Публикация «Методы и приемы ТРИЗ-технологии»

5
0
Материал опубликован 26 July 2023


Цель: Познакомить педагогов ДОУ с технологией ТРИЗ, как эффективного средства развития активного творческого мышления у дошкольников.

Введение.

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной.

Цель методической разработки - выявить методы и приемы технологии ТРИЗ, эффективно влияющие на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить научную и учебно-методическую литературу по данной теме. 2. Обосновать целесообразность использования ТРИЗ в работе по развитию творческих способностей дошкольников, раскрыть роль ТРИЗ в формировании творческой активности детей.

3. Выявить основные элементы, обеспечивающие построение эффективного обучения и развития творческой личности.

Основная часть. Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в ДОУ, ТРИЗ занимает особое место.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач.

Оказывается, что ТРИЗ может использоваться в работе с детьми и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.

Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.

Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки педагога, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем"; в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и педагогу, и детям.

Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать педагогу и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.

Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку, и в школе, и во взрослой жизни.

Методы ТРИЗ, их характеристика. Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:

1. «ДАНЕТКА».

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Педагог обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

2.«КЛАСТЕР»

Цель: развитие критического мышления у детей, развитие навыка систематизации информации.

Ход упражнения. Основной принцип - это организация данных с помощью группировки. В центре листа записывается ключевая информация, далее от нее выстраиваются варианты развития событий. Для каждого события создается свой кластер, в котором регистрируются возможные решения или их последствия. Благодаря такой систематизации можно добиться качественного анализа причинно-следственных связей между событиями, увидеть варианты ошибочных действий.

Можно составлять кластеры по любой из тем: «Транспорт», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы» и другое.

Приём «Кластер» эффективно используется на всех этапах образовательной деятельности. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди.

3.«ТОЛСТЫЕ» и «ТОНКИЕ» вопросы

Начинать использовать данный метод можно с 1 младшей группы (2-3 года).

«Тонкий» вопрос предполагает однозначный ответ (чаще это «да» или «нет», «не знаю») (задается со словами Кто? Что? Когда? Как звали?)

«Толстый» вопрос требует развернутого ответа (звучит примерно так: Дайте объяснение почему..? А что, если..? Почему вы думаете, что..?)

Чаще всего используется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз занятия:

на стадии вызова - это вопросы до изучения темы,

на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при рефлексии - демонстрация понимания пройденного
Наиболее активное использование со средней группы (4-5 лет).


t1690390814aa.jpg

4.«КОЛЬЦА ВЕННА» или «ДИАГРАММА ВЕННА»

Стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге "Символическая логика". Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. "Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме. 


t1690390814ab.png

5. «СИНКВЕЙН»

Синквейн - это короткое, из пяти строк, нерифмованное стихотворение, позволяющее очень кратко изложить материал на определенную тему.

Цель: развитие умений у детей выделять ключевые понятия, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Эффективность и значимость синквейна.

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Одна из целей при составлении синквейна - добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

строка - одно ключевое слово - название, заголовок, тема, обычно существительное;

строка - два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойств, слова можно соединять союзами и предлогами).

строка - три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

строка - четыре слова - предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

строчка - одно слово - ассоциация, синоним, который характеризует суть

темы, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Модель синквейна для детей, которые пока не умеют читать:


t1690390814ac.jpg

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по алгоритму создают свои нерифмованные стихотворения.

«ХОРОШО-ПЛОХО»

Цель: Уметь видеть в одной ситуации положительную и отрицательную стороны, доказывая это.

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия; умение оценивать объект, ситуацию с разных сторон.

Например: Зима. Хорошо: кататься с горки, лепить снеговика,

играть в снежки и тд. Плохо: холодно, скользко, метель и тд.

Заключение. "Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом" - утверждает ученый-дидакт А.Л. Несмеянов. Традиционная модель образования строится на трансляции готового знания. При этом ребёнок упражняет память, учится осуществлять по образцу определённые мыслительные операции, чтобы самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но столкновение с новой, незнакомой проблемой вызывает у него растерянность. Универсальные модели, разработанные в ТРИЗ, позволяют сделать системный анализ проблемы, выявить противоречие и разрешить его. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности. Ребенок уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упускать этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.



Список литературы

1.Альтшуллер, Г.С., Верткин, И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. [Текст]\ Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин— Минск: «Беларусь», 1994.

2.Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. [Текст]\ В.Г.Березина, И.Л.Викентьев, С.Ю.Модестов — Санкт-Петербург: Изд. Буковского, 1995.

3. Викентьев, И.Л., Кайков, И.К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. [Текст]\ И.Л.Викентьев, И.К.Кайков,— Новосибирск, 1992.

4. Гин, А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина. [Текст]\ А.А.Гин — М.: «Вита-Пресс», 2002.

5. Клеймихина, Т.В., Крейнина, С.А. От Незнайки до.... [Текст]\ Т.В.Клеймихина, С.А.Крейникова— Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.

6. Мурашковская, И.Н., Валюмс, Н.П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. [Текст]\ И.Н.Мурашковская, Н.П.Валюмс— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

7. Трифонов, Д.Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. [Текст]\ Д.Н.Трифонов— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

8. Чернихович, Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. [Текст]\ Е.Чернихович— Гомель: «Сож», 1995.

9. Шустерман, З.Г. "Новые приключения Колобка".[Текст]\ З.Г.Шустерман — М.: «Педагогика-Пресс», 1993.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации