Статья «Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий»
Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий
Одним из основных направлений процессов цифровизации общества в современном мире является информатизация системы образования. Сегодняшняя система образования требует активного внедрения информационных и коммуникационных технологий, позволяющих использовать качественно новые возможности образовательного процесса. Применение ИКТ становится обязательным условием и выводит процесс преподавания и обучения на более высокий уровень.
Мультимедийным технологиям в своей работе уделяю особое внимание. Считаю, что их использование в образовании в современном мире продиктовано временем и необходимо. Это требует от учителя особых знаний и подготовки в области ИКТ. Именно поэтому в рамках самообразования на протяжении нескольких лет работаю над темами «Информационно – коммуникационные технологии в работе учителя как средство повышения профессиональной компетентности», «Использование информационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования».
В своей работе использую мультимедийные технологии в следующих направлениях:
1) визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал):
• демонстрация фотографий, презентаций, изображений и т.п.;
• просмотр видеофильмов, видеофрагментов, учебных фильмов.
Собрала медиатеку художественных и мультипликационных фильмов-экранизаций изучаемых на уроках чтения литературных произведений, документальных фильмов и кинохроник о писателях и поэтах, записей их голосов, аудиозаписей изучаемых произведений, исполняемых актерами или авторами.
При знакомстве с биографией писателей и поэтов провожу виртуальные экскурсии в родовые усадьбы, музеи изучаемых авторов, а также художественные и исторические музеи (например, для эффективного погружения в литературную эпоху XIX века и укрепления межпредметных связей знакомимся с бытом русского дворянства, миром российской деревни и т.п.)
Провожу уроки с мультимедийным сопровождением. Самостоятельно создаю презентации в РowerРoint. Мною разработаны серии презентаций к урокам, занятиям, праздникам и т.п.;
2) интерактивный демонстрационный материал (работа с таблицами, схемами, диаграммами, макетами упражнениями, опорными схемами, понятиями и т.п., в том числе, для интерактивной доски)
3) тренажёр
Тренажёры – электронные сборники упражнений, которые направлены на формирование того или иного языкового умения. Использую тренажеры на разных этапах на разных этапах учебного процесса для контроля и самоконтроля учащихся в процессе изучения тем курса, для обеспечения обратной связи:
- словарная работа;
- объяснение нового материала;
- закрепление изученного и актуализация знаний;
- домашнее задание
Это игры со словами, орфографические, пунктуационные работы во время повторения и закрепления учебного материала, на этапе включения изучаемого материала в систему знаний и др.
Это могут быть ребусы, интерактивные пазлы, кроссворды, квесты, интерактивные викторины. Самостоятельно создаю тренажеры в программе LearningApps (конструктор интерактивных упражнений https://learningapps.org/myapps.php), генератор ребусов http://kvestodel.ru/generator-rebusov?ysclid=lq7vuvcfy9340627329, генератор практических заданий для развития ребенка https://literaturnoe-chtenie.net/generatory-zadanij/# и другие или использую готовые на сайтах цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog, ФЦИОР (федеральный центр информационно-образовательных ресурсов) https://web.archive.org/web/20191121151247/http://fcior.edu.ru/, образовательный портал «KID-MAMA» http://kid-mama.ru, Якласс. https://www.yaklass.ru/, ЯндексУчебник https://education.yandex.ru и другие.
4) контроль за умениями, навыками обучающихся
На этапе проверки и контроля знаний учащихся использую собственные интерактивные тесты, созданные в программе РowerРoint, а также создаю проверочные работы из готовых заданий на образовательных платформах Якласс https://www.yaklass.ru/, ЯндексУчебник https://education.yandex.ru или в интерактивной тетради SkySmart https://edu.skysmart.ru/.
Кроме этого, на уроках часто использую интерактивный программно-методический комплекс по русскому языку «Страна Лингвиния».
5) самостоятельная работа учащихся
Для организации самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся использую БЭКМ (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия), всевозможные словари и справочные пособия, отсылаю своих учеников к Приложениям в Дневник.ру («Библиотека», «Медиатека», «Словари»).
Активно использую образовательный ресурс «ВебЛандия» как средство организации учебной деятельности обучающихся и воспитательной работы.
Для дистанционной работы с учащимися использую ВКмессенджер, Сферум, социальную сеть «ВКонтакте», электронную почту, образовательную платформу Дневник.ру, интерактивную тетрадь SkySmart.
Эти системы помогают быстро создать группы учащихся по классам (сообщества) и обмениваться текстовыми и голосовыми сообщениями, пересылать документы, файлы, фото, осуществлять проверку письменных работ учащихся, поддерживать обратную связь, быть на связи с родителями.
Также использую Интернет в педагогической деятельности с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса, обмена опытом, знакомства с периодикой, наработками других педагогов (http://school-collection.edu.ru, window.edu.ru, http://pedsovet.org/, http://nsportal.ru/, http://ped-kopilka.ru/, http://web-landia.ru/, http://new.pedsovet.org/, http://www.zavuch.ru/ и другие).
Являюсь активным участником Всероссийского педагогического сообщества «Моё образование», принимаю активное участие в проекте для учителей «Инфоурок».
Таким образом, использование мультимедийных технологий в образовательном процессе позволяет мне как учителю:
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
совершенствовать навыки работы с компьютером;
овладевать практическими способами работы с информацией;
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
укреплять межпредметные связи с историей, музыкой, изобразительным искусством;
способствовать приобщению обучающихся к мировой художественной культуре;
осуществлять переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному.