Тренинг «Навыки общения внутри семьи и на занятиях»

4
0
Материал опубликован 14 January

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Тренинг «Навыки общения внутри семьи и на занятиях».

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Торгово-промышленный техникум имени Л.Б. Ермина в г. Зверево»

(ГБПОУ РО «ТПТ»)

Разработал классный руководитель/куратор Зубкова Надежда Витальевна

Тема занятия: Навыки общения внутри семьи и на занятиях.

Форма проведения: тренинг

Цель: 

- показать значимость общения в жизни;

- дать возможность оценить уровень своей общительности и разобраться в себе с целью коррекции своего поведения в процессе общения в кругу семьи и на занятиях;

-развивать культуру общения и коммуникативные навыки;

- воспитывать этические нормы бесконфликтного общения.

Педагог: Общение является важнейшей потребностью человека. Это необходимо ему на психологическом, сознательном и подсознательном уровне. Общаясь, мы передаем информацию, а также мы ее получаем, общаясь с другими. Так устроена наша психика: без коммуникации человек теряет связь с миром, уходит в себя, деградирует. Именно по этой причине психологи называют душевный разговор — лучшим средством от стресса и депрессии. Общение, контакты с близкими, новые знакомства — это нужно каждому для психологического здоровья.

Во все эпохи и во все времена общение являлось великим достижением цивилизации. Так говорили о общении известные люди:

Антуан де Сент-Экзюпери сказал:

«Самая великая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения»;

Вот еще одно высказывание американского психолога Д. Карнеги:

«Для того, чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними».

- Как можно понять эти высказывания?

- Без чего человек не может прожить, живя среди людей?

- Какое значение имеет общение в жизни людей?

- Как научиться правилам бесконфликтного общения?

- Как общаться, чтобы избегать конфликтов?

Сегодня мы будем говорить об этом.

II. Основная часть.

1. Понятие общения.

- Что такое «общение»?

Общение – это взаимные отношения, деловая или дружеская связь.

- Что значит «общаться»?

Общаться - поддерживать общение, взаимные отношения.

2. Круг общения.

Упражнение «Мой круг общения»

Как ты понимаешь словосочетание «круг общения»? 

- Потребность в общении испытывает каждый человек. С кем ты общаешься?

Предлагаю создать свой круг общения на бумаге. Круг разделим на несколько частей.

- В каждой доле круга напиши тех, с кем ты общаешься. В центре напиши своё имя, а по кругу напиши имена людей, с кем тебе приятно общаться, делиться своими проблемами и радостью. В твой круг общения могут входить родители, родственники, одноклассники, друзья, взрослые люди.

-Сосчитай, какое количество людей входит в твой круг общения?

- Круг общения может быть как большим, так и маленьким (узкий круг общения). Его составляют люди, к которым можно обратиться за советом, помощью. Выдели ярким цветом те, которые обозначают более активное общение.

Проанализируем круг общения, кто оказался более важным для твоего общения?

Конечно, то люди, общение с которыми для тебя наиболее приятное. А, как же быть, если общение не приносит приятных впечатлений, а по каким-то причинам тебе необходимо продолжать общаться?

Давай поговорим об том.

3. Виды общения [1].

- Человек – существо общительное. Он постоянно находится в разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение. Общение бывает разным:

Социально приемлемое общение

- Общаются люди, имеющие общие интересы: музыка, танцы, спорт, чтение художественной литературы, театр, филателия, рыбалка и т.д.

Социально неприемлемое общение

- У некоторых людей есть и другие интересы, которые их объединяют, являются общими. Например, вредные привычки: курение, алкоголь, воровство

Деловое общение

- Общение людей, имеющих разные интересы, но выполняющих какое- то общее для всех дело: учитель – ученик; директор – учитель; администратор – продавец.

Личностное общение (друзья, знакомые, родственники)

- Чем дружеское общение отличается от делового общения?

- У нас в группе какое общение преобладает?

- Во время уроков общение деловое, а на переменах и во внеурочное время, в основном, дружеское.

4. Средства общения

 Язык, как средство общения.

- Что же является главным средством общения в человеческом обществе? (Это наш язык и наша речь)

- Что такое «язык»?

Язык – это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, обеспечивающая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

- Что принято понимать под речью?

Речь – конкретное говорение, происходящее в звуковой или письменной форме. Процесс говорения, речевая деятельность.

 Жест, как средство общения.

- Что еще помогает людям общаться? (Жест, мимика)

- Как общаются люди, которые не умеют говорить?

- Важным элементом в общении являются жесты.

Жест – движение рукой или другое телодвижение, выражающее или сопровождающее речь.

- Мы с вами каждый день пользуемся языком жестов.

Мимика, как средство общения.

- Часто при разговоре люди изменяют выражение лица, показывая удивление, радость, злость. Какое средство общения они используют?

Мимика – движения лица, выражающие внутреннее состояние человека.

5. Правила общения

Общение не всегда бывает приятным. Пример тому, древнегреческая притча «Притча об Эзопе и языке».

Эзоп - легендарный древнегреческий поэт, писатель, баснописец (6 в. до н. э.), считавшийся создателем басни.

Притча. Однажды философ Ксанф, рабом кот».орого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день самый плохой, во второй день – самый лучший.

В первый день на первое, на второе и третье Эзоп приготовил язык. Почему ты подаёшь одни языки? – спросили Эзопа. Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим и ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились. Мне велели приготовить самый лучший обед, – пояснил Эзоп, – а что для философа может быть лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка [2].

- Почему язык можно назвать другом и врагом?

- Нашим языком, его словами и речами одним людям мы говорим что-то хорошее, хвалим, а другим – наносим обиду, оскорбляем, унижаем. Прежде чем сказать человеку что-то плохое, нужно подумать.

- Как ты думаешь, какие качества человека помогают общению, а какие – усложняют его?

- Говорил ли тебе кто-нибудь вам слова «Я не хочу с тобой общаться»? - Как вы на них реагировала?

Давай поговорим о конфликтах, ведь они неизбежны в нашей жизни, но как избежать конфликты, или что нужно сделать, чтобы конфликт не затянулся на длительное время и не травмировал нашу душу.

6. Конфликт

Очень важно поговорить о конфликтах. Очень часто в силу каких-либо причин, людям приходится ссориться, выяснять отношения, конфликтовать. После конфликтов многие люди жалеют о том, что вовремя не промолчали, не сменили тему разговора или не уступили собеседнику. Но как говорится в известной пословице «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».

Конфликт – это противодействие или противоборство двух сторон при принятии какого-нибудь решения, когда их взгляды, интересы, желания не совпадают.

- Если есть конфликт, то обязательно должен быть выход из конфликтной ситуации. Вспомни, пожалуйста, и расскажи, как ты обычно выходишь из конфликтных ситуаций? 

- Действительно, существует множество выходов из конфликтных ситуаций. Выделяют пять основных способов поведения в конфликтной ситуации. Причем, нельзя с уверенностью сказать, какой из них является наиболее правильным. Все зависит от особенностей сложившейся конфликтной ситуации.

Давай поподробнее рассмотрим каждый вариант и обсудим его.

Вот классический пример конфликтной ситуации – два друга не могут поделить заинтересовавший их предмет, например, наушники. Если наушники можно было бы разделить на две равнозначные половинки, то конфликт был бы разрешен. Но мы понимаем, что каждый хочет заполучить предмет целиком.

Первый вариант: «Избегание»

- Избегание – это когда одна из сторон уходит от конфликта, не заявляя о своих интересах. Один из друзей пользуется наушниками, а другой уходит в сторону. Конфликт разрешен? 

- А как чувствует себя человек, постоянно избегающий конфликтов и не отстаивающий свои собственные интересы? 

- Но существует ряд ситуаций, когда лучше всего постараться избежать их. Например, вы задержались в гостях и возвращаетесь поздно домой в одиночестве. Вдруг вы видите подозрительную компанию недалеко от вашего дома. Что лучше всего сделать в этой ситуации? 

- Можно еще подождать прохожих, чтобы пройти вместе с ними мимо этой компании. А правильнее всего будет заранее позаботиться о своей безопасности: не задерживаться допоздна, попросить, чтобы вас проводили или встретили. Старайтесь всегда избегать потенциально опасных для жизни и здоровья ситуаций!

Второй вариант: «Приспособление»

- Приспособление – это когда одна из сторон уступает требованиям другой стороны. Например, в случае с наушниками, один из ребят отдает предмет другому, лишь бы не усугублять конфликт. Конфликт разрешен? 

- А как чувствует себя уступивший человек? 

- В жизни существуют ситуации, в которых лучше всего уступить. Например, если ваш товарищ гораздо сильнее вас или значительно выше по статусу. Не смогли вы избежать встречи с неприятной компанией, о которой говорилось раньше. Эти люди потребовали отдать им телефон, сумку или деньги. Лучше уступить им в данной ситуации, потому что, каким бы дорогим не был ваш любимый телефон, жизнь и здоровье стоят гораздо дороже. Ваши родители или друзья ни в коем случае не будут осуждать вас, потому что, в сложившихся обстоятельствах, вы проявили не трусость, а мудрость.

Третий вариант: «Соревнование»

- Соревнование – это когда двое начинают отстаивать свои интересы при помощи кулаков, угроз или грубых выражений.

Наверное, существуют ситуации, в которых нужно постоять за себя или вступиться за слабого. Но сложно увидеть плюсы данного варианта. Даже если вы победите в драке, вы можете испытывать чувство вины.

Четвертый вариант: «Компромисс»

- Компромисс – это когда обе стороны идут на взаимные уступки. Например, в случае с наушниками, один из подростков предлагает уступить ему наушники в обмен на что-то или они договариваются по очереди пользоваться наушниками. Конфликт исчерпан?  

Пятый вариант: «Сотрудничество»

- Сотрудничество – это когда люди находят альтернативный вариант, полностью удовлетворяющий обе стороны. В случае с наушниками, подростки договариваются вместе слушать музыку или находят другое занятие, соответствующее их взаимным интересам (идут играть в футбол). Отличный вариант?

Уметь договориться друг с другом – большое искусство.

Конфликты были, есть и будут в нашей жизни. Очень важно знать, что из любой конфликтной ситуации всегда есть конструктивный выход.

Учитель.- А как сделать наше общение приятным?

Правила общения:

Обращаться к собеседнику по имени, так как «имя собственное» самое важное, что есть у человека (не использовать прозвищ, кличек).

Смотреть в глаза собеседнику

Правильно строить фразы

Говорить четко, не торопясь

Соблюдать правильное произношение слов и ударение в словах

Не засорять свою речь словами паразитами

Вести разговор с собеседником вежливо и ровным голосом

Быть тактичным, уважать своего собеседника

Уметь выслушивать другого человека, не надо перебивать или прерывать собеседника

Не кричать, интонация не должна быть оскорбительной или обидной для другого человека

Не принижать достоинства человека, не ставить его в неловкое положение

Стремиться к взаимопониманию

Не стесняться говорить человеку добрые слова, делать комплименты

Общаться на теме которые интересны не только тебе, но и собеседнику

Самое правильное общение, то такое общение, как ты хотела, чтобы общались с тобой. Надо придерживаться именно такого правила «всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой».

Все могут научиться общаться, но для этого необходимо:

- понять с кем вы общаетесь, уметь разбираться в людях

III. Заключение

Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему душевные раны. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Умение общаться с людьми - это великий да. Не зря мы тянемся к таким людям с кем нам интересно и приятно общаться, и избегаем тех - от общения к которыми мы не ожидаем ничего хорошего. Во всех случаях необходимо сохранять терпение и учиться правильно общаться.

Рефлексия

- Важны ли тебя проблемы, о которых мы говорили?

- Услышала ли ты что-то полезное для себя?

- Над чем вы задумаетесь после нашей беседы?

- Можно ли научиться общаться без конфликтов?

 

Используемые источники

https://moodle.kstu.ru/pluginfile.php/437573/mod_resource/content/1/Лекция%20Психология%20общения.pdf

https://dzen.ru/a/Xlzday7EEhVzU0CS

https://www.b17.ru/blog/365801/

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации