Методическая разработка классного часа на тему: «История моей семьи в Истории Родины»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 11
Методическая разработка классного часа на тему:
«История моей семьи в Истории Родины»
Учитель информатики
I квалификационная категория
Кряжевских О.В.
Кизел, Пермский край
Тема: «История моей семьи в Истории Родины»
Аудитория: для 7-8-9 классов
Классный час проводится в несколько этапов:
1 классный час: повествование учителя, выдача заданий.
2 классный час: представление работ обучающихся.
Дидактические цели:
- Раскрыть понятия «Патриотизм и «Патриот»;
- На личном примере заинтересовать обучающихся к изучению истории семьи;
- Формировать компетентность обучающихся в процессе изучения истории семьи, стимулировать их творческую активность, воспитывать чувство патриотизма;
- Способствовать становлению личности детей подросткового возраста с помощью изучения истории семьи и жизни своих предков.
Методические задачи:
- Формирование умения работать с собранным материалом, анализировать факты, составлять биографию, фото архивы, видеоматериалы.
- Учить представлять результаты.
Ожидаемые результаты:
***По желанию обучающегося, оказание помощи педагога обучающемуся для публикации информации о его родственнике на сайте: www.moypolk.ru - сведения об участниках Великой Отечественной войны, в том числе тружениках тыла - живых, умерших, погибших и пропавших без вести. Собраны и пополняются участниками общероссийской акции "Бессмертный полк".
- Исследовательская работа – биография одного (нескольких) членов семьи, его боевой путь. Описание значения истории семьи в Истории Родины. Подготовка презентации к выступлению.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное малодушие».
А.С.Пушкин1
Здравствуйте, ребята. У меня к Вам есть вопрос: «Как Вы думаете, что обозначает слово «патриотизм» и кого можно назвать «патриотом»?
- ответы обучающихся.....
Вы, конечно же, были правы, пусть и отчасти. Давайте познакомимся с трактовкой данного понятия.
Согласно толковому словарю С.И. Ожегова:
Патриотизм [от греч. patrfs - родина, отечество]. Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу.
Патриот - человек, проникнутый патриотизмом, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. 2
"Любовь к родине - первое достоинство цивилизованного человека"
Наполеон I.
Любовь к малой родине: к своему двору, друзьям, городу, в котором родился, к своей семье,- неотделима от любви к Родине-стране, которую любишь несмотря ни на что. И при необходимости будете стараться защищать свою Родину до конца просто потому, что Вы - ее частичка. И вам мило все: трава у дома, скамейка возле подъезда, соседи, с которыми давно знаком. Почему? Да просто Вы не можете без этого обходиться, как без воздуха.
"Встал поутру, умылся, привел себя в порядок –
и сразу же приведи в порядок свою планету"
Сент -Экзюпери, "Маленький принц"
Давайте же начнем с малого и будем воспитывать в себе патриотов. Ведь кому, как не нам жить на этой планете и отвечать за нее.
«Тот, кто не помнит своего прошлого,
осуждён на то, чтобы пережить его вновь»
Джордж Сантаяна.3
История народа – это не только история событий, история войн с победами и неудачами, это не только жизнь выдающихся личностей. История народа – это также, а может быть, прежде всего, история семьи. Именно в семье, еще до того как на наше сознание воздействует окружающий мир, мы получаем первые и самые важные уроки истории.
И начнем мы с самого главного и самого ценного, что есть у каждого человека – это его семья. История нашей страны складывается из историй каждой семьи, в которой обязательно есть свои герои.
Знание истории своей семьи – это уважение к своим предкам!
Сегодня я бы хотела рассказать Вам о себе. Поделиться с Вами «Историей моей семьи в Истории Родины».
Каждый педагог может подготовить информацию о своей семье по своему усмотрению. Ниже представлена информация, в которой мною была описана биография моего деда Васева Адольфа Ивановича и его боевой путь. Рассказ представлен в документе: «История моей семьи_Кряжевских ОВ» /data/files/i1487018763.doc (Биография Васева Адольфа Ивановича) расположен по адресу в сообществе «Мое образование»: Биография Васева Адольфа Ивановича и его боевой путь
После того, как педагог поделится информацией о своей семье, можно перейти к заданию. На выполнение задание дается время (неделя, две – по договоренности).
Затем, как задания будут выполнены, провести повторный классный час (возможно совместно с родителями) и заслушать работы обучающихся.
Также, при желании, можно помочь ребенку (семье) опубликовать информацию о его родственнике на сайте: www.moypolk.ru - "Бессмертный полк".
Задание для обучающихся (по желанию)
Ребятам предлагается в оговоренный срок (например: неделя) найти следующую информацию:
1. Переговорить с родителями/бабушками/ дедушками и узнать имена отчества, даты рождения своих прабабушек и прадедушек.
2. У каждого в семье найдется тот человек, который прошел войну (на фронте или в тылу).
Составить биографию по плану:
- Дата рождения (смерти).
- Место рождение.
- Детство и юность.
- Семья и дети.
- Боевой путь (участие в Великой отечественной, возможно Чеченской, возможно Афганской войнах).
- Награды ** (см. ниже)
- Фото.
Составить небольшую презентацию к своему рассказу.
Требования к оформлению работ:
Свою исследовательскую работу оформить в текстовом редакторе MS Word с соблюдением следующих требований: тип шрифта Times New Roman, размер шрифта 14, интервал полуторный, поля документа: верхнее/нижнее-2см, левое-3 см, правое 1,5см. – образец ниже. Содержание – выравнивание текста по ширине.
Первый лист - титульная страница, на ней указывается наименование ОУ, тема работы, ФИ автора, год написания. Структура работы: введение, биография родственника, заключение, список используемой литературы.
Презентация: дизайн слайдов по своему усмотрению, шрифты произвольные (но одинаковые для всех слайдов), анимация по возможности.
Обязательны: титульный лист с указанием наименования ОУ, темы работы, ФИ автора, год написания.
** Информацию о наградах можно найти также в интернет источниках, таких как:
www.podvignaroda.ru - общедоступный электронный банк документов о награжденных и награждениях периода Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
www.obd-memorial.ru - обобщенный банк данных о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.
www.pamyat-naroda.ru - общедоступный банк данных о судьбах участников Великой Отечественной войны. Поиск мест первичных захоронений и документов о награждениях, о прохождении службы, о победах и лишениях на полях сражений
www.rkka.ru/ihandbook.htm - награжденные орденом Красного Знамени в период с 1921 по 1931 гг.
www.dokst.ru - сведения о погибших в плену на территории Германии
www.polk.ru - информация о советских и российских солдатах, пропавших без вести в войнах XX века (в том числе страницы "Великая Отечественная война" и "Неврученные награды").
www.pomnite-nas.ru - фотографии и описания воинских захоронений.
www.permgani.ru - база данных на сайте Пермского государственного архива новейшей истории, включающая в себя основные биографические сведения на бывших военнослужащих Красной Армии (уроженцев Пермского края или призванных на воинскую службу с территории Прикамья), которые во время Великой Отечественной войны попали в окружение и (или) в плен к противнику, а после возвращения на родину проходили специальную государственную проверку (фильтрацию).
(данную информацию желательно распечатать на каждого, родителям будет интересно не меньше, чем учащимся)
Образец титульного листа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 11
Исследовательская работа на тему:
«История моей семьи в Истории Родины»
Выполнил ученик __ класса
ОУ
ФИ обучающегося
Руководитель:
ФИ руководителя
Кизел, 201_ г.
Образец
Содержание
Введение 3
Биография родственника (по плану) 4
Заключение 12
Список используемой литературы 13
Во введении отразить:
Актуальность работы: значение изучения истории семьи...
Цель работы: познакомиться с историей моей семьи...
Задачи:
Методы исследования:
- Изучить и систематизировать документальные источники об истории моей семьи...
- Определить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны...
- Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины...
- Сохранить память о родственнике...
- ...
- изучение и анализ семейных фото и документальных источников,
- систематизация и обобщение рассказов - воспоминаний родственников, писем с фронта, информации из интернет источников, ...
- ....
В заключении написать краткие выводы по работы.
В списке используемой литературы перечислить все источники, которые использовались в работе, пример:
- Энциклопедия «Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.»
Интернет источники:
- www.podvignaroda.ru - электронный банк документов о награжденных и награждениях периода Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
- http://www.hram-ks.ru/voen_stix.shtml - Стихотворения о Великой Отечественной Войне
Использованная литература и интернет-источники:
1 http://www.epwr.ru/quotation/txt_427_5.php - Мудрые мысли. Пушкин А.С.
2 http://www.вокабула.рф/словари/бтс/патриотизм - Большой толковый словарь
3 https://tsitaty.com/цитата/127434 - Цитаты Дж. Сантаяна
Наталья Васильевна