12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Садыкова Тамара Исламовна77
Россия, Воронежская обл., Лиски
1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА на тему: «СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭЛЕКТРОСВАРОЧНЫХ РАБОТ».

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»





Рассмотрено на заседании ЦМКУтверждаю:

Преподавателей профессиональногоЗам.директора по УМР

цикла и мастеров производственного _______Ряснянская Н.А.

обучения ППК

Протокол № от « » 20 г.

Председатель ЦМК ______Елисеева Н.В.







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА



на тему: «СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИКИ

БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ

ВЫПОЛНЕНИИ ЭЛЕКТРОСВАРОЧНЫХРАБОТ».



по учебным дисциплинам МДК 01.01. Основы технологии сварки и сварочное оборудование, ОП 07 Охрана труда.



для студентов II курса профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).









Разработали:

преподаватель Елисеева Надежда Викторовна, ВКК

преподаватель Садыкова Тамара Исламовна, ВКК









Лиски

2023 год



СОДЕРЖАНИЕ





Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Технологическая карта учебного занятия

9

3

Ход учебного занятия

11

4

Заключение

26

5

Используемая литература

27

6

Приложения

28







































































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Актуальность межпредметных связей обусловлена объективными процессами в современном мире. Мало вооружить, обучающихся суммой знаний и даже мало развить у них интерес к той или иной дисциплине, необходимо формировать личность, способную активно «вписываться» в современное общество, способную к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению. Каждаяучебная дисциплина изучается отдельно в отрыве от реальной жизни, поэтому в последнее время в образовании большое внимание уделяется созданию межпредметных проектов проведению интегрированных уроков, на которых осуществляется синтез знаний учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Потребность в возникновении интегрированных уроков:

Во-первых, мир глазами студентов познается в своем многообразии и единстве;

Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся;

В-третьих, форма проведения интегрированных уроков не стандартна, интересна;

В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет

необходимость интеграции в образовании;

В-пятых, интеграция дает возможность для самореализации.

Преимущества интегрированных уроков:

способствуют повышению мотивации учения;

в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи;

углубляют представление о дисциплине, расширяют кругозор обучающихся;

интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных дисциплинах.

Взаимодействие преподавателей:

паритетное, с равным долевым участием каждого из них;

один из преподавателей может выступать ведущим, а другой –

ассистентом или консультантом;

весь урок может вести один преподаватель в присутствии другого какактивного наблюдателя и гостя.

Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносятся в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. По такому принципу строится и новая типология уроков. Какже конструировать урок, который по ФГОС называется уроком открытия нового знания. Какие цели важно выделить, какие этапы нужно соблюсти. В ФГОСвыделяют две цели для уроков такого типа:

Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок обучающийся узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.

Деятельностная цель: научить обучающихся применять новые способы действия. Это значит, что, уяснив новые термины и правила, обучающийся должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Такие уроки   являются одной из активныхформ организации учебной деятельности обучающихся. Эти уроки позволяют развивать познавательную активность обучающихся, воздействуют на эмоциональное состояние обучающихся, взывая к его мыслям и чувствам.

Главной задачей урокаоткрытия нового знания, это создать такие условия, чтобы студент внутренне собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Преподаватель должен затронуть все три пласта мотивации:

«хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;

«надо» — подводим обучающихся к осознанию важности и необходимости новых знаний;

«могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9этапов.

Формируя технологическую карту нашего урока, который содержит в себе интеграцию, мы путём объединений некоторых этапов, из предусмотренных, вышли на 4этапа, включая организационный момент:

1. Организационный момент.

Главная задача — создать такие условия, чтобы обучающийся внутренне собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин»,«хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;

Ведущие методы и приемы: проверка готовности обучающихся,

приветствие, цитирование высказываний известных людей.

1 ЭТАП. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. СТАДИЯ ВЫЗОВА

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый обучающийся внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы обучающиеся могли:

вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;

активизировать мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения новых знаний.

при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

На этой фазе обучающихся, под руководством преподавателя образовательного процесса, реализуют на следующие задачи:

самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме;

пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой путем вовлечения обучающихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений, путем создания проблемы. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую хочется заполнить,

самостоятельное определение обучающимися направлений в изучении темы: формулирование темы урока и его цели.

Ведущие методы и приёмы: прием «Я знаю –Я хочу узнать –Я узнал», прием инсерт, метод мозгового штурма (эвристическая беседа), различные виды опросов.

2 ЭТАП. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ

Главными целями этого этапа является следующее: добиться усвоения обучающимися метода воспроизведения изучаемого материала; на основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения. Построение обучающимися нового способа действий, формирование умений его применять при решении новой задачи.

Изучение нового материала — главное в обучении. Поэтому своим отношением, даже голосом опытный преподаватель подчеркивает важность происходящего, мотивирует деятельность обучающихся. Преподаватель строит урок таким образом, чтобы обучающиеся за урок смогли ознакомиться с материалом урока, научились работать с технологической документацией.

Ведущие методы и приемы:видеосюжет, инсерт, доклад, тест на внимание, различные виды опросов.


4. 3 ЭТАП. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ДОМАШНЕЕ

ЗАДАНИЕ

Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новые знания укладываются в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированного использования и подготовить обучающихся к дальнейшему погружению в тему.

На этой фазе решаются две основные задачи:

организация активной работы с новой информацией, когда студент подчиняет работу личной цели в изучении материала, сформулированной на первой фазе;

самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями.

Ведущие методы и приемы: приемы кластера.

4 ЭТАП РЕФЛЕКСИИУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

На данном этапе обучающиеся соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

задачи: целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного (новый вызов); анализ и самоанализ собственного мыслительного пути и собственных действий в процессе урока; анализ образовательного процесса в целом.

Ведущие методы и приемы: прием «Я знаю – Я хочу узнать – Я узнал», оценка своей деятельности на уроке, цитирование высказываний известных людей.

Таким образом, на уроке открытия нового знания преподаватель вовлекает обучающихся в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции. 

В рамках проведения конкурса профессионального мастерства «Педагог года», для участия заявлены «педагогические дуэты», мы решили объединить учебные дисциплины ОП 07 Охрана труда и МДК 01.01. Основы технологии сварки и сварочное оборудование.

При планировании данного урока, мы:

определили цель урока;

выбрали средства, которые помогли реализовать цель;

нашли оптимальный тип урока;

разработали систему заданий для обучающихся, список используемойлитературы, информационных ресурсов;

продумали домашнее задание;

взаимодействие на уроке выбрали паритетное, с равным долевым участием.


















2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ



Учебные дисциплины: МДК 01.01. Основы технологии сварки и сварочное оборудование, ОП 07 Охрана труда.

ФИО преподавателей: Елисеева Надежда Викторовна, Садыкова Тамара Исламовна.

Дата: 19 апреля Группа:23С

Профессия:15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Тема учебного занятия: Соблюдение требований техники безопасности и охраны труда при выполнении электросварочных работ

Цель учебного занятия: Научиться оценивать опасность ситуации в производственных условиях.

Задачи учебного занятия:

обучающая:

обобщить и закрепить знания и умения обучающихся, приобретенные при освоении темы "Соблюдение требований техники безопасности и охраны труда при выполнении электросварочных работ";

научить применять полученные знания на практике.

развивающая:

развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, развивать экспериментальные навыки, умение работать в малых группах;

продолжить формирование навыков самостоятельной работы обучающихся;

развивать у обучающихся таких деловых качеств как соперничество, сотрудничество, работа в команде.

воспитательная:

воспитать сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;

совершенствовать коммуникативные умения обучающихся.

Тип учебного занятия: Открытия нового знания.

Форма обучения: Фронтальная

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный

Средства обучения: проектор, ноутбук;мультимедийное сопровождение;раздаточный материал: кластер, таблица, технологическая карта, чертёж конструкции; макет конструкции.

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством; ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций; ПК 1.2. Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке.



ПЛАН УРОКА

Организационный момент.

1 Этап. Актуализация знаний. Стадия Вызова.

2 Этап

4. 3 Этап. Стадия осмысления. Закрепление.

5. 4 Этап. Стадия рефлексии. Подведение итогов.



















3. ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ



п/п

Содержание и структура учебного занятия

Время (мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Развиваемые профессиональные

и общие компетенции

1

Организационный момент

2

Творческий подход, вариации различных приёмов, поиск своеобразной формы, отвечающей содержанию урока и собственного стиля педагогической деятельности.

Студенты занимают свои места и готовят все необходимое к уроку. Дежурные обязаны подготовить аудиторию к уроку.

ОК 6

2

1 Этап

Актуализация знаний. Стадия вызова.

8

Преподаватель обеспечивает эмоциональный настрой на изучение темы в процессепросмотра мультфильма;

используя прием инсерт,направляет студентов при заполнении таблицы «я знаю – я хочу знать – я узнал»;управление активной мыслительной деятельностью по самостоятельному определению ключевых направлений работы на уроке, в формулировании темы, цели и задач урока.

Преподаватель обеспечивает высокий уровень учебной мотивации обучающихся (формируются непосредственно-побуждающие, перспективно-побуждающие и интеллектуально-побуждающие мотивы)

Студенты настраиваются на работу (формируется заинтересованность, эмоциональный отклик, осознание того, что какие-то знания уже имеются, что-то необходимо повторить, обобщить, что-то приобрести новое, возникает потребность узнать, формируются предпосылки к активной познавательной деятельности)



Заканчивается этап самостоятельной формулировкой цели и задач обучающимися.

ОК 1;

ОК 6;

ПК 1.1.;

ПК 1.2.

3

2 Этап

Усвоение новых

знаний и способов

действия

20

Мобилизация внимания обучающихся к теме. Для пробуждения интереса, для поднятия эмоционального состояния обучающихся изучаемый вопрос может быть увязан с соответствующими яркими эпизодами из роликов, м/фильмов.

Построение обучающимися нового способа действий, формирование умений его применять при решении новой задачи.

ОК 1;

ОК 6;

ПК 1.1.;

ПК 1.2.

4

3 Этап

Стадия осмысления.Закрепление. Домашнее задание.

10

Руководство самостоятельной работой студентов в заполнении кластера.

Педагогическая поддержка в самостоятельной работе над углублением понятия вредный и опасный производственный фактор, расширением знаний о средствах индивидуальной защиты, при выполнении электросварочных работ.

Управление деятельностью студентов с различными источниками информации и избыточной информацией.

Методический инструктаж к практическим работам (помощь в выполнении проектов и презентаций).

Оценка и поведение итогов, предоставление дополнительной информации, направленной на расширение знаний по представленным проектам.

Самостоятельная работа обучающихся по заполнению кластера.

Работа с литературой, интернет-источниками, нормативно-правовыми документами над расширением имеющихся знаний.






ОК 1;

ОК 6;

ПК 1.1.;

ПК 1.2.

5

4 Этап

Стадия рефлексии

5

Преподаватель руководит процессом формирования оценочных суждений и подводит к осознанию ценности полученных знаний,

Обеспечивает формирование умений критически оценивать собственную деятельность на уроке, собственную мыслительную деятельность.

Подводит итог урока.Преподаватель дает инструктаж по выполнению домашней работы


Формирование умений самооценки, самоанализа собственной учебной деятельности.



Повторное осмысление результатов собственной деятельности



Записывают домашнее задание

ОК 1;

ОК 6;

ПК 1.1.;

ПК 1.2.



ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ(2 минуты)

Парты расположены таким образом, чтобы удобно было организовать работу в двух группах. На партах лежит заранее подготовленный раздаточный материал: в который входят Таблица «Я знаю-Я хочу узнать-Я узнал», кластер, словарь, технологическая карта, чертёж конструкции, цветной набор для самооценки (ПРИЛОЖЕНИЯ А, Б1, Б2, В1, В2, С).

Елисеева Н.В.Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Проверка готовности к уроку (встают, проверка явки, староста говорит об отсутствующих).

Садыкова Т.И.Мы рады приветствовать Вас на нашем интегрированном уроке и надеемся на плодотворное сотрудничество. На экране девиз урока «ВСЁ, ЧТО НАХОДИТСЯ ВО ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ, ДОЛЖНО ПРЕПОДАВАТЬСЯ В ТАКОЙ ЖЕ СВЯЗИ» (автор - Ян Амос Коменский чешский педагог-гуманист, писатель), который подтверждает взаимную связь наших учебных дисциплин, и мы решили объединить их в один очень необычный и интересный урок.

Елисеева Н.В. А проведём его мы - преподаватель «Охраны труда» Садыкова Т.И., преподаватель специальных дисциплин Елисеева Н.В. И ещё один наш коллега, который присоединится к нам чуть позже.

2.1 ЭТАП- АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. СТАДИЯ ВЫЗОВА (8 минут)

Елисеева Н.В.Когда мы собирались на урок, то случайно услышали рассказ одного мальчика. Предлагаем вам его внимательно послушать и ответить на некоторые вопросы.

Просмотр м/ фильма «Сварщик волшебник». (2мин.07 сек.)

Беседа фронтальная, управляющая активной мыслительной деятельностью по самостоятельному определению ключевых направлений работы на уроке, в формулировании темы, цели и задач урока.

Так кто же такой сварщик? (рабочий-специалист, занимающийся сваркой металлов; человек, связанный вплотную со строительством, машиностроением и созданием металлических конструкций; сварщик-профессия ответственная, почти виртуозная от качества, работы которого зависит долговечность и устойчивость строительных конструкций).

Что входит в состав спецодежды сварщика? (костюм сварщика, рукавицы или краги, сапоги или ботинки, защитная маска или щиток, головной убор).

Какие виды работ выполняет сварщик? (резка и соединение металла, декоративная сварка)

Установка, каких сооружений не обходится без работы сварщика? (трубы, стены, батареи, опоры для моста)

С чем связана ваша будущая профессия? (работа с электрическим током, с огнём, с опасностью, выносливостью, ответственностью).

Садыкова Т.И.В терминологии Охраны труда есть два понятия, таких, как вредный и опасный производственный фактор. Давайте вспомним, в чём их различие?

Вредный производственный фактор, воздействие которого на работающего в определённых условиях может привести к заболеванию, в том числе и профессиональному, или к стойкому снижению работоспособности.

Опасный производственный фактор, воздействие которого на работающего в определённых условиях может привести к травме, или другому резкому ухудшению здоровья.

Какиеосновные опасные и вредные производственные факторы могут сопровождать электросварочные работы? Прошу вас написать в тетради 5-6 основных факторов и взаимно проверить ответы друг у друга. (Оценивать следующим образом: менее 3-х ответов оценка «неудовлетворительно», за 3 правильных ответа оценка «удовлетворительно», за 4 правильных ответа оценка «хорошо», за 5 и более правильных ответов, оценка «отлично». Время на выполнение задания 4 минуты).

Опасный уровень напряжения в электрической цепи.

Повышенный уровень инфракрасного и ультрафиолетового излучения.

Повышенная запыленность воздуха рабочей зоны.

Повышенный уровень шума на рабочем месте.

Опасные факторы пожара.

Недостаточная освещенность рабочей зоны.

Используются приемы «Я знаю – Я хочу узнать – Я узнал».

На экране пустая таблица «Я знаю – Я хочу узнать – Я узнал», которая заполняется последовательно на основе умозаключений, выполненных обучающимся в процессе общения.

Перед вами таблица «Я знаю – Я хочу узнать – Я узнал».

(ПРИЛОЖЕНИЕ Б1)

«Я знаю»

«Я хочу узнать»

«Я узнал»










Давайте вместе зафиксируем в графу «Я знаю» то, как обеспечить безопасность трудового процесса сварщика.

Обучающиеся делают свои умозаключения, вписывают в карточки, лежащие на столах. По результатам управляемого обсуждения заполняется первый столбец таблицы на экране.

Таблица «Я знаю – Я хочу узнать – Я узнал» (после заполнения 1 столбца)

«Я знаю»

«Я хочу узнать»

«Я узнал»

Сварочные работы являются востребованными и связаны с повышенной опасностью.



Спецодежда — основное средство для индивидуальной защиты.



Сварочные технологии включают в себя различные виды сварочных работ



- Анализируя содержимое графы «Я знаю», теперь, можем и сформировать тему урока.

ТЕМАУРОКА: «СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭЛЕКТРОСВАРОЧНЫХ РАБОТ».

Итак, понимая необходимость формирования грамотной позиции в вопросах сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, нам с вами, наверное, хочется узнать о факторах, которые могут оказать негативное влияние на организм человека в его профессиональной деятельности. Что нового по теме урока вы хотели бы узнать? Запишите возникшие вопросы, в графе «Я хочу узнать». Это позволит нам сформулировать цель урока.

(совместное заполнение графы «Я хочу узнать»)

«Я знаю»

«Я хочу узнать»

«Я узнал»

Сварочные работы являются востребованными и связаны с повышенной опасностью.

Риски жизни и здоровью.


Спецодежда — основное средство для индивидуальной защиты.

Каковы последствия выполнения работ без средств индивидуальной защиты.


Сварочные технологии включают в себя различные виды сварочных работ.

Работы в труднодоступных местах




Заполнив строку «Я хочу узнать», можно озвучить цель нашего урока.

Студенты: (предполагаемые ответы) рассмотреть особенности производственных факторов при выполнении электросварочных работ, определить серьёзность этого влияния, раскрыть пути решения проблем.

Верно, ЦЕЛЬ УРОКА: НАУЧИТЬСЯ ОЦЕНИВАТЬ ОПАСНОСТЬ СИТУАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3. 2-ЭТАП-УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ

(20 минут)

Елисеева Н.В.А, сейчас, мы с вами отправляемся в интересное путешествие. (На экране ролик «Красивая музыка Космос», под который преподаватель продолжает свой рассказ и опрос)

Все слышали о книге Герберта Уэллса «Машина времени»? Помните, о чём там речь? Мы тоже переместимся во времени не в прошлое, а на несколько летвперёд, в будущее. И окажемся на предприятии в качестве востребованного сварщика.И пока наш полёт начинается, предлагаю подготовиться к предстоящей работе:

С какого возраста можно приступать к сварочным работам? (с 18 лет)

А до 18 лет можно? (да, только с наставником)

Что необходимо пройти, чтобы быть допущенным к сварочным работам? (медкомиссию и инструктаж)

А какие инструктажи вы знаете? (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой)

С чего начинается производство конструкции? (с чертежа)

Из какого материала выполняют сварные конструкции? (сталь, цветмет)

(на этом этапе опроса, ролик с перемещением во времени, заканчивается)

Итак, мы переместились во времени и оказались на предприятии. И вы оказались один на один, лицом к лицу с необходимостью и ответственностью выполнения сварной конструкции.

Перед вами находится документация технологического процесса на изготовление сварнойконструкции. (ПРИЛОЖЕНИЕ В1, ПРИЛОЖЕНИЕ В2)







Чертёж конструкции

t1702413437aa.jpgt1702413437ab.jpg



Мы с вами делимся по цехам:

1 ряд — это цех заготовительный и сборочный;

2 ряд-цех сварки и контроля качества готового изделия.

Изучив документацию, попрошу вас ответить мне на следующие вопросы:

1 цех

Как называется изделие? Назовите габаритные размеры. (Ёмкость из стали)

Назовите последовательность операций и необходимые инструменты? (очистка – металлическая щётка, разметка - рулетка, чертилка, сборка и сварка – источник питания и электроды, контроль качества)

Наша конструкция из сборочного цехаперешлав сварочный цех.

2 цех

Назовите оборудование и материалы для сварки конструкции (ёмкости).

Какой вид контроля качества изделия необходимо будет провести, какие дефекты недопустимы? (керосиновые пробы, вакуумный метод, недопустимые дефекты-непровар, прожог, подрез)

Хорошо, молодцы!

Давайте посмотрим, как будет выглядеть наша готовая конструкция.

Преподаватель показывает МАКЕТ КОНСТРУКЦИИ и объясняет, что реальная конструкция будет в несколько раз больше и, работать сварщику, придётся внутри бака, на высоте. В ходе объяснения обсуждаются все технологические процессы, которые применяются при изготовлении данной конструкции.

Садыкова Т.И.Как вы думаете, будет ли отличаться техника безопасности при выполнении сварочных работ в замкнутом пространстве? (принимаются ответы обучающихся)

Давайте послушаем нашего коллегу, помощника, инженера по ТБ.

На экране м/ф Техника безопасности "Сварочные работы в подземных сооружениях и резервуарах». (2 мин. 43 сек.)

Спасибо, коллега… Из увиденного, мы можем сделать вывод:

Не соблюдение правил техники безопасности приводит к тяжёлым последствиям, а иногда и к летальным исходам.

Чтобы избежать это, необходимо запомнить: (запишем в тетрадь)

1. Работы в ограниченных пространствах выполняются по наряду допуска;

2.Перед работой необходимо:

проверить воздух рабочей зоны на содержание в нём вредных и опасных веществ;

иметь наличие не менее двух открытых проёмов;

3. Люки и отверстия должны быть оборудованы защитными ограждениями;

4.Рабочие места в ёмкостях обеспечиваются вытяжной вентиляцией и освещением;

5.Запрещено оставлять без присмотра горелки, резаки и рукава во время обеденного перерыва ипосле окончания работы;

6. Сварочные трансформаторы, генераторы, баллоны размещаются вне замкнутых пространств;

7. Для предотвращения пожара, при огневых работах, необходимо закрыть объекты негорючимматериалом.

Елисеева Н.В.Предлагаем техническую паузу» ЭТО ИНТЕРЕСНО».

Среди работников, связанных с электричеством, часто употребляется поговорка «Горячая пайка всегда холодная, а холодная всегда горячая» Как следует понимать эту поговорку? (звучат варианты ответов).

С правильным ответом мини - докладом выступит Нащёкин Дмитрий.

Холодной пайкой называется простая скрутка проводников. Сопротивление холодной пайки велико, так как контакт получается плохим и обладает большим сопротивлением, что приводит к сильному нагреванию. Обычная (горячая) пайка, выполненная паяльником или с применением специальных соединительных муфт, обеспечивает надёжный контакт с небольшим сопротивлением, поэтому мало греется проходящим по ней током.

Вывод: Сварочные электрические провода можно соединять только посредством горячей пайки, сварки, с помощью соединительных муфт, имеющих изолирующую оболочку, причем места паяных и сварных соединений проводов должны быть тщательно изолированы.

Елисеева Н.В.Спасибо, Дмитрий!

А сейчас давайте проведём с вами мини-тест на внимание.

На экране слайд с вопросами к мини-тесту (отвечают устно)

1.Сварка может быть и холодной, и горячей? (Да)

2. Можно ли отдыхать на рабочем месте? Когда это можно делать? (В обеденное время)

3. Кто на предприятии отвечает за ТБ и охрану труда? (Инженер по ТБ)

4.У пострадавшего остановилось дыхание и сердцебиение, нужно ли оказывать помощь? (да, посильную, до приезда врача)

5.Можно ли проводить сварочные работы во время дождя? (да, под навесом)

Молодцы!

Итак, наше необычное путешествие подходит к концу. Но урок наш продолжается и настало время для осмысления, насколько удачным был наш полёт в будущее.

4. 3-ЭТАП-СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ (10 минут)

Работа с кластером (Кластер — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами).

Здесь обучающиеся выделяют смысловые единицы в графическом их оформлении в определённом порядке в виде грозди и устанавливают причинно–следственные связи между отдельными смысловыми блоками (индивидуально или в группах).

Садыкова Т.И.Осмысливая содержание нашего урока ответьте на поставленные ранее вопросы и заполните кластер, который лежит перед вами (ПРИЛОЖЕНИЕ Б2).

При выполнении задания вы также можете пользоваться словарем (ПРИЛОЖЕНИЕ А) с новыми для вас понятиями. (на выполнение задания 4 минуты). КЛАСТЕР

t1702413437ac.png

ПРИСТУПАЕМ К ПРОВЕРКЕ КЛАСТЕРА.

Повышенная влажность, плохое освещение, запылённость, относятся к вредным, или опасным производственным факторам? (вредным)

К какому фактору вы отнесёте пожар, взрыв? (опасному)

Какие работы выполняются по наряду допуска? (работы в ограниченном пространстве)

Какие пространства относятся к ограниченным? (ёмкость, бункер, колодец, резервуар, труба)

В чём заключается соблюдение техники безопасности? (сварщик в обязательном порядке должен использовать средства индивидуальной защиты; люки и отверстия должны быть оборудованы защитными ограждениями; запрещено оставлять без присмотра горелки, резаки и рукава; сварочные трансформаторы, генераторы, баллоны размещаются вне замкнутых пространств; рабочие места в ёмкостях обеспечиваются вытяжной вентиляцией и освещением; для предотвращения пожара, при огневых работах, необходимо закрыть объекты негорючимматериалом).

(Студенты по ходу проверки предлагают свои ответы, заполняют соответствующие ветви кластера).

Елисеева Н.В. Молодцы! Из выполненного задания видим, что путешествие прошло не зря. Сегодня мы с вами постарались по-максимуму поработать, по-взрослому, применить свои знания, узнать новое. На уроке мы раскрыли сущность опасности, которая возникает при несоблюдении правил по технике безопасности, предложили пути решения этой проблемы.



5. 4ЭТАП-РЕФЛЕКСИЯ (5 минут)

Садыкова Т.И.Что же нового вы узнали сегодня? Достигнута ли цель нашего урока? Для ответа на эти вопросы нам осталось заполнить последнюю графу «Я узнал» в таблице» Я знаю – Я хочу знать – Я узнал»

(совместное заполнение графы «Я узнал»)



«Я знаю»

«Я хочу знать»

«Я узнал»

Сварочные работы являются востребованными и связаны с повышенной опасностью.

Риски жизни и здоровью.

Для снижения риска жизни и здоровью, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.

Спецодежда — основное средство для индивидуальной защиты.

Каковы последствия выполнения работ без средств индивидуальной защиты.

Выполнение работ без средств индивидуальной защиты приводят к травмам, профессиональным заболеваниям.

Сварочные технологии включают в себя различные виды сварочных работ.

Работы в труднодоступных местах

Труднодоступными местами являются: бункер, колодец, ёмкость, резервуар, труба.



Елисеева Н.В.Вернёмся к цели нашего урока: «НАУЧИТЬСЯ ОЦЕНИВАТЬ ОПАСНОСТЬ СИТУАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ». И по итогам уже заполненной таблицы делаем вывод: ЦЕЛЬ НАШЕГО УРОКА ДОСТИГНУТА!!!

Наш урок хочется закончить словами древнеримского писателя, политика, военнослужащего, поэта, философа Петрония Арбитр Гая

«ЧЕМУ БЫ ТЫ НИ УЧИЛСЯ, ТЫ УЧИШЬСЯ ДЛЯ СЕБЯ»

Садыкова Т.И.Мы увидели, как даже из мультфильма, предназначенного для малышей, можно извлечь много полезной информации, если правильно поставить себе цель перед просмотром, привели в систему наши знания по теме, заполняя кластер, узнали целый ряд фактов. Не менее важно, что мы смогли продуктивно работать в группах и индивидуально, представлять наработанные результаты так, чтобы они понравились всем.

Елисеева Н.В. Оцените свою деятельность на уроке. Перед вами цветные кружочки (ПРИЛОЖЕНИЕ С), где

Красный цвет обозначает - ТЕМА ТРУДНАЯ, НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ;

Жёлтый цвет обозначает - Я ИСПЫТЫВАЮ ЗАТРУДНЕНИЯ;

Зелёный цвет обозначает – Я ВСЁ ПОНЯЛ, У МЕНЯ ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ.

Поднимите кружочек соответствующего цвета.

По итогам работы на уроке оценки получают следующие студенты: 5(отлично)…, 4(хорош)…, 3(удовлетворительно)….



Садыкова Т,И.Запишите домашнее задание :

1. Учебник Охрана труда при производстве сварочных работ. АвторО.Н.Куликов

§21 стр. 62-64

2. Заполнить технологическую карту на выполнение сварных работ в трубах.







































4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Подводя итоги проведенного урока, можно сделать вывод о том, что выбранный тип урока актуальный и разносторонний, изучение которого на практике дает возможность подойти по-новому к построению учебного процесса, к конструированию содержания обучения.

Многие современные технологии можно использовать для формирования профессиональных и общих компетенций. Перед нами стояла сложная задача, перед выбором типа урока. Новые образовательные стандарты выделяют четыре основных типа уроков. Для нас, оказалась, близка технология урока открытия нового знания. Эту технологию мы и использовали на уроке. Она является одной из образовательных технологий по новым стандартам.

Большое значение для развития познавательного интереса обучающихся приобретает именно такой тип обучения, так как именно он в большей степени способен активизировать обучающихся на уроке. Актуализация знаний, стадии осмысления, закрепления, рефлексии — всё это позволяет сделать любой урок интересным благодаря тому, что обучающиеся сами принимают участие в поиске ответа. Преподаватель только направляет обучаемых в их действиях.

Мы считаем, что применение такого метода работы на уроках, способствует повышением познавательного интереса обучающихся, а это неразрывно связано с лучшим усвоением изучаемого материала, развитию у них творческих способностей, внимания, памяти, мышления. Студенты, всегда, с удовольствием посещают такие уроки, зная, что на них всегда интересно. Интерес является важным побудительным стимулом к различным видам деятельности и лежит в основе любых форм состязательности.




5. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



1. Виноградов В.С. Электрическая дуговая сварка: учеб пособие для нач. проф. образования / В.С.Виноградов. - М.: издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2007 г.

2. Галушкина В.Н. Технология производства сварных конструкций; учебник для нач. проф. Образования / В.Н.Галушкина. – 4-е изд., пер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 192 с.

3. Овчинников В.В. Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов: учебник для нач. проф. Образования / В.В.Овчинников. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.

Куликов О.Н. Охрана труда при производстве сварочных работ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – 9-е изд.стер.– М.: Издательский центр «Академия», 2013.– 160с.

Раздорожный А.А. – «Охрана труда и производственная санитария» - Учебное пособие для нач. и с1.ред. проф. образования М.: Издательский центр «Экзамен», 2006 г.

Чернышов Г.Г. Сварочное дело: Сварка и резка металлов: учебник для нач. проф. образования / Георгий Георгиевич Чернышов.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.

Интернет - ресурсы:

1. М/Ф про сварщика https://www.youtube.com/watch ?v=GlzuXcMR7TM

2. Мультфильм Техника безопасности "Сварочные работы в подземных сооружениях и резервуарах"https://www.youtube.com/watch?v=6ZVXu7kw3SA

3. Красивая музыка и космос, автор Эдуард Николаевич Артемьевhttps://www.youtube.com/watch?v=0FAdGk9uKJ

6. ПРИЛОЖЕНИЯ



ПРИЛОЖЕНИЕ А

СЛОВАРЬ

Бункер- для временного хранения жидких или сыпучих материалов.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определённых условиях может привести к заболеванию, в том числе и профессиональному, или к стойкому снижению работоспособности

Горячая пайка - выполненная паяльником или с применением специальных нагревательных приборов.

Ёмкость – предмет, используемый для какого либо вещества.

Защитная маска, или щиток это предмет первой необходимости при работе со сваркой и шлифмашинами. Защитные щитки и маски служат для защиты лица от воздействия вредных производственных факторов и механических повреждений. 

Кластер - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами).

Костюм сварщика спецодежда, предназначенная для защиты работающих от искр, брызг расплавленного металла, окалины, излучений сварочной дуги.

Краги они являются не столь облегающими, как перчатки, но, подобранные по размеру, удобно сидят на руках. Кроме того, краги шьются удлиненными – вместо обтягивающего манжета у них своеобразные «раструбы», которые закрывают все запястье. Некоторые модели шьются настолько длинными, что доходят до локтя. Все это делает работу в условиях высоких температур наиболее безопасной.

Наряд допуска— предназначен для выполнения сварочных работ в замкнутых пространствах.

Опасная зона – это пространство, в котором действуют постоянно или возникают периодически факторы, опасные для жизни и здоровья человека.

Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работающего в определённых условиях может привести к травме, или другому резкому ухудшению здоровья.

Профессиональное заболевание это любое хроническое заболевание, возникающее в результате работы или профессиональной деятельности

Рабочая зонапространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на котором находятся места постоянного или временного (непостоянного) пребывания работников.

Рабочее времявремя, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности

Резервуар — герметично закрываемый или открытый, стационарный сосуд, наполняемый жидким или газообразным веществом.

Сварка — процесс получения неразъёмных соединений. 

Технологическая карта — это стандартизированный организационно-технологический документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта.

Труба — длинное, полое внутри, чаще цилиндрическое тело, промышленное изделие на основе профиля постоянного сечения, предназначенное для транспортировки жидкостей, растворов.

Труднодоступными местами являются: бункер, колодец, ёмкость, резервуар, труба.

 Холодная пайка - простая скрутка проводников.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 1

Таблица «Я знаю – Я хочу знать – Я узнал»

«Я знаю»

«Я хочу знать»

«Я узнал»












ПРИЛОЖЕНИЕ Б2

КЛАСТЕР

                                    t1702413437ad.png    

t1702413437af.png          t1702413437ag.png            t1702413437ah.png

t1702413437ai.pngt1702413437ai.pngt1702413437ai.png                 t1702413437ai.pngt1702413437ai.pngt1702413437ai.png               t1702413437ai.pngt1702413437ai.pngt1702413437ai.pngt1702413437ai.pngt1702413437ai.png

                         t1702413437aj.png      

        t1702413437ak.pngt1702413437ak.pngt1702413437ak.pngt1702413437ak.png  t1702413437ak.png



ПРИЛОЖЕНИЕ В1

t1702413437am.jpg





ПРИЛОЖЕНИЕ В2

ЧЕРТЁЖ КОНСТРУКЦИt1702413437an.jpg





ПРИЛОЖЕНИЕ С



t1702413437ao.gif







- Я ВСЁ ПОНЯЛ, У МЕНЯ

ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ









t1702413437ap.gif







- Я ИСПЫТЫВАЮ ЗАТРУДНЕНИЯ









t1702413437aq.gif







- ТЕМА ТРУДНАЯ, НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ

34


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.