Урок на тему «Место придаточного предложения по отношению к главному» (9 класс)
Место придаточного предложения по отношению к главному
Цель: …………………………………………………………………………………………………..
Задачи: знать ………………………………………………………………………………………..
уметь ……………………………………………………………………………………….
1.Разминка
ССП и СПП отличаются по структуре.
|
|
В СПП простые предложения равнозначны.
|
|
Для соединения простых предложений в составе СПП используются сочинительные союзы. |
|
В СПП придаточное предложение может стоять в начале предложения, в конце предложения и внутри главного предложения. |
|
Знаки препинания между простыми предложениями в составе СПП выполняют разделительную функцию. |
|
ВЗАИМОПРОВЕРКА
|
|
2. Новый материал. Разобрать предложения, составить схемы, сделать вывод о месте придаточного предложения
Мы тронулись в путь, когда взошло солнце.
|
|
Когда взошло солнце, мы тронулись в путь.
|
|
Мы, когда взошло солнце, тронулись в путь.
|
|
ВЫВОД:……………………………………………………………………………… ……… ………………………………………………………………………………………………………
Прочитать § 19, стр. 52-54, сравнить свой вывод с материалом учебника.
3. Закрепление.
а) Из ПП составить СПП. Придаточные можно ставить перед главным, после главного и внутри главного предложения.
1) В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.
………………………………………………………………………………………………………
2) Люди слушали песню и думали. Лучше дружбы нет ничего.
…………………………………………………………………………………………………………
б) Соедини стрелками соответствующие предложения и схемы, проверь соседа и оцени.
Хозяин рад, что пришли гости. |
( Когда),[ ]. |
|
|
Даже мёд, если принимать его как лекарство, горек. |
(Что ),[ то ]. |
|
|
Лишь то читается легко, что написано с трудом. |
[ ,(если), ]. |
|
|
Что написано с трудом, то читается легко. |
[ …то ],(что) . |
|
|
Когда в Москве ложатся спать, на Камчатке встают. |
[ ],(что). |
|
|
ВЗАИМОПРОВЕРКА |
|
4.Контроль. Расставить знаки препинания, построить схему каждого предложения.
Для этого (убедительно советую!) найти грамматические основы, расставить скобки.
Дети которые живут на одном из маленьких островов Японии иногда ходят в школу на ходулях. |
|
Соседний остров где находится школа отделяется от их острова неглубоким проливом. |
|
Этот пролив когда долго не идут дожди сильно мелеет поэтому невозможно пользоваться лодками. |
|
И дети чтобы у них не пропадали занятия переправляются через пролив на ходулях. |
|
Ребята которые передвигаются таким способом очень ловко получают от этого занятия огромное удовольствие. |
|
5. Рефлексия. Попробуй оценить себя. Представь, что ты часть СПП. Какая ты часть : главная (ты понял материал, ты самостоятелен) или придаточная (ты затрудняешься, ты зависишь от учителя)?
Изобрази свое настроение в той части СПП, какой соответствуют твои знания.
[ ], ( потому что )
Домашнее задание § 19, упр. 92 ( подготовить черновик )
Оформление: …………………..(дата) Сочинение – отзыв по картине И.Тихого «Аисты». |
Дополнительный материал к сочинению. О художнике.
(можно использовать, по желанию)
Тихий Иван Антонович родился 10 января 1027 года в селении Савинцы Харьковской области.Учился в Киевском художественном институте. Занимался портретами, пейзажами, жанровой живописью. Член Союза художников. Преподавал в Киевском художественном институте. Произведения художника хранятся в частных собраниях Украины и Европы, выставляются в Луганском художественном музее. Умер 27 июня 1982 года.
Тарунина Вера Александровна
Ирина Владимировна Казарцева