Статья «Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий»
«Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий»
Лозунг сегодняшнего дня – «Образование в течение жизни», поэтому современному педагогу ничего другого не остаётся, как идти в ногу со временем! Так как нынешние школьники большую часть своего времени проводят в различных гаджетах, большинство из них очень хорошо владеют цифровыми технологиями и учителю необходимо освоить информационное пространство и на уроках активно применять современные методы обучения.
Большинство кабинетов в школах технически оснащены, поэтому практически на каждом уроке в нашей школе применяется интерактивная доска и компьютер и другая техника, что позволяет применять различные современные методы обучения. Главная задача учителя состоит в том, чтобы включить учащегося в учебный процесс и помочь организовать учебную деятельность. Именно поэтому Т. А. Ильина рассматривает метод обучения как «способ организации познавательной деятельности учащихся».
Я работаю учителем музыки и расскажу немного о том, какие методы применяются на моих уроках. Считаю, что очень важно изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником.
Проектное обучение
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения.
Метод проектов позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, мыслей, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
1. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.
2. Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, викторины, презентации и др.).
Обучение на основе проектов также вращается вокруг проектов, но оно позволяет учащимся решать реальные проблемы и находить новые решения в течение более длительного периода времени. Метод проектов делает занятия более увлекательными, учащиеся развивают такие навыки, как исследование, самостоятельная работа и с другими, критическое мышление и т. д.
В этом активном методе обучения вы работаете в качестве гида, а ваши ученики берут на себя ответственность за свое обучение. Обучение таким образом может привести к лучшему взаимодействию и пониманию, пробудить их творческий потенциал и способствовать обучению на протяжении всей жизни.
Метод музыкальных композиций
– связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных произведений:
форма, стиль, жанр, тема. Средствами учащегося является голос, инструмент, произведения живописи, электронные средства (компьютер, синтезатор). В методе могут использоваться как индивидуальные, так и коллективные и групповые формы работы.
Метод проблемного изложения материала
направлен на привлечение учащихся к самостоятельному поиску знаний. Проблемная ситуация, создаваемая учителем, должна вскрыть противоречие между имеющимися знаниями и новыми музыкальными явлениями, с которыми ученик должен познакомиться. Существует ряд тезисов, при опоре на которые метод работает наиболее успешно:
1.опора на самостоятельность музыкального мышления и активность в поиске «ключевых» знаний о музыке в любом виде деятельности;
2. проблемная ситуация должна включать три компонента:
─ необходимость в новом музыкальном действии;
─ неизвестное, которое должно быть открыто;
─ возможность учащихся в выполнении
3. принятие проблемы большинством класса;
4. любая проблема должна быть решена либо самими учащимися, либо «наталкиванием» учителя на пути ее решения;
5.музыкальное восприятие не должно сводиться к «решению проблем» – это только метод познания, звучащей картины мира.
Метод «Кроссенс»
- ассоциативная головоломка нового поколения. Название технологии обозначает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом кроссворд. Основная цель использование кроссенс – технологии придумывание и решение загадок, головоломок, ребусов. Метод «Кроссенс» был разработан С.Фединым - писателем, педагогом, математиком и В. Бусленко, доктором технических наук, художником и философом.
Задача педагога – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.
Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Например, кроссенс «Инструменты симфонического оркестра».
Работа с кроссенсами способствует развитию навыков работы с информацией, регулятивных и коммуникативных умений.
Проблемный метод –
Итак, тема урока музыки «Сердце Шопена». Ребятам, зная тему урока предлагается поставить перед собой цель. Цель: узнать, каким было сердце польского композитора Шопена, что его радовало и что волновало. Что нужно сделать, чтобы узнать, каким было сердце Шопена? Нужно составить план действий:
1. Вспомнить, прослушать разнохарактерную музыку этого композитора.
2. Узнать (или найти) информацию об этих произведениях.
3. Сравнить и проанализировать.
4. Сделать вывод.
Технология РКМ - современный метод обучения
Суть заключается в том, что информацию, которую получает ребёнок, нужно уметь переосмысливать, анализировать, перерабатывать, делать на её основе выводы, высказывать свою точку зрения и принимать чужое мнение. При погружении в ту или иную тему использование графической организации материала позволяет сделать мыслительные процессы наглядными. Например, посередине слайда даны ключевые слова (или слово) темы. Вокруг фиксируем факты, идеи, образы, предложения, связанные с темой. Далее эти слова соединяем с ключевыми понятиями. В итоге получается структура, которая помогает сформулировать размышления, знания и усвоить материал в более лёгкой форме.
Приём «Кластер по теме «Песня»
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен применять мультимедийные технологии в своей деятельности, так как главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Использованные источники:
1. Гриншкун В.В, Краснова Г.А: Современная образовательная среда. Ресурсы, средства, сервисы. 2021 г.
2. Копылова А.В. Технология урока искусства (книга первая): Эссе на темы художественной педагогики. – М., 2004.
3. Сергеева Г.П. О преподавании предмета «Музыка» в 5-7 классах в соответствии с требованиями ФГОС ООО // Введение Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования (Методические рекомендации). – Наро-Фоминск, 2014. – С. 5-25.