Урок информатики и ИКТ по теме «Проектирование базы данных» (10 класс)
ГБПОУ города Москвы «Спортивно-педагогический колледж» Департамента спорта и туризма города Москвы преподаватель информатики и ИКТ, математики: Макеева Елена Сергеевна
Тема урока: Проектирование базы данных
Цели урока:
выработка умений самостоятельного применения знаний, осуществления их переноса в новых условиях
стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;
воспитание самостоятельности у учащихся, чувства коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.
Задачи урока:
Воспитательная – развивать познавательный интерес.
Учебная – совершенствовать навыки проектирования БД.
Развивающая – развивать умения выявления проблем, анализа, построения гипотез, обобщения, внимательности.
Тип урока: комплексного применения знаний.
Вид: практикум.
План урока:
Мотивация учебной деятельности.
Постановка цели урока.
Актуализация опорных знаний.
Постановка проблемной ситуации.
Преобразование иерархической структуры к реляционной.
Обсуждение недостатков БД.
Актуализация опорных знаний (нормализация).
Определение главного ключа.
Нормализация БД.
Обсуждение полученных результатов.
Определение базовой и подчиненных таблиц.
Определение связей и их видов.
Описание структуры БД.
Подготовительный этап:
Учащиеся самостоятельно формируют группы по 3-4 человека, в зависимости от наполняемости класса. В группах назначаются (выбираются) командиры. Перед уроком столы расставляются так, чтобы каждая группа сидела отдельно от других групп. На каждом столе заготовлены чистые таблицы для выполнения каждого этапа урока и схема БД. Заранее в тетрадях учащиеся делают заготовки таблиц (5 шт., размером 10 на 10 т.к. заранее им не известно условие задания) для дальнейшего заполнения их в ходе урока.
ХОД УРОКА
1. Мотивация.
Десятки тысяч лет человечество накапливало знания, но лишь сегодня, в начале двадцать первого века, мы начинаем заниматься их обработкой и сортировкой. И точкой отсчета для новой, информационной эпохи стал именно момент появления первых баз данных.
База данных – детище нового времени. Потому, что создать некий ее аналог во внекомпьютерной реальности не получится, без компьютера можно написать книгу и начертить таблицу, нарисовать картину – все, что угодно, кроме базы данных.
До баз данных существовали картотеки – но это было совсем не то, ибо сведения на карточках были мертвы и неизменчивы.
Собственно говоря, о базе данных, на деле мы подразумеваем два различных объекта. Саму базу – сырой и необщительный материал, громадный массив информации. И программу, средство управления базами данных (СУБД), которая и даст нам возможность воспользоваться этим информационным богатством. Способностью за доли секунды извлекать из большого массива информации НУЖНЫЕ данные в НУЖНОМ виде, и заключается революционность СУБД, победное шествие которых мы и наблюдаем сегодня. Без собственной базы данных не обходится сегодня ни одна корпорация, ни одно учебное заведение или госучреждение.
Мир СУБД велик и практически безграничен, поскольку базы данных применяются сегодня везде – от крупной корпорации и сети Интернет до небольшого “домашнего” офиса. Говорить о мощных промышленных СУБД мы не будем, однако познакомившись с пакетом MS Access, вы тем самым заложите основы своей успешной карьеры. Ибо разработчики и программисты СУБД сегодня без работы не остаются.
Сегодня мы и займемся разработкой БД
2. Цель нашего занятия: спроектировать БД учебного учреждения для дальнейшего ее описания в СУБД MS Access.
3. Актуализация опорных знаний.
Но прежде чем мы приступим к нашей деятельности нам необходимо вспомнить основные понятия, на которые мы будем опираться при проектировании. На доске заготовлены листы с вопросами, по мере ответов они убираются с доски. Опрос проходит по группам, а в них по цепочке.
Вопросы:
Что называется БД?
Какие модели БД вы знаете?
Какая БД называется реляционной?
Из каких элементов состоит таблица? Что содержат запись и поле?
Какие основные типы полей вы знаете?
Что такое первичный (главный ключ) БД?
4. Постановка проблемной ситуации:
Нашей группе поступил заказ: разработать БД для курсов иностранных языков. Обсудив заказ с менеджером курсов, мы получили данные, с которыми оперирует организация в виде схемы. Разъяснить схему (приложение 1);
На столах разложены схемы
Но в таком виде мы их обработать не сможем, обсудите и преобразуйте иерархическую структуру БД к табличному виду. (Учитель во время выполнения данного задания консультирует )
5. Преобразование иерархической структуры в реляционную структуру.
В результате преобразования получается таблица 1 (приложение 2). Ребята по группам проверяют таблицы друг друга. Таблицы вывешиваются на доске и обсуждаются.
6. Обсуждение недостатков БД.
(Полученная БД обладает рядом недостатков, очевидна некоторая избыточность: повторение даты рождения и адреса одного и того же человека, фамилии преподавателя и номера группы). Основной недостаток такой БД - возможность нарушения достоверности данных. Для избавления от недостатков БД должна быть нормализованной.
7. Актуализация опорных знаний. (Нормализация)
Скажите, в каком случае БД считается нормализованной? (Фронтальный опрос)
БД является нормализованной, если выполнены следующие условия:
каждая таблица имеет главный ключ;
все поля таблицы зависят только от главного ключа целиком (а не от его части и не от других полей);
в таблицах отсутствуют группы повторяющихся значений.
8. Определение главного ключа.
Учащиеся обсуждают в группах и предлагают ключ, аргументируя свое предложение. В результате обсуждения выбирается главный ключ.
Главный ключ: “Фамилия” + “дата посещения”.
9. Нормализация БД. Аргументирование результатов.
В результате нормализации получается многотабличная база данных (приложение 3).
Определение базовой и подчиненных таблиц.
Определение связей и их видов.
Описание структуры БД.
По группам устно.
10. Создание БД в MS Access.
Ребята создают структуру этой базы данных в программе MS Access. Создают форму для заполнения БД, вводят в нее сведения. Придумывают и создают 2–3 запроса различной сложности.
11. Подведение итогов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Реляционная БД
Фамилия |
Адрес |
Дата рожден. |
№ каб |
Преподаватель |
Дата посещ |
Язык |
Оценка за курс |
Иванова Е.М. |
Ленина 76-45 |
25.08.90 |
20 |
Петрова А.К. |
11.04.07 |
Англ.яз |
5 |
Орлова И.Р. |
Щетинкина. 20-3 |
02.03.91 |
20 |
Петрова А.К. |
11.04.07 |
Англ.яз |
4 |
Дуров Е.Г. |
Чертыгашева 106-68 |
14.01.90 |
3 |
Андреев В.М. |
11.04.07 |
Франц.яз |
4 |
Быкова Е.А. |
Некрасова 23-65 |
08.03.92 |
10 |
Жукова Е.М. |
11.04.07 |
Немец.яз |
5 |
Иванова Е.М. |
Ленина 76-45 |
25.08.90 |
20 |
Петрова А.К. |
12.04.07 |
Англ..яз |
5 |
Орлова И.Р. |
Щетинкина 20-3 |
02.03.91 |
20 |
Петрова А.К. |
12.04.07 |
Англ.яз |
4 |
Дуров Е.Г. |
Чертыгашева 106-68 |
14.01.90 |
Андреев В.М. |
12.04.07 |
Франц.яз |
4 |