Интеллектуально-познавательная игра «Россия - Родина моя»

0
0
Материал опубликован 21 January 2019

Управление образования города Калуги

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги

Структурное подразделение «Радуга»

Методическая разработка

Интеллектуально-познавательная

игра

 

«Россия-Родина моя!»

для детей 10-13 лет

Подготовила:

педагог дополнительного образования

МБОУДО «ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги, СП «Радуга»

Алдушкина Надежда Сергеевна

Калуга

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность:

В истории России немало великих дат. В годы испытаний, в часы грозной опасности люди не думали о себе, а тревожились о своей Родине, все как один вставали на защиту Отчизны. Так было во все времена: и во время Отечественной войны 1812 г., и в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Наш город стал свидетелем многих событий. Он как связующая нить между двумя эпохами, героями двух войн. В декабре мы отметили 77-ю годовщину со дня освобождения города Калуги от немецко-фашистских захватчиков. Данное мероприятие входит в цикл мероприятий, посвящённой этой дате. Знать историю России, родного города, её героев, традиции, обычаи очень актуально, так как без прошлого не может быть настоящего.

Цель: Содействовать формированию гражданско-патриотического сознания юных россиян через пробуждение интереса к героическим событиям истории своей Родины.

Задачи:

- расширить кругозор учащихся в области истории и краеведения,

- дать представления об основных событиях Великой отечественной войны в истории России и ее героях;

- пробудить интерес к изучению прошлого и настоящего своей Родины, истории своего края, народа, своих земляков;

- воспитать чувства гордости, патриотизма, любви к Родине;

- развить познавательную и эмоциональную сферу;

- совершенствовать формы работы с активами школьных музеев и детских организаций.

Категория участников: члены активов школьных музеев и патриотических объединений, члены детской организации «Радуга», гости: Ветераны Великой Отечественной войны, учителя школ города, педагоги дополнительного образования.

Материалы и оборудование: мультимедийное устройство, видеоролик «Россия - Родина моя!; слайдовая презентация «Интеллектуально-познавательная игра «Россия - Родина моя»; музыкальный центр, фонограммы песен; таблички разных цветов с названиями команд и нарезанные листочки бумаги разных форматов по цвету команды; конверты (задания) с раздаточным материалом.

Методические рекомендации на период подготовки мероприятия

Данная игра задумывалась в качестве обучающего мероприятия для руководителей школьных музеев и патриотических объединений. Мы стремились дать пример педагогам познавательной игры патриотической направленности с элементами творческо-занимательной составляющей для поддержания и развития интереса у детей к серьезным мероприятиям по формированию патриотического сознания. Игра призвана развить познавательную мотивацию к изучению истории и краеведения у обучающихся, воспитывать уважение и гордость к героическим страницам истории нашей Родины в актуальной для данного возраста форме.

Игру можно проводить внутри классного коллектива, между командами различных классов, с активом школьных музеев, активами детских организаций и др.

В процессе подготовки к игре детям и их руководителям раздается задание (см. Приложение №1) – примерная тематика возможных вопросов, что создает ситуацию поиска, активизирует интеллектуальные способности ребенка, возбуждает интерес к предмету истории, географии, литературы, краеведения; важно чтобы информация была достоверной и занимательной.

Методические рекомендации на период проведения мероприятия

При проведении игры, для поддержания интереса к игре, участники делятся на команды по 5-6 человек, что позволяет проявить каждому участнику активность в деятельности команды. Распределение по группам происходит при помощи цветных жетонов-звездочек. Но при составлении команды необходимо вносить корректировку с учетом рекомендаций руководителя детского коллектива таким образом, чтобы в каждой группе присутствовал хотя бы один лидер. В начале игры можно выбрать капитана команды.

При комплектовании коллектива, если категория участников разновозрастная, необходимо учитывать возрастной состав, чтобы в одной команде не было большого разрыва в возрасте, что позволит избежать возрастной дискриминации.

Для проведения игры необходимы ведущие, которые выбираются из числа актива школьных музеев, обладающие не только хорошей дикцией, но и опытом публичных выступлений.

Чтобы на игре было не скучно, чтобы избежать быстрой утомляемости детей, игра проходит в виде путешествия по станциям, а задания даются в виде тестовых вопросов и заданий в конвертах. Это помогает участникам ещё и потому, что одни быстрее воспринимают информацию на слух, а другие зрительно. Все участники сидят на месте, а станции - это смена тем. Станции содержат минимум сведений из разных сфер о России.

По окончании игры, дать участникам заполнить подготовленную анкету о проведённом мероприятии.

На мероприятии следует создавать благоприятную, доброжелательную обстановку, ситуацию успеха, чтобы каждый ребенок ушел удовлетворенным и желающим продолжить деятельность в этой сфере, ощутил себя причастным к истории своей Родины.

Для награждения участников, победителей, призёров заранее заготовить свидетельства участников, дипломы победителей, призёров. Всё можно сделать при помощи технических средств самостоятельно, используя в качестве подложки к бланку иллюстрацию о России. (см приложение)

Если при подведении итогов, команды набирают одинаковое количество баллов, можно предложить этим командам выполнить дополнительное задание (см. приложение)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Организационный момент.

Звучат патриотические песни: о Родине, родном крае, Калуге. Участники регистрируются и заходят в зал. В зале расположены столы, на которых стоят таблички разного цвета с номером образовательного учреждения; стены украшены творческими работами обучающихся.

Основная часть:

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня в нашем зале тепло от дружеской обстановки и тесно от близости эпох и поколений. В преддверие нового 2013 года, мы отмечаем 71-ю годовщину со дня освобождения города Калуги от немецко-фашистских захватчиков, к нам в гости пришли люди, которые на своих плечах вынесли все тягости страшной войны, прошли огромный жизненный путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами.

У нас на мероприятии присутствуют ветераны, которые до сих пор находятся на боевом посту. (Ведущий перечисляет фамилии ветеранов, находящихся в зале).

Давайте ещё раз поприветствуем их, пожелаем им здоровья, чтоб как можно дольше они оставались с нами.

Ведущий 1: Велика и прекрасна наша страна. В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня. Много разных народов проживает на территории нашего государства. Все они имеют свои традиции и обычаи. Но всех нас объединяет одно - любовь к Родине, забота о её процветании.

Видеоролик « У моей России» -------------------------

Ведущий 2: Чтобы любить и заботиться о своей Родине, нужно хорошо знать ее историю и всё, что с ней связано. Мы отправимся в путешествие по нашей стране, останавливаясь на станциях, вспомним её традиции и обычаи, песни, славные страницы истории. В истории России немало великих дат. В годы испытаний, в часы грозной опасности люди не думали о себе, а тревожились о своей Родине, все как один вставали на защиту Отчизны. Так было во все времена: и во время Отечественной войны 1812 г., и в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Наш город стал свидетелем многих событий. Он как связующая нить между двумя эпохами, героями двух войн.

Ведущий 1: Сегодня мы предлагаем вам интеллектуально-познавательную игру «Россия - Родина моя». Игра эта командная. У нас играют команды (по очереди игроки называют номер школы и представляется капитан команды).

Ведущий 2: Итак, команды у нас сформированы. Можно начинать игру. А следить за ходом игры поможет наше уважаемое жюри в составе:

(объявляется состав жюри)

Ведущий 1 :Игра представляет собой путешествие по станциям, каждая из которых состоит из двух частей:

1часть – вопросы, 2 часть – задания. На каждой станции ведущие зададут команде вопросы, касающиеся России, ее истории, культуры, традиций, отвечать на которые нужно в письменной форме. На обдумывание вопроса даётся 1 минута. Заполненный бланк ответов сдаётся жюри. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.

Затем тексты заданий участники получают в конвертах (получают капитаны команд). По команде ведущего конверт вскрывается и командам предлагается выполнить одно и то же задание за 3 минуты. Ответ также сдаётся жюри. За правильно выполненное задание команда получает по одному баллу за каждый вопрос.

В конце каждой станции ведущий (под слайдовую презентацию с правильными ответами) озвучивает правильные ответы, а жюри подводит итоги.

 

Станция «Историческая»

Ведущий 2: Внимание! Слушаем задание: сейчас будет заданы вопросы, на которые, вы, активизируя свою память, должны будете дать ответ.

Назовите:

1.Столицу Древнерусского государства. (Киев).

2.Русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

3.Два русских князя, которые получили почетные прозвища по названию рек. (Александр Невский, Дмитрий Донской).

Задание:

отметьте на бланках правильное количество городов воинской Славы (более 30 городов)

а) -20

б) - 30

в) - более 30

Звание «Город воинской Славы», почётное звание РФ, установленное 9 мая 2006г. Звание «Город воинской Славы» присваивается городам РФ на территории которых или вблизи от которых в ходе ожесточённых сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм.

2. Назвать город(а) Калужской области из предложенного списка, который(ые) является(ются) городом(и) Воинской Славы. (г. Козельск -21, Малоярославец-38 )

а) - Мосальск

б) - Козельск

в) – Юхнов

г) - Малоярославец

3. Из списка городов выберите Города–герои: Москва, Ржев, Киев, Новороссийск, Смоленск, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Сталинград (ныне Волгоград), Севастополь, Одесса, Керчь, Минск, Курск, Тула, Мурманск, Брестская крепость (Крепость-Герой)

Звание Город-герой – высшая степень отличия СССР, которую присваивают городу (крепости) за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в Великой Отечественной войне1941-1945годов. Присвоено 12 городам в СССР, звание Крепость–герой присвоено Брестской крепости. В настоящее время 7 из них находятся на территории России, 4 – на Украине, 2 (включая Крепость-герой) – в Белоруссии.

Ведущий1: Итак, мы отправляемся дальше.

Ведущий2: и прибыли на станцию «Географическая»

Ведущий1:

1. Назовите столицу России. (Москва)

2. Какой из городов не является городом Калужской области: Киров, Ульяновск, Мосальск, Обнинск, Малоярославец.

3. Назовите реки (крупные) России. (Волга, Лена, Енисей, Обь, Амур…)

Эти 5 из 22 главнейших рек земного шара протекают по территории России.

А всего в России 120 тысяч рек.

Задание в конверте.

Переставьте буквы и напишите название русских городов:

квосп – Псков

авмкос – Москва

Мелсоксн – Смоленск

Станция «Край, в котором ты живешь»

Ведущий 2:

1.Назовите дату основания города Калуги (1371 год)

2.Союз племен, живший в бассейне реки Оки и его верхних притоков. (Вятичи)

3.Что изображено на гербе города Калуги. (Река, корона)

Задание отметьте:

1.Сколько дней длилась оккупация города Калуги?

* 50

*75

*(79)

2.Какая армия освобождала город Калугу

*(50-Армия)

*51-Армия

*52-Армия

3.Назовите дату освобождения города Калуги от немецко-фашистских захватчиков

*29 декабря 1941года

*(30-31 декабря 1941года)

*17 сентября 1943 года

Станция «Литературная»

Ведущий1:

1.Назовите русские народные сказки. («Репка», «Колобок», «Маша и медведь»)

2.Назовите великих русских писателей и поэтов. (Л.Н.Толстой, А.С. Пушкин, А.Н. Некрасов, М.Ю.Лермонтов…)

3.Продолжите русские народные пословицы:

Ученье свет, ………..

Тяжело в учении ………..

Тот герой,…………

Родина – мать, ………

Задание в конверте

Перед вами на карточках названия предметов и названия сказок. Сопоставьте их.

Кувшин «Лиса и журавель»

Стрела «Царевна-лягушка»

Яйцо «Курочка Ряба»

Станция «Лесная»

Ведущий 2:

1.Какие деревья растут в лесах России? ( Берёза, дуб, ель, сосна…)

2. Какие животные живут в лесах России? (Лиса, заяц, волк, медведь…)

3. Какие птицы обитают на территории России? ( Воробей, галка, ворона, синица, голубь…)

4.Какие рыбы водятся в наших реках и озёрах? (Щука, карась, окунь, лещ…)

5. Какие ягоды собирают в лесу России? (Землянику, чернику, малину, ежевику, костянику…)

Задание.

Переставьте слоги и вы узнаете название съедобных грибов, которые можно собрать в лесу:

ка-ро-мас-ле-сы-еж-нок

но-под-оси-вик-жик-ры

Станция «Традиции и обычаи»

Ведущий1:

1.Назовите главные православные праздники, которые отмечают на Руси с давних времён? ( Пасха, Троица, Рождество, …)

2. Какие ремёсла и промыслы существуют в России? (Гжель, хохлома, жостовские подносы, дымковская игрушка)

4. Какой сувенир считается символом России? ( Матрёшка)

Задание.

Перед вами названия праздников, почитаемых в России. Поставьте каждому празднику дату.

- Рождество-

- Крещение-

- Пасха-

-День России-

-День народного единства-

Станция «Музыкальная»

Ведущий2: Прослушайте песню и назовите исполнителей.

(звучит музыка)

Прозвучала песня «Россия – Родина моя» в исполнении Народной артистки РФ Валентины Толкуновой и Народного артиста СССР Иосифа Кобзона

Ведущий1:

А теперь слово жюри. Подведём итоги.

Итак, у нас победила команда___________

Награждение команд.

Ведущий2:

Вот и закончилась наша игра. Надеюсь, что вам она понравилась. Вы вспомнили, а может быть и узнали что-то новое о нашей Родине, о нашем городе. Молодцы! Вы все были лучшими.

Ведущий1:

Желаем, чтобы все были счастливы, вы любили свою страну и заботились о ней.

Ведущие вместе: Спасибо за игру. До свидания!

Методические рекомендации на период последействия

В конце мероприятия важно подвести итоги. В конце данной игры проводилось анкетирование, для того чтобы узнать актуальна ли она, вызвала ли интерес, стоит ли проводить ещё.

Анкета для участников игры

1.Понравилась ли Вам данная игра?

2.Какая станция Вам понравилась больше всего?

3.Узнали ли Вы что- то нового из данной игры?

4. Какой вопрос на Ваш взгляд был самым интересным?

5. Какую станцию Вы считаете можно убрать, добавить?

По данным диагностики игра вызвала интерес у школьников. Данное мероприятие можно проводить ежегодно. Педагоги, которые будут проводить данное мероприятие, могут менять вопросы по своему выбору.

Карточка с дополнительными заданиями

Пользуясь подсказками, отгадайте слова, в которых Древняя Русь разместилась.

1. _РУСЬ_ (Гимнастический снаряд) (Брусья)

2. _РУС_Ь (Невесёлое чувство) (Грусть)

3. _РУС_ _ _Ь (Старшая сестра робости и боязливости) (Трусость)

4. _РУС_ _ _ Ь (Стекло с красивым блеском для праздничной посуды) (Хрусталь)

5. _ _ РУС_ _ Ь (Головокружительный детский аттракцион) (Карусель)

Список рекомендуемой литературы

1.Великая Отечественная война. 1941-1945: События. Люди. Документы: Краткий исторический справочник.- М., 1990.

2. Великая Отечественная война. 1941-1945: Энциклопедия. - М., 1985.

 

3. Молодые герои Великой Отечественной войны.- М., 1970. (Серия ЖЗЛ).

4. Медаль за бой, медаль за труд. Т.1-2.- М., 1970-1975.

5. Полководцы и военачальники Великой Отечественной. Сборник.- М.,1971.

6. Иванов М., Чаплыгин А.// Патриот Отечества: Журнал. № 11.2012.

7. Жук Л.И. - Минск: Красико-Принт, «Праздник в школе», 2010.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.