Дополнительный материал к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль: «Основы православной культуры» на тему : «Православное учение о человеке»
Дополнительный материал к курсу «Основы религиозных культур
и светской этики».
Модуль: «Основы православной культуры» на тему : «Православное учение о человеке» для 4 класса по программе А. Я. Данилюка.
Для того чтобы сформулировать тему урока, предлагается посмотреть видеосюжет «Предвечный совет».
Учитель.
О чем будем говорить на уроке?
Сегодня мы будем говорить о сотворении человека, как это понимают христиане. Будем говорить о том, как и зачем Бог сотворил человека, о жизни первых людей в раю, грехопадении и первородном грехе, который изменил природу человека, и человек уже не мог оставаться в раю.
Тема урока: « Православное учение о человеке »
Учитель. Вы слышали (из видеофрагмента), что перед созданием человека состоялся Предвечный совет. В своих рабочих тетрадях вы можете увидеть, как художники-иконописцы изображают Предвечный совет. В православии Бог един, но Он в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.
Что было решено на Предвечном совете? (Создать человека «по образу Нашему и по подобию Нашему» — так сказал Бог.)
Слайд - Различные изображения Троицы
Рассматриваются иллюстрации с различным изображением Троицы разными иконописцами в разные века. Эти иконы имеются в рабочей тетради.
Работа в тетради: задание № 1. Заполните пропуски в тексте.
СОВЕТ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ Бог Отец. Бог Сын и Святой Дух.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему».
Учитель. Посмотрим видеосюжет и попробуем ответить на эти вопросы:
-Зачем Бог создал человека?
-Какими качествами наделил Бог человека?
- В чем состоит образ и в чем состоит подобие Божие в человеке?
Видеосюжет: «Богоподобиечеловека»
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
-Зачем Бог создал человека?
(Человек призван разделить с Богом Его блаженство и бессмертие. Блаженство — состояние высшей радости, высшая степень счастья.)
- Какими качествами наделил Бог человека?
(Разумом, свободой, способностью творитьУчитель рассказывает о сотворении человека, которого Бог создал по образу и по подобию Своему.
Рассказ можно сопровождать чтением отрывков из учебного пособия «Добрые уроки-наставления» и выполнением задания № 2 в рабочей тетради.
Примечание. Возможно использование следующих отрывков:
-Образ Божий в человеке
-Что такое бессмертная душа
-Что означает способность к творчеству
-Что понимается под свободой человека
-Что означает любить Божественной любовью и духовно совершенствоваться
-Как вы понимаете, в чем состоит образ и в чем состоит подобие Божие в человеке?
Работа в тетради; задание № 2. Заполни пропуски в тексте.
ОБРАЗ БОЖИЙ В ЧЕЛОВЕКЕ
Бог — Вечный. Бог всегда был, есть и будет. Он бессмертный. |
Человеческая душа тоже бессмертна. |
Бог есть Творец |
Бог подарил людям способность творить |
Бог Сам свободен. |
Человек может сам принимать решения. |
Бог есть Любовь
|
Человек тоже может любить Божественной любовью |
Учитель.
Свобода человека — это способность человека самостоятельно принимать решения, выбирать, что сказать и как поступить.
Если человек стремится к Истине, добру, к правде Бо-жией, то он становится подобием Божиим. Уподобиться Богу — главная задача человека в его жизни.
Бог сотворил человека по любви для того, чтобы разделить с Ним Его блаженство, состояние высшей
радости, счастья. Об этом говорит народная мудрость. Разберем пословицы на с. 26 учебного пособия «Добрые уроки-наставления ».
-Где любовь — там и Бог, тишь да гладь, да Божия благодать.
-За Христом пойдешь — добрый путь найдешь.
-Жизнь дана на добрые дела.
Работа в тетради: задание № 3. Напиши по памяти народную мудрость.
За Христом пойдешь — добрый путь найдешь.
Проверь себя с помощью учебника.
Учитель.
Бог все хорошо задумал о человеке. Жил человек в раю. Владычествовал над всем животным миром. Была у Адама помощница Ева
Могли делать все, что хотели, кроме...?
Кто знает, что не разрешил Бог делать Адаму и Еве? (Ответы учащихся.)
Читаем текст «Грехопадение» по учебнику «Добрые уроки-наставления».
«Видеосюжет: «Древо жизни и древо познания добра и зла»
Учитель. Что произошло дальше? Кто знает? (Ответы учащихся.)
Читаем текст «Грехопадение» по учебнику «Добрые уроки-наставления».
Первый видеосюжет о грехопадении
Учитель. Адам и Ева испугались и «спрятались» от Бога. Но от Бога спрятаться, как вы понимаете, невозможно.
- Что нужно было сделать Адаму и Еве?
Давайте посмотрим, что же сделали Адам и Ева?
Второй видеосюжет о грехопадении
Учитель. Почитаем, как дальше развивались события.Читаем текст «Грехопадение» по учебнику «Добрые уроки-наставления».
Наказал Бог человека, изгнал из рая. Что же стало происходить с Адамом и Евой, когда они остались без защиты Бога?
Читаем текст «Грехопадение» по учебнику «Добрые уроки-наставления».
Далее учитель читает либо пересказывает текст «Первородный
грех» (по учебнику «Добрые уроки-наставления», с. 31-33) так, чтобы учащиеся могли выполнить задание № 4 в рабочей тетради.
Работа в тетради: задание № 4. Верны ли эти утверждения? Обведи правильный ответ.
1 |
Первым людям Адаму и Еве в раю разрешалось делать все. |
Да нет |
2 |
Бог запретил Адаму и Еве вкушать плоды с дерева познания добра и зла. |
Да нет |
3 |
Вкусив запретный плод, Адам и Ева покаялись в том, что нарушили волю Божию. |
Да нет |
4 |
Адам и Ева стали оправдываться перед Богом и сваливать вину друг на друга. И тогда за проступком последовало наказание. |
Да нет |
5 |
Люди перестали быть бессмертными и были изгнаны из рая. |
Да нет |
6. |
Первородный грех – это первый грех который совершили Адам и Ева, не послушав Бога |
Да нет |
7. |
Бог разлюбил людей за их грехи и не хотел возвращать в райские обители. |
Да Нет |
8. |
Бог по- прежнему любит своё создание- человека, и хочет освободить его от власти тьмы и вернуть в райские обители. |
Да нет |
Работа в тетради. Что самое главное было для тебя на уроке? Напиши это в нескольких предложениях.
Источники:
Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А.В.Кураев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс: методическое пособие / Т.А. Берсенева; под общ. ред. Священника А.А. Мороза.- 2-е изд.; испр. и доп.-М.:ООО ИД «Покров ПРО», 2014.-224 с
Мороз А., священник, Берсенева Т., педагог. Добрые уроки-наставления: учеб. Пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов.- СПб.: Сатисъ, 2013