Урок-практикум по географии «Мелиорация почв нашего района» (8 класс)
Урок-практикум, 8 класс.
Цель: Разработка мер мелиорации для почвы своего района.
Задачи:
1. Научиться опытным путем определять свойства почвенного образца.
2. Развивать наблюдательность, повышать познавательный интерес к предмету.
3. Формировать представления о исследовании почвы.
Оборудование: коробочка (или пакет) с землей, резиновые перчатки, стаканчик, лакмусовая бумага для определения кислотности, вода.
Ход урока.
1. Организационно-психологический момент (приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.)
2. Актуализация. (вспомним основные понятия темы)
3. Выполнение учащимися практической работы.
Практическая работа "Почвы нашего района" (задания учащимся)
1. Высыпьте вашу землю на лист бумаги и рассмотрите: есть ли в вашем образце камешки, корешки, остатки неперегнивших растений.
2. Определите структуры почвы . Для этого слегка встряхните коробочку с землей. Определите соотношение пыли, зернистых комочков (0,5см), ореховатых комочков (более 1 см). По преобладающей структуре определите, какая структура характерна для вашего типа почвы. (ореховатая, зернистая, пылевая)
3. Определение механического состава почвы. Возьмите горсть влажной земли и скатайте шарик. если шарик не скатывается то почва песчаная, если почва скатывается в шарик, то она суглинистая. Если шарик при подсыхании трескается, значит почва супесчаная. Попробуйте скатать комочек почвы в колбаску. Если колбаска легко сворачивается в бублик и не трескается, значит почва глинистая. Если она трескается, значит перед вами суглинок. Определите тип вашей почвы по механическому составу.
4. Водопроницаемость почвы. Влагоемкость почвы. Возьмите одинаковое количество почвы и воды. Почву насыпьте горкой и понемногу залейте ее водой. Определите водопроницаемость вашего образца почвы. (хорошо или плохо пропускает воду, впитывает воду)
5. Определение кислотности почвы. В полученную в предыдущем опыте массу положите лакмусовую бумагу. Если бумага покраснела, то почва кислая, если пожелтела, то нейтральная, если бумага посинела или позеленела, то почва щелочная.
6. Расскажите, с какого типа рельефа был взят образец почвы (наклон, вершина холма, низменность у реки….).
Результаты вашей работы оформите в виде таблицы:
параметры
выводы
Наличие корней, остатков органики
Структура почвы
Механический состав
Водопроницаемость и влагоемкость
Кислотность образца
6. Сделайте выводы о качестве вашего образца почвы и участка с которого образец был взят.
7. Предложите меры мелиорации для вашего образца почвы. Ответ оформите по образцу:
А) Если структура моего образца почвы ....... , то нужно сделать.............
Б) Если по механическому составу мой образец............., то...................
В) Если территория района заболочена а влагоемкость........., то..........
Г) Если моя почва имеет.........кислотность, то......................
Д)Если почва находится (горы, равнины)......., то...............
4. Обсуждение результатов работы, выводы о проделанной работе.