Методическая разработка экспериментального урока «Реляционные базы данных»
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Ленинградской области
«Кингисеппский колледж технологии и сервиса»
(ГБПОУ ЛО «ККТ и С»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО УРОКА
«РЕЛЯЦИОННЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ»
Разработал преподаватель специальных дисциплин
Л.А. Журавлева
2022г.
РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО УРОКА
Тема урока: «Реляционные базы данных»
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид и форма занятия: Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа)
Методы обучения: практический; частично-поисковый, проблемный, исследовательский.
Цель урока: усвоение и первичное осознание учащимися нового материала по данной теме с последующим обобщением.
Задачи урока:
а) Образовательные:
актуализировать знания студентов по теме «База данных»;
познакомить студентов с понятием «Реляционная база данных»;
начать формирование умений и навыков по созданию баз данных.
б) Развивающие:
развивать память в процессе актуализации опорных знаний;
развивать умение выделять главное при усвоении нового материала;
развивать внимание учащихся через работу с наглядным материалом;
развивать логическое мышление в процессе создания базы данных.
в) Воспитывающие:
воспитать чувство ответственности за конечный результат и его качество, трудолюбие, внимание, чувство гордости и удовлетворение результатом.
ТСО: персональный компьютер, мультимедийный проектор.
Базовой подготовкой по дисциплине «Разработка и эксплуатация баз данных» является изучение предмета «Информатика» на первом курсе обучения. Полученные знания по информатике позволяют студентам изучать дополнительную информацию по дисциплине «Разработка и эксплуатация баз данных» с выполнением практических работ по каждой теме.
I.Организационный момент:
Проверка готовности студентов; рабочих мест. Инструктаж по ТБ, проверка отсутствующих, заполнение журнала.
II. Определение и мотивация учебной деятельности
Вводная часть
Добрый день. Сегодня мы с вами начинаем изучение новой дисциплины «Разработка и эксплуатация баз данных». Изучение этой дисциплины рассчитано на два курса – второй и третий.
Темы, которые мы будем изучать во время освоения дисциплины «Разработка и эксплуатация баз данных» базируется на материале предмета «Информатика», изученным вами на первом курсе обучения и школьной программе основного общего образования.
Изучение нового материала
Давайте представим, что вы окончили колледж и вас взяли на работу в библиотеку, но разумеется не библиотекарем, а IT-специалистом. Ваша задача перенести информацию о книгах и читателях в электронный вид.
С чего начать? Что именно нам нужно будет перенести в электронный вид? выслушать варианты
Начнем с определения.
Что такое данные? Где мы с вами можем встречаться с этим понятием? – выслушать варианты. Записать определение:
Данные – это информация, зафиксированная в некоторой форме, которая пригодна для последующей обработки, передачи и хранения
А что такое база данных? – выслушать варианты. Записать определение: База данных - это хранилище данных о некоторой предметной области, организованное в виде специальной структуры.
Каким образом можно организовать хранение данных? Что будет являться базой данных? Можно ли назвать книги Базой данных? А каталог книг или картотеку читателей?
Картотека послужила прообразом первых табличных баз данных. Несколько десятков лет назад были распространены телефонные справочники, в которых можно было найти телефон нужного абонента по его фамилии.
Как организовано хранение данных? Таблица состоит из строк и столбцов, а в ячейке на пересечении строки и столбца находятся какие-либо данные.
Что же представляет собой Запись?
строка таблицы базы данных, содержащая данные об одном объекте.
А Поле?
столбец таблицы базы данных, в котором указываются значения определенного свойства объектов базы данных
Какие плюсы у табличной БД?
самая простая структура
все другие типы БД используют таблицы
У табличных БД есть один существенный минус:
дублирование данных
Вы, наверное, бывали на больших вокзалах? Одним из атрибутов вокзала является схема маршрутов автобусного, авиа- или железнодорожного транспорта. Раньше и в нашем городе на автовокзале была такая схема.
Глядя на нее можно посмотреть интересующий маршрут, станции пересадки, расстояние между городами.
Это еще один вид баз данных Сетевая БД - схема дорог и маршрутов
Иногда схема может выглядеть н как карта, а как таблица где указано расстояние или время отправления, стоимость поездки или другая информация.
Давайте запишем определение: Сетевая БД - это набор узлов, в которых каждый может быть связан с каждым (схема дорог).
Какие плюсы у Сетевых БД?
лучше всего отражает структуру некоторых задач
А какие минусы? Можно ли применить такую структуры для библиотеки?
сложно хранить информацию о всех связях
запутанность структуры
Знакома ли вам такое изображение? Как это можно назвать? – дерево, иерархия
Это Иерархическая БД - набор данных в виде многоуровневой структуры
Давайте посмотрим еще один пример Иерархической БД. Если попробовать привести данную структуру к табличной, то можно получить такую таблицу. В чем плюсы и минусы такой структуры?
минусы:
дублирование данных
при изменении адреса, наименования и тому подобное надо менять данные во всех строках
нет защиты от ошибок ввода оператора, лучше было бы выбирать из списка
Со всеми выше перечисленными видами баз данных мы так или иначе сталкивались в повседневной жизни. А что представляют собой реляционные БД? Для это обратимся к словарю, ведь слово «Реляционная» имеет иностранные корни. Relations – отношения
Реляционная БД - это набор простых таблиц, между которыми установлены связи (отношения) с помощью числовых кодов
Говоря о реляционных базах данных нельзя не упомянуть Эдгара Франка Кодда. Имя этого человека не очень известно, но он первый описал основы теории реляционных БД.
Найти информацию об Э.Ф.Кодде и подготовить доклад – это часть домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний
Выполнение практических заданий
Что бы лучше понять, чем отличаются разные виды БД и получить навык перевода данных из одной формы в другую, мы с вами перейдем к выполнению практического задания (раздать задания).
На обороте у вас представлены основные типы данных
Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Что вызвало затруднение?
Как вы оцениваете свою работу.
Какой из типов баз данных вы бы применили работая в библиотеке?