Интеллектуально-познавательной игры «Технознайка»
Министерство образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Назаровский аграрный техникум им. А.Ф. Вепрева»
Конкурсная номинация: внеклассное мероприятие
Методическая разработка
Интеллектуально-познавательной игры «Технознайка».
Автор работы:
Чебурова Надежда Николаевна, мастер производственного обучения
2018 г.
Аннотация:
Реализация личностно-ориентированной технологии обучения является одной из основных задач современного образования. Педагогический процесс при личностно-ориентированной педагогике направлен на развитие уникальной целостной личности, развитие ее задатков и творческого потенциала. При этом необходимо учитывать возможности и особенности каждого студента.
Внеклассные мероприятия, проводимые в свободной игровой форме, способствуют решению вышеозначенной задачи, поскольку создают комфортность общения, поддерживают интерес к учебе и непрерывный рост каждого студента, участвующего в проведении и подготовке мероприятия. Каждый студент может найти себе дело по душе: участие в оформлении или организация команды, подготовка материалов к турниру или участие в выступлении.
Практика свидетельствует: чем разнообразнее по форме и богаче по содержанию жизнь студентов в техникуме, тем успешнее развиваются их творческие способности, раскрываются сильные стороны личности молодых людей, растёт их интерес к знаниям, тем самым плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания.
Данное внеклассное мероприятие посвящено популяризации профессий 23.01.03 «Автомеханик», 35.01.13 «Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства».
Данная методическая разработка интеллектуально-познавательной игры «Технознайка» предназначена для классных руководителей и мастеров производственного обучения по профессиям 23.01.03 «Автомеханик», 35.01.13 «Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства», а также для школьников 9 классов при профподборе из одной из профессий.
Методическая разработка внеклассного мероприятия разработана в форме интеллектуально-познавательной игры по профессиям 23.01.03 «Автомеханик», 35.01.13 «Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства».
Цель:
актуализация профессионально – технических знаний посредством проведения массовых мероприятий, направленных на активизацию познавательной деятельности и творчества студентов.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у студентов умения и навыки постановки и достижения целей;
- повышать интерес к учёбе, как одному из факторов достижения успеха.
Развивающие:
- способствовать развитию интеллекта и расширению кругозора;
- способствовать развитию креативных способностей студентов;
- способствовать развитию профессионально-значимых личностных качеств.
Воспитательные:
- воспитывать чувство профессиональной гордости;
- воспитывать чувство коллективизма;
- побуждать студентов к достижению успехов.
Методические:
- формировать ключевые компетенции в области освоения профессий 21.03.01 «Автомеханик», 35.01.13 «Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства»
Здоровьесберегающие:
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Формируемые компетенции:
ОК 1 - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 3 - анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; ОК 6 - работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
Форма проведения: игра
Средства обучения и оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация, демонстрационный экран, аудиоколонки, интерактивная доска, фотоаппарат, конверты с заданиями, лего-конструктор, флажки, цветные звёзды из бумаги; музыкальное сопровождение.
Междисциплинарные связи: МДК 01.01 «Слесарное дело и технические измерение», МДК 01.02 «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования», УД 03 «Введение в профессию»
Перечень используемой литературы:
Покровский Б.С., «Слесарное дело» - М.: Изд. центр «Академия», 2016 г.
Родичев В.А. «Легковые автомобили». - М.: Изд. Академия. 2016г.
Зеленин С.Ф. «Правила дорожного движения», М.: Изд. центр «Мир Автокниг», 2014 г.
Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины [Текст]: учебник для НПО / - М.: Академия, 2016. – 264 с.
Верещагин Н.И. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве [Текст]: учебное пособие для НПО/– М.: Академия, 2016. – 416 с.
Ход мероприятия
Организационная часть. Вступительное слово методиста техникума Моисеенко Натальи Сергеевны. - 5 мин
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости нашего мероприятия. Сегодня в рамках предметной декады «Технического и Сельскохозяйственного профилей» проводится интеллектуально-познавательный турнир с элементами игры «Технознайка».
Да, профессия механик очень интересная, но в то же время неимоверно ответственная и сложная.
Выпуская на линию транспортное средство или управляя им, запуская разработанный или отремонтированный механизм, механик несет всю ответственность за последствия. Это и есть недостаток профессии.
Но огромным плюсом профессии механика является воплощение в жизнь всё новых и новых фантазий. Ведь благодаря механикам люди стали ездить на транспорте, а не преодолевать расстояния пешком.
Механики дали возможность поднимать на высоту тяжелые предметы и строить многоэтажные дома. Механики радуют детвору двигающимися игрушками.
Чем больше вводится в производство автоматизированных систем, тем больше становится востребованной профессия механика.
Сегодня у нас яркие замечательные команды, жаждущие помериться силами, блеснуть остроумием, эрудицией, смекалкой.
Суть данного мероприятия в том, что 4 команды будут соревноваться между собой, отвечая на интересные, часто интеллектуальные вопросы. Наша игра будет состоять из 5 туров:
I тур «Разминка»
Задание состоит из вопросов – загадок автомобильной и сельскохозяйственной техники.
II тур «Знатоки слесарного дела»
Задание – «Что лишнее?» на знание слесарного инструмента.
III тур «Знатоки сельского хозяйства»
Задание на составление пахотного агрегата из пазлов и подготовке его к работе.
IV тур «Знатоки автомобильного дела».
Задание на сборку машин из лего-конструктора.
V тур Конкурс капитанов
Задание – импровизация. «Как себя правильно вести в критической ситуации при вождении автомобиля»
Подводить итоги и оценивать результаты будет судейская бригада, возглавят которую преподаватели спецдисциплин – Борутенко Тамара Михайловна и Демьяненко Сергей Анатольевич.
На протяжении всего мероприятия с вами будет мастер производственного обучения Чебурова Надежда Николаевна и её помощники:
студенты КГБПОУ «Назаровского аграрного техникума им. А.Ф. Вепрева» Кузнецов Павел, Моисеенко Павел и Гузанов Сергей.
Спонсор нашего с вами мероприятия КГБПОУ «Назаровский аграрный техникум им. А.Ф. Вепрева» в лице администрации, любезно предоставивший оборудование и призы для проведения мероприятия. А также главный приз – необычный торт, который получит команда-победитель. (Аплодисменты).
Сейчас мы проверим, наши команды.
Итак, встречайте! Наши механики!
Основная часть. Структура и содержание мероприятия – 55 мин
Технологическая карта мероприятия
№ п/п |
Содержание и структура мероприятия |
Время |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Развиваемые общие компетенции |
1. |
I тур. «Разминка» Задание состоит из вопросов – загадок автомобильной и сельскохозяйственной техники. (слайд №2 - №24) |
10 мин |
Инструктирует обучающихся в выполнении задания. Проводит сверку правильных ответов по слайдам презентации |
Отвечают на поставленные вопросы задания. |
ОК 1,ОК 3, ОК 6 |
2. |
II тур. «Знатоки слесарного дела» Задание – «Что лишнее?» на знание слесарного инструмента. (слайд №25 - №31) |
7 мин |
Инструктирует обучающихся в выполнении задания. Проводит сверку правильных ответов по слайдам презентации. |
Слушают задание. Отвечают на поставленные вопросы задания. Аргументируют свои ответы. (Работа с карточками-заданиями. Приложение №2) |
ОК 1,ОК 3, ОК 6 |
3. |
III тур «Знатоки сельского хозяйства» Задание на составление пахотного агрегата из пазлов и подготовке его к работе. (слайд №32 - №34) |
10 мин |
Инструктирует обучающихся в выполнении задания. Проводит сверку правильных ответов по слайдам презентации |
Слушают задание. Составляют пахотный агрегат из пазлов. Составляют алгоритм действий по комплектованию пахотного агрегата к работе. (Работа с карточками-заданиями. Приложение №3) |
ОК 1,ОК 3, ОК 6 |
4. |
IV тур «Знатоки автомобильного дела». Задание на сборку машин из лего-конструктора. (слайд №35 - №36) |
20 мин |
Инструктирует обучающихся в выполнении задания. |
Собирают модели машин из лего-конструктора. |
ОК 1,ОК 3, ОК 6 |
5. |
V тур Конкурс капитанов Задание – импровизация. «Как себя правильно вести в критической ситуации при вождении автомобиля» (слайд №37) |
5 мин |
Инструктирует обучающихся в выполнении задания. |
Импровизируют задание «Как себя правильно вести в критической ситуации при вождении автомобиля» под текст преподавателя. |
ОК 1,ОК 3 |
6. |
Жюри подводит итоги всего конкурса-игры. Называет победителя. Процесс награждения. (слайд №38) |
3 мин |
Контролирует подведение итогов всего конкурса-игры членами жюри. |
Слушают результаты. Получают призы. |
Итог. Подведение итогов всего конкурса-игры членами жюри. Определение победителя. Процесс награждения. - (3 мин)
Рефлексия
(Приложение №1)
Задание состоит из вопросов – загадок автомобильной и сельскохозяйственной техники.
Критерии оценивания:
Та команда, которая быстрее поднимет флажок
имеет право на ответ. Команда отвечает неправильно, соперники имеют возможность ответить на вопрос. За правильный ответ присуждается 1 очко.
Правильность ответов на вопросы демонстрируется слайдами по порядку.
I тур « Разминка»
Загадка №1.
Слесарю нужны такие вещи -
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А ещё нужна …..
Ответ: СНОРОВКА (слайд №3)
Загадка №2.
Он по полю быстро ходит,
Косит хлеб, зерно молотит,
Веет, да в машину грузит.
Засыпает хлеб он в кузов.
Убирает урожай
В поле трудится …
Ответ: КОМБАЙН (слайд №4)
Загадка №3.
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
И что это?
Ответ: МАШИНА (слайд №5)
Загадка №4.
За собою тащит плуг
Через поле, через луг
Не спеша, добрёл до тракта
И в гараж поехал …
Ответ: ТРАКТОР (слайд №6)
Загадка №5.
Не страшны тебе ни дождь,
Не слякоть.
Резкий поворот и косогор.
Чтобы не пришлось
Любимой плакать -
Крепче за баранку
Держись …
Ответ: ШОФЁР (слайд №7)
Загадка №6.
Не летает, не жжужит
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Ответ: АВТОМОБИЛЬ (слайд №8)
Загадка №7.
А у нас в семье веселье
Отмечаем новоселье.
Переехали за миг,
А помог нам …
Ответ: ГРУЗОВИК (слайд №9)
Загадка №8.
Водитель в машине вцепился в него,
То влево, то вправо гоняет его.
А если уж в лоб он в сердцах как нажмёт.
Тогда то бедняга громко орёт.
Ответ: РУЛЬ (слайд №10)
Загадка №9.
На четыре мы ноги
Надевали сапоги
Перед тем, как надевать
Стали обувь надувать.
Ответ: ШИНЫ (слайд №11)
Загадка №10.
Что пробьёт туман густой?
Чьи волшебные лучи
Освещают путь в ночи?
На машине их две пары
Догадались?
Это …
Ответ: ФАРЫ (слайд №12)
Загадка №11.
Ну, ответьте-ка теперь,
Что рычит, как дикий зверь?
Что в машине всех главней?
Не поедете на ней,
Коль в машине до сих пор
Не поставили …
Ответ: МОТОР (слайд №13)
Загадка №12.
Человеку, чтобы жить
Надо есть и надо пить.
Пища есть и для машин
Называется …
Ответ: БЕНЗИН (слайд №14)
Загадка №13.
Эта пища не пустяк
Ей заполнен - …
Ответ: БЕНЗОБАК (слайд №15)
Загадка №14.
Уверенно держит руки на руле
Не любит понтов,
Водитель …
Ответ: ШЕВРОЛЕ (слайд №16)
Загадка №15.
Очень брутальный
И смелый тип,
Тот кто ездит
В машине …
Ответ: ДЖИП (слайд №17)
Загадка №16.
Он по характеру независим и горд,
Тот, кто выбирает машину …
Ответ: ФОРД (слайд №18)
Загадка №17.
Знает, что старался он недаром,
Надёжный мужчина за рулём …
Ответ: СУБАРУ (слайд №19)
Загадка №18.
Президент ездил на этой машине
Патриотом он зовёт всех,
Кто ездит на …
Ответ: ЛАДА КАЛИНЕ (слайд №20)
Загадка №19.
Проедет по грязи, в дождь и метель
Добытчик-мужчина,
У него …
Ответ: ГАЗЕЛЬ (слайд №21)
Загадка №20.
Машину купил на скопленные рубли,
Старомодный, скромный
Хозяин …
Ответ: ЖИГУЛИ (слайд №22)
Загадка №21.
Женщины не особенно оценили пока.
Вёрткого и непонятного
Водителя машины …
Ответ: ОКА (слайд №23)
II тур «Знатоки слесарного дела»
Задание – «Что лишнее?»
Из предложенных инструментов нужно вычеркнуть тот, который не относится к слесарному инструменту.
Время на выполнение задания – 5-7 мин.
Критерии оценивания:
За правильный ответ присуждается 1 очко. Правильность ответов на вопросы демонстрируется слайдами по порядку после выполнения задания командами. Максимальное- 5 б. В конце II тура «Знатоки слесарного дела» жюри подводит итоги.
Ваш ответ:
Ваш ответ:
Ваш ответ:
Ваш ответ:
Ваш ответ:
(Приложение №3)
III тур «Знатоки сельского хозяйства»
Задание – «Подготовь пахотный агрегат к работе.
Составьте пахотный агрегат из пазлов. И вклейте карточки - операции по
комплектованию пахотного агрегата в таблицу, соблюдая при этом последовательность комплектования агрегата.
Для выполнения задания обучающимся предоставляются пазлы и картинка для составления пахотного агрегата (плуга), а также в конверте в разбросанном порядке карточки-операции по комплектованию пахотного агрегата (плуга).
Критерии оценивания:
Быстрота и правильность составления агрегата – 5 б
За соблюдение последовательности каждой операции при комплектовании - + 1 б.
В конце III тура «Знатоки сельского хозяйства» жюри подводит итоги.
Комплектование пахотного агрегата (плуга ПЛН-3-35):
Задание:
Определи последовательность операций по комплектованию агрегата
А.) Отрегулировать длину ограничительных стяжек при транспортном положении плуга. |
1. |
Б.) Установить раму плуга в горизонтальное положение. |
2. |
В.) Поднять плуг в транспортное положение, заехать на ровную (регулировочную) площадку. |
3. |
Г.) Выполнить два прохода агрегата (туда и обратно) в транспортном положении с поворотом в конце первого прохода. |
4. |
Д.) Вывести агрегат на маршрут для проверки его в движении. |
5. |
Правильный вариант ответов
1 – В) Поднять плуг в транспортное положение, заехать на ровную (регулировочную) площадку.
2 – Б) Установить раму плуга в горизонтальное положение.
3 – А) Отрегулировать длину ограничительных стяжек при транспортном положении плуга.
4 – Д) Вывести агрегат на маршрут для проверки его в движении.
5 – Г) Выполнить два прохода агрегата (туда и обратно) в транспортном положении с поворотом в конце первого прохода.
(Приложение №4)
V Завершающий тур. Конкурс капитанов
Конкурс-игра «Импровизация» - «Как себя правильно вести в критической ситуации при вождении автомобиля.
Критерии оценивания:
Быстрота и правильность реакции водителя– 5 б. В конце жюри подводит итоги. Называет победителя. Процесс награждения.
Ведущий (преподаватель):
В механиков мы с вами поиграли, в аккуратного водителя тоже, а теперь вспомним про водителей-лихачей, конечно же о присутствующих я не говорю, всем ясно, что среди них суперпрофессионалы, не разу не нарушавшие правил дорожного движения, не разу не попадавшие в экстремальную критическую ситуацию при вождении. Но бывают случаи, когда и приходится обойти стороной экстремальную ситуацию, не создав при этом ДТП. А потому, немного пофантазируем и разыграем это следующим образом. Вы сидите на стульях, изображаете, что держитесь за руль, как только услышите, что я говорю вправо – дружно наклоняетесь в правую сторону и кричите: «О-О-О», услышите про поворот влево – соответственно наклоняетесь в левую сторону и кричите: «А-А-А». Если я говорю про кочки, горочки и прочее – подпрыгиваем на своих стульях под весёлое: «ОПА», а когда заговорю о тормозах и резких остановках – наклоняемся вперёд и кричим: «УХ». Представили? Готовы?! Тогда поехали!
Текст
Вы попали в красноярскую маршрутку
Значит для вас спортивная минутка.
Пассажирам не знакома здесь скука –
Крепко держите за плечи друг друга!
Поехали под песню «Чёрные глаза»
Ой, ещё один бежит – резко ТОРМОЗА! (наклон вперёд и «УХ»)
Тронулись: водителю почёт и слава,
Маршрут известен – всем НАПРАВО (наклон вправо и «О-О-О»)
А потом вдруг резко и наоборот,
Внимание НАЛЕВО, у нас поворот (наклон влево и «А-А-А»)
А теперь, ой-ой, берегите почки,
В этом месте – не ухаб, но КОЧКА! (подпрыгивают и кричат: «ОПА»)
С опозданием вильнули ВПРАВО,
Виртуозно, хоть и поздно, браво! (наклон вправо и «О-О-О»)
Водитель едет, никаких забот,
Снова быстро НАЛЕВО поворот! (наклон влево и «А-А-А»)
Едет, напевает, давит по газам,
Скоро остановка, резко ТОРМОЗА! (наклон вперёд и «УХ»)
Везёт нас дальше лихой ездок,
Гонит под 100, ой-ой, БУГОРОК! (подпрыгивают и кричат: «ОПА»)
Кто-то уже взмолился образам,
Перекрёсток! И… по ТОРМОЗАМ! (наклон вперёд и «УХ»)
Водитель у нас парень смелый:
Поворот НАПРАВО, затем НАЛЕВО, (наклон вправо: «О-О-О» и влево: «А-А-А»)
Помахал подруге платочком,
А значит, не заметил эту КОЧКУ, (подпрыгивают и кричат: «ОПА»
В салоне странная обстановка,
Точно пора сделать, ОСТАНОВКУ (наклон вперёд и «УХ»)
(все дружно встают)