12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Юрьевна Мазанова8505
Россия
Материал размещён в группе «Экономическое образование»
6

Методическая работка занятия по финансовой грамотности на тему «Личный финансовый план»

Методическая работка занятия по финансовой грамотности на тему «Личный финансовый план»

Класс: 7 - 9

Оборудование: компьютер для учителя, проектор, экран, презентация (Приложение 1 https://cloud.mail.ru/public/Tred/pB1g7pivX) игровое поле (Приложение 2 https://cloud.mail.ru/public/i1YR/j6aBKoNNN), фишки, кубик, карточки с заданием (Приложение 3 https://cloud.mail.ru/public/zxoD/CoUQNDyTU), призы командам.


Цели:

Научить методам и анализу распределения личных доходов и достижения финансовых целей через личное финансовое планирование.

Сформировать ответственность за свое финансовое поведение.



Задачи:

Рассказать, что понимается под личным финансовым планом.

Показать на моделях ситуаций приемы формирования финансового плана.

Формировать ответственность за свое финансовое поведение.

Формировать навык эффективного использования имеющихся доходов и применения современных финансовых инструментов.

Формирование УУД:

коммуникативные: взаимодействие с учителем и одноклассниками, умение строить понятные для собеседника высказывания;

регулятивные: умение настраиваться на занятие, устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

личностные: формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике

познавательные: формирование выделения количественных характеристик объектов, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Методы и приемы, используемые для проведения мероприятия: эвристическая беседа, анализ конкретных ситуаций (анимационные ролики), выполнение тренажеров, мозговая атака, настольная игра.



Ход занятия

Вступительная часть:

Организационный этап, самоопределение к деятельности
Здравствуйте! Такое привычное приветствие! Мы произносим его каждый день, по несколько раз. А что же оно обозначает?

Ответы обучающихся.


Спасибо за ваши ответы. Конечно, мы знаем, что слово «Здравствуйте» буквально означает "будьте здоровы, не болейте, процветайте".

А что значит «Процветайте»?


Ответы обучающихся.

Молодцы. Конечно же вы правы. Пожелание «процветайте» - это пожелание успешно развиваться, находиться в хорошем состоянии.


Постановка проблемы

Таким образом получается, что здороваясь, мы желаем здравия телесного, развития духовного, физического и финансового. А от чего зависит наше финансовое благосостояние и развитие?


Ответы обучающихся.


Да, отлично, спасибо. Конечно, вы правы. Финансовое благосостояние каждого человека имеет индивидуальный характер. Все люди имеют разные доходы и расходы. У всех разные потребности и жизненные ценности. Но одно остается несомненным – если человека не обманывают, если он может сохранить заработанное, а еще лучше – преумножить заработанное благодаря грамотным инвестициям – его финансовое благосостояние увеличивается. Однако очень часто люди сталкиваются с ситуацией, когда денег до зарплаты не хватает… Что же нужно сделать, чтобы не попасть в такую ситуацию?


Ответы обучающихся.


Да, конечно, спасибо. Необходимо грамотно распределить доходы и расходы, составить план.


И сейчас я предлагаю посмотреть серию Смешариков, после которой мы с вами определим тему нашего занятия.

t1696864606aa.png


Так о чем у нас с вами пойдет сегодня речь?


Ответы обучающихся.


Абсолютно верно! О Финансовом плане.


t1696864606ab.png


с) Постановка целей и задач.

Как вы поняли - что такое финансовый план?

Как достигнуть запланированной цели?

Что нельзя делать на пути к достижению своей цели?


Ответы обучающихся.


Конечно, вы все правы. И целями сегодняшнего занятия мы можем обозначить

Научить методам и анализу распределения личных доходов и достижения финансовых целей через личное финансовое планирование.

Сформировать ответственность за свое финансовое поведение.

Тогда задачи можно сформулировать следующим образом:

- Рассказать, что понимается под личным финансовым планом.

- Показать на моделях ситуаций приемы формирования финансового плана.

- Формировать ответственность за свое финансовое поведение.

- Формировать навык эффективного использования имеющихся доходов и применения современных финансовых инструментов.

t1696864606ac.png


Итак, обобщив все, что мы сегодня говорили, можно сформулировать определение: Личный финансовый план — это индивидуальная стратегия по достижению финансовых целей. Если говорить простыми словами, это документ, в котором четко прописаны цели, которых вы хотите достичь, и пошаговый план для их выполнения.


2. Основная часть

а) Актуализация знаний

Мы с вами знаем, что финансовый план предусматривает как доходную часть, так и расходную. Вспомните, что же говорил Ежик в просмотренном нами анимационном фильме про достижение цели?


Ответы обучающихся


Да! Не тратить деньги на всякую ерунду. А что же относится у нас с вами к «ерунде»?


Ответы обучающихся


Конечно, «ерунда» у каждого своя, но нельзя экономить на необходимом, иначе может получиться так, как в следующей истории наших любимых Смешариков.

t1696864606ad.png


Так что же неправильно делал Крош?


Ответы обучающихся


Да, вы правы. Нельзя экономить на необходимом.


t1696864606ae.png


Назовите все основные траты семьи, которые она совершает в течение месяца (те, которые требуют ежемесячного вложения и не превращаются в капитальный ресурс).


Ответы обучающихся


Отлично. Такие траты называются текущими (обязательными, необходимыми).


А какие траты семья совершает за всю жизнь, которые необходимы для крупных покупок, имеющих длительный срок службы?


Ответы обучающихся


Такие траты называются капитальными, потому что они превращаются в капитал семьи.

Ну и наконец, все траты семьи, которые она совершает на то, что не обязательно, но очень приятно (те, от которых семья легко может отказаться), называются …


Ответы обучающихся


необязательными или желаемыми.


Часто считают, что финансовый план нужен, чтобы тратить меньше. На самом деле он нужен, чтобы за те же деньги получать больше. К тому же финансовый план избавит вас от неожиданностей.


б) Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности

Предлагаю проверить, как вы разобрались с расходной частью финансового плана и выполнить тренажер.


t1696864606af.png


Ну вот мы все разобрались с расходами, поняли, что надо контролировать свои необязательные расходы, и можем переходить к составлению финансового плана.

Для его построения нужны всего три действия, ответы на три главных вопроса экономики ЧТО? СКОЛЬКО? КАК?

ЧТО мы хотим

СКОЛЬКО это стоит

КАК этого достичь


t1696864606ag.png


У каждого человека всегда существует множество желаний: отпуск, автомобиль, квартира и т.д. Что отличает финансовые цели от желаний? Большинство людей об этом даже не задумываются. Но смешивание целей и желаний приводит к большим разочарованиям. Постараемся разобраться, в чём заключается отличие целей от желаний.

t1696864606ah.png


С одной стороны цели и желания сходны между собой. Но есть один маленький нюанс, указывающий на существенное различие понятий. Достигнуть цель без наличия желания невозможно. В свою очередь желание проявляется только тогда, когда в поле интересов входит интересная и достойная цель.

Таким образом, эти понятия различны и характеризуют различные состояния человека: я двигаюсь к цели и я имею желание.


t1696864606ai.png


Финансовая цель должна быть записана на бумаге. Записи позволяют держать фокус внимания на конечном результате и не отклоняться в процессе движения.

Финансовая цель должна быть реально достижимой. Необходимо понимать какие ресурсы, и в каком объеме потребуются для реализации цели. Располагаете ли вы этими ресурсами, а если нет, то откуда сможете привлечь.

Финансовая цель должна быть конкретна. Например, сравните «хочу быть богатым» и «к 45 годам мой капитал составляет более 5 млн. рублей». Есть разница? Какое из высказываний желание, а какое цель?


Ответы обучающихся


Финансовая цель определена во времени. Посмотрите на предыдущий пример, и станет всё понятно.

Финансовая цель должна быть осознана. Простыми словами она должна быть именно продуктом ваших мыслей, а не навязанной извне. Нет ни чего страшнее достижения навязанной (чужой) цели.


t1696864606aj.png


Для того, чтобы достигнуть своей финансовой цели, мы можем взять кредит. Какие достоинства и недостатки такого способа достижения финансовой цели?


Ответы обучающихся


Все большие молодцы. Давайте обобщим ваши ответы. Этот способ погружает нас в долговую кабалу, мы заплатим бОльшую сумму, потому что нам придется платить % по кредиту, а если мы говорим о недвижимости, то она не станет нашей собственностью, пока кредит не погашен. Это несомненные минусы. Но плюсом является то, что мы достигаем своей цели, удовлетворяем потребность в активном возрасте.


Второй путь – накопить. То есть осуществлять сбережения, не тратить деньги на незапланированные, импульсные покупки, искать дополнительные источники доходов, инвестировать. Добавляйте, пожалуйста.


Ответы обучающихся


Ну и третий путь – совместить эти два варианта.


t1696864606ak.png


Предлагаю потренироваться, выполнив интерактивный тренажер.


Все большие молодцы. А теперь предлагаю поиграть.

t1696864606al.png


Вам предлагается игра, моделирующая путь достижения финансовой цели. Данная игра была разработана обучающейся 7 класса Калиенко Лизой. Лиза мечтает стать фотографом. Но для того, чтобы стать фотографом, необходим хороший цифровой фотоаппарат. Для того, чтобы купить фотоаппарат, необходимо собрать определенную денежную сумму, а это значит, что необходимо осуществлять сбережения. Игра была представлена на Республиканский конкурс «Секреты денежки» в 2023 году.


t1696864606am.png

План проведения:

Жеребьевка. Игроки по очереди выбрасывают кубик, начинает игру тот, у кого выпадет бОльшее число, далее – по часовой стрелке.

Игра. Игроки по очереди бросают кубик и делают необходимое количество шагов, соответствующее выпавшему числу костяшек. Если игрок попадает на кружок, выделенный красным цветом, он должен двигаться по стрелке, объяснив, почему это происходит.


Правила игры

Задача команд - заработать на инструмент для выбранной профессии (на фотоаппарат).

Каждый представитель команды бросает по очереди кубик и шагает по игровому полю, в зависимости от выпавших очков. Если игрок останавливается на желтом кружочке, выделенном красным цветом, то он переходит по стрелочке вперёд или назад. После этого участник должен объяснить, почему, по его мнению он потерял или увеличил сбережения.

Некоторые покупки или действия становятся вложением в будущее. В этом случае, увеличивая доход, можно продвинуться вперёд. Некоторые действия могут уменьшить сбережения, и поэтому надо будет продвинуться назад.

Побеждает команда, которая первой закончит финансовое путешествие.


3. Заключительная часть:
а) Подведение итогов.

t1696864606an.png

Подведение итогов игры. Вручение призов.


б) Рефлексия.

t1696864606ao.png


Проводится по привычной для детей схеме.


в) Прощание

t1696864606ap.png






Опубликовано в группе «Экономическое образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.