Урок на тему «Место придаточного предложения по отношению к главному» (9 класс)

5
2
Материал опубликован 9 March в группе

Место придаточного предложения по отношению к главному

Цель: …………………………………………………………………………………………………..

Задачи: знать ………………………………………………………………………………………..

уметь ……………………………………………………………………………………….

1.Разминка

ССП и СПП отличаются по структуре.

 

 

В СПП простые предложения равнозначны.

 

 

Для соединения простых предложений в составе СПП используются сочинительные союзы.

 

В СПП придаточное предложение может стоять в начале предложения, в конце предложения и внутри главного предложения.

 

Знаки препинания между простыми предложениями в составе СПП выполняют разделительную функцию.

 

ВЗАИМОПРОВЕРКА

 

 

 

 

 

2. Новый материал. Разобрать предложения, составить схемы, сделать вывод о месте придаточного предложения

Мы тронулись в путь, когда взошло солнце.

 

 

Когда взошло солнце, мы тронулись в путь.

 

 

Мы, когда взошло солнце, тронулись в путь.

 

 

 

ВЫВОД:……………………………………………………………………………… ……… ………………………………………………………………………………………………………

Прочитать § 19, стр. 52-54, сравнить свой вывод с материалом учебника.

3. Закрепление.

 

а) Из ПП составить СПП. Придаточные можно ставить перед главным, после главного и внутри главного предложения.

1) В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.

 

………………………………………………………………………………………………………

2) Люди слушали песню и думали. Лучше дружбы нет ничего.

 

…………………………………………………………………………………………………………

б) Соедини стрелками соответствующие предложения и схемы, проверь соседа и оцени.

Хозяин рад, что пришли гости.

( Когда),[ ].

 

Даже мёд, если принимать его как лекарство, горек.

(Что ),[ то ].

 

Лишь то читается легко, что написано с трудом.

[ ,(если), ].

 

Что написано с трудом, то читается легко.

[ …то ],(что) .

 

Когда в Москве ложатся спать, на Камчатке встают.

[ ],(что).

 

ВЗАИМОПРОВЕРКА

 

 

4.Контроль. Расставить знаки препинания, построить схему каждого предложения.

Для этого (убедительно советую!) найти грамматические основы, расставить скобки.

Дети которые живут на одном из маленьких островов Японии иногда ходят в школу на ходулях.

 

Соседний остров где находится школа отделяется от их острова неглубоким проливом.

 

Этот пролив когда долго не идут дожди сильно мелеет поэтому невозможно пользовать­ся лодками.

 

И дети чтобы у них не пропадали занятия переправляются через пролив на ходулях.

 

Ребята ко­торые передвигаются таким способом очень ловко по­лучают от этого занятия огромное удовольствие.

 

 

5. Рефлексия. Попробуй оценить себя. Представь, что ты часть СПП. Какая ты часть : главная (ты понял материал, ты самостоятелен) или придаточная (ты затрудняешься, ты зависишь от учителя)?

Изобрази свое настроение в той части СПП, какой соответствуют твои знания.

 [         ], ( потому что       )

 

Домашнее задание § 19, упр. 92 ( подготовить черновик )

Оформление:

…………………..(дата)

Сочинение – отзыв по картине И.Тихого «Аисты».

Дополнительный материал к сочинению. О художнике.

(можно использовать, по желанию)

Тихий Иван Антонович родился 10 января 1027 года в селении Савинцы Харьковской  области.Учился в Киевском художественном институте. Занимался портретами, пейзажами, жанровой живописью. Член Союза художников. Преподавал в Киевском художественном  институте. Произведения художника хранятся в частных собраниях Украины и Европы, выставляются в Луганском художественном музее. Умер 27 июня 1982 года.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #458396 был удален 9 March 2024

Ирина Владимировна, сайт меня , видимо, проверял, заставлял решать примеры))) пришлось сначала загрузить пустую работу, потом отредактировать. Знакомьтесь!

9 March

Вера Александровна, спасибо за серию уроков по сложному предложению!

9 March

Похожие публикации