12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Тарунина Вера Александровна1810 Россия, Курганская обл., Куртамыш Материал размещён в группе «Русский язык и литература:подготовка к ВПР» |
Место придаточного предложения по отношению к главному
Цель: …………………………………………………………………………………………………..
Задачи: знать ………………………………………………………………………………………..
уметь ……………………………………………………………………………………….
1.Разминка
ССП и СПП отличаются по структуре. | |
В СПП простые предложения равнозначны. | |
Для соединения простых предложений в составе СПП используются сочинительные союзы. | |
В СПП придаточное предложение может стоять в начале предложения, в конце предложения и внутри главного предложения. | |
Знаки препинания между простыми предложениями в составе СПП выполняют разделительную функцию. | |
ВЗАИМОПРОВЕРКА | |
2. Новый материал. Разобрать предложения, составить схемы, сделать вывод о месте придаточного предложения
Мы тронулись в путь, когда взошло солнце. | |
Когда взошло солнце, мы тронулись в путь. | |
Мы, когда взошло солнце, тронулись в путь. | |
ВЫВОД:……………………………………………………………………………… ……… ………………………………………………………………………………………………………
Прочитать § 19, стр. 52-54, сравнить свой вывод с материалом учебника.
3. Закрепление.
а) Из ПП составить СПП. Придаточные можно ставить перед главным, после главного и внутри главного предложения.
1) В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.
………………………………………………………………………………………………………
2) Люди слушали песню и думали. Лучше дружбы нет ничего.
…………………………………………………………………………………………………………
б) Соедини стрелками соответствующие предложения и схемы, проверь соседа и оцени.
Хозяин рад, что пришли гости. | ( Когда),[ ]. | | |
Даже мёд, если принимать его как лекарство, горек. | (Что ),[ то ]. | | |
Лишь то читается легко, что написано с трудом. | [ ,(если), ]. | | |
Что написано с трудом, то читается легко. | [ …то ],(что) . | | |
Когда в Москве ложатся спать, на Камчатке встают. | [ ],(что). | | |
ВЗАИМОПРОВЕРКА | |
4.Контроль. Расставить знаки препинания, построить схему каждого предложения.
Для этого (убедительно советую!) найти грамматические основы, расставить скобки.
Дети которые живут на одном из маленьких островов Японии иногда ходят в школу на ходулях. | |
Соседний остров где находится школа отделяется от их острова неглубоким проливом. | |
Этот пролив когда долго не идут дожди сильно мелеет поэтому невозможно пользоваться лодками. | |
И дети чтобы у них не пропадали занятия переправляются через пролив на ходулях. | |
Ребята которые передвигаются таким способом очень ловко получают от этого занятия огромное удовольствие. | |
5. Рефлексия. Попробуй оценить себя. Представь, что ты часть СПП. Какая ты часть : главная (ты понял материал, ты самостоятелен) или придаточная (ты затрудняешься, ты зависишь от учителя)?
Изобрази свое настроение в той части СПП, какой соответствуют твои знания.
[ ], ( потому что )
Домашнее задание § 19, упр. 92 ( подготовить черновик )
Оформление: …………………..(дата) Сочинение – отзыв по картине И.Тихого «Аисты». |
Дополнительный материал к сочинению. О художнике.
(можно использовать, по желанию)
Тихий Иван Антонович родился 10 января 1027 года в селении Савинцы Харьковской области.Учился в Киевском художественном институте. Занимался портретами, пейзажами, жанровой живописью. Член Союза художников. Преподавал в Киевском художественном институте. Произведения художника хранятся в частных собраниях Украины и Европы, выставляются в Луганском художественном музее. Умер 27 июня 1982 года.