Применение технологий «Методы и приёмы работы с воспитанниками группы риска»
МОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида Квалификационная работа Тема: Методы и приемы работы с воспитанниками группы риска
Работу выполнила: социальный педагог Жбанкова М.А.
г.Кулебаки 2007г |
Содержание
Введение..........................................................................................................................2
Факторы влияющие на попадание детей с отклонением в развитие в
группу риска ...…………………………………………………….....3
Характеристика детей с отклонением в развитии
попавших в группу риска..............................................................................3
Классификация семей..............................................................................................4
II. Методы работы с неблагополучной семьей……………….................…….6
Основные задачи социального педагога................................................................6
Работа социального педагога с родителями
из неблагополучных семей......................................................................................7
Заключение....................................................................................................................11
Литература.....................................................................................................................12
Приложение
Введение
В России при тяжелом экономическом положении, остро стоит проблема роста правонарушений среди несовершеннолетних. Много семей, которые не уделяют должного внимания детям. Число таких семей возрастает. Эта проблема присутствует и в Кулебаках.
Неотъемлемое условие безопасности человека – это безопасность в семье.
Однако многие члены семьи оказываются узниками, а зачастую и жертвами близких людей.
Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативное психические, физические и другие изменения в личности ребенка, которые приводят в последствии к попаданию детей в группу риска.
В данной работе мы постараемся разобраться «Кто такие дети группы риска» и «Как работать с неблагополучными семьями»
Факторы влияющие на попадание детей с отклонением
в развитие в группу риска
Характеристика детей с отклонением в развитии попавших
в группу риска
Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалистом чаще всего фиксируются сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможными дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.
У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, способность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).
Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной социальной адаптации детей и подростков.
Дети группы риска - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подтверждена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Наиболее важной задачей социализации воспитанников коррекционных школ – интерната является создание условий для развития систем профилактических умений по охране здоровья и привычки к здоровому образу жизни.
Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Последняя имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние малых групп, в которых школьник взаимодействуют с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.
Классификация семей
Каковы особенности той или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению отклонений в поведении школьника? Они отражаются в имеющихся классификациях семей, где часто появляются трудные дети.
Профессор Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению трудных детей:
1. семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи сами по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях вырастали нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;
2. конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держаться оппозиционно, подчас конфликтно – демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
3. нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;
4. педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградится от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку.
Другим отрицательным примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохранить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся им образцы поведения предшествующих этапов развития, например, меньшую активность, послушность и т.д.
Появление трудных детей также способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений.
Причинами попадания детей в группу риска основными являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.); устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другими родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психологического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
Характеристика неблагополучных семей, т.е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна – это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.
Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы.
В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Психологами давно доказано, что большинство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих фактов психологии пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослыми, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. «Вашей мерою вам и отмерится».
Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выпутаться, как правило, негативно влияют на нормальное функционирование всего организма. Они вызываются многими причинами – утратой любимого, близкого человека, разводом и повторным браком родителей, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствиями, драками, скандалами, последствиями дорожно – транспортных происшествий, войнами, стихийными бедствиями и катастрофами и т.д.
Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряжения угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.
Наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада, - дети чутко улавливают даже скрытую враждебность, взаимное безразличие родителей, взаимные обиды. Обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из – за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.
Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут снится кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).
II. Методы работы с неблагополучной семьей
Основные задачи социального педагога
Вспомогательная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Как показывает статистика за последние годы в школе - интернате наблюдается спад правонарушений. Поэтому подготовка этих детей к социальному взаимодействию и здоровому образу жизни выступает одним их приоритетных направлений в организации воспитательного процесса учреждения.
Основная задача социального педагога - помощь подросткам, попавшим в трудную ситуацию, оградить от нравственного распада его личности выявить причины способствующие появлению негативных явлений, вовлекать подростка в добрые дела, формирование привычки к здоровому образу жизни. Формирование привычки идет разными методами и приемами у всех детей, но особенно трудно сформировать привычку к здоровому образу жизни у детей с отклонением в развитии
Прежде всего следует напомнить основную цель деятельности социального педагога, которая состоит в защите прав и интересов ребенка, в том числе и от собственных нерадивых родителей. Именно стихийный, неуправляемый рост числа семей группы риска и резкое снижение их качественных характеристик в последние годы обусловили необходимость обеспечить защиту детей в семьях со стороны российского общества. Для решения этой задачи, в частности, была введена новая должностная категория в системе образовательных учреждений – социальный педагог. Таким образом, социальный педагог является непосредственным исполнителем поставленной российским государством задачи обеспечения необходимых жизненных условий для несовершеннолетних, по тем или иным причинам лишенных родительского попечения.
Невыполнение родителями указанных выше обязанностей по отношению к детям дает социальному педагогу законное право вмешательства в личную жизнь такой семьи.
В работе с неблагополучной семьей социальный педагог руководствуется следующими основными принципами:
1. соблюдение приоритета интересов ребенка: «первоочередное внимание
уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (конвенция о
правах ребенка, ст. 3);
максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями
ребенка: не игнорирование их, а партнерство;
защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической
семье, его «право знать своих родителей, право на защиту, право на
совместное с ними проживание» (Семейный кодекс, ст. 54);
тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами,
осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими,
правоохранительными, опеки и попечения, образования и т.д.
Работа социального педагога с родителями
из неблагополучных семей
Работа социального педагога с родителями из неблагополучных семей строится поэтапно. Сигнал к началу такой деятельности становится поступлением информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семьею.
Источником информации могут выступать: классных руководителей, воспитателей, инспекторов ПДН, соседей, родителей других детей и т.д. С момента поступления сигнала социальный педагог принимает меры, что бы решить данную проблему.
На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка социальный педагог производит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих срочного изъятия ребенка из семьи с целью защиты его жизни и здоровья. В случае необходимости такой процедуры дальнейшая работа с родителями производится после принудительного изъятия ребенка из семьи.
Осуществление сбор первичной информации о данной семье через различные источники: классных руководителей, воспитателей, администрации, наркологический, ПДН, соседей, коллег родителей по работе и т.д.
Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка.
Работа совместно с психологом, диагностика семейного благополучия будет неполной без ознакомительной беседой с ребенком. Такую встречу наедине желательно организовать в школе, где посредством наводящих вопросов выясняется некоторые детали, связанные с отношением родителей к ребенку. Социальный педагог делает выводы как на основе прямых ответов на вопросы, так и посредством визуальных наблюдений. Оценивается готовность ребенка отвечать на вопросы, т.е. общаться; уклонение от ответов на определенную тему; нервная реакция при упоминании конкретных членов семьи и т.д.
Далее следует первая встреча социального педагога с проблемной семьей. Лучше эту встречу организовать на территории школы (в кабинете). Такая официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы предстоящего разговора. В собственном доме родители чувствуют себя более уверенно. Кроме того, здесь существуют ряд отвлекающих факторов: дети, работающий телевизор, приготовление еды и т.п. Наконец, родители могут вообще не впустить социального педагога в свой дом.
Необходимо предусмотреть участие в этой встречи с семьей не только социального педагога, но и психолога или классного руководителя. Их совместные действия позволяют вести беседу в строго избранном направлении, лучше владеть ситуацией. Известно, что родители из семей риска склонны в подобных случаях к эпатажу, непрогнозируемым реакциям, уклонению от обсуждаемой темы. Поэтому, приглашая таких родителей на собеседование, следует составить план предстоящего разговора и тщательно подготовиться к нему. Главная цель встречи с родителями - определить степень риска семейного неблагополучия для ребенка и решить вопрос о необходимости его изъятия из семьи возможности оставить в ней при последующей реабилитационной работе с родителями.
В начале беседы следует представиться, назвать официальное учреждение, в котором работают социальный педагог и другие участники разговора. Затем социальный педагог формирует цель предстоящей беседы. Форма общения с семьей избирается в соответствии с позицией родителей, которая может быть агрессивной, безразличной, виноватой, готовой к сотрудничеству, отвергающей помощь и т.п. Продолжительность встречи не должна превышать одного часа.
В ходе этой встречи необходимо добиться от родителей признания, что в семье действительно есть проблемы, которые создают угрозу физического и психическому здоровью ребенка, мешают его полноценному развитию и воспитанию.
В результате первой встречи с семьей социальный педагог должен получить на следующие вопросы:
позволяет ли атмосфера внутри семьи оставить в ней ребенка на время
реабилитационной работы с родителями и почему (аргументы)
какие именно характеристики семьи внушают надежду на возможность ее
качественных изменений в лучшую сторону?
какие жизненные необходимые качества отсутствуют в данной семье и
требуется их сформировать дополнительно в процессе реабилитационной
работы?
Если ответ на первый вопрос будет отрицательный и существует неуверенность в безопасности пребывания ребенка с родителями, то социальный педагог вправе поставить вопрос о его немедленной передаче в учреждение защиты детства. Однако при этом следует помнить, что родительская семья – наиболее благоприятная среда пребывания ребенка и идти на столь крайние меры следует лишь в случае реальной угрозы его здоровью и жизни.
Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии по делам несовершеннолетних при администрации, в состав которой в ходят представители из детской комнаты милиции, отдела опеки и попечения, и т.д., которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи.
На заседании комиссии присутствует обсуждаемая семья. Ее стремление принять участие в заседании рассматривается как положительный фактор и свидетельствует о заинтересованности в судьбе ребенка и о желании родителей сохранить его в семье.
Независимо от решения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне ее начинается работа по определению регенеративных, восстановительных, потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы с неблагополучной семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей.
Дальше следует посещение социальным педагогом семьи в месте ее проживания. Трудность на этом этапе часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт с социальным педагогом как представителем власти. Родители используют при этом свое право на неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом постороннего. В такой ситуации иногда приходится использовать силовые методы и повторить визит совместно с инспектором по делам несовершеннолетних. Однако этот путь до минимума возможности доверительного контакта социального педагога с семьей в его дальнейшей работе с ней. Поэтому рекомендуется использовать этот прием лишь в крайнем случае, когда ребенку угрожает реальная опасность. Кардинальная задача социального педагога: демонстрируя миролюбие и терпимость, убедить взрослых членов семьи в том, что его визит продиктован добрыми намерениями; его задача – не инспектирование и применение силы, а помощь и поддержка. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка. Результатом успешной работы социального педагога в этом направлении станет готовность семьи идти на контакт с представителем власти и следовать предлагаемым рекомендациям.
В процессе обследования жилья ребенка (семьи) следует получить ответы на ряд вопросов, составляющих в целом социальные показатели данной семьи.. предлагаемая методика позволяет представить семью в виде формальной методики определяется уровень неблагополучия, что помогает принять обоснованное решение об изъятии или оставлении ребенка в семье.
Визит в семью позволяет социальному педагогу провести углубленное обследование условий проживания ребенка: санитарно – гигиеническая обстановка, организация питания, обеспеченность сезонной одеждой и обувью, наличие у ребенка собственной постели, своего угла или комнаты и т.п. Одновременно возникает возможность наблюдать в естественной среде характер взаимоотношений как между супругами и другими взрослыми, так и между родителями и детьми.
Представляет интерес определить стиль супружеских отношений
(демократический, авторитарный, есть ли основания предполагать насилие в семье). Необходимо зафиксировать реакцию родителей на приводимые социальным педагогом факты невыполнениями своих родительских обязанностей: будут ли они принимать обвинения, защищаться, перекладывать ответственность друг на друга, поддерживать супруга и т.п. При проживании в семье других взрослых следует определить отношение к ним каждого из супругов, а также отношение ребенка к этим членам семьи (нейтральное, доброжелательное, уважительное, неприязненное, боязливое и т. п.) Исследуя характер отношений родителей с ребенком, важно обратить внимание на особенности его поведения в их присутствии (боязнь отвечать на вопросы, стремление уклониться от прямого физического контакта с родителями, несовпадение в его ответах при беседе наедине с социальным педагогом и при родителях и т.п.).
Углубленное ознакомление с неблагополучной семьей позволяет социальному педагогу сделать ряд выводов, необходимых для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи.
Регулярно проводятся индивидуальные беседы с подростками, их родителями, ведется документация на детей, стоящих на учете, и детей группы риска.
В школе два раза в год проходят декады правовых знаний, во время которых организовываются встречи с инспектором ПДН, врачем-наркологом, гинекологом. Проводятся внеклассные занятия на правовую тему. Кроме этого в школе регулярно проводятся профилактические беседы с участием мед. работников, СМИ, КДН, представителями опеки, детским психиатром, психологом. Различные деловые игры и мероприятия: круглый стол «От безответственности до преступления… », «Вредные привычки», «Общество и люди», «Путешествие в страну зеленого змея». Помощь в работе с трудными детьми оказывают школьные клубы и кружковая деятельность: для малышей «Веселые нотки», «Цветик – семицветик», для взрослых ребят - «Спортивный», «Моделирование», «Танцевальный», «Друзья природы», «Умелые руки», «Домоводство», «Юный лесовод», Кукольный театр «Искра», «Мастерица», «Мой веселый карандаш», вовлекаются в различные кружки по интересам.
Заключение
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что дети из группы риска с отклонениями в развитие – одна из тех групп населения, которой нужно внимание, постоянный контроль.
Проблема «с трудными детьми» остается по-прежнему. Только тесная связь между школой, семьей и другими организациями позволит хоть не на много приостановить рост трудных подростков с отклонениями в развитии, т.к. такие они относятся к одной из самых уязвимых «групп риска» в отношении возникновения у этих детей вредных привычек и правонарушений.
Литература.
Олифрененко Л.Я. и др.
Социально – педагогическая поддержка детей группы риска: Учебн.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И.
Шульга, И.Ф.Деменьтьева. – М.: Издательский центр «Академия»,
2002. – 256с.
Шишковец Т.А.
Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208.
М.И. Рожков и д.р.
Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-
метод. Пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 203. – 240с.
Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ.
высш. учебн. заведений / Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н. Бессонова и др.;
Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – 2 – е изд., стереотип. – М.:
Издательский центр «Академия», 2004. – 192с.
Под редакцией В.В.Воронковой. Воспитание и обучение детей во
вспомогательной школе: учеб. Пособие для учителей.
Рубинштейн С. Я. психология умственно отсталого школьника. Учеб. Пособие
для студентов дефектологов. факт – тов пед. ин – тов. м.. «Просвещение», 1970
Мечихина В.ф. внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе –
интернате: пособие для учителей и воспитателей. Москва: «Просвещение», 1983.
– 104с.