Предварительный просмотр презентации
БОУДО УР «Республиканский центр дополнительного образования детей» «Метапредметные технологии дополнительного образования детей» Чупрынина Ирина Владимировна, методист БОУДО УР РЦДОД
Тенденции развития ДО
Требования к современному образованию Статья «Требования к образованию на современном этапе развития общества» Победоносцева Мария Георгиевна, к.п.н. ФГБОУ ВО «МПГУ», г. Москва
Метапредметные технологии Метапредметные технологии являются приемами педагогической работы с мышлением, коммуникацией, действием, осознанием и самоанализом обучающихся являются приемом развития теоретического мышления и универсальных приемов педагогической деятельности
Цель технологии - развитие основных навыков обучающихся: Мыслительного процесса Интеллектуальных способностей Построения коммуникативных связей Понимания и осознания значимости учебного процесса Формирование навыков к самопознанию и к самоанализу Способности к действию и самостоятельный выбор действий
Метапредметные занятия деятельность обучающихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием
STEM/STEАM-образование - это современный образовательный феномен Цель - развить высокоорганизованное мышление и обучить эффективному применению полученных знаний в таких дисциплинах, как естественные науки, технология, инженерия, математика и искусства, посредством проектного обучения
«Кейс-технология» это метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов) Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся
«Кейс-технология» • вариативность и личностный подход в обучении; • возможность применения методов научного исследования; • развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности; • развивает эмоционально-волевые качества и формирует познавательную мотивацию; • познавательный интерес к изучаемому материалу.
Потенциал метода кейсов Способствует развитию умений: Анализировать ситуации; Оценивать альтернативы; Выбирать оптимальный вариант решений; Составлять план осуществления решений; И как результат - устойчивый навык решения практических задач
«Проектная технология» • формирование мысленного представления желаемого результата; • планирование действий по достижению результата; • оценивание промежуточных и конечных результатов; Проектная технология формирует такие метапредметные компетенции как: • овладение проектным мышлением; • умение решать проблемы; • умение работать в команде; • умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии; • умение работать с информацией; • умение критически относится к информации.
Типология проектов по виду конечного продукта Материальные Проектный продукт – модели, макеты, картины, скульптуры, книги, иллюстрированные альбомы, фильмы, слайд-шоу, компьютерные презентации и т.п. Действенные Проектный продукт – поход, экскурсия, спектакль, соревнование, школьный праздник, классный час, мастер-класс, выставка, игра, викторина, тематический вечер, литературная гостиная, концерт и т.п. Письменные Проектный продукт – статья, брошюра, инструкция, рекомендации и т.п.
Проектная технология предполагает: наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность ученика; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения; обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов; анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Технология развития критического мышления формирование нового стиля мышления; развитие базовых качеств личности; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования.
Использование технологии предполагает прохождение трех этапов Вызов: • активизировать имеющиеся раньше знания; • побудить интерес к теме; • сделать цель занятия личностно-значимой. Осмысление: • осмысленная работа с текстом; • сопровождается действиями детей, позволяющие отслеживать их собственное понимание прочитанного. Рефлексия: • формировать личностное отношение к изученному материалу; • фиксировать либо в собственном тексте, либо в своей позиции в дискуссии.
Психологический тест: вы мыслите нестандартно или как обычные люди? Э. П. Торранса и Дж. П. Гилфорда
Мозговой штурм Коллективный поиск ответа на задачу, которая заранее известна Этапы: 1. постановка задачи 2. генерация идей 3. отбор идей
Всех участников делят на две команды Одна команда занимается генерацией идей Вторая обрабатывает идеи, которые были придуманы, отбраковывает несостоятельные и оставляет действительно интересные Метод развивает творческие способности, умение оригинально мыслить, фильтровать идеи по определенным признакам
Технология «Дебаты» Дебаты - чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам
Дебаты развивают: логическое и критическое мышление; навык в организации своих мыслей; навыки устной речи; эмпатию и терпимость к различным взглядам; уверенность в себе; способность работать в команде; способность концентрироваться на сути проблемы; стиль публичного выступления.
В системе дополнительного образования при метапредметном подходе развиваются метапредметные компетентности, такие как: способность к разрешению проблем технологические способности способность к самообразованию способность к использованию информационных ресурсов способность к социальному взаимодействию коммуникативные способности креативные способности рефлексивные способности
Для достижения метапредметных результатов образования необходимо, чтобы в образовательном процессе соблюдались следующие принципы: отказ от шаблона в структуре учебного занятия и формализма в его проведении; максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на занятии с использованием различных форм индивидуальной и групповой работы; поддержка альтернативности и множественности мнений; развитие функции общения на занятии занимательность и эмоциональный тон занятия; уважительное отношению к мнению каждого; развитие навыков сотрудничества и сотворчества; включенность в практическую деятельность, формирующую профессиональные навыки.