Презентация к уроку физики в 10–11 классе «Методы научного познания»
Методы научного познания Подготовила: преподаватель физики БПОУ ОО «ОТММП» Барановская А.М.
Тема урока: Формирование представления о физике как о науке, осознание перспектив изучения физики на первом курсе обучения. Тип занятия: Усвоение новых знаний. Цель: Физика как наука. Методы научного познания.
Задачи: образовательная: дать понятие основных методов научного познания и их взаимосвязи; познакомить обучающихся с необходимой терминологией. развивающая: способствовать развитию устойчивого интереса к познанию окружающего мира посредством изучения физики. воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения посредством знакомства с методами научного познания.
Физика - наука о природе (7 класс). Физика - наука о природе (7 класс). Физика – наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойство и строение материи и законы ее движения (10 класс). Аристотель (384 – 322 г. До н.э.) М.В. Ломоносов (1711-1765)
Материя существует в пространстве и времени. Материя существует в пространстве и времени. МАТЕРИЯ ПОЛЕ ГРАВИТАЦИОННОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ МАГНИТНОЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО ЖИДКОСТЬ ГАЗ ПЛАЗМА ВЕЩЕСТВО
Уровни познания Эмпирический Наблюдение Эксперимент качественный количественный
Теоретический Теоретический Обобщение, классификация и анализ экспериментальных данных Установление физических законов Выдвижение научных гипотез Создание научных теорий Физический закон – устойчивые, повторяющиеся объективные закономерности, существующие в природе.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения явления и требующее проверки на опыте. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения явления и требующее проверки на опыте. Теория – совокупность нескольких законов, относящихся к одной области познания. Верховным судьей любой теории является опыт! Физика – наука экспериментальная.
Моделирование – упрощенная версия физической системы или процесса, сохраняющая их главные черты (материальная точка, идеальный газ, кристаллическая решетка). Моделирование – упрощенная версия физической системы или процесса, сохраняющая их главные черты (материальная точка, идеальный газ, кристаллическая решетка). Предметное моделирование Компьютерное моделирование Мысленный эксперимент Математическое (знаковое) моделирование – формулы, чертежи, схемы.
Физическая величина – измеряемая характеристика физических объектов или явлений материального мира, общая в качественном отношении, но индивидуальная в количественном. Физическая величина – измеряемая характеристика физических объектов или явлений материального мира, общая в качественном отношении, но индивидуальная в количественном. Основные единицы измерения физических величин в системе СИ: м, метр кг, килограмм с, секунда А, Ампер К, Кельвин моль кд, кандела Дополнительные: рад, радиан ср, стерадиан Все остальные единицы измерения физических величин являются производными.
Современная физическая картина мира. Вещество состоит из мельчайших частиц, между которыми существует несколько видов фундаментальных взаимодействий: сильное электромагнитное слабое гравитационное
Ответьте на вопросы: Вариант 1 Как звали ученого, который ввел в русский язык термин «физика»? К какому виду материи можно отнести гравитацию? Что важнее: теория или опыт? Является ли единица измерения скорости основной в СИ? Какое из видов взаимодействий является самым сильным? Вариант 2 Эксперимент бывает количественным и … К какому виду материи можно отнести жидкость? Какие частицы кроме протонов входят в состав ядра атома? Является ли единица измерения времени основной в СИ? Какое из видов взаимодействий является самым слабым?
Домашнее задание: К следующему занятию подготовьте эссе на тему: «Физика в моей жизни». Расскажите, какое место по вашему мнению занимает предмет физики в вашей будущей профессии. Нужны ли физические знания человеку в обычной жизни? Считаете ли Вы этот предмет полезным для себя?
Список литературы Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2017. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2013. www.fcior.edu.ru https://ru.wikipedia.org www.alleng.ru/edu/phys.htm Материалы курсов ИРООО «Разработка и реализация основных образовательных программ СПО в соответствии с требованиями образовательных и профессиональных стандартов», Омск, 2017 г.