Методические рекомендации «Эффективные методы и приёмы работы с информацией»

0
0
Материал опубликован 17 October 2022

 

 

 

Управление образования администрации муниципального

образования городского округа «Усинск»

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа № 7 имени В. И. Ефремовой» г. Усинска

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

 

«Эффективные методы и приемы работы с информацией»

 

 

 

 

Автор: Джармокова Софият Мухамед-Аминовна,

 

учитель начальных классов

 

 

t1666034074ab.png

 

 

 

г. Усинск

2022 г.

 

 

 

Аннотация

 

В современном обществе постоянно увеличивается объем информации и скорость ее потоков. В связи с этим, особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, поиском, обработкой и передачей информации. Это требование времени, требование возникшего нового информационного общества.

Основная задача каждого учителя сегодня – это создать условия конкретному ребенку для свободного саморазвития, осознать важность такой проблемы: «Как научить школьников самостоятельно работать с информацией».

Данные методические рекомендации описывают формы, методы и приемы формирования навыков работы с информацией младшего школьника в соответствии с основными требованиями к трем группам образовательных результатов: личностным, предметным и метапредметным. Также содержат описание эффективных методов и приемов работы с учебником с фрагментами уроков, описание способов организации деятельности учащихся на различных этапах урока.

Этот методический материал даст возможность педагогам систематизировать способы организации деятельности школьников на уроке, способствующих продуктивной работе с различными источниками информации.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

Оглавление

Введение........................................................................................................................................4

Глава 1. Особенности организации работы с информацией в начальной школе……………………………………………………………………………………………...6

Глава 2. Особенности организации работы с информацией на уроках математики……..11

Глава 3. Методы и приёмы работы с информацией на уроках окружающего мира……………………………………………………………………………………………..15

Глава 4. Организация работы с учебником на уроках в начальной школе ………………..21

Заключение................................................................................................................................26

Список литературы……………………………………………………………..……………28

Приложения…………………………………………………………………………………..30


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы,

которые надо решить”.

Роджер Левин

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что "в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно познавательных текстов, инструкций. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы"

В Примерной общеобразовательной программе (ООП) НОО выделен раздел "Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)". Этот раздел самостоятелен и равноправен со всеми другими разделами программы.

Особенно актуальна проблема формирования и развития информационной компетенции в начальной школе, поскольку отвечает основным задачам становления и развития личности ребенка. Умение школьника работать с информацией, рассматривается, как универсальное учебное действие, и представляется, как общеучебное умение.

Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, с другой – ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.

На сегодняшний день в школе, в начальных классах встает острая проблема: дети, читая задания самостоятельно или выслушав учителя читающего им, не умеют работать с текстом задания, поэтому учителю приходится им «разжевывать», задавать наводящие вопросы. Дети затрудняются в постановке вопросов к прочитанному тексту, составлении задач по кратким схемам или таблицам. Отсюда вывод, что неумение работать с текстом на уроках в начальных классах – это проблема, стоящая во главе обучения в дальнейшем.

Поэтому основная задача каждого учителя сегодня - это создать условия конкретному ребенку для свободного саморазвития, осознать важность такой проблемы: «Как научить школьников самостоятельно работать с информацией».

С поиском решения этой проблемы и было связано создание автором данных методических рекомендаций, целью которых является: содействие созданию оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной самостоятельности школьников через организацию эффективной работы с информацией.

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Глава 1.

 

Особенности организации работы с информацией в начальной школе

 

Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое на уроках по всем предметам начиная с первого класса. Очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю предстоит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности в большей степени на предметном материале.

Содержание действий с информацией в начальной школе представлено тремя группами учебных действий (умений), характеризующих информационную деятельность младших школьников:

1. Поиск информации и понимание прочитанного, что предполагает умение находить информацию по заданному основанию, существенным признакам, представленную в явном и неявном виде, проводить селекцию найденной информации, фиксировать информацию разными способами: словесно, в виде таблицы, рисованной схемы, графически и т.д.

2. Преобразование и интерпретация информации, что предполагает умение упорядочивать информацию по заданному или самостоятельно выбранному основанию, сравнивать между собой объекты, понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами (словесно, в виде таблицы, рисованной схемы), устанавливать простые связи, делать предположения и элементарные выводы, основываясь на личном опыте, находить аргументы, подтверждающие выводы, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные в задаче вопросы.

3. Оценка информации, что предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

   Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке информации и по созданию своих информационных объектов (при работе над проектами), а именно: заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках, в которых ученик:

- должен сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений;

- должен выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;

- должен владеть двумя или более способами организации информации;

- должен представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах, предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования навык работы с информацией в том или ином виде заложен во всех трех группах требований к образовательным результатам учащихся и охватывает такие виды учебных действий, как чтение, поиск, кодирование, хранение информации, анализ и интерпретация информации.

Таблица 1

Отражение навыка работы с информацией в требованиях ФГОС НОО к образовательным результатам учащихся

Содержание образовательного результата

Требования ФГОС начального общего образования к образовательным результатам учащихся

личностным

метапредметным

предметным

русский язык

математика

литературное чтение

окружающий мир

Чтение текстов

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в т.ч. информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Овладение навыками смыслового чтения

Овладение учебными действиями с языковыми единицами

 

Осознание значимости чтения для личного развития. Использование разных видов чтения.

 

Поиск информации

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

Использование разных видов чтения.

Освоение доступных способов природы и общества в открытом информационном пространстве

Кодирование и хранение информации

Переработка и использование информации

Анализ и интерпретация

Умение анализировать и интерпретировать данные

Овладение элементарными приемами интерпретации, анализа

 

 

Каждая учебная дисциплина в рамках той или иной обязательной предметной области вносит вклад в формирование навыка работы с информацией ученику младшей школы.

Интегрированный уровень навыка работы с информацией будет выражением комплексного подхода образовательной организации к его формированию у младших школьников.

Таблица 2

Характеристика составляющих навыка работы с информацией

(в соответствии с ФГОС начального общего образования)

Составляющая навыка работы с информацией

Характеристика составляющей

(виды учебных действий)

Чтение текстов в начальной школе различных стилей и жанров

- Распознавание буквенного облика слов;

- схватывание смысла слов;

- понимание смысла отдельных предложений и текста в целом

Поиск информации в различных источниках, включая справочно-энциклопедическую литературу и ресурсы Интернета

- Поиск толкования нового слова, понятия или термина в толковом словаре;

- подбор необходимых справочно-энциклопедических изданий;

- работа с библиотечными каталогами (алфавитным, каталогом персоналий, системным каталогом);

- работа в поисковых системах интернета;

- работа с прочими источниками.

 

Кодирование и хранения информации

- Составление плана;

- составление таблиц;

- составление графиков;

- создание рисунков, схем;

- конспектирование;

- создание файлов и папок (на бумажных и электронных носителях)

 

Переработка и использование информации

- Систематизация и структурирование информации;

- создание кластеров на основе информации;

- реферирование информации;

- подготовка сообщений, докладов;

- включение найденной информации в учебные тексты и продукты учебной деятельности (выступления, презентации и др.);

- обмен информацией со сверстниками

Анализ и интерпретация информации

- Уточнение темы (тематического направления) искомой информации;

- выделение главной и сопутствующей информации;

- сравнение информации из различных источников;

- оценка информации на предмет актуальности;

- определение собственного отношения к информации.

 

С точки зрения формирования навыка и формы работы с информацией начальная школа обладает неоспоримым преимуществом, т. к. планирование результатов и собственно формирование этого навыка осуществляется одним лицом. В отличие от основной и старшей школы, где достаточно сложно скоординировать деятельность педагогов в той или иной области метапредметных образовательных результатов, в начальной школе такая координация не нужна. Педагог начальных классов может спланировать содержание рабочих программ по дисциплинам учебного плана таким образом, что не будет дублирования одних и тех же формирующих воздействий, сложится ясная картина этапов формирования навыка, его отдельных составляющих. Кроме того, педагог сможет подобрать необходимый дидактический материал и организовать в соответствии с поставленными задачами учебно-познавательную деятельность младших школьников.

Формирование навыка работы с информацией у младших школьников – это метапредметное образование. Процесс формирования навыка работы с информацией необходимо сочетать с воспитанием у младших школьников культуры исследовательского поведения, интереса к исследовательской деятельности. В исследовательской деятельности составляющие навыка работы с информацией дополняются общими умениями учащегося планировать деятельность (главным образом, ставить цели и очерчивать необходимые для ее реализации ресурсы) и анализировать промежуточные результаты деятельности, т. е. рефлексировать в процессе деятельности. Педагогической целью здесь будет выступать развитие информационно-познавательной активности младших школьников, становление у них престижа быть информированными.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Система формирования навыка работы с информацией у младших школьников

 

Период реализации ООП начального общего образования

Содержание процесса формирования навыка работы с информацией

Первый класс

Формирование техники чтения. Первичное знакомство учащихся с понятием «информация». Знакомство со школьной библиотекой, организацией пространства библиотеки, библиотечными каталогами

Второй класс

Формирование у учащихся представления о справочных и энциклопедических изданиях. Становление опыта планирования поискового запроса в сети Интернет. Воспитание престижа работы со справочно-энциклопедической литературой

Третий класс

Формирование действий кодирования информации. Становление первичного опыта переработки и использования информации. Первичное осознание учащимися культуры поведения в открытом информационном пространстве.

Четвертый класс

Формирование действий переработки информации. Становление первичного опыта анализа и интерпретации, опыта внесения оценочных суждений об актуальности и качестве информации. Развитие у учащихся навыков смыслового чтения. Освоение учащимися правил безопасного поведения в сети Интернет

 

*Примерно к концу третьего года обучения в начальной школе уже можно говорить о специфической исследовательской мотивации учащихся как особой познавательной потребности, которая заключается не в желании накопить полезные знания, а в стремлении обнаружить нечто новое, «вмешаться» в обыденный ход вещей, проверять все на своем опыте. Информация становится здесь инструментом взаимодействия с изучаемым объектом, а сам навык работы с информацией – инструментальным. Сочетание культуры работы с информацией с опытом исследовательского поведения – один из базовых результатов освоения младшими школьниками ООП начального общего образования. Он выступает гарантом академической успешности учащихся и основой самореализации в выбранной сфере познавательной деятельности.


 


 


 


 

Глава 2.

Особенности организации работы с информацией на уроках математики

 

В результате изучения курса математики, учащиеся на уровне начального общего образования приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

Целенаправленное формирование умений работы с информацией необходимо начинать уже с первого класса. Одним из средств обучения работе с информацией на уроках математики является учебник, где предусмотрены различные задания, благодаря которым учащиеся учатся понимать информацию, представленную различными способами (рисунок, текст, графические и символические модели, схема, таблица, диаграмма), использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей.

В первом классе младшие школьники учатся ориентироваться на странице учебника, анализировать информацию, представленную на иллюстрации. Учитывая особенности младшего школьного возраста, их наглядно-образное мышление, важно правильно организовать работу по картинкам, иллюстрациям. Например, учитель задает вопросы по картинкам в учебнике: «Что изображено?», «Что можно узнать, рассматривая картинки?», «Чем похожи?», «Чем различаются?» Отвечая на такие вопросы, учащиеся учатся описывать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки, а также формулировать выводы по результатам наблюдений. Необходимо учесть, что отвечая на вопросы, школьники будут давать разные варианты ответов, в том числе и ошибочные. Важно рассматривать и принимать все варианты ответов, учить учащихся анализировать, умению подвергать сомнению полученную информацию.

Задания, которые требуют переключения внимания с текста на рисунки, способствуют развитию умения работать с информацией, представленной в разной форме. Большое количество рисунков способствует развитию умения понимать и удерживать информацию, представленную в неявном виде. При ответе на поставленные в задании вопросы, у учащихся развивается умение интерпретировать и обобщать информацию. Характер многих заданий ориентирует на дискуссию, обмен мнениями, развитие умения передавать партнеру важную для учебной задачи информацию. При выполнении таких заданий полезно организовывать работу в парах, группах сменного состава. Также эффективны задания на возможность выполнения его разными способами, где предлагаются ответы реалистических персонажей Маши и Миши. Выполняя такие задания, учащиеся учатся анализировать результат своей деятельности и сравнивать с другими вариантами решений. (Приложение 1)

Во втором классе дети продолжают работать с таблицами, схемами. Представляют текстовую информацию в виде схематического рисунка, графической, схематической и знаково-символической моделей. Соотносят знаково-символические модели (числовые выражения, равенства, неравенства) с их изображениями на схеме и поясняют, что обозначает на ней каждый отрезок.

Представление выражения в виде схематической модели формирует умения устанавливать соответствия, осознанно запоминать компоненты действий. Соотнесение знаково-символические модели с числовыми выражениями позволяет, пользуясь моделями объяснить, что обозначает равенство.

Для организации работы над задачами эффективно использовать различные способы работы с исходными данными, постановкой вопроса к задаче, определения недостающих данных. Продуктивными являются задания, в которых нужно выбрать схему, соответствующую условию задачи, осуществить кодирование текста задачи в таблицу, построить схему, соответствующую условию задачи.

Работая с таблицами, младшие школьники учатся извлекать информацию. Например, это такие задания как «Используя данные таблицы, ответь на вопросы», «Пользуясь таблицей, поставь вопрос к задаче» и др. (Приложение 2)

В 3 классе к работе с таблицами и схемами добавляется работа с диаграммами. Учащиеся учатся читать несложные готовые столбчатые диаграммы: пользуясь диаграммой вставить в тексте слова и числа, ответить на вопросы, выполнив арифметические действия. Школьникам нравятся задания, в которых нужно пользуясь данными диаграммы, составить вопросы, на которые можно ответить. Наиболее эффективно такая работа проходит в паре, когда учащиеся составляют вопросы своему партнеру. Работа с информацией, представленной в столбчатой диаграмме, формирует умение распознавать одну и ту же информацию, представленную вербально и графически, пользоваться почерпнутыми из столбчатой диаграммы сведениями для ответа на вопросы задания. (Приложение 3)

Учащиеся 4 класса моделируют текстовые ситуации (таблицы, схемы, знаково-символические модели, диаграммы). Учащиеся моделируют предметные ситуации на схеме, что дает возможность преобразовывать информацию. Также проводят кодировку текста задачи в таблицу, способствующей формированию умения интерпретации данных задачи. Для осмысления условия задачи и верного ее решения эффективен прием представления текста задач в виде схематического рисунка.

Использование на уроке математики разнообразных способов работы с информацией обогащает учебный процесс, делает его наиболее эффективным. Для ученика обучение становится творческим, насыщенным поисковой и исследовательской деятельностью. Такие задания развивают у младших школьников познавательную и самостоятельную активность.

Несомненно, решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Но как показывает практика, большинство детей испытывают трудности при решении задач и одной из причин, определяющих недостаточный уровень у учащихся умений решать задачи, является неумение читать задачу. Поэтому чтобы избавиться от «текстового страха», важно научить ребёнка «понимать» текст задачи.

Работа с информацией на уроках математики начинается уже в 1 классе ещё до знакомства с задачей, когда дети работают по рисункам учебника, т. е. работают с информацией, представленной в виде рисунка. Так как анализ любой задачи начинается с осознания последовательности отражённых в ее тексте событий, то важно учить детей устанавливать связи между этапами сюжета и логически верно излагать события.

В учебнике присутствуют и специальные задания, целенаправленно готовящие детей к работе с задачами, такие как: восстановление развития сюжета по серии рисунков; составление различных рассказов математического содержания к одному сюжетному рисунку; завершение серии рисунков до полного восстановления сюжета.

Цель таких заданий - сформировать у учащихся умение рассматривать одну и ту же ситуацию с принципиально разных позиций, что очень важно для предстоящей работы над задачами.

После знакомство с задачей идёт уже целенаправленная работа непосредственно с текстом задачи. Для понимания текста задачи на уроке эффективны следующие приёмы:

- словесное рисование сюжета, описанного в тексте задачи;

- разбиение текста на смысловые части и выбор необходимой информации для поиска решения;

- выделение в тексте составных частей задачи (условия, вопроса, данных, искомых);

- переформулировка текста задачи; замена описания данной в ней ситуации другой, сохраняющей все отношении и зависимости (но более точно их выражающие);

- составление краткой записи к тексту задачи в виде опорных слов, схем, таблиц, рисунка (т. е. перевод словесной формы информации в составление задачи по схеме);

- запись числового выражения по математическому тексту, по схеме (перевод словесной и графической формы информации в знаковую);

- сравнение задач, близких по сюжету, но значительно отличающихся по математическому смыслу;

- решение задач с недостающими или лишними данными;

- преобразование текста задачи.

Актуальный вопрос – как научить ребёнка «читать и понимать текст задачи». Очень часто понимание текста задачи осложняют несколько факторов: наличие длинных предложений, сложная внутренняя структура, информативная насыщенность текста, использование синтаксических конструкций, сложных для понимания (причастный и деепричастный обороты, сложноподчинённые предложения), поэтому очень важно научить ребёнка интерпретации тексов. Интерпретировать текст задачи – это значит изменить текст, сделать его понятным для себя.

Для этого эффективны такие приемы:

- Выделение главных слов;

- Разбиение длинных предложений на более короткие, по принципу «Одно предложение – одна мысль»;

- Перестановка предложений для создания текста с трёхчастной формой;

- Создание концепта для уменьшения его объёма и приближение субъекта

- Синонимическая замена отдельных слов текста. (Приложение 4)

Таким образом, при обучении решению задач существенным является не просто отработка умения решать определенные типы задач, ориентируясь на данные образцы, а приобретение опыта в семантическом и математическом анализе разнообразных текстовых конструкций.

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

Методы и приемы работы с информацией на уроках окружающего мира

 

Курс «Окружающий мир» в начальных классах знакомит младших школьников со знаниями из естественных и социально-гуманитарных наук: естествознания, обществознания, истории, освоение образовательной программы по предмету предусматривает формирование метапредметных, личностных, предметных результатов. Приемы работы с научно-познавательным и художественным текстом отличаются. Практика школы показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания младшие школьники затрудняются.

Задача учителя - организовать работу на уроке таким, образом, чтобы каждый ученик был активным участником учебной деятельности. Для этого использовать различные методы и приемы работы с информацией, организовывать работу в парах, группах. На уроках окружающего мира эффективно использовать следующие методы и приемы.

«Толстый и тонкий вопросы»

Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:

Левая колонка — толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «Какую роль кошки и собаки играют в жизни человека?», «Предположите, что будет, если исчезнут насекомые?»

Правая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какие осенние явления в живой природе вы знаете?», «Что используют для измерения температуры?», «Что такое Красная книга»

Прием используется в следующих обучающих ситуациях:

- Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Учащиеся по изучаемой теме задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса, предварительно записанных в таблицу.

- При анонсе новой темы, можно попросить учащихся сформулировать разные вопросы, возникшие у них и записать их в таблицу. Это даст представление учителю о качестве уже имеющихся знаний по теме и поможет ему сориентироваться с объяснением новой темы.

- Можно дать детям задание уже после прохождения темы и выяснить, какие толстые и тонкие вопросы остались без ответов. Это даст учителю понять, что тема изучена не досконально и требует более тщательной проработки.

«Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума» (по имени американского психолога и педагога Бенджамина Блума)

t1666034074ac.jpg

Шесть лепестков — шесть типов вопросов

1) Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты:

Что такое «Красная книга»? Чем человек отличается от животных? Что такое экология?

2) Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что грибы относятся к царству грибов, а не растений?», «Если я правильно понял, то ты утверждаешь, что дельфин относится к зверям - млекопитающим?» (Объясните почему.) Обычно задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.

3) Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему летом идет дождь, а зимой снег?» «Почему листья на деревьях осенью желтеют?», «Почему на небе во время дождя появляется радуга?» Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.

4) Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир, если бы не было солнца? Что произойдет, если на земле не будет животных?

5) Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Как вы относитесь к человеку с вредными привычками?

6) Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики.

Как нужно поливать цветы? Как посадить лук? Как правильно сервировать стол к ужину? Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок, глина и соли? Как выработать правильную осанку?

Учащиеся абсолютно всех возрастов, начиная с первоклассников, понимают значение всех типов вопросов. В любом возрасте дети могут привести свои примеры по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании

В технологии критического мышления есть очень много стратегий, позволяющих вести обучающую деятельность более интересно и эффективно.

Прием «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно! Задание должно содержать ошибки 2 уровней:

- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Например: Тема «Дикие и домашние животные»

Медведь - домашнее животное. Медведь - хищник, крупный и сильный. От весны до поздней осени медведь ходит по лесу в поисках ягод, орехов, гнезд диких пчел, муравейников. Все лето медведь запасает в берлогу грибы, шишки, орехи. Мишка спит зимой один месяц. Перед спячкой, он обильно обрастает жирком. Весной медведь может скушать кабана, лося, или оленя.

 

Прием «Дополни информацию текста»

Прочитай текст. Подумай, о каком цветке здесь говорится:

Солнечный цветок.

Сначала из земли вылезли нежно – зелёные разрезные листья и раскрылись   тарелочкой. Из середины зелёной этой тарелочки показался тёмный комочек – бутон. Он вырос, вытянулся на тоненьком, просвечивающем на солнце, стебельке, тянулся вверх и вверх – к солнцу. И однажды утром…  Яркое, жёлтое, круглое солнышко цветка загорелось в траве…. (Ю. Акрачеев)      

Напиши, что ты можешь добавить об этом цветке.

Приём « Солнышко»

Данная схема даёт возможность установить ассоциативный ряд, подобрать синонимы. В некоторых случаях – вспомнить предыдущий материал и установить понятийные связи для лучшей систематизации знаний учащихся. Синонимы, ассоциации, определяющее понятие.

Вариации данного приёма включаю и в контрольные упражнения:

Подберите слова по смыслу (схожести или противоположности, а также принадлежащие к одному понятию).

Определите связь понятий или явлений (родственность, сходство, различие, противоположность).

t1666034074ad.gif

Прием лучше всего использовать на этапе обобщения знаний детей. Ребятам предлагается нарисовать свои солнышки. Работать рекомендуем в паре или группе. На доске можно представить «обобщенное» солнышко (пример «Болото»).

 

Прием «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. 

Например, на уроке по теме «Тела и вещества» на этапе актуализации знаний предлагается детям найти в классе карточки с картинками или названиями тел  (одной группе), веществ (второй группе). При этом на столах, стенах, подоконниках, двери должно быть развешано множество различных карточек с написанными словами, которые не относятся к данной теме. Каждая группа находит в классе свои слова, и доказывает устно свою правоту.

 

 

Для проверки знаний хорошо использовать тесты.

Ф.И.__________________________________ дата_______________________

 

1. Прочитай текст.

Радуга.

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Она состоит из дождевых капель.

Когда Солнце светит сквозь дождевые капли, на небе напротив Солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

В радуге несколько цветов, все они расположены в строгом порядке. Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали фразу» «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Радуга бывает большой, когда Солнце находится над Землёй – утром или ближе к вечеру. Когда Солнце стоит высоко в небе – радуга небольшая.

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолёта, она будет казаться кругом. Иногда на небе одновременно можно видеть две радуги, а очень редко – даже три или четыре.

 

2. Запиши цифрой, сколько цветов в радуге_____________________________

3. По первым буквам фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» восстанови название цветов радуги и запиши их по порядку________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Раскрась изображение радуги в правильном порядке следования цветов.

t1666034074ae.png

5. Почему радугу так назвали? ________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Укажи, при какой погоде можно увидеть радугу.

- Дождик моросил весь день, небо затянуло тучами.

- Уже несколько дней не было осадков, стояла солнечная погода.

- Редкие капли дождя падают на землю, но из-за тучи выглянуло солнце.

 

7. Найди и выпиши из текста сведения о том, что влияет на величину радуги

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Продолжи предложения, опираясь на текст:

 - Радуга большая, когда________________________________________________________

- Радуга небольшая, когда_______________________________________________________.

 

9. От чего зависит яркость цветов радуги? Запиши ответ

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Таким образом, продуманная и целенаправленная  работа на уроках окружающего мира с информацией позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. (Приложение 5)

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

Глава 4.

Организация работы с учебником на уроках в начальной школе

Одним из решений проблемы обучения школьников самостоятельной работе с информацией является организация систематической работы с учебником, который сегодня является не только источником информации, но и средством организации образовательной деятельности учащихся. На страницах учебника изложен изучаемый материал, размещены рисунки, фотографии, схемы, таблицы – всё то, что является необходимой информацией для успешного изучения темы урока. При этом главная роль в работе с учебником в процессе обучения отводится формированию у школьников рационального чтения, умения выделять главное, делать выводы, анализировать, сравнивать, формулировать и задавать вопросы, используя наряду с учебником дополнительные источники информации.

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания,  форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит –  учить работать с информацией. При этом важную  роль играет учитель, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий; вопросы, направленные на формирование процессуальных действий: вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, и не стоит ни учителю, ни учащемуся  жалеть времени и сил на формирование этого умения.

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста учебника необходимо начинать в начальной школе и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

Работа с текстом учебника состоит из трёх этапов:

1 этап – Работа до чтения.

В начале урока можно предложить игру «Попробуй найти!», в ходе которой учитель сообщает классу название раздела. Ученики должны быстро с помощью оглавления найти данный раздел учебника и зачитать несколько строк из него. Во время игры развиваются внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении материала в учебнике.

Ещё один приём, который учитель может использовать на этом этапе работы с книгой – это приём «Корзина идей». Этот приём состоит в том, что ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться в некую виртуальную корзину. Можно предложения учеников записать на отдельных листочках, сложить в коробочку (корзину).

Этот приём научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно – исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.

Приём «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему.

Например, в начале изучения темы «Параллелограмм» можно предложить учащимся поиграть в игру «Верю – не верю»:

- Параллелограмм – это фигура с четырьмя углами.

- У параллелограмма противоположные стороны равны.

- Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.

- Параллелограмм – это фигура у которой все углы прямые.

После знакомства с основной информацией (текст учебника, презентация по данной теме) необходимо вернуться к данным утверждениям и попросить детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

2 этап – Работа с текстом учебника непосредственно.

Это само чтение. Тут необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а впоследствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника (раздела, статьи).

Основными целями чтения текста учебника могут быть:

- знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста,

- понимание информации,

- запоминание,

- использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях,

- подтверждение изученного или того, что знали ранее,

- отыскание примеров,

- подтверждение научных фактов,

- работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).

В зависимости от поставленной цели учитель должен организовать чтение текста учебника одним из способов (опережающее чтение, углубленное чтение, выборочное чтение, чтение-сканирование, чтение вслух, чтение про себя, чтение по ролям, чтение-изучение, выборочное чтение, просмотр).

Для лучшего понимания прочитанного текста учебника можно использовать методический прием маркировки текста, который делает зримым процесс накопления знания, движения от «знал» к «узнал», стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания. 

Причем, каждый учитель может придумать свою систему пометок, которая может варьировать. Например:

+ (то, что знаю);

* (новая информация);

? (об этом хочу узнать больше);

! (то, что вызвало эмоциональный отклик).

Затем целесообразно заполнить таблицу «Инсерт». При работе с текстом в данном приёме используются следующие шаги: чтение с пометками, заполнение таблицы «Инсерт», обсуждение граф таблицы и формулировка выводов.  Графы таблицы будут соответствовать значкам маркировки, и нужно добавить графу «хочу знать» (хз).

+

!

?

хз

 

 

 

 

 

Прием – «Инсерт» технически достаточно прост. Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение или заполнение таблицы. Обычно школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

Еще одним не простым, но в то же время необходимым способом обработки информации из книги является составление плана прочитанного. Удачно составленный план говорит о конечном итоге, об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания. По плану ученикам будет легко восстановить в памяти содержание прочитанного.

Составление плана текста – цель данного метода развить навыки учащихся по определению смысловых «точек» текста.

Как составлять план текста:

- Прочитать текст, найти новые слова и понятия – выяснить их значение,

- Определить тему и основную мысль текста,

- Разделить текст на смысловые части, озаглавить их,

- Написать черновик плана текста и сопоставить его с текстом.

- Проследить все ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и главную мысль,

- Проверить, можно руководствуясь планом воспроизвести текст.

Еще одним способом обработки информации из текста является составление тезисов. Тезисы – это основные положения текста, которые доказывают, объясняют, поясняют материал в тексте. Если в плане в определенной последовательности даются только названия основных объектов в виде заголовков, то при составлении тезисов в той же самой последовательности даётся само содержание этих объектов.

После чтения текста из учебника ученики должны обязательно высказать свое отношение и свои мысли о прочитанном, привести свои примеры. Важно, чтобы ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали.

3 этап – После чтения.

После изучения на уроке темы даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний» (изображение на листе ватмана или на школьной доске).

В начале следующего урока ещё раз прочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них. Такая работа развивает самостоятельность мышления, речевые умения и снижает утомляемость.

Мощным визуальным инструментом развития перечисленных умений и навыков являются разнообразные графические схемы – разновидность информационных моделей, навыки построения и исследования которых в наши дни относятся к разряду общеучебных. Графические схемы можно использовать на уроках математики, окружающего мира.

Кроме графических схем в процессе осмысления прочитанного текста очень неплохо зарекомендовали себя приёмы «Кластер» и «Синквейн».

Синквейн - это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).

Например, синквейн после прочтения произведения «Щедрое дерево» к слову щедрость

«Щедрость» -

Отзывчивый, благородный

Помогать, сочувствовать, любить

Возлюби ближнего как самого себя…

Бескорыстие.

Основные особенности предлагаемого подхода связаны с тем, что главная задача сфокусирована на тщательном прочтении предлагаемого текста. Чтобы чтение стало осмысленным, необходимо чтобы оно сопровождалось дополнительным заданием, например, выбором ключевых слов, поэтапным заполнением таблицы.

Данные приёмы развивают в ученике навык работы с письменным текстом, учат анализировать данные, логически структурировать информацию, выбирать главное, а также повышают качество учебной деятельности в целом.

Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала. (Приложение 6)

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современном обществе человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых (по новому образовательному Стандарту) должны быть заложены уже в начальной школе. Так, в требованиях Стандарта записано: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее».

Однако, я понимаю, что для достижения современных целей образования, необходимо искать и использовать новые подходы, формы, инструменты в работе с учащимися. Ежедневно находясь в кругу детей, мне приходится наблюдать низкий уровень общения между детьми, увеличение числа детей с высокой тревожностью, отвергаемых детей, большой разрыв между образованием и социальной практикой, несформированность умения учиться и организовывать свою деятельность. Усложнение содержания учебного материала приводит к тому, что редко кто из учащихся учится сам, без помощи родителей, сохраняя лишь роль исполнителя. Освоение ключевых компетенций – реальный сдвиг от учебных знаний и умений к способности эффективно действовать в разных ситуациях.

В последнее время увеличился поток информации. Как помочь в ней разобраться? Как способствовать познавательной активности? Вот здесь на помощь приходит учитель, владеющий приёмами работы с разными источниками информации. Я вижу выход в целенаправленном развитии информационной культуры школьников.

Считаю, что негативными факторами, тормозящими процесс развития познавательной самостоятельности, является отсутствие конкретных умений (вычленить главное, сориентироваться в море информации, без лишних затрат времени представить результат своих размышлений), а также проблема рациональности в учебной деятельности. На мой взгляд, массовые ошибки, как правило, связаны:

-с неправильным прочтением и непониманием задания, не озвученного предварительно учителем;

- неумением работать с оглавлением;

- выделенными понятиями, абзацами в тексте;

- поиском ответов на вопросы;

- поиском главной мысли;

- объяснением значения нового слова.

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, вариативных форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. Причем необходимо формировать такие умения, как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации. Каждое из умений должно быть проработано, иначе невозможно сформировать следующее умение. При этом велика роль учителя, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, причем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Лошкарева Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников. М., 1981.

Перминова Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования. СПб. АППО, 2006. 64 с.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. М.: Просвещение, 2010. 191 с. (Стандарты второго поколения).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Рос. Федерации . –М.: Просвещение, 2010

Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема: «Учебно-методическое пособие.-Самара:Издательство»Учебнаялитература»:Издательский дом «Федоров»,2007.

Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч. – 2000. – № 7. – С. 38-61.

Харчевникова Е. Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка (дошкольный и младший школьный возраст): Дис. … канд. пед. наук. – Владимир, 1999. – 172 с.

Бурлакова А.А. Компьютер на уроках в начальных классах // Начальная школа плюс до и после. – 2007. - №7. – с.32-33.

Игровые технологии в начальной школе: практическое пособие / Авт. – сост. Е.В. Калмыкова. – М.: АРКТИ, 2007. – 60с.

Игры для активного обучения. / В.В. Петрусинский, Розанова Е.Г. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 125с.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. – М.:Педагогика, 1991.

Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы /сост. О.Н.Черненко. – Вологоград: Учитель, 2007. – с.82-85.

Аксенова Н.В. Компьютер и проблемно-диалогическое обучение на уроках окружающий мир/ Н.В.Аксенова, Л.А.Боровская // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – №7. – с.26-29.

Андрюкова С.А. Пути повышения качества образования в условиях начальной школы / С.А. Андрюкова, А.А. Будзинаускене // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – №4. – с.13-16.

Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику 2 класса «Окружающий мир». Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. – 160с.

Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику 3 класса «Окружающий мир». Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. – 180с.

Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику 4 класса «Окружающий мир». Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003. – 180с.

Пименова И.А. Использование компьютерных ресурсов при изучении курса «Окружающий мир» // Начальная школа плюс до и после. – 2007. - №7. – с.22-24.

Митина О.А. Мониторинг учебных достижений школьников как фактор повышения результативности образования. // Начальная школа плюс до и после. – 2008. - №10. – с.86-87.

Молокова А.В. Применение электронных учебных пособий в обучении младших школьников. // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №4. – с.86-89.

Истомина Н.Б. Уроки математики: Методические рекомендации к учеб-нику для 1 класса: Пособие для учителей / Н.Б. Истомина, Е.С. Немкина, С.В. По-пова, 3.Б. Редько. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 244 с.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1

Работа с информацией на уроках математики

в 1 классе


 

1. Анализ информации, представленной на рисунке

Вопросы «Чем похожи?», «Чем различаются?» помогают развитию умения описывать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки, а также формулировать выводы по результатам наблюдений.

t1666034074af.gift1666034074ag.gif


 

Задания, которые требуют переключения внимания с текста на рисунки, способствуют развитию умения работать с информацией, представленной в разной форме.


 

t1666034074ah.gift1666034074ai.gif

 

2. Соотнесение знаково-символические модели (числовые выражения, равенства, неравенства) с их изображениями на схеме.

t1666034074aj.gift1666034074aj.gift1666034074ak.gif
 


 


 


 


 

 

3. Интерпретация текста задачи в виде схематического рисунка.

t1666034074al.gif t1666034074al.gif

 

 

t1666034074am.gif t1666034074am.gif


 

4. Сравнение результатов действий с результатами реалистических персонажей.

t1666034074an.gif t1666034074ao.gif


 

5. Задания на применение жизненного опыта.

t1666034074aj.gif t1666034074ap.gif

 

6. Работа со схемами и моделями.

t1666034074aq.png t1666034074ar.png

t1666034074as.png t1666034074at.png

Приложение 2

Работа с информацией на уроках математики

во 2 классе

 

1. Представление выражения в виде схематической модели

t1666034074au.gif


 

t1666034074av.gif

2. Соотнесение знаково-символические модели с числовыми выражениями


 

t1666034074aw.gift1666034074aw.gif


 

 

3. Выбор схемы, соответствующей условию задачи.

t1666034074ax.gif
 


 


 


 


 


 


 


 

t1666034074ay.gif

4. Построение схемы, соответствующей условию задачи.

t1666034074az.gif

t1666034074ba.png

5. Используя данные таблицы (рисунка, схемы), ответь на вопросы.

t1666034074bb.gif

 

6. Кодировка текста задачи в таблицу

t1666034074bc.gif

7. Интерпретация текста задачи в виде схематического рисунка.

 

t1666034074bd.gif

Приложение 3

Работа с информацией на уроках математики

в 3 классе

 

1. Представление выражения в виде схематической модели

Задание 184. Вставь пропущенное число, чтобы равенство соответствовало рисунку.

t1666034074be.png

2. Соотнесение текста задачи с диаграммой

Задание 274. Отметь √ диаграмму, которая соответствует тексту: «Дочь в 8 раз младше отца, в 6 раз младше матери и в 2 раза младше своего брата» и ответь на вопросы.

t1666034074bf.gift1666034074bg.gif

t1666034074bh.gif

3. Составление вопросов к диаграмме

Задание 278. Рассмотри диаграмму количества учащихся в школах г. Озёрска. Составь вопросы, на которые ты можешь ответить.

t1666034074bi.gif

4. Заполнение таблицы в соответствии с данными задачи

Задание 20. Длина сторон одного прямоугольника 8 см и 3 см, а другого 4 см и 3 см. Заполни таблицу.

t1666034074bj.png

5. Задания для развития пространственного мышления

Задание 249. Представь, что модель многогранника сделали из проволоки.

t1666034074bk.pngt1666034074bl.png

t1666034074bm.gif

t1666034074bn.png


 

6. Сравнение результатов действий с результатами реалистических персонажей.


 

t1666034074bo.gif

6. Работа с диаграммами

t1666034074bp.gif


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 4

Приемы работы над задачей на уроках математики

 

Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе - умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций.

Этапы решения текстовых задач и их связь со стратегиями смыслового чтения.

Анализ содержания задачи

Поиск пути решения задачи

Составление плана ее решения

Поиск информации и понимание прочитанного

Осуществление плана решения задач

Проверка решения задач

Преобразование и интерпретация

Оценка информации

Работая над задачей, учитель должен организовать и направить с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи диалога и в нем участвуют все дети.

 

Ключевые направления при работе с текстом

выделение главного в тексте;

составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;

умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

грамотно пересказать прочитанный текст;

умение составить план прочитанного;

воспроизводить текст по предложенному плану;

умение пользоваться образцами решения задач;

запоминание определений, формул;

работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);

использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях.

 

 

Алгоритм при решении задач

1.Чтение задачи детьми (про себя)

2.Выделение числовых данных.

3. Выделение важных слов-помощников.

4. Обсуждение всей найденной информации.

5. Соотнесение текста задачи с рисунком или готовой схемой.

6. Рассказывание задачи по рисунку или схеме.

7. Составление плана решения через наглядную опору или пиктограмму

 

Приемы работы с текстом задачи:

1) Прием составления краткой записи задачи 2) прием «Верно- не верно»

t1666034074bq.gif t1666034074br.jpg

 

3) Прием: «Тонкие и Толстые вопросы» 4)Прием «Кластер»

 

t1666034074bs.jpgt1666034074bt.jpg

 

5)Прием «Лови ошибку» 6) Прием «Задания Множественного выбора»

t1666034074bu.jpg t1666034074bv.jpg

 

7) Прием «Дополни информацию» 8) Прием «Перенеси информацию»

t1666034074bw.jpg t1666034074bx.jpg

9) Прием «Синквейн» 10) Прием составления вопросов к задаче

t1666034074by.jpgt1666034074bz.jpg

Таким образом, при обучении решению задач существенным является не просто отработка умения решать определенные типы задач, ориентируясь на данные образцы, а приобретение опыта в семантическом и математическом анализе разнообразных текстовых конструкций.

Приложение 5

Методы и приемы работы с информацией на уроках окружающего мира

1. Прием классификации предметов

Прочитай текст учебника, используя полученные знания, дополни таблицу словами

t1666034074ca.gift1666034074cb.gif

t1666034074cc.gif

2. Представление информации в виде таблиц и схем

t1666034074cd.gift1666034074cd.gif

3. Прием «Можно - нельзя»

t1666034074ce.gif

3. Прием «Соотнесения понятия и определения»

t1666034074cf.gif

t1666034074cg.gift1666034074ch.gif


 

 


 


 

 

4. Прием «Применения знаний из жизненного опыта»

t1666034074cg.gift1666034074cg.gift1666034074cf.gif

 

5. Прием «Верно - неверно » 6. Прием «Продуктивного чтения»

t1666034074ci.gift1666034074cj.gif


 


 


 

Приложение 6

Работа с учебником на уроках окружающего мира

Урок окружающего мира 2 класс (фрагмент урока)

Тема: «Человек-разумное существо»

1 этап. Работа до чтения текста учебника.

 

Прием «Корзина идей», работа в парах.

-Как ты думаешь, чем человек отличается от других живых существ?


 

2 этап. Знакомство с текстом учебника.

Прием «Пометки на полях»

Прочитай текст учебника и отметь на полях общие признаки человека и живых существ

t1666034074ck.gif

3 этап. Работа после прочнения текста (работа в паре)

Прием «Выдвижения гипотез»

t1666034074ck.gif


 


 

Информация для подтвержденияили опровержения гипотез (на карточках)

t1666034074ck.gif

Прием «Сравнения информации Прием «Выбора достоверной информации»

реалистических персонажей»

t1666034074cl.gif

 

t1666034074cl.gift1666034074cm.gif


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Урок окружающего мира 3 класс (фрагмент урока)

Тема: «Органы цветкового растения. Значение листьев для растения»

1 этап. Работа до чтения текста учебника.

Прием «Корзина идей», работа в парах по вариантам.

t1666034074cn.gif

2 этап. Знакомство с текстом учебника.

Прием «Макировка текста»

t1666034074cn.gift1666034074cn.gif

3 этап. Работа после прочнения текста.

Прием «Восстанови текст». Используя информацию, полученную из учебника, вставить пропущенные.

t1666034074co.gif

Прием «Юный исследователь». Работая в паре, сделай вывод означении листьев в жизни растений и их «работе».

t1666034074co.gift1666034074cp.gif

*Задания для любознательных. Если тебе заинтересовало какую важную «работу» выполняют листья, проведи опыты и сделай выводы по результатам исследования.

t1666034074cq.gif


 


 


 

Урок окружающего мира 3 класс (фрагмент урока)

Тема: «Цветок, его роль в жизни растения»

1 этап. Работа до чтения текста учебника.

Игра «Верю – не верю»:

- цветок – важный орган растения;

- цветок не играет важной роли для растения, он нужен для красоты;

- цветки есть на всех растениях;

- есть растения, которые не имеют цветков;

- цветки есть только у травянистых растений;

- на месте цветов образуется плод.

 

2 этап. Знакомство с текстом учебника.

Прием «Инсерт». Прочитай текст учебника, заполни таблицу

+

!

?

*

 

 

 

 

+ (то, что знаю);

* (новая информация);

? (об этом хочу узнать больше);

! (то, что вызвало эмоциональный отклик).

 

t1666034074cr.gift1666034074cs.gif

3 этап. Работа после прочнения текста.

Прием заполнения схемы (рисунка). Используя информацию, полученную из учебника, поработай с рисуном и обозначь части цветка.


 

t1666034074ct.gift1666034074ct.gif

Прием «Вопросы к тесту»

*Задания для любознательных. Если тебе интересно узнать об особенностях чудесного цветка, прочитай информацию и составь к данному тексту несколько вопросов для одноклассников, которые помогут уточнить информацию о кислице.

t1666034074cu.gif

Примерные вопросы к тексту:

- Какие узоры на лепестках кислицы?

-В какое время раскрываются листья кислицы?

- Что можно предсказывать по удивительному цветку?


 


 


 


 

53

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации