Внеклассное занятие кружка «Краевед» на тему «Красная книга глазами детей» (6–9 классы)
Тема «Красная книга глазами детей»
Внеклассное занятие кружка «Краевед»
Цель: формирование экологической культуры школьников.
Задачи:
1 расширить и углубить знания учащихся о Красной книге, о редких и исчезающих видах растений , их охране;
2 развивать интерес к природе родного Ставропольского края;
3 воспитывать бережное и ответственное отношение к природе;
4 создать условия для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей обучающихся
Оформление: компьютерное оборудование, презентация, плакаты с высказываниями великих людей, названия станций, стенд с книгами
Ход занятия:
-Здравствуйте! Я рада всех приветствовать на нашем мероприятии, тема которого касается всех жителей нашей планеты. Всех, потому что Земля - наш общий дом.
Мы отправляемся с вами в путешествие по следам Красной книги Ставропольского края. Узнаем о редких, исчезающих растениях и попытаемся с вами создать свою Красную книгу кружка «Краевед». Вот она. Пока в ней ничего нет и она пустая, но за сегодняшнее занятие мы с вами попытаемся её заполнить, а затем будем её пополнять в течении всего года.
Мы с вами знаем, что любое путешествие отличается тем, что узнаём из него много интересного и полезного, и чтобы наши знания не пропали зря, будем их собирать в свою «Копилку», которая так и называется «КОПИЛКА ЗНАНИЙ» . В неё будем собирать фишки за правильные ответы, а будут опускать их в копилку ваши капитаны. Даю вам время поделиться на группы и выбрать капитана, как только вы будете готовы, прошу поднять сигнальную карточку красного цвета.
Итак, мы начинаем. В моих руках – Красная книга. Это не просто книга. Это документ. В ней природа нашей земли, её богатства, всё то, что делает нашу жизнь яркой, красочной, полноценной. Красная книга – это не закон об охране животных и растений. Это – программа деятельности, основанная на исчерпывающей сводке фактов, в которой собраны знания и опыт учёных зоологов, любителей и знатоков природы.
В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР.
Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное — что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания.
Обратите внимание , что цвет переплета у этой книги — красный.
Станция литературная
Экскурсовод 1 Питер Скотт, председатель Комиссии по редким видам; обозначил красный цвет символом, сигналом опасности
Экскурсовод 2: Красный цвет – это сигнал опасности, понятный во всем мире. Каждый человек знает, например, что красный цвет светофора предупреждает: «Остановись!» К сожалению, бывая на природе, люди не всегда останавливаются перед красивоцветущими растениями, чтобы полюбоваться ими, а, как правило, стремятся сорвать их для букета. За последние годы когда-то распространенные растения стали встречаться редко, а вблизи многих населенных пунктов полностью исчезли.
Экскурсовод 1: А страницы у неё - разноцветные. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На жёлтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается. На белых говорилось о видах, вообще редких на Земле. А на зелёных - о видах, которые человеку уже удалось спасти.
Вопросы группам А) Почему Красная книга так называется? Кто предложил такое название? (Питер Скотт, председатель Комиссии по редким видам; красный цвет символизирует сигнал опасности.)
Б) В 1963 году появилась первая Красная книга МСОП (Red Data Book). Два тома представляли собой сводку о 211 таксонах млекопитающих и 312 таксонах птиц. Это были скрепленные между собой как перекидной календарь страницы, каждая из которых посвящалась отдельному виду. Почему книга была задумана в виде перекидного календаря? (Предполагалось, что листы будут выниматься и дополняться новыми в зависимости от ситуации с охраной редких животных.)
Подвести итоги
Станция исследовательская
- А сейчас давайте познакомимся с некоторыми редкими растениями, которые занесены в Красную книгу Ставропольского края. У каждого из вас было своё задание о растении
Красной книги. Начнём с растений, которые исчезают. Заранее подготовили карту села Калиновского для того чтобы наносить на нее булавочками места произрастания редких видов растений .
Экскурсовод 2 Летом мы провели исследование по методике Алехина, считали растения на площадке 100 м2. Исследуемой территорией для поиска охраняемых растений стала степь с разнотравьем и ковылем, часть леса Солдатской балки, опушка леса, склоны гор Шпиля, Косой и Разрытой. Подробно исследовалась территория, идущая от Верхнего и Нижнего пруда.
Составили список всех охраняемых растений местной флоры, из Красной книги Ставрополья – получилось 16 редких видов растений. Затем, используя данный список, проводился поиск редких растений методом внимательного визуального осмотра исследуемых участков. Определение найденных растений производилось на месте при помощи Красной книги, так как сбор охраняемых растений запрещен даже для научных целей (Байтенов, 1986). Найденные растения мы сфотографировали. Полученные данные вписывали в полевой дневник.
Экскурсовод 1. Наше село Калиновское расположено в центральной части Александровского района. Гора Разрытая, Косая также является лесным массивом. Растительный мир гор богат и разнообразен. На них произрастает несколько десятков эндемиков, эфемеров, мезофитов и более 50 лекарственных растений.
Станция Краснокнижные растения села Калиновского
Доклады учащихся
Среди эндемиков горы известен мак прицветниковый,
Мак прицветниковый Постникова Ирина
Лилия однобратственная Лясина Вероника
Шпажник кавказский Арсланбекова Айшат
Анемонаструм Пучковатый Абдулатипова Диана
Шафран сетчатый Зейфулаева Диана
Чабрец (тимьян) Дагестанский Тычинская Анна
Хохлатка Кавказская Денисенко Данил
Ковыль перистый Полякова Анастасия
Гусиный лук Алексеенко Бондаренко Анастасия
Мышиный гиацинт Шовица Шуваева Виолетта
Таблица 1 - Флористический список растений окрестностей села Калиновского
Название растения, семейства |
Биологические особенности |
Статус |
Лимитирую щие факторы |
Место обитания кол-во растений |
|
1. |
Мак прицветни - ковый PAHAVER BRACTEATUM Сем. Маковые |
Травянистый многолетник до 1 м высоты. Стебель прямостоячий, неветвистый. Листья перистонадрезанные, жесткощетинистые, до 30 см длины. Цветки одиночные, крупные, до 20 см в диаметре, кроваво-красного цвета, с двумя прицветниками у основания. Плод коробочка, вскрывающаяся многочисленными отверстиями. |
Субэндемик флоры Ставрополья. Исчезающий вид |
Сбор цветов на букеты, обрывание плодов |
Луговая степь у подножия горы Шпиль. 1 экземпляр |
2 |
Лилия однобратственная LILIUM MONADEL PHUM Сем. Лилейные |
Травянистый многолетник 40-100 см высоты. Стебель прямостоячий, неветвистый, равномерно облиствен сидячими ланцетными листьями. Цветки в количестве 2-5, крупные, золотисто-желтого цвета, листочки околоцветника отогнуты назад. Тычиночные нити у основания плоские и спаяны в трубку. Плод трехгнездная шестигранная коробочка. |
Эндемик. Уязвимый вид. |
Обрываемое на букеты декоративное растение. Сенокошение |
Луговая степь с ковылем у подножия горы Косой. 6 экземпля- ров. |
3 |
Шпажник кавказский GLADIOLUS CAUCASIC US Сем. Касатиковые |
Травянистый многолетник 30-60 см высоты. Стебель прямостоячий, неветвистый. Листья в количестве 5, причем два нижних и самый верхний чешуйчатые, а два средних хорошо развиты. Плоские. Мечевидной формы, до 1,5 см ширины. Цветки зигоморфные, сидячие, до 3 см длины, собраны в одностороннее соцветие – извилину. Лепестки розово-фиолетовые, самый верхний крупнее остальных. Плод – многосемянная коробочка. Раскрывающаяся тремя створками. |
Эфемероид Уязвимый вид. |
Уничтожение мест обитания, распашка целины, сбор на букеты. |
За объездной дорогой к селу Северному. Гора Косая 13 экземпля- ров |
4 |
Майник двулистный MAJANT EUM BIFOLIUM Сем. Ландышевые |
Травянистый многолетник 8-20 см высоты. С прямым стеблем и ползучим корневищем. |
Третичный реликт. Предположительно исчезнувший вид. |
Растения обрываются на букеты, популяции страдают от рекреационной нагрузки. |
Юго-восточный склон горы Шпиль 4 экземпля- ра |
5 |
Анемонаструм Пучковатый ANEMONASTRUM FASCICULATUM Сем. Лютиковые |
Стебли и черешки прикорневых листьев покрыты отклоненными волосками. Прикорневые листья на длинных черешках, в очертании округло-почковидные, почти до основания 5-ти рассеченные, с глубоко-надрезанными зубчатыми дольками. Листья у основания соцветия сидячие, глубоко трехраздельные. Цветки собраны в зонтиковидные соцветия, в числе 3-8 белые, до 4 см в диаметре. Плод – многоорешек. |
Реликт. Сокращающийся вид. |
Сбор на букеты, выкапывание с целью интродукции. |
Верхушка горы Шпиль, северо-западный склон. 16 экземпля- ров |
6 |
Касатик (ирис) вильчатый IRIS FURKATA Сем. Касатиковые |
Травянистый многолетник 30-50 см высоты с коротким ползучим корневищем. Стебель крепкий немного выше основания ветвистый. Листья широкие, линейно-мечевидные, равные по длине стеблю или несколько его превышающие. Листочки обертки, яйцевидные или продолговатые, вздутые, зеленые, нередко с пурпурными жилками. Цветки ярко-фиолетовые. Наружные доли околоцветника имеют обратнояйцевидную пластину, постепенно суженную в ноготок. Лопасти столбика ланцетные, острые, зубчатые. Плод - продолговатая трехгранная коробочка. |
Сокращающийся вид |
Малочисленность и рассеянность природных популяций, хозяйственное освоение территорий. Выпас скота. Сенокошение. В период цветения как декоративное растение обрывается на букеты. |
Южный склон горы Разрытой 6 экземпляров. |
7 |
Шафран сетчатый CROKUS RETICULA Сем. Касатиковые |
Травянистый многолетник 5-15 см высоты. Стебель не развит. Листья линейные, с сильно выступающей средней жилкой. Цветок одиночный, окружен перепончатыми прицветниками. Околоцветник бледно-лиловый, наружные листочки с тремя резко выделяющимися фиолетовыми продольными полосами. Тычинок 3.Рыльце трехлопастное, оранжевое. Клубнелуковица покрыта сетчато-волокнистым влагалищем, в нижней части обламывающими- ся. |
Эфемероид. Сокращающийся вид. |
Собираемое на букеты декоративное растение. |
Предгорная степь , окраина села. 21 экземпляр |
8 |
Чабрец (тимьян) Дагестанский THYMUS DAGHEST Сем. Яснотковые |
Полукустарничек до 8 см высоты с лежачим одревесневающим стеблем. Цветоносные травянистые побеги отходят от стволиков правильными рядами, прямостоячие, опушенные под соцветием вниз отогнутыми волосками. Листья со слабовыраженными черешками или почти сидячие, стеблевые узколапчатые, 6-11 мм длины, по краю до середины или выше реснитчатые, на поверхности голые, с выдающимися жилками и малозаметными точечными железками. Соцветие головчатое, плотное. Чашечка пушистая. Венчик около 7 мм длины ярко-лиловый. |
Ксеротермический реликт. Сокращающийся вид. |
Сбор в качестве лекарственного сырья. Вытаптывание. Выпас скота. Сенокошение. |
Южная окраина кладбища 28 растений Гора Шпиль 30 растений Гора Разрытая 18 экземпляров |
9 |
Мышиный гиацинт Шовица MUSKARI SZOYITSIANUM Сем. Гиацинтовые |
Травянистый многолетник 10-12 см высоты. Луковица яйцевидная с темно-серыми влагалищами. Листья узколинейные, повислые, длиннее стебля, в количестве 2-4. Цветки собраны в густую продолговато-овальную кисть длиной до 3 см. Околоцветник простой, сростнолепестный, коротко-яйцевидный или овально-кувшинчатый, до 5 мм длины, светло-синий, голубой, реже белый, на верхушке с отогнутыми белыми зубчиками. Плод- коробочка 3-4 мм длины. |
Ксеротермический реликт. Эфемероид. Уязвимый вид |
Сбор на букеты. Вытаптывание. Выпас скота. Сенокошение |
Обитает на южном каменистом склоне горы Веревки на окраине села в предгорной степи 9 экземпляров. |
10 |
Хохлатка Кавказская CORYDALIS CAUCASICA Сем. Дымянковые |
Травянистый многолетник 5-20 см высоты. Стебель тонкий, прямостоячий извилистый, с одним чешуевидным листом при основании. Листья дважды- тройчатые, с продолговато овальными дольками. Соцветие – кисть. Прицветники – эллиптические, цельные, иногда на верхушке зазубренные.Цветки зигоморфные, розовые, до 30 мм длины. С прямой шпорой. Коробочка линейная, в 2-3 раза длиннее плодоножки. Клубень шаровидный, плотный. |
Эфемероид. Сокращающийся вид. |
Сбор на букеты, рекреационная нагрузка. |
Северо-западный склон горы Веревки. В 50 метрах от родника 8 экземпляров |
11 |
Гусиный лук Алексеенко GAGEA ALEXEENRO ANA (Miscz ) Сем. Лилейные |
Травянистый многолетник 5-15 см высоты. Прикорневой лист один, узколинейный. Обычно длиннее соцветия. У основания соцветия имеется 2-3 подсоцветных листа, которые обычно короче цветоножек. Цветки в количестве 2-3, желтые, лепестки до 15 мм длинны, снаружи зеленые. С узкой желтоватой каймой. Плод обратнояйцевидная коробочка. Подземная часть представлена яйцевидной луковицей, окруженной серыми, тонкосетчатыми влагалищами, наверху не образующими шейки. |
Гляциальный реликт. Ранневесенний эфемероид Предположительно исчезнувший вид. |
Вытаптывание Сбор на букеты |
Опушка леса у подножия горы Косая в 100 метрах от пересохшего родника 21 экземпляр |
12 |
Ковыль перистый STIPA PENNATA L. Сем.Мятликовые |
Травянистый многолетник 40-90 см высоты. Листья голые, до 2 мм ширины, плоские, в молодом состоянии на верхушке с кисточкой волосков, позже опадающих. Нижняя цветочная чешуя, в которую заключена зерновка, достигает 17 мм длины. В нижней части она сплошь опушена. В верхней с 7 рядами волосков, не доходящих до верхушки. Ость 25-35 см длины, дважды коленчато-изогнутая, в нижней части закрученная и голая, в верхней- перистая. С волосками до 5 мм длины. |
Уязвимый и исчезающий вид |
Распашка целин. Освоение территорий |
Подножие горы Разрытая 39 экземпляров |
13 |
Горицвет весенний ADONIS VERNALIS Сем. Лютиковые |
Травянистый многолетник 7-20 см высоты. Стебли в числе нескольких, слабоветвящиеся, густооблиственные. Листья пальчаторазделенные на узкие линейные дольки 1-2 см длины. Цветки одиночные, ярко желтые, 40-60 мм в диаметре. Лепестки в числе10-20, тычинки и пестики многочисленные. Плод многоорешек, состоящий из 30-40 плодиков. Орешки обратнояйцевидные, морщинистые, с крючкообразным носиком. Подземная часть представлена коротким корневищем, густо усаженным шнуровидными буровато- черными корнями. |
Усиленно эксплуатируемое лекарственное растение. Сокращающийся вид. |
Общеклиматические изменения, антропогенное воздействие, сбор в качестве лекарственного сырья. Вытаптывание. Скашивание. |
Южный склон горы Косая, окраина села. 4 экземпляра. |
14 |
Касатик (ирис) ложноненастоящий IRIS PSEUDONOTHA Сем. Касатиковые |
Травянистый многолетник 50-70 см высоты. Стебли прямостоячие, многочисленные, слегка сжатые с боков. Листья мечевидные до 50 см длины и 8-13 см ширины. Цветки располагаются на концах стеблей по 3-5. грязно0бело фиолетовые. Наружные доли околоцветника дуговидно вниз отогнуты. Все листочки околоцветника на верхушке с выемкой. Плод – продолговато-цилиндрическая коробочка с длинным носиками с 6 –ю парами сближенными, почти крыловидными ребрами. Подземная часть представлена толстым горизонтальным корневищем с придаточными корнями. |
Субэндемик флоры Ставрополья. Уязвимый вид |
Малочисленность и рассеянность природных популяций, хозяйственное освоение территорий. Выпас скота. Сенокошение. В период цветения как декоративное растение обрывается на букеты. |
Обитает на остепненных лугах у подножия горы Косая. 6 экземпляров |
15 |
Ломонос цельнолист- ный CLEMATIS INTEGRIFOLIA L. Сем. Лютиковые |
Полукустарничек 30-60 см высотой с прямыми неветвящимися стеблями и простыми цельными сидячими супротивными листьями яйцевидно-продолговатой формы. Цветки крупные, одиночные, поникающие, темно-фиолетового цвета. Околоцветник простой, состоит из 4-х опущенных лепестков, достигающих 5 см длины. Тычинок и пестиков неопределенное количество. Плод- многоорешек, плодики с длинной волосистой осью. Подземная часть представлена коротким извилистым каудексом. |
Третичный реликт. Сокращающийся вид |
Хозяйственное освоение территорий, сбор на букеты |
Южный склон горы Разрытая. 1 экземпляр. |
- Как вы думаете, почему некоторые растения остаются в очень малом количестве на земле или они совсем исчезают?
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ
Станция Друзей природы
Мы уже с вами говорили, что в исчезновении растений виновен сам человек. Наверное, у вас возник вопрос, как мы можем помочь сберечь растения красной страницы. Что мы должны для этого сделать? Какую конкретную помощь мы можем оказать?
Давайте создадим свои правила «Друзей природы». У вас на партах лежат ватманы и цветные картинки . На картинках изображены действия, которые могут нанести вред природе и которые могут помочь стать человеку другом природы. На ватман «Что наносит вред природе?» наклейте картинки, которые по вашему мнению сюда подходят. А на ватман «Будь природе другом!» наклейте картинки, которые помогают человеку стать другом природы. Я даю вам время, а затем мы с вами проверим, что у вас получилось. Эти ватманы в дальнейшем использую на неделе экологии и биологии, на уроках в 5.6.7,11 классах по теме «Красная Книга», « Сообщества растений»
Станция поэтическая
Экскурсовод 2
Леса топорщатся, и степь клубится,
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы!.. Но считанные птицы
Над считанными рощами летят,
Дрожит камыш на считанных озёрах
И считанные рыбы живут в реке.
И восковые считанные зёрна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таёжной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы?!
Р.Рождественский
Экскурсовод 1
Охраняется “Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Экскурсовод 2
“Красная книга” – Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига
Всё живое хранить зовёт.
Пусть зовёт не напрасно.
“Красная книга”, Красная книга”.
Станция: «Странички Красной книги своими руками»
V. Работа в группах
Экскурсовод 1. - А теперь давайте попробуем изготовить 1 страничку Красной книги. Каждая группа берет свой пакет. Вспомните, какие сообщения нужны в Красной книге о 10 растениях села Калиновского. (работа в группах)
Станция Защита работ каждой группы
Делаем выводы:
-Только мы можем помочь природе и предотвратить экологическую катастрофу,
-Только мы можем спасти вымирающих животных и растения,
-Только мы можем сделать наш воздух чистым,
-Только мы можем остановить безжалостную вырубку лесов и загрязнение водных просторов,
-Только мы можем прекратить бесконечные войны на нашей планете,
-Только мы своими добрыми делами можем спасти природу от гибели,
-Ведь только мы — хозяева родной земли, и от нас зависит её жизнь!
Экскурсовод 1: Причины сокращения видов растений:
Сбор на букеты и перенос в сады.
Распашка мест обитания.
Выпас ската, вытаптывание.
Загрязнение водоемов.
Чрезмерный сбор для лекарственных целей.
Экскурсовод 2: Меры охраны.
Запрет сбора и выкапывания растений.
Охрана мест обитания.
Контроль за состоянием известных популяций.
Контроль и ограничение проведения заготовок.
Поиск новых местонахождений вида.
Внесение в Красную книгу.
Включение в состав заказников.
Введения в культуру.
Ребята, необходимо не только знать растения, которые входят в Красную книгу, и охранять их, но и бережно относиться ко всем растениям , защищать их. А сегодня за наше занятие мы с вами создали свою Красную книгу краеведов школы №7 села Калиновского. Посмотрите, какая она у нас получилась (красочная, и т.д.) Мы с вами продолжим её заполнять на наших занятиях.
Станция Викторина
Загадки о растениях Красной Книги , просто интересные
1.В толщину он сорок метров
Средь саванн, в краю родном
Прозван он за тучность эту
Просто - «деревом слоном» (Баобаб)
2. Стоит цвет–сухоцвет
Травушка-невянка,
С бархатной одёжкой
И с кошачьей ножкой. (Бесмертник, или кошачья лапка)
3. У Агапки
Есть две шапки:
Летом-темная, лиловая;
В осенью белая, пуховая. (Бодяк)
4.Почки-серебрёные,
Цветочки-золочёные,
А кожа на ветке-
Красной расцветки. (Верба)
5.И кустиста,
И плетиста,
И цветиста,
Есть зонтики вишневые,
Есть зонтики лиловые. (Вербена)
6.Синий глазок
Глянет разок-
Да и спрячется
За колосок.
Что в хлебе родится
А есть не годится? (Василёк)
7.Листок-стрелочкой,
Цветок-тарелочкой,
А стебель-былинка
Завит как пружинка.
Живёт у дорог,
Движется без ног,
Ходит кругами,
Малыми ногами-
По дорожке витой,
По воздушной, крутой.(Вьюнок)
8.Журавлиный нос
Семена принёс
И раскинул вокруг-
На зелёный луг. (Герань)
9.Стоит Федосья –
Растрепаны волосья
Кто мимо пройдет-
Всяк его дёрнет. (Горох)
10.У садовницы, первой модницы,
Платье то ли полиняло,
То ль окраску поменяло:
Было всё лиловое,
Стало васильковое (Гортензия)
11.Стебель-крылатый,
Листик-усатый,
Цветок-душистый,
А плод пушистый (Горох душистый)
12.У дуба-дубочка
Повешена бочка:
Шипами усажена,
Отравой заряжена. (Дурман)
13.Есть корень кривой и рогатый,
Целебную силой богатый,
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной,
Под кедровой сосной (Женьшень)
14.Листочки-парные.
Цветки-янтарные,
Плоды-коварные:
И лечат, и калечат (Зверобой)
15. Сама нарядная,
А повадка неладная:
Крадёт у соседа
Еду для соседа (Иван-да-Марья, растение полупаразит)
16.На воде увидел ты
Белые цветы.
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки. (Лилия водяная)
17.Растение видное,
А прозвище-обидное (Лопух)
Подводим итоги команд , складываем и считаем фишки. Определяем команду победителя конкурса
И сейчас я предлагаю посмотреть фильм о красной книге.
ФИЛЬМ «КРАСНАЯ КНИГА»
Экскурсовод1: Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то ещё, то, что же станет с природой?
Экскурсовод 2
Михаил Михайлович Пришвина в «Кладовой солнца» написал такие слова:
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные — будем охранять леса и горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину!
Итог занятия. Рефлексия.
Вот и подошло наше занятие к концу. Сегодня вы узнали много интересного и полезного. У вас на партах вы можете увидеть конверты «Ваши знания», где для вас заготовлены листочки. Я попрошу оставить в конверте только то, что по вашему мнению в вашей микрогруппе вам пригодится в будущем.
- Что нового вы узнали? (О редких растениях из Красной книги)
- С какими трудностями столкнулись при подготовке? (Ответы детей)
- Какую пользу извлекли из этого занятия?
- Где эти знания вам могут пригодиться? (Ответы детей)
Список литературы:
1.Байтенов, М.С., В мире редких растений/ М.С. Байтенов.- Алма-Ата: Кайнар, 1986.- 176 с.
2. Белоусова, Л.С. и др. Редкие растения СССР/ Л.С.Белоусова, Л.В. Денисова, С.В. Никитина.- М.: Лесн. пром., 1979.-216 с.
3. Белоусова, Л.С и др., Редкие растения мира и их охрана / Л.С.Белоусова, Л.В. Денисова, С.В. Никитина, М.: ВНИИТЭИ Агропром, 1987. - 67 с.
4. Вахромеева, М.Г. Растения Красной книги: Береги природу!/ М.Г. Вахромеева, В.Н. Павлов.- М.: Педагогика, 1990.-240 с.
5.Винтерголлер, Б.А. Реликты вокруг нас/ Б.А. Винтерголлер.- Алма-Ата: Кайнар, 1984.- 88 с.
6. Гниловский, В.Г, Занимательное краеведение/ В.Г Гниловский.- Ставрополь: Кн. Изд-во, 1974.- 432 с.
7. Иванов, А.Л. Редкие и исчезающие растения Ставрополья/ А.Л. Иванов. – Ставрополь: Ствропольсервис школа, 2002. – 135 с.
8. Комаров, Б.М. Определитель растений. – М.: Просвещение, 1967. – 344 с.
9. Сохраним для потомков.- Ставрополь: Кн. Издательство, 1984. – 124 с.
10. Панасенко, Н.С. Красная Книга Ставропольского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных/ Н.С. Панасенко.- Ставрополь: Полиграфсервис, 2002. Т.1: Растения/Иванов А.Л..- 2002, 384 с.
11 Петров, В.В. Растительный мир нашей родины/ В.В. Петров.- Кн. Для учителя; 2-ое издание, М. Просвещение, 1991.-207 с.
12. Реймерс, Н.Ф. Особо охраняемые природные территории/ Н.Ф. Реймерс, Ф.Р. Штильмарк.- М..: Мысль, 1978.-295 с.