Методическая разработка «Дидактические игры – ключ к успеху при обучении английскому языку в дополнительном образовании»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА» г. СОЧИ
354200, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Вокзальная, 2.
тел./факс: (862) 270-38-33/270-38-96
www.sochi-schools.ru/raduga, e-mail: lcdod@edu.sochi.ru
Методическая разработка
«Дидактические игры – ключ к успеху при обучении английскому языку в дополнительном образовании»
Автор-составитель:
Федоркова Александра Николаевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Сочи, 2024
Пояснительная записка
Данная методическая разработка является частью учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Домашнее чтение».
Бесспорно, что счастливое детство и игра неотделимы! Игра – это наиболее доступный и интересный для детей вид деятельности. В младшем школьном возрасте, когда основным видом деятельности становится учение, игра все также притягательна для детей. Дети с удовольствием принимают участие в дидактических играх, это позволяет компенсировать недостаток игровой деятельности и легче усваивать знания.
Методическая разработка «Дидактические игры – ключ к успеху при обучении английскому языку в дополнительном образовании» основана на положительном опыте обучения детей английскому языку с помощью дидактических игр.
Цель применения дидактических игр: обучение английскому языку с помощью учебно-игровой деятельности.
Задачи:
- пополнить лексический запас с помощью дидактических игр;
- научить основам чтения и аудирования с помощью дидактических игр;
- развивать устойчивую мотивацию к изучению английского языка с помощью дидактических игр.
Дидактические игры, представленные в методической разработке, рекомендуются для работы с детьми 6-10 лет.
В данной методической разработке представлены лексические и речевые дидактические игры.
Лексические игры в непринужденной обстановке помогают эффективно усвоить лексику, фонетику, грамматику и стилистику английского языка. Лексические игры являются эффективным методом отработки и расширения словарного запаса.
Речевые игры, которые нацелены на развитие и тренировку коммуника-тивных способностей учащихся. С помощью этих игр у детей вырабатывают-ся навыки диалогической речи. Речевые игры создают ситуацию взаимодействия, на основании которой иностранный язык усваивается более эффективно и осмысленно, а радость победы, азарт игрового процесса, дают ребятам замечательную возможность преодолеть свою застенчивость, которая часто мешает свободно разговаривать на незнакомом языке.
Методические рекомендации по проведению дидактических игр.
Дидактические игры могут использоваться в начале занятия для активизации разговорной и диалогической речи, в конце – в качестве закрепления нового материала.
Игру так же рассматривают как конкретную ситуацию, в которой создаются комфортные условия для повторения новой и ранее изученной лексики с присущими ею эмоциями – экспромту, спонтанностью, экспрессии.
Задания должны быть понятными, несложными и иметь чёткие правила, которые способны выполнить все участники (они не должны вызывать негативные эмоции или страх проигрыша).
Справедливое судейство, чтобы не возникло конфликтов и обид.
Поощрение победителей.
Лексические дидактические игры:
Название игры: «Чтение на выбывание»
Дидактическая задача: формировать умения и навыки чтения.
Ход игры: Суть игры проста. Каждый учащийся друг за другом читает по одному слову. Если ребенок не уверен в правильности прочтения очередного слова он может один раз попросить у педагога подсказку. Если учащийся читает слово неправильно, он выбывает из игры и следующий ребенок должен прочитать это слово верно. Когда из всей группы (а это минимум 15 человек) остаются только двое, этот этап называется «Battle» (битва), здесь сгорает право на подсказку и выявляется победитель. Эта игра держит ребят в напряжении, все стараются дойти до финала и победить.
Название игры: «Magical Chair» («Волшебный стул»)
Дидактическая задача: развитие внимания и аудирования.
Ход игры: Эта подвижная и веселая игра направлена на закрепление словарного запаса по пройденному материалу. Также она помогает развитию памяти, внимания и восприятия на слух английских слов. В центре класса педагог выставляет по кругу стулья. Их количество должно быть на один стул меньше количества игроков. Далее педагог называет новые слова по теме, например, «Family». Как только дети слышат «неправильное» слово из другой темы (также ранее изученной), они садятся на стулья. Тот, кто не успел сесть, выбывает из игры и забирает с собой один стул.
Название игры: «Have you got a…» («У тебя есть…?»)
Дидактическая задача: закрепить новую лексику и грамматику отработка грамматических навыков (have got, to be).
Ход игры: Эта игра замечательно справляется со своей задачей – эффективно повторить слова по пройденной теме. Ребёнок берёт у педагога предмет (в зависимости от изучаемой темы) и прячет его за спиной. Например, пенал или карандаш, также это может быть картинка. Дети спрашивают: Have you got a … (и называют предмет, cat, black, pencil (этот же способ помогает в изучении и цветов), scarf, chair, etc). Таким же образом можно отрабатывать и вопрос Is it a ….?
Название игры: «What can you see?» («Что ты видишь?»)
Дидактическая задача: закрепление нового лексического материала, развить логическое мышление у детей.
Эта игра помогает в развитии памяти, внимания и логики у детей. Педагог берёт картинку и белый лист бумаги. Закрывает часть картинки и показывает только фрагмент изображения. Ученики должны ответить на вопрос What can you see? на английском. Например, I can see a lemon/a snake/a tree, etc. в зависимости от темы.
Название игры: «Snowball» («Снежок»)
Дидактическая задача: активизация языковых навыков.тренировать память и выучить новую лексику.
Ход игры: Это игра на развитие памяти и активизации языковых навыков. Выбирается тема, например, «Fruit». Ребята друг за другом называют слова по заданной теме. Задача состоит в том, что каждый следующий участник должен ещё и повторить то слово, которое назвал предыдущий игрок. И так по цепочке как «снежный ком». Например, a pear, an apple, a lemon, a banana, etc. Такие занятия помогают развивать внимание и память.
Название игры: «Memory Games» («Игры по памяти»)
Дидактическая задача: улучшение техники перевода английских слов на русский язык, повторить ранее изученную лексику.
Ход игры: Также все дети очень любят онлайн игры на электронной доске. Например, тема занятия «Colors». На доске изображены 18 закрытых карточек (3 ряда по 6 картинок в каждом). Учащиеся по очереди подходят к доске и дотрагиваются до любых двух. Цель игры – запомнить нахождение нужных карточек и найти пары, например изображение красного цвета и слова RED.
Речевые дидактические игры:
Название игры: "Hide-and-Sick" («Прятки»)
Цель игры: развитие навыков коммуникативной компетенции.
Дидактическая задача: пополнение лексики учащихся.
Ход игры: Эта игра нацелена на развитие памяти и внимания детей. Подходит для учащихся 2 или 3 классов, которые только начинают изучать английский язык. Педагог выставляет предметы, например, мягкие игрушки различных зверей перед учениками на стол. Далее дети закрывают глаза, а одна из игрушек «исчезает». Учащиеся стараются вспомнить её и ответить какая из зверюшек спрятана: I can’t see a monkey.
Название игры: "Funny phone" («Смешной телефон»)
Дидактическая задача: формирование навыков аудирования, научить понимать на слух ранее изученные слова на английском языке.
Ход игры: Эта игра напоминает всеми любимую игру «Поломанный телефон». Педагог тихо на ушко говорит первому участнику любое ранее изученное английское слово. Далее учащиеся передают то, что услышали друг другу, как будто «по телефону». А последний участник называет то слово, которое он услышал в итоге. Дети очень любят эту игру, так как часто загаданное слово типа «dog» может превратиться по итогу в какое-нибудь типа frog. Получается очень весело.
Название игры: "Have you got a…" («У тебя есть…?»)
Дидактическая задача: отработка грамматических навыков (have got, to be) закрепить новую лексику и грамматику.
Ход игры: Эта игра замечательно справляется со своей задачей – эффективно повторить слова по пройденной теме. Ребёнок берёт у педагога предмет (в зависимости от изучаемой темы) и прячет его за спиной. Например, пенал или карандаш, также это может быть картинка. Дети спрашивают: Have you got a … (и называют предмет, cat, black, pencil (этот же способ помогает в изучении и цветов), scarf, chair, etc). Таким же образом можно отрабатывать и вопрос Is it a…?
Результат игры: дети в игровой форме свободно задают друг другу вопросы, тем самым отрабатывая свои лексические и грамматические умения.
Название игры: "What can you see?" («Что ты видишь?»)
Дидактическая задача: закрепление нового лексического материала, развить логическое мышление у детей.
Ход игры: Эта игра помогает в развитии памяти, внимания и логики у детей. Педагог берёт картинку и белый лист бумаги. Закрывает часть картинки и показывает только фрагмент изображения. Ученики должны ответить на вопрос What can you see? на английском. Например, I can see a lemon/a snake/a tree, etc. в зависимости от темы.
Результат игры: в форме «вопрос-ответ» дети легко запоминают новые слова, а также развивают логическое мышление.
Название игры: "Snowball" («Снежок»)
Дидактическая задача: активизация языковых навыков, тренировать память и выучить новую лексику.
Ход игры: Это игра на развитие памяти и активизации языковых навыков. Выбирается тема, например, «Fruit». Ребята друг за другом называют слова по заданной теме. Задача состоит в том, что каждый следующий участник должен ещё и повторить то слово, которое назвал предыдущий игрок. И так по цепочке как «снежный ком». Например, a pear, an apple, a lemon, a banana, etc. Такие занятия помогают развивать внимание и память.
Название игры: «Memory Games» («Игры на память»)
Цель игры: улучшение техники перевода английских слов на русский язык.
Дидактическая задача: повторить ранее изученную лексику.
Ход игры: Также все дети очень любят онлайн игры на электронной доске. Например, тема занятия «Colors». На доске изображены 18 закрытых карточек (3 ряда по 6 картинок в каждом). Учащиеся по очереди подходят к доске и дотрагиваются до любых двух. Цель игры – запомнить нахождение нужных карточек и найти пары, например изображение красного цвета и слова RED.
Заключение
Приведенные выше дидактические игры успешно применяются в образовательных программах «Занимательный английский» и «Домашнее чтение» более 15 лет. Результатом их применения стали: высокий уровень чтения учащихся, богатый словарный запас, твердые знания грамматики и фонетики английского языка, то есть с помощью учебно-игровой деятельности успешно достигаются все поставленные образовательные цели и задачи.
Список литературы и электронные сайты
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
2. Арзамасцева Н.И. Организация и использование игр при формировании у учащихся иноязычных грамматических навыков: учебно-методическое пособие. - Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007. - 28 с.
3. Артамонова Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе // English. - 2008. - № 4. - С. 36.
4. Барашкова Е.А. Не все дети талантливые, но все способные // English - 2005. - № 9. - С. 14-15.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М.: Прогресс, 1988. - 400 с.
6. Бирюкова Н.А. Изучаем английский, играя // Современные технологии обучения иностранным языкам. Материалы республиканской научно-практической конференции. - Йошкар-Ола: Mari, 1997. - С. 138-143.
7. Бочарова Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 3. - С.50-55.
8. Говене Э. Игра на уроке иностранного языка // Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом / Сост. Е.В. Синявская, М.М. Васильева, С.В. Калинина. - М.: Просвещение, 2002. - С. 130-135.
9. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - 1984. - № 4. - С. 82-85.
10. Ермаков В.Л. Игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 1983. - № 2. - С. 54-55.