Контрольная работа «Педагогические традиции регентской русской православной церкви как фактор нравственного воспитания детей»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный педагогический университет им К.Д. Ушинского» Кафедра истории музыкального образования Специальность «Музыкальное образование» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА На тему: «Педагогические традиции регентской русской православной церкви как фактор нравственного воспитания детей» Работа выполнена студентом заочного отделения 611- ГС группы Калининой Анной Родионовной Научный руководитель д. п. н., доцент кафедры Т и ММВХ Бочкарева Ольга Васильевна ЯРОСЛАВЛЬ 2017
Оглавление
Введение С конца 80-х годов ХХ века началось возобновление регентского образования на постсоветском пространстве. Но в нынешнее время условия существенно изменились: изменилось место Церкви в структуре государства и в обществе, место церковного образования в системе образования вообще. Православная система образования остается совершенно неисследованной, так как специалисты, которые непосредственно двигают этот процесс, пока не имеют времени на его рефлексивное видение, а светские специалисты либо не особо интересуются этим вопросом, либо не чувствуют себя достаточно компетентными в той специфике, которая так или иначе встает перед исследователем церковно-хоровой культуры. Следовательно, нужно было переосмыслить запросы и возможности данной художественной сферы, найти формы обучения, которые бы соответствовали современной культурной среде. Все вышеперечисленное обусловило цель работы: рассмотреть и проанализировать педагогические традиции регентской русской православной церкви как фактор нравственного воспитания детей.
1. Возникновение и развитие церковно-певческого образования 1.1 Традиции регентского дела История христианского регентского образования свидетельствует о преимущественном значении личного обучения в процессе певческой практики. Еще до организации любых духовных учебных заведений, такое обучение происходило при монастырях и храмах. Управление хором поручалось самому талантливому и самому опытному, а остальные усваивали основные певческие навыки в практике. Со временем подготовка певцов приобрела организованные формы. Появились специально поставленные люди, которые выполняли педагогические обязанности по обучению детей. Но о специальной подготовке регентов в настоящее время неизвестно.
Первые серьезные попытки организации системы регентского образования в России относятся к XIX вв. В 1846 году были открыты Регентские классы при Придворной певческой капелле в Санкт-Петербурге В 1886 году в реорганизованном Синодальном училище в Москве также началась целенаправленная подготовка регентов
Восстановление системы регентского образования в духовных учебных заведениях массово произошло в последние два десятилетия ХХ века. В этот период открывается много закрытых в советские времена семинарий, а с ними и регентских отделений, регентских школ, курсов. Исключение составляет Регентская школа при Московской духовной академии, которая после перерыва 1917-1944 гг. постоянно существовала в тот или иной форме (сначала как учебная дисциплина, потом как музыкальный кружок, с 1969 г. как Регентский класс, с 1987 как Регентский школа). Значительное количество открытых заведений унаследовали организационный и методический опыт данной школы, ее учебный план и требования.
Историческим типом системы регентского обучения является авторская школа*. Она выстраивается вокруг личности опытного регента независимо от того, работает он только в храме или является преподавателем учебного заведения. Авторская школа может существовать в нескольких формах: может иметь стихийно-практический характер; быть сформирована в регентские классы, курсы, школу и др.; неформально существовать в рамках учебного процесса того или иного учебного заведения; реализовываться в форме лекций, бесед и мастер-классов.
Авторская школа, имеющая стихийно-практический характер, возникает в следующих случаях: на «запрос» церковной жизни, когда у мастера регентского дела появляется человек, который этот опыт по личной инициативе или вынужденно должен перенять. подготовка ученика путем его «прикрепления» к мастеру может быть необходимость в воспитании помощника регента, способного заменить его на богослужении.
Второй формой существования авторской школы является ее реализация в виде авторского учебного заведения. Известным примером такой школы является Православные Московские регентские курсы Евгения Сергеевича Кустовского, которые существуют с 1989 г. в виде некоммерческой неюридической организации.
Авторская школа в виде неформального существования в рамках учебного процесса того или иного учебного заведения Реализуется через наследование определенных специфических черт творчества регента-учителя его последователями. При успешном непосредственном взаимодействии ученика и учителя формируются специфические общие свойства мастерства, которые можно классифицировать как признаки авторской школы. Ими могут быть: дирижерская манера, критерии выбора богослужебного репертуара, требования к хоровому звучанию, стиль общения и другие унаследованные учеником от учителя.
Авторская школа в виде тренинга, авторского обучения, лекций, бесед, практикумов, мастер-классов предоставляют возможность конспективного знакомства с теоретическими основами, принципами и методами работы выдающихся регентов. не требует пребывания в конкретных учебных заведениях и является доступным для многих желающих, независимо от их профессионального и творческого уровня. тренинговые формы, как правило, не предусматривают контроля, то есть человек может только наблюдать за работой мастера или принимать в ней участие как участник хора
Самым распространенным типом современного регентского образования в России является регентское отделение семинарии или духовного училища. Оно имеет несколько форм (дневную, заочную, вечернюю), разный уровень требований к стартовой подготовке абитуриентов, разный срок обучения, а также различные специализации.
Подготовка регентов в системе государственного образования является пока не очень распространенным по причине отделения церкви от государства. С одной стороны, церковь отделена от государства и не может формировать государственный запрос на подготовку специалистов той или иной специальности. С другой церковь является одним из крупных работодателей для выпускников хоровых отделений училищ и вузов. При наличии реального спроса на специалистов хорового дела, которые владеют спецификой богослужебного пения, логичным является дополнение учебных планов соответствующей теорией, методикой и практикой. Но несмотря на это некоторые вузы уже начали подготовку специалистов по регентским специализациям или ввели на хоровых отделениях дисциплины, которые позволяют студентам осваивать необходимые для регентства знания.
2.Роль церковно-певческого образования в воспитании, становлении и формировании личности Понятие «нравственное воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности индивидуума. Именно поэтому воспитание нравственности и морали определяют как комплексный процесс становления: – нравственного облика (воспитание с младшего возраста терпеливости, гуманности, добродушия и сострадания к ближним); – нравственной позиции (это способность проявлять бесстрашие и силу воли в преодолении различных жизненных обстоятельств, бескорыстие и благородство, и умение различать границу между плохим и хорошим); – нравственных чувств (к ним относят честь, чувство долга, умение нести возложенную ответственность, это и любовь к родине, и уважение к старшим); – нравственного поведения (это благовоспитанность, умение себя вести, проявления кротости и послушания) Именно эти задачи ставит перед собой церковно-певческое образование, которое имеет великое значение в духовно-нравственном воспитании.
Оно должно включать в себя: Оно должно включать в себя: изучение церковных песнопений Русской Православной Церкви, овладение основами системы Осмогласия Русской Православной Церкви, которое позволит свободно ориентироваться в основных образцах определенных напевов и распевать по примеру этих образцов богослужебные тексты. изучение и усвоение участниками церковного хора певческим материалом общеупотребительной части системы Осмогласия; Цель духовно-нравственного воспитания в рамках церковно-певческого образования основывается на принципах христианского мировоззрения и стремится к сохранению духовно-нравственного здоровья личности, так как является одной из форм приходской жизни и рассматривается как традиционная воспитательная и образовательная среда. изучение и усвоение участниками напевов неизменяемых песнопений вечерни, утрени, Божественной Литургии и богослужений пения Триоди Постной, Цветной и Праздничной; ознакомление с некоторыми образцами древних распевов: знаменного, греческого, киевского и других. Конечно, это происходит постепенно, путем практики - посещения богослужений в качестве певца.
Одним из самых важных видов деятельности церковно-певческого образования является Осмысленное пение на Богослужении. Неразрывная связь слова и богослужебного чина отличает церковное пение от общей музыки и теми художественными законами, которые в нем действуют. Необходимо для понимания дать младшим участникам церковного хора в их практической деятельности минимум богословских знаний на доступном языке, изложив духовное понимание тех явлений и проблем, поставленных в богослужебном тексте. Осмысленное пение включает в себя: понимание текста со стороны участника богослужения, ознакомление его с порядком, смыслом и значением христианского богослужения, Это имеет огромное нравственно-воспитательное значение, также как вся деятельность участника церковного хора становится значимой частью его внутреннего духовного опыта. Также в процессе воспитания происходит преемственность поколений через богослужебные тексты и через пример старшего поколения.
Заключение Таким образом, на данном этапе исторического развития в православной церковно-хоровой культуре фиксируется три основные типы регентского образования: авторская школа, отделения духовного учебного заведения, специализация в светском вузе. У каждого типа есть определенная специфика и подтипы, которые должны стать предметом дальнейших исследований. Регентская русская православная церковь способствует нравственному развитию детей. Цель нравственного развития основана на принципах христианского мировоззрения и стремится к сохранению духовно-нравственного здоровья личности. Нравственное воспитание является одной из форм регентской православной церкви и рассматривается как традиционная воспитательная и образовательная среда. Певческая деятельность, являясь частью музыкального искусства, вносит свой полноценный вклад в нравственное воспитание детей и подростков. Дает мощный заряд духовно-нравственной культуры, связанный не только с христианскими, но и с общечеловеческими ценностями. Современной музыкальной педагогике необходимо обратить особое внимание на возрождение и сохранение педагогических традиций регентской школы Русской православной церкви, основу которой составляют нравственность и духовность, рассматриваемые в качестве целевых ориентиров современного образования, в частности, воспитания детей.