмицы до Фоминой недели. Лекции студенты посещают раз в неделю, индивидуальные занятия ‑ по расписанию.
Дисциплины, которые преподаются:
- лекционные: литургика, устав, история церковной музыки, хороведение;
- индивидуальные: дирижирование, обиход, сольфеджио, вокал.
Формы контроля ‑ зачеты и экзамены.
Экстернатные формы обучения свойственны авторским школам, ведь состав педагогического коллектива в них является очень ограниченным, как правило, значительное количество предметов преподает основатель этого учебного заведения. Педагогический состав также определяется автором, что, с одной стороны, предполагает определенную творческую свободу выбора, с другой ‑ предоставляет возможности для злоупотреблений личными симпатиями. Характерным для авторских школ является и короткий срок обучения (например, регентские курсы Колобанова Алексея [7] длятся меньше года в режиме «один раз в неделю»).
Третья форма существования авторской школы мало поддается конкретному определению, ведь она реализуется через наследование определенных специфических черт творчества регента-учителя его последователями.
В последнее время распространение получили тренинговые формы авторского обучения, такие как лекции, беседы, практикумы, мастер-классы и тому подобное. Унаследованные от других сфер деятельности человека, они предоставляют возможность конспективного знакомства с теоретическими основами, принципами и методами работы выдающихся регентов. Такое обучение не требует пребывания в конкретных учебных заведениях и является доступным для многих желающих, часто независимо от их профессионального и творческого уровня. Тренинговые формы, как правило, не предусматривают контроля, то есть человек может только наблюдать за работой мастера или принимать в ней участие как участник хора, однако никакой непосредственной регентской деятельности не происходит, их функция остается чисто созерцательной.
Среди известных лекторов, которые проводят подобные встречи и мастер-классы, ‑ монахиня игуменья Иулиания (Денисова) (Беларусь), иерей Димитрий Болгарский (Украина), Евгений Кустовский (Россия), Николай Попмихайлов (Сербия), Дивна Любоевич (Сербия).
Самым распространенным типом современного регентского образования в России является регентское отделение семинарии или духовного училища. Оно имеет несколько форм (дневную, заочную, вечернюю), разный уровень требований к стартовой подготовке абитуриентов, разный срок обучения, а также различные специализации.
Как уже было отмечено, прототипом таких отделений является Регентская школа при Московской духовной академии [6]. Срок обучения составляет три года, форма обучения ‑ только дневная, требования к музыкальному образованию ‑ свободные (от среднего до высшего), но к музыкальным навыкам ‑ достаточно конкретные (чтение с листа, дирижирование, пение, игра на фортепиано, определение интервалов на слух, а также, при наличии среднего специального или высшего музыкального образования, ‑ собеседование по фактуре произведений, исполнительской специфики, истории церковного пения и др.).
По образцу МДА, с некоторыми незначительными изменениями, работают подавляющее большинство подобных заведений: регентское отделение Санкт-Петербургской духовной семинарии, Регентская школа при Курской духовной семинарии, регентское отделение Тобольской православной духовной семинарии.
Спецификой заведений такого типа являются:
- высокие требования к абитуриентам в части основ вероисповедания;
- лояльность к разному уровню музыкального образования абитуриентов;
- большой объем богословских дисциплин в учебном плане;
- средний уровень музыкальных знаний, предоставляемых, по сравнению со средними музыкальными учебными заведениями;
- диплом церковного образца.
Некоторые учебные заведения несколько реформировали этот стандарт. Но основные характеристики учебного процесса в этих заведениях в основном совпадают.
Отдельное место в этой системе занимает Московская регентско-певческая семинария [3]. Она имеет разветвленную структуру. Четыре года обучения здесь делятся на разные специальности. В первый год обучения студенты овладевают паломнической специальностью. Начиная со второго, они разделяются на тех, кто продолжит обучение на певческом отделении, и тех, кто дальше будет учиться на регентском. Соответственно, эти отделения выпускают певцов церковного богослужебного хора I, II и III категории и регентов церковных хоров. По окончании четырехлетнего цикла обучения, выпускники имеют возможность поступить на Высшие регентские курсы при семинарии и получить квалификацию регента высшей категории, научного консультанта по вопросам теории и истории богослужебного пения, получить право преподавания соответствующих дисциплин.
Подготовка регентов в системе государственного образования является пока не очень распространенным по причине отделения церкви от государства. Сейчас в странах бывшего СНГ сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, церковь отделена от государства и не может формировать государственный запрос на подготовку специалистов той или иной специальности. С другой ‑ церковь является одним из крупных работодателей для выпускников хоровых отделений училищ и вузов. При наличии реального спроса на специалистов хорового дела, которые владеют спецификой богослужебного пения, логичным является дополнение учебных планов соответствующей теорией, методикой и практикой.
Непосредственное внедрение новой регентской специальности в вузах не является возможным, так как церковь отделена от государства, но некоторые вузы уже начали подготовку специалистов по регентским специализациям или ввели на хоровых отделениях дисциплины, которые позволяют студентам осваивать необходимые для регентства знания.
2. Роль церковно-певческого образования в воспитании, становлении и формировании личности
Влияние церковно-певческого образования на духовно-нравственное воспитание личности велико. Высокое достоинство музыки, ее способности пробуждать высокие и добрые чувства используются в храме за счет просветительской деятельности хора. В исторически обширном музыкальном наследии духовная музыка является стержнем, во многом идейно-смысловым, отражая высокий художественный идеал, к которому стремились песнотворцы, композиторы разных эпох.
Цель духовно-нравственного воспитания в рамках церковно-певческого образования основывается на принципах христианского мировоззрения и стремится к сохранению духовно-нравственного здоровья личности, так как является одной из форм приходской жизни и рассматривается как традиционная воспитательная и образовательная среда. Оно должно включать в себя изучение церковных песнопений Русской Православной Церкви, а также овладение основами системы Осмогласия Русской Православной Церкви, которое позволит свободно ориентироваться в основных образцах определенных напевов и распевать по примеру этих образцов богослужебные тексты [5]. Изучение и усвоение участниками церковного хора певческим материалом общеупотребительной части системы Осмогласия; изучение и усвоение участниками напевов неизменяемых песнопений вечерни, утрени, Божественной Литургии и богослужений пения Триоди Постной, Цветной и Праздничной; ознакомление с некоторыми образцами древних распевов: знаменного, греческого, киевского и других [3]. Конечно, это происходит постепенно, путем практики - посещения богослужений в качестве певца.
Неразрывная связь слова и богослужебного чина отличает церковное пение от общей музыки и, следовательно, теми художественными законами, которые в нем действуют. Необходимо для понимания дать младшим участникам церковного хора в их практической деятельности минимум богословских знаний на доступном языке, изложив духовное понимание тех явлений и проблем, поставленных в богослужебном тексте.
Осмысленное пение на Богослужении является одной из самых важных форм деятельности церковного хора, беря на себя функции миссионерские и богослужебные. Миссионерская функция включает в себя социально-диаконическую и просветительскую деятельность, а также включает в себя две направленности: внутреннюю (воцерковление поющей молодежи); и внешнюю (воцерковление прихожан, молящихся на службе или слушающих хор). И в данном случае, понимание текста со стороны участника богослужения, ознакомление его с порядком, смыслом и значением христианского богослужения, уяснение смысла Священного Писания имеют огромное нравственно-воспитательное значение, также как и вся деятельность участника церковного хора становится значимой частью его внутреннего духовного опыта.
Также в процессе воспитания происходит преемственность поколений через богослужебные тексты (службы святым - пример тех, кто выбрал высшие духовные ценности приоритетными в своей жизни), так и через пример старшего поколения. Это дает возможность молодежи решить возникающие вопросы и проблемы в различных ситуациях, опираясь на образ действий и поступков из жизни великих людей, соответствующих идеалам нравственных ценностей [1].
В результате участия в молодежном церковном хоре можно выявить следующее:
1. Участники соприкасаются с представлениями о духовных ценностях человеческой культуры; им предлагаются знания произведений музыкального искусства, отражающих ценности духовной культуры;
2. Формируется система духовных ценностей, толерантность, происходит признание ценностей других людей, даже иной веры, иных убеждений; появляется умение сочувствовать и сопереживать другим, чувство ответственности (за мир в целом, за семью);
3. Прививается навык самостоятельного использования и приобретения знаний, убеждений, идей в процессе музыкальной деятельности; стремление заниматься самостоятельной музыкально-творческой деятельностью; умение общаться с произведениями музыкального искусства.
Православие является культурным и государственно-образующим фактором. И в современной цивилизации это есть в целом несомненное благо, потому что осуществляется с целью обогащения культурно-нравственного потенциала подрастающего поколения и социума, как такового, вообще. В связи с последним представляется важным обеспечить сотрудничество представителей обеих образовательных традиций - православной и светской, дополняющих друг друга.
Церковный хор и его деятельность, являясь частью музыкального искусства, вносит свой полноценный вклад в духовно-просветительскую деятельность, направленную на нравственное воспитание детей и подростков. Дается мощный заряд духовно-нравственной культуры, связанный не только с христианскими, но и с общечеловеческими ценностями [4].
Сегодня, когда воспитание духовности, возвращение к исконным традициям национальной культуры в условиях церковно-певческого образования становятся важнейшими проблемами государственного строительства, приобщение детей к сокровищнице духовной музыкальной культуры, включающей элементы классической и народной культуры в музыкальной форме, и в исключительно возвышенном содержании представляется как нельзя более актуальным.
В настоящее время возрождение педагогических традиций регентской православной церкви как фактора нравственного развития детей становится особенно актуальным.
Хронология возникновения и развития различных типов регентского образования говорит о наличии тенденции сближения духовного и светского образования в области хоровой музыки. Именно здесь в дореволюционный период срастания профессионального хорового образования с духовной системой было максимальным.
На сегодня в православной церковно-хоровой культуре фиксируется три основные типы регентского образования: авторская школа, отделения духовного учебного заведения, специализация в светском вузе. У каждого типа есть определенная специфика и подтипы, которые должны стать предметом дальнейших исследований.
Регентская русская православная церковь способствует нравственному развитию детей. Цель нравственного развития основана на принципах христианского мировоззрения и стремится к сохранению духовно-нравственного здоровья личности. Нравственное воспитание является одной из форм регентской православной церкви и рассматривается как традиционная воспитательная и образовательная среда. Певческая деятельность, являясь частью музыкального искусства, вносит свой полноценный вклад в нравственное воспитание детей и подростков. Дает мощный заряд духовно-нравственной культуры, связанный не только с христианскими, но и с общечеловеческими ценностями.
Современной музыкальной педагогике необходимо обратить особое внимание на возрождение и сохранение педагогических традиций регентской школы Русской православной церкви, основу которой составляют нравственность и духовность, рассматриваемые в качестве целевых ориентиров современного образования, в частности, воспитания детей.
Список использованной литературы
Дьяченко Е. Церковное пение как феномен русской православной культуры. / Дьяченко Е. ‑ Москва, 2010. ‑ 166 с.
Кустовский Е. С. Памятка поступающему на регентские курсы при храме Трех Святителей на Кулишках [Электронный ресурс] / Е. С. Кустовский. ‑ Режим доступа: http://kliros.org/content/view/5/2.
Московская регентско-певческая семинария: о нас [Электронный документ]. ‑ Режим доступа: http://www. seminaria.ru/institution/aboutus.htm.
Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа IX–XX веков [Текст] / К. Никольская-Береговская. ‑ М.: Языки русской культуры, 1998. ‑ 192 с.
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Факультет церковного пения [Электронный ресурс]. ‑ Режим доступа: http://pstgu.ru/faculties/singing.
Регентская школа Московской духовной академии: история [Электронный ресурс]. ‑ Режим доступа: http://www.mpda. ru/regent/history.
Регентские курсы Колобанова А. В. [Электронный документ]. ‑ Режим доступа: http://www.regentzagod. com.
Дивногорцева С. Ю. Статья «Православная педагогическая культура в образовательном пространстве СССР».
Пляскина Е. В. Статья «Развитие отечественного церковно-певческого образования»
Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. – Т.1, Т.2 / Гарднер И.А. – М.,2004.