Методическая разработка классного часа во 2-4 классе «Здоровое питание»
Краткое описание
Описание ресурса | Методическая разработка. Классный час. |
УМК | Любой |
Тема работы | Здоровое питание |
Класс | 2 – 4 |
Учитель | Алексеева Марина Филипповна |
Район | Свободненский |
Село | Желтоярово |
Образовательная организация | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Желтояровская средняя общеобразовательная школа» |
Материально- техническое обеспечение | Компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданием, лист ватмана. |
Цели и задачи | Цель: сформировать знания о правильном питании на основе совместной деятельности. Задачи: 1. Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья. 2. Создать мотивацию для здорового питания и ведения здорового образа жизни. 3. Расширить кругозор учащихся |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Желтояровская средняя общеобразовательная школа»
Конкурс методических разработок, игр, внеклассных мероприятий по пропаганде здорового питания «Кушай на здоровье»
Номинация: методическая разработка классного часа
Тема: «Здоровое питание»
Автор: Алексеева Марина Филипповна,
учитель начальных классов,
с. Желтоярово
2022 г.
Методическая разработка классного часа по теме
«Здоровое питание»
Классы: 2 – 4
Актуальность
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее условие здоровья и долголетия.
Данная разработка о здоровом питании используется в начальных классах. Материал развивает интерес к теме, учащиеся осознают здоровье и здоровое питание как основополагающие ценности, понимают личную ответственность за состояние собственного здоровья в будущем, смогут отличить полезные продукты от вредных, соблюдать режим дня. Также данная разработка воспитывает чувство ответственности и взаимопомощи, внимательность, развивает культуру общения.
Цель: сформировать знания о правильном питании на основе совместной деятельности.
Задачи:
1. Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья.
2. Создать мотивацию для здорового питания и ведения здорового образа жизни.
3. Расширить кругозор учащихся.
Планируемые результаты.
Личностные: учащиеся смогут понять, что здоровое питание является необходимым условием здорового образа жизни и сохранения здоровья, поймут личную ответственность за состояние собственного здоровья.
Предметные: учащиеся смогут отличать полезные от вредных продуктов, соблюдать режим дня и питания.
Метапредметные:
Регулятивные: учащиеся научатся соотносить имеющиеся знания о здоровом питании с новым материалом, определять план и последовательность действий при выполнении заданий для нахождения ответов на поставленные вопросы в рамках темы.
Коммуникативные: учащиеся научатся выражать свои мысли на тему здорового питания и здорового образа жизни, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Познавательные: учащиеся сумеют вести поиск и выделять необходимую информацию при нахождении ответов на поставленные вопросы на тему здорового питания и здорового образа жизни.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедий-ный проектор, карточки с заданиями.
Ход классного часа
Этапы урока:
Мотивация к деятельности
Орг. Момент.
- Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии.
П
еред вами смайлики, ваша задача дорисовать лицо здорового человека и лицо больного человека. (Дети изображают румянец, улыбку, грусть).
- Какое лицо вам нравится больше? (Лицо здорового человека).
- А что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Заниматься спортом, соблюдать режим дня, правильно питаться).
- Девизом нашего урока будет высказывание «Здоровое питание – путь к отличным знаниям!» (Слайд 2) Как вы это понимаете?
II. Постановка учебной задачи.
- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке? (Высказывания детей)
- Какую цель перед собой поставите?
- Итак, тема нашего классного часа – «Здоровое питание».
На сегодняшнем занятии мы с вами обратим внимание на наше здоровье и узнаем, в чем его ценность и как его можно поддерживать и сохранять. На день рождения и другие праздники чаще всего человеку желают именно здоровья. Почему же? А потому, что болеющий человек становится беспомощным, он не может радоваться жизни или что-то создавать и помогать другим. Вот почему так важно бережно обращаться со своим организмом.
Будущее России – это вы – дети, здоровье которых во многом зависит от правильного питания.
Ребята, все вы любите слушать сказки. Но сегодня я расскажу вам быль.
Жила-была очень весёлая и добрая девочка Аня. Мама любила свою дочку и ни в чем ей не отказывала. А Аня очень любила чипсы, шоколад, хот-доги, газированные напитки и сухарики. Так вот и проходили дни Ани. Но не тут-то было! Вдруг девочка стала грустной, тяжело ей стало бегать, играть, да ещё и желудок стал болеть. (Слайд 3) И тогда мама пригласила доктора.
- Как вы думаете, какую болезнь диагностировал доктор у девочки?
- Какие главные причины заболевания? (Неправильное неполноценное питание.)
- Какой должна быть пища человека? (Разнообразной. Необходимо употреблять продукты всех групп)
III. Решение учебной задачи
- Я предлагаю вам помочь Ане. Мы с вами поговорим о правильном питании, и дадим девочке рекомендации, чтобы она знала, какая еда полезна.
1-я группа. «Завтрак, обед, ужин».
Задание: Из предложенных блюд составить меню для девочки на 1 день. Учитель намеренно не кладёт карточку «фрукты».
Каша, кофе, чай, молоко, омлет, творожное запеканка, компот, салат, картофель с котлетой, суп вермишелевый с фрикадельками, компот, кефир, печенье, овощное рагу, шоколадный батончик, хот-дог.
Примерное меню на 1 день (Приложение 1)
Вывод учащихся: необходимо составлять сбалансированное меню на каждый день, в котором будут все необходимые витамины, белки, жиры и углеводы. Они содержатся в овощах, фруктах, молочных продуктах и т.д.
2-я группа. «Искатели истины»
Задание: Из предложенных словарей найти толкование выражению «Здоровое питание» подобрать синонимы.
Это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний
Синоним – правильное питание.
3 группа. «Оформители».
Задание: Из предложенных картинок создать коллаж на тему «Вкусной и здоровой пище – ДА».
(Приложение 2) Ссылка на картинки.
4-я группа. «Витаминки» (домашнее задание).
Задание: Подготовить сообщение о наличии витаминов в различных продуктах, об их пользе для жизнедеятельности организма человека.
Дети надевают бумажные шапочки с названиями витаминов.
Витамин А. (Слайд 4)
Меня можно найти в моркови, сладком перце, зеленом луке, щавеле, шпинате, зелени. Я необходим для нормального роста, поддерживаю нервную систему, хорошее зрение и здоровую кожу.
Витамин В. (Слайд 5)
Я живу в молоке, твороге, сыре, печени, яйцах, хлебе грубого помола, капусте, яблоках, бобовых, помидорах, крупах. Я отвечаю за крепкую нервную систему, помогаю передавать импульсы мышцам, участвую в обмене углеводов в пищеварении и в работе сердечнососудистой системы.
Витамин С. (Слайд 6)
А со мной вы подружитесь, если будете кушать листья салата, зелень петрушки и укропа, помидоры, черную и красную смородину, красный болгарский перец, цитрусовые, картофель. Я нужен для роста зубов, для образования клеток крови, для выработки иммунных антител и прочности стенок кровеносных сосудов. Я просто необходим для профилактики и борьбы с простудными заболеваниями.
Витамин Е. (Слайд 7)
Я нахожусь в печени, пророщенных зернах пшеницы, растительном масле, в яичном желтке, овсяной и гречневой крупе. Защищаю человека от стрессов.
Витамин Д. (Слайд 8)
Я живу в икре, молоке, а еще в лучах солнца. Отвечаю за правильный рост костей.
Учитель:
Недостаток витаминов всегда дает о себе знать. Многие из нас испытывают воздействие зимних и весенних гиповитаминозов - состояний, вызванных недостатком витаминов. Это – быстрая утомляемость, раздражительность, плохой аппетит, трещинки в углах рта, сухость и шелушение кожи. Все это – следствие серьезных изменений в обмене веществ, то есть внешнее проявление предболезни, которая может перейти в болезнь.
Очень полезны и необходимы для нашего организма следующие продукты: рыба, мясо, подсолнечное масло, морковь, капуста. Особенно полезными являются фрукты и овощи, которые мы должны употреблять каждый день по 500-600г.
Контроль, проверка и обсуждение групповой работы.
Весёлая физминутка
Один пузатый здоровяк (Округлое движение обеими руками вокруг живота)
Съел десяток булок натощак, (Выставить перед собой все пальцы)
Запил он булки молоком, (Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)
Съел курицу одним куском. (Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)
Затем барашка он поджарил (Показать указательными пальцами рожки)
И в брюхо бедного направил (Погладить живот)
Раздулся здоровяк как шар, (Изобразить в воздухе большой круг)
Обжору тут хватил удар. (Ударить слегка ладонью по лбу)
Заранее подготовленные ученики разыгрывают диалог, спорят о том, что полезнее «Пепси» или свежевыжатый сок.
- Привет, Леша, а что ты такое интересное пьешь?
- Привет, Саша, я пью Пепси-Колу!
- Пепси? Но ведь это, же опасно! Лучше выпей молока.
- Чем это?
- Вчера мы с Машей проводили эксперимент, налили Пепси в чайник и включили его, и часть накипи исчезла!
- Не может быть!
- Да, а это значит, Пепси содержит химические вещества, опасные для человеческого организма.
- Но это так вкусно! Что же тогда пить?
- Свежевыжатые соки. Они самые полезные. Пойдем ко мне в гости, у меня как раз есть апельсины, сделаем сок.
- Пойдем!
Разрешает спор 5-я группа. «Исследователи» (домашнее задание)
Ученик 1:
- Многие дети любят газированные напитки (Слайд 9), но полезны ли они для нашего организма на самом деле. В любом случае, важно знать, что именно в газированных напитках может реально принести вред. Во-первых, это углеводы. В маленькой бутылочке Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них – белок аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды. Они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит.
Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным. Пожалуй, самое коварное в газированной воде – это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии-возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.
Pepsi-Cola с успехом заменяет бытовую химию.
Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа. Все будет блестеть. Кола поможет избавиться от пятен. Pepsi-Cola также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли. В составе Pepsi-Cola есть активный ингредиент – фосфорная кислота. Ее уровень кислотности равен 2,8. За 4 дня он может растворить ваши ногти.
Ученик 2:
- А еще мы любим чипсы и сухарики. Они-то безвредные? (Слайд 10)
Ученик 3:
- Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда, фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя». Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет – ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. То же самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквы «Е», указанные в составе продукта и чипсов, и сухариков.
Известны коды пищевых добавок, которые по воздействию на организм человека могут привести к серьезным заболеваниям. Детям раздаются памятки с маркировками пищевых добавок.
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ученик 2.
- Да, страшновато. Лучше пить молоко. Оно не только безвредное, но и очень полезное. (Слайд 11)
Вывод. Значит, фаст-фуд, химическая еда, купленная в магазине, в том числе кола и сухарики, вредна. Полезнее всего покупать здоровые продукты без химических добавок, подсластителей и готовить из них полезную еду.
Учитель:
- Ребята, запомните, как правильно питаться. Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма. Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать. Чаще употребляйте разнообразные и полезные продукты. Главное – не переедайте!
Учитель:
- Ребята, теперь вам известны многие секреты здорового питания.
- А каковы они?
- Какое питание можно назвать здоровым?
- Какую пищу нельзя употреблять?
- Будете ли вы питаться правильно?
Какие рекомендации вы могли бы предложить девочке?
Рекомендации для Ани:
в питании всё должно быть в меру;
пища должна быть разнообразной;
есть овощи и фрукты;
есть 3-4 раза в день;
не есть перед сном;
не есть жареного и острого;
не есть всухомятку;
меньше есть сладостей;
не перекусывать чипсами, сухариками и фаст-фудом;
готовить еду дома из полезных продуктов.
IV. Рефлексия
Составить синквейн на тему:
Питание.
Полезное, вредное.
Жевать, глотать, наслаждаться.
Нужно выбирать, что кушать.
Еда.
Еда
Здоровая, вкусная.
Наслаждаться, выбирать, делиться.
Здоровый образ жизни.
Продукты.
Учитель:
- Сегодня мы поговорили только об одной составляющей здорового образа жизни – правильном питании. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы – наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбку. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.
Желаю вам быть здоровыми, бодрыми, правильно питаться, вершить добрые дела. Другими словами – вести здоровый образ жизни!
«Сюрприз от учителя».
- В конце нашего занятия наша волшебная скатерть-самобранка подготовила нам сюрприз. Закройте, пожалуйста, глаза, и скажите: «Раз, два, три, скатерочка, вари!» Учитель выставляет вазу с фруктами.
– Спасибо за урок. Будьте здоровы! (Слайд 12)
Д/З. Расскажи о своем любимом блюде. Чем оно полезно?
Список используемых источников:
1. Видеоуроки ОБЖ 1-11 кл. https://infourok.ru/videouroki/flash
2. Здоровое питание: план действий по разработке региональных программ в России.
3.Здоровое питание http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/1f
4. Картинки. Смайлики. https://yandex.ru/images/search
5. Э. Лану, Н. Барнард, Д. Рэймонд. Здоровое питание для детей. – 2002.
6. Примерное меню школьника http://oede.by/publication/interesnoe_o_ede/
7.Садакина В.И. «101 педагогическая идея как создать урок». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
8.«Смайлики». URL: http://www.google.ru
9.Текст физминутки. URL: http://www.google.ru/search
Приложения
Приложение 1
Примерное меню на 1 день
1-й завтрак: каша (овощное блюдо); кофе (чай, молоко).
2-й завтрак: яичное (творожное) блюдо; кофе (чай, молоко).
Обед: салат; первое блюдо; блюдо из мяса (птицы, рыбы); гарнир; напиток.
В качестве первого блюда ребенку-школьнику можно приготовить бульоны (куриный, мясной, рыбный); супы на этих бульонах, заправленные овощами, крупами, клецками, галушками; вегетарианские супы; супы молочные, фруктовые. Вторым блюдом могут быть котлеты, биточки, тефтели, различные тушеные овощи с мясом, рыбой, птицей, всевозможные запеканки, запеченная рыба, птица, тушеное мясо, азу, гуляш, бефстроганов.
Полдник: кефир (молоко); печенье или хлебцы из цельных злаков; свежие фрукты.
Ужин: овощное (творожное) блюдо или каша; молоко (кефир)
Приложение 2
Картинки для коллажа питание школьника http://go.mail.ru/search_images?fm=1&q