Дополнительная общеразвивающая программа «История моей семьи в истории моей страны и области»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества
238420, Калининградская обл., г. Багратионовск, ул. Пограничная, д. 62, тел./факс.: (40156) 3-31-61, e-mail: dodddt@mail.ru
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета МБОУ ДОД ДДТ «_____» _______________ 2016 г. Протокол № _________ |
«Утверждаю» Директор МБОУ ДОД ДДТ _____________________В.В. Чайка «_____» _________________ 2016 г. Приказ № _____ от |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«История моей семьи в истории моей страны и области»
Направленность программы: историко-краеведческая
Программа ориентирована на детей 9 – 12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик программы:
педагог дополнительного образования
Сомова Светлана Геннадьевна
г. Багратионовск
2016
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа (далее – Программа) иторико-краеведческой направленности творческого объединения «Кружек юных краеведов» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Конституцией РФ
Конвенцией ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)
1. Направленность программы
Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании – это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры.
2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, практическая значимость
Краеведческая работа ведется в нашей стране очень давно. Изучение истории Калининградской области с 2007 года преподается в школах области как отдельный предмет. В этом году в МБОУ СОШ г. Багратионовска на один год сократили изучение истории края. В то же время программа курса ИЗР в большей степени рассчитана на теоретическое изучение истории края и в меньшей степени позволяет производить собственные исследования, т.к. изучение истории области (ее советского периода) начинается только в 10-м классе, а с 7 по 9-й преподается ее немецкая составляющая, которую сложно преподнести с точки зрения патриотизма. Для учащихся 7-9 классов на уроках ИЗР не представляется возможным связать историю области с историей своей семьи. Учащиеся 4-5-х классов практически не имеют такой возможности в рамках школьных предметов.
Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края, через призму истории своей семьи. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашей области, заниматься самостоятельными исследованиями, искать информацию о существующих и умерших родственниках.
3. Отличительные особенности данной программы от других образовательных программ
В отличие от изучения школьного курса Истории западной России, программа рассчитана на применение практического опыта учащихся, направлена на формирование исследовательских навыков, привлечение родителей к исследовательской работе. Учащиеся не занимаются подробным теоретическим изучением немецкой части истории нашей области, а изучают исторические события советского/российского периода через изучение истории своей семьи, своего города, поселка. Природные и географические особенности нашей области изучают через доступное им окружение (парк, озеро, лес, дача и пр.)
4. Ведущие теоретические идеи, на которых базируется программа.
Сущность краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли и других ценных качеств личности. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому». Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.
5. Ключевые понятия
Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.
Историческое краеведение - наука и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо «края» (чаще всего родного или места жительства) — от деревни, небольшого города, улицы, фабрики, учебного заведения и т. д. до крупного региона. Краеведение историческое — форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц (преимущественно местных жителей).
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Генеало́гия или родосло́вие — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов; в более широком смысле — наука о родственных связях.
Родословное, или генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки — «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными); но зачастую, если она, роспись, не стилизована в виде дерева реального, что было очень распространено в прошлом, схема эта для удобства восприятия и формирования представляет родословное древо в перевёрнутом виде, когда родоначальник располагается в верхней части таблицы. Генеалогическим или родословным древом также называют представление восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще.
6. Цель и задачи
Цель программы: - способствовать процессу познания в области культуры, исторического прошлого нашего края, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего края.
Задачи:
1.Обучающие
а) реализовать познавательные интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;
б) разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;
в) восстановить прерванную связь времени;
г)создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности
2. Развивающие:
а) развивать мыслительные процессы;
б) развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;
3. Воспитательные:
а) воспитывать утраченную любовь к родной земле.
б) возродить духовные ценности великого русского народа,
7. Принципы отбора содержания
Научность – в работе с детьми по краеведческому направлению большое значение уделяется уже доказанным научно-историческим фактам, и их подтверждению или восприятию различными людьми, проживающими в данный период времени на данной территории, уделяется большое внимание тому, как важные события в истории нашей страны и области оказывают влияние на жизнь конкретных семей.
Доступность – работа ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, дифференцируется по уровню развития их способностей, опирается на уже имеющиеся у учащихся знания и умения с целью их развития и раскрытия.
Применение практического опыта учащихся – к 10-12 годам учащиеся уже накопили собственный опыт взаимодействия с окружающим миром и обществом. Имея данный опыт, они уже в состоянии провести простейшие исследования и сделать элементарные выводы. Используя эти знания и умения, в зависимости от уровня развития способностей учащихся, вполне возможно проводить поверхностные и более глубокие исследования.
8. Основные формы и методы работы
Наглядный (иллюстративный рассказ (беседа) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; иллюстрирование исторических и краеведческих сюжетов).
Словесный (чтение литературных произведений местных авторов, с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).
Исследовательский (организация продуктивной деятельности учащихся по изучению истории края, семьи, фамилии, судеб родственников.)
Занятия как правило проходят в виде беседы на заданную тему с обсуждением наиболее интересующих учащихся вопросов истории, культуры, природы нашего края, истории своей семьи. Каждый учащийся к любому занятию может подготовить сообщение на интересующую его тему, принести книгу, рассказать о растениях, которые растут возле его дома, о животных, которых он видел о местах, где отдыхал и пр. Во второй части занятия проводятся игры, викторины, конкурсы, позволяющие актуализировать и закрепить знания детей, развить интерес к природе и истории области. По субботам проводятся прогулки, выезды и экскурсии по городу и области.
9. Возраст детей и их психологические особенности
9-10 лет
Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.
11-12 лет
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение.
10. Особенности отбора детей в объединение
В объединение были отобраны учащиеся 4-6 х классов МБОУ СОШ г. Багратионовска, которым только в 7-м классе будет преподаваться предмет История западной России. Списочный состав учащихся – 30 человек, которые были разделены на две группы по 15 человек.
11. Прогнозируемые результаты
В ходе занятий учащиеся
- приобретают устойчивые навыки исследовательской деятельности
-удовлетворяют свой интерес к истории родного края
-учатся задавать вопросы, искать на них ответы, пользоваться различными источниками получения знаний (родители, книги, справочники и энциклопедии, интернет-ресурсы, наблюдения, эксперименты, архивные материалы, статистические данные и пр.)
- учатся собирать, анализировать, интерпретировать данные, проводить критический анализ источников
- учатся графически, иллюстративно, текстово оформлять результаты своего исследования.
12. Механизм оценивания образовательных результатов.
Каждый активный участник объединения собирает электронное и\или бумажное портфолио, содержащее сообщения, доклады, презентации, рисунки, фотографии, грамоты, дипломы, сертификаты, подтверждающие его работу.
13. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
По результатам работы учащихся проводятся выставки работ учащихся и конференции на которых наиболее активные и подготовленные участники выступают с докладами о проделанной работе. Наиболее интересные работы могут быть переданы в библиотеку. Раз в три месяца наиболее интересные работы учащихся вывешиваются на тематический стенд, или оформляется стенгазета.
14 Организационно-педагогические условия реализации программы
Субъект-субъектные отношения педагога и ребенка – и педагог и учащийся являются полноправными субъектами образовательного процесса, педагог направляет познавательную активность ребенка, дает ему условия самореализации на основе его индивидуальных особенностей и интересов.
Вариативность образования – педагог предлагает направления исследовательской работы учащегося, ученик совместно с педагогом формулирует и определяет тему своего исследования и его глубину.
Создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка – учащийся совместно с педагогом определяют цели и задачи, которые должны быть достигнуты в конкретной работе, основываясь на интересах, знаниях, умениях и навыках ребенка, и формы представления результатов работы. Комфортная и доброжелательная обстановка на занятиях, отсутствие критики личности, поддержка педагога и группы достижений учащегося формирует ситуацию успеха и формирует у учащегося потребность в достижении новых успехов.
Личное участие в мероприятиях программы дополнительного образования – посещение занятий, выступления и заслушивание выступлений таких же учащихся снимает психологический зажим, формирует интерес к исследовательской деятельности
Создание развивающей среды через многоуровневую социокультурную и психолого-педагогическую систему – возможность использования собственного опыта в исследовании, движение от простого к более сложному, привлечение к своей работе родителей позволяет учащемуся развить свой социальный опыт, сформировать и закрепить необходимые в жизни навыки и компетенции.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
- доступ к библиотечным фондам (книги, справочники, энциклопедии, газеты) которые содержат ценную краеведческую информацию и доступны для понимания учащихся.
- доступ к интернет-ресурсам – современная сеть Интернет содержит массу сайтов, которые содержат краеведческую, статистическую, наглядную, архивную и пр. информацию, для проведения простейших исследований, а так же различные программы, облегчающие исследовательскую, прежде всего генеалогическую работу.
- наличие компьютера, ММУ, принтера, сканера – в настоящее время стало проще и наглядней представлять собственные доклады в печатном виде, сопровождая их мультимедийной презентацией, слайд-шоу, слайд-фильмом или видеосюжетом, который учащиеся могут сделать с помощью фотоаппарата или мобильного телефона.
- аудитория для занятий.
- расходные материалы (бумага, ватман, карандаши, фломастеры, ножницы, скотч и пр.)
15. Режим занятий
В объединении 30 человек. Учащиеся разделены на две группы.
Занятия проходят 3 раза в неделю по средам, четвергам и субботам. Одно занятие для одной группы длится два академических часа. В субботу обе группы собираются на тематическую, прогулку, экскурсию, поход, выезд.
16. Количество часов по годам обучения
Программа рассчитана на 1 год обучения. Годовой курс разделен на три образовательных модуля.
1-й Изучение географических, исторических и природных особенностей Калининградской области
2-й История моей семьи в истории моей страны и области
3-й Мои родственники – участники Великой Отечественной войны.
17. Общее количество часов, отведенных на реализацию программы:
52 рабочих недели, 9 часов в неделю составит нагрузку педагога 468 часов.
Учащиеся в начале года были разделены на группы. Нагрузка на каждую группу учащихся составляет 4,5 часов в неделю. Соответственно на реализацию программных мероприятий с одной группой учащихся потребуется 234 часа.
Учебный план
№п/п |
Наименование разделов и тем |
Теория |
Практика |
Самоподготовка |
Общее количество часов для одной группы |
Изучение географических, исторических и природных особенностей Калининградской области |
58.5 |
||||
|
Страницы истории нашей области |
0.5 |
1 |
1.5 |
|
|
Экскурсия в музей истории края |
1.5 |
1.5 |
||
|
Игра на местности – «Знаешь ли ты свой город» |
1.5 |
1.5 |
||
|
Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес…Калининградская область |
0.5 |
1 |
1.5 |
|
|
Викторина «Найди лишнее» |
1.5 |
1.5 |
||
|
Прогулка по городу «По наполеоновским местам» |
1.5 |
1.5 |
||
|
Изменения в природе, происходят год от года (Формирование природно-климатических особенностей региона) |
0.5 |
1 |
1.5 |
|
|
Викторина «Скандинавские друзья ледника» |
1.5 |
1.5 |
||
|
Прогулка по городу «Камни нашего города» |
1.5 |
1.5 |
||
|
Непогода нынче в моде или климатические особенности нашего края |
0.5 |
1 |
1.5 |
|
|
«Штормовое предупреждение» - библиотечный урок о природных катаклизмах нашего региона |
1.5 |
1.5 |
||
|
Прогулка по городу «Что у нас растет?» |
1.5 |
1.5 |
||
|
«Вода, вода, кругом вода» - викторина о водных ресурсах нашего края. |
1.5 |
1.5 |
||
|
Викторина «Наши пушистые и пернатые соседи» |
1.5 |
1.5 |
||
|
Кусочек солнышка у меня в руке (янтарь) – мини-музей |
1.5 |
1.5 |
||
|
Чем богаты, тем и рады - или полезные ископаемые региона |
0.5 |
1 |
1.5 |
|
|
«Откуда здесь «африканские» названия?» (топонимика области) |
0.5 |
1 |
1.5 |
|
|
Наш край – игра «Что? Где? Когда?» |
1.5 |
1.5 |
||
История моей семьи в истории моей страны и области |
58.5 |
||||
|
Генеалогия как наука |
1 |
0.5 |
||
|
«Что в имени твоем таится?» |
0.5 |
1 |
||
|
«По страницам семейного альбома» |
1.5 |
|||
|
0.5 |
1 |
|||
|
«Живая родословная» |
0.5 |
1 |
||
|
«В каждой избушке – свои погремушки!» - семейные традиции |
1.5 |
|||
|
Что спросить? Как записать? |
0.5 |
1 |
||
|
Кто кому и кем приходится? |
0.5 |
1 |
||
|
Игра - Викторина «Здравствуйте – я ваша тетя!» |
1.5 |
|||
|
«Это я, это я, это вся моя семья» - составление «Семейной книги» |
0.5 |
1 |
||
|
«Брат и сестра, а значит, не чужие.» - составление «Семейной книги» |
0.5 |
1 |
||
|
«Мой самый родной человек» составление «Семейной книги» |
0.5 |
1 |
||
|
«Расскажу я вам про папу…» составление «Семейной книги» |
0.5 |
1 |
||
|
«Нету бабушки чудесней…» составление «Семейной книги» |
0.5 |
1 |
||
|
«Не найти нигде мужчины - лучше деда моего…» |
0.5 |
1 |
||
|
«Долгий путь домой» (вечер историй о том, как семьи учащихся попали на территорию области) |
1.5 |
|||
|
Мое генеалогическое древо |
0.5 |
1 |
||
|
История моей семьи в истории моей страны и области (конференция учащихся) |
3 |
2 |
||
|
Есть чем гордится, и о чем задуматься? |
1 |
1 |
||
Мои родственники – участники Великой Отечественной войны. |
58.5 |
||||
|
Война – страшнее нету слова… |
1 |
0.5 |
||
|
Книга памяти |
0.5 |
1 |
||
|
Экскурсия по городу «Их именами названы улицы» |
1.5 |
|||
|
Участники Великой Отечественной войны – встреча с ветеранами |
1.5 |
|||
|
Как разговорить архивы? – методика поиска информации о родственниках |
0.5 |
1 |
||
|
«Здесь раньше вставала земля на дыбы, а нынче могильные плиты» – экскурсия на братские могилы |
1.5 |
|||
|
Поисковая работа по архивам сайта мемориал |
1.5 |
|||
|
«У них остался только номер» - беседа об узниках |
0.5 |
1 |
||
|
Экскурсия в с. Нагорное |
1.5 |
|||
|
1.5 |
||||
|
«Подвиг народа!» поисковая работа по архивам сайта |
0.5 |
1 |
||
|
Экскурсия в музей |
1.5 |
|||
|
Ордена и медали за подвиги давали - беседа |
0.5 |
1 |
||
|
Ордена и медали за подвиги давали - викторина |
1.5 |
|||
|
Поэт и гражданин – Фатых Карим (библиотечный урок) |
1.5 |
|||
|
«Мы защитников наших помним!» Представление результатов исследования в группе |
1.5 |
|||
|
Подготовка к итоговой конференции |
1.5 |
|||
|
«Спасибо деду за победу!» - итоговая конференция |
3 |
Календарный учебный график
Год реализации программы |
Начало учебного года |
1-й учебный период |
1-й каникулярный период |
2-й учебный период |
2-й каникулярный период |
3-й учебный период |
3-й каникулярный период |
4-й учебный период |
Летний период |
Продолжительность учебного года |
||
июнь |
июль |
август |
||||||||||
1 год обучения |
1 сентября |
1-9 неделя (9 недель) |
31.10-8.11 (10-я неделя) |
11-17 неделя (7 недель) |
28.12-10.01 (18-19 неделя) (2 недели) |
20-30 неделя (10 недель) |
28.03-3.04 (31 неделя) |
32-40 неделя (8 недель) |
Летний лагерь 5 недель |
Самоподготовка 4 недели |
Самоподготовка 5 недель |
52 недели |
Содержание программы
№ п/п |
Тема |
Основное содержание |
Основные формы работы |
Средства обучения и воспитания |
Ожидаемые результаты |
Изучение географических, исторических и природных особенностей Калининградской области |
|||||
|
Страницы истории нашей области (Калининградская область – история создания) |
Как и по какой причине Калининградская область появилась на карте нашей страны, какие социально-политические и экономические особенности легли в основу создания нашего региона Какие исторические периоды можно выделить в истории нашего края, каковы их хронологические рамки, особенности |
Лекция, беседа Лекция, беседа, групповая работа – составление ленты времени |
компьютер, ММУ, карта области, презентация |
учащиеся получат представление об особенностях создания нашего региона учащиеся закрепят навыки работы с лентой времени, составят собственную ленту времени, применительно к истории нашего края. |
|
«Историческое прошлое нашего края» |
Посещение музея – Экскурсия |
Музейное занятие |
музейные экспонаты |
учащиеся получат представление об особенностях создания нашего региона, узнают интересные факты из истории нашего края |
|
Игра на местности «Знаешь ли ты свой город?» |
Учащиеся получают список вопросов по истории нашего города, ответить на которые они смогут только посетив некоторые исторические места Багартионовска. |
игра на территории города |
Раздаточный материал |
Учащиеся узнают некоторые мало заметные особенности архитектуры и истории нашего города |
|
Мой адрес – не дом и не улица. Мой адрес… Калининградская область (Калининградская область – географическое положение) |
Географическое положение нашей области, водные и сухопутные границы, протяженность границ, площадь области, особенности национального и религиозного состава населения |
Лекция, беседа, практическое занятие с использованием контурной карты |
компьютер, ММУ, карта области, презентация, контурная карта |
учащиеся закрепят практические навыки работы с контурной картой, получат знания об особенностях географического положения региона |
|
Викторина «Найди лишнее» |
Географическое положение нашей области, водные и сухопутные границы, протяженность границ, площадь области, особенности национального и религиозного состава населения. |
викторина с использованием раздаточного материала |
компьютер, ММУ, презентация, |
Учащиеся закрепят полученные ранее знания по географии и истории нашей области. |
|
Прогулка по городу «По Наполеоновским местам» |
Посещение исторических мест и памятников, связанных с пребыванием Наполеона и героев Отечественной войны 1812 г. на территории Пр. -Эйлау |
Экскурсия , беседа, привлечение практического опыта учащихся (собственных наблюдений) |
исторические памятники нашего города |
На основе собственных наблюдений и полученной в ходе экскурсии информации, учащиеся закрепят свои знания по истории нашего города. |
|
Изменения в природе происходят год от года (Формирование природно-климатических особенностей региона) |
Климат нашей области, когда, почему он сформировался таким, каков он есть сейчас, как он влияет на жизнь людей |
Лекция, беседа, привлечение практического опыта учащихся (собственных наблюдений за периодическими климатическими изменениями) |
компьютер, ММУ, карта области, презентация, Интернет, листы дневника наблюдений |
учащиеся на основе собственных наблюдений за погодой и природой определят природно-климатические особенности нашего региона, сделают предположения – что на них влияет, |
|
Викторина «Скандинавские друзья ледника» |
викторина с использованием раздаточного материала |
компьютер, ММУ, презентация, |
Учащиеся закрепят полученные ранее знания по географии и истории нашей области. |
|
|
Прогулка по городу «Камни нашего города» |
Прогулка по заданному маршруту, поиск интересных особенностей каменных сооружений и памятников нашего города |
Экскурсия , беседа, привлечение практического опыта учащихся (собственных наблюдений) |
исторические памятники нашего города |
На основе собственных наблюдений и полученной в ходе экскурсии информации, учащиеся закрепят свои знания по истории нашего города. |
|
Непогода нынче в моде или климатические особенности нашего края |
Каковы климатические особенности нашего региона, можем ли мы сделать прогноз погоды на ближайшее время, основываясь на данных собственных наблюдений за погодой и природой |
Лекция, беседа, привлечение практического опыта учащихся (собственных наблюдений за периодическими климатическими изменениями) |
компьютер, ММУ, карта области, презентация, Интернет, листы дневника наблюдений |
учащиеся проведут собственные наблюдения с заполнением листов Дневника наблюдений и представят результаты своей работы |
|
«Штормовое предупреждение» - библиотечный урок о природных катаклизмах нашего региона |
Что такое природные катаклизмы и чем они обусловлены. Какие из них происходили или могут произойти на территории нашей области и почему |
Лекция, беседа, привлечение практического опыта учащихся (собственных наблюдений, изучения периодической печати и ресурсов Интернета) |
компьютер, ММУ, карта области, презентация, Интернет, |
учащиеся проведут мини-исследования природных катаклизмов, происходивших на территории нашей области, попытаются выявить их причины . |
|
Прогулка по городу «Что у нас растет?» |
Какова флора нашего края, какие редкие растения здесь растут, как люди их охраняют. |
Экскурсия беседа, привлечение практического опыта учащихся (собственных наблюдений, ресурсов Интернета) |
компьютер, ММУ, карта области, презентация, Интернет |
Учащиеся получат знания о природных богатствах нашего края, получат возможность представить свои наблюдения за растениями нашего региона, города, поселка, узнают какие редкие растения растут в нашем регионе, где их можно увидеть. |
|
«Вода, вода, кругом вода» викторина о водных ресурсах нашего края. |
Какими водными ресурсами обладает наш регион: море, заливы, реки, озера. Как эти ресурсы влияют на развитие нашей области. |
Викторина , привлечение практического опыта учащихся (собственных наблюдений, ресурсов Интернета) |
компьютер, ММУ, карта области, презентация, Интернет, |
Учащиеся получат знания о водных богатствах нашего края, смогут представить свои рассказы об отдыхе на реках, озерах, море и заливах нашего региона, сделать выводы о влиянии водных ресурсов на развитие нашего края) |
|
Викторина «Наши пушистые и пернатые соседи» |
Какими животными представлена фауна нашего края. Какие животные занесены в красную книгу. Как люди охраняют редких животных |
Викторина с применением раздаточного материала |
компьютер, ММУ, карта области, презентация, |
Учащиеся получат и закрепят знания о природных богатствах нашего края, получат возможность рассказать о животных, которых он встречал в жизни в своем городе, поселке, заповеднике, зоопарке, ферме и пр. Проследят как в нашей области охраняются редкие животные. |
|
Кусочек солнышка у меня в руке (янтарь) мини-музей |
Какими полезными ископаемыми обладает наша область. Какие полезные ископаемые добываются на нашей территории. Как их добыча влияет на развитие нашего края. |
беседа, привлечение практического опыта учащихся (собственных наблюдений, ресурсов Интернета) |
компьютер, ММУ, карта области, презентация, Интернет, контурная карта |
Учащиеся получат и закрепят знания о природных богатствах нашего края, об особенностях янтаря, его добычи и использования. Составят свой мини-музей из янтарных изделий, которые принесут из дома. |
|
Чем богаты – тем и рады – или полезные ископаемые региона |
Какими полезными ископаемыми обладает наша область. Какие полезные ископаемые добываются на нашей территории. Как их добыча влияет на развитие нашего края. |
привлечение практического опыта учащихся (собственных наблюдений, ресурсов Интернета) |
компьютер, ММУ, карта области, презентация, Интернет, |
Учащиеся получат и закрепят знания о природных богатствах нашего края, Представление групповых и индивидуальных докладов детей о полезных ископаемых нашего региона. |
|
«Откуда здесь африканские названия? - Топонимика области |
Топонимика – наука о географических названиях. Как менялись географические названия на карте нашего края, на какие группы можно разделить названия городов и поселков. |
беседа, привлечение практического опыта учащихся (собственных наблюдений, ресурсов Интернета) работа с контурной картой |
компьютер, ММУ, карта области, презентация, Интернет, контурная карта |
Учащиеся проанализируют названия городов, поселков, рек озер и пр. на территории нашей области, попытаются определить их источник, разделить на группы. |
|
Наш край игра – «Что? Где? Когда?» |
Природные, географические и исторические особенности региона |
игра, привлечение опыта и знаний учащихся |
компьютер, ММУ, карта области, презентации, слайд-шоу, видеофрагменты, сделанные учащимися |
Учащиеся применят все полученные ранее знания, для того, чтобы ответить на вопросы «телезрителей» и набрать заветные очки для победы. |
История моей семьи в истории моей страны и области |
|||||
|
Генеалогия как наука |
Наука – генеалогия – цели, задачи, методы исследования, виды генеалогических деревьев и способы их составления. |
Лекция, беседа |
компьютер, ММУ, презентация, Интернет, программа «Живая родословная» |
Учащиеся узнают о науке генеалогии, о ее целях, задачах и методах исследования, познакомятся с интернет-ресурсами представляющими возможность составить генеалогическое древо, программой «Живая родословная» |
|
«Что в имени твоем таится?» Составление своего генеалогического дерева - Я |
Составление рассказа о себе на основе анкетных данных, занесение этих данных в первую страницу своего исследования |
Практическое занятие, анкетирование детей, начало составление собственного генеалогического древа |
компьютер, ММУ, презентация, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. |
Учащиеся определят - какие данные о себе следует занести в свое генеалогическое древо, как эти данные удобней всего представить в графическом и текстовом варианте. |
|
По страницам семейного альбома |
Составление рассказа о себе и своей семье, подбор фотографий для Семейной книги |
Практическое занятие беседа подбор иллюстративного материала |
Компьютер семейные фотографии учащихся |
Учащиеся расскажут о своей семье по фотографиям из семейного альбома. |
|
Кем был твой прадед на Руси – свою фамилию спроси. |
Изучение истории своей фамилии |
Практическое занятие, поисковая работа с использованием справочников и ресурсов Интернета |
компьютер, ММУ, Интернет, специализированный справочник |
Учащиеся смогут узнать историю возникновения своей фамилии, найти однофамильцев. |
|
Живая родословная |
Изучение методики составления генеалогического древа в программе «Живая родословная. |
Практическое занятие |
Компьютер, ММУ, программа «Живая родословная» ноутбуки или флешки. |
Учащиеся научатся работать в программе и начнут составлять генеалогическое древо своей семьи. |
|
«В каждой избушке – свои погремушки» - семейные традиции |
Изучение семейных традиций. |
Семейные посиделки с привлечением родственников учащихся |
конкурсная программа |
Учащиеся с поддержкой родственников представят свои семейные традиции, узнают о традициях в других семьях. |
|
Что спросить? Как записать? |
Изучение методики составления генеалогического древа |
Практическое занятие, беседа |
компьютер, ММУ, презентация, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. |
Учащиеся составят анкету для опроса своих родственников с целью занесения данных в программу «Живая родословная» |
|
Кто кому и кем приходится или седьмая вода на киселе. |
Изучение родственных связей родных и близких. |
занятие -игра |
компьютер, ММУ, презентация, Интернет |
Учащиеся получат информацию и определят как правильно называть своих родственников. Кто кому и кем приходится. Составят схему. |
|
игра – викторина «Здравствуйте – я ваша тетя!» |
Изучение родственных связей |
Викторина |
компьютер, ММУ, презентация, Интернет |
Учащиеся закрепят полученные ранее знания о родственниках |
|
Это я, это я, это вся моя семья – составление «Семейной книги» |
Составление рассказа о своих родственниках на основе анкетных данных, занесение этих данных в страницы своего исследования |
Практическое занятие, составление собственного генеалогического древа |
компьютер, ММУ, презентация, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. |
Учащиеся определят - какие данные о своих родственниках следует занести в свое генеалогическое древо, как эти данные удобней всего представить в графическом и текстовом варианте. |
|
«Брат и сестра – а значит не чужие» составление «Семейной книги» |
Составление рассказа о своих родственниках на основе анкетных данных, занесение этих данных в страницы своего исследования |
Практическое занятие, составление собственного генеалогического древа |
компьютер, ММУ, презентация, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. |
Учащиеся определят - какие данные о своих родственниках следует занести в свое генеалогическое древо, как эти данные удобней всего представить в графическом и текстовом варианте. |
|
«Мой самый родной человек» составление «Семейной книги» |
Составление рассказа о своих родственниках на основе анкетных данных, занесение этих данных в страницы своего исследования (мама) |
Практическое занятие, составление собственного генеалогического древа |
компьютер, ММУ, презентация, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. |
Учащиеся определят - какие данные о своих родственниках следует занести в свое генеалогическое древо, как эти данные удобней всего представить в графическом и текстовом варианте. |
|
«Расскажу я вам про папу…» составление «Семейной книги» |
Составление рассказа о своих родственниках на основе анкетных данных, занесение этих данных в страницы своего исследования |
Практическое занятие, составление собственного генеалогического древа |
компьютер, ММУ, презентация, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. |
Учащиеся определят - какие данные о своих родственниках следует занести в свое генеалогическое древо, как эти данные удобней всего представить в графическом и текстовом варианте. |
|
«Нету бабушки чудесней…» составление «Семейной книги» |
Составление рассказа о своих родственниках на основе анкетных данных, занесение этих данных в страницы своего исследования |
Практическое занятие, составление собственного генеалогического древа |
компьютер, ММУ, презентация, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. |
Учащиеся определят - какие данные о своих родственниках следует занести в свое генеалогическое древо, как эти данные удобней всего представить в графическом и текстовом варианте. |
|
«Не найти нигде мужчины – лучше деда моего…» составление «Семейной книги» |
Составление рассказа о своих родственниках на основе анкетных данных, занесение этих данных в страницы своего исследования |
Практическое занятие, составление собственного генеалогического древа |
компьютер, ММУ, презентация, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. |
Учащиеся определят - какие данные о своих родственниках следует занести в свое генеалогическое древо, как эти данные удобней всего представить в графическом и текстовом варианте. |
|
«Долгий путь домой» вечер историй о том, как семьи учащихся попали на территорию области) |
Соотнесение истории своей семьи с историей края, определение места и причин, по которым семья учащегося переехала на территорию нашего края |
Практическое занятие, представление результатов бесед с родителями и другими родственниками |
компьютер, ММУ, презентация, карта России и области, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. |
Учащиеся узнают и расскажут о том как и почему их родственники оказались на территории области, составят свою карту переселения. |
|
Мое генеалогическое древо |
Сбор всех страничек исследования учащегося в единое исследование, его графическое и текстовое представление. |
Практическое занятие, представление результатов бесед с родителями и другими родственниками |
компьютер, ММУ, презентация, карта России и области, Интернет, программа «Живая родословная», сканер, принтер, фотоаппарат. |
Сбор всех страничек исследования учащегося в единое исследование, его графическое и текстовое представление. |
|
История моей семьи в истории моей страны и области (конференция учащихся) |
Итоговые выступления учащихся по результатам своих наблюдений и исследований по основным темам модуля. |
Итоговая конференция |
компьютер, ММУ, карта области, презентации, слайд-шоу, видеофрагменты, сделанные учащимися |
Практический опыт публичных выступлений. |
|
Есть чем гордится и о чем задуматься? |
Подведение итогов конференции |
Рефлексия |
Фото и видео с конференции |
Учащиеся проанализируют свои выступления, выявят достоинства и недостатки, выработают алгоритм действий. |
Мои родственники – участники Великой Отечественной войны. |
|||||
|
Война –страшнее нету слова… |
Великая Отечественная война в истории нашей страны, периодизация, основные битвы, вклад народов Советского союза в победу над врагом |
Лекция, беседа |
компьютер, ММУ, презентация, Интернет, |
Учащиеся дополнят свои знания по истории Великой Отечественной войны. |
|
Книга памяти |
Знакомство с Книгой памяти нашей области |
Лекция, беседа |
компьютер, ММУ, презентация, Интернет, |
Учащиеся получат возможность изучить Книгу Памяти, найти в ней своих родственников или однофамильцев. |
|
Экскурсия по городу «Их именами названы улицы» |
Посещение улиц, которые названы в честь героев Великой Отечественной войны, военных частей. Посещение мест расположения мемориальных досок |
Экскурсия |
исторические памятники нашего города |
На основе собственных наблюдений и полученной в ходе экскурсии информации, учащиеся закрепят свои знания по истории нашего города. |
|
Участники Великой Отечественной войны |
Встреча с ветеранами ВОВ, разговор о войне |
встреча с ветеранами |
Беседа с живыми свидетелями истории |
Опираясь на данные, полученные в ходе занятий и поисковой работы, у учащихся формируется образ героя.… |
|
Как разговорить архивы? – методика поиска информации о родственниках |
Поиск информации о родственниках с использованием сайта |
Практическое занятие, беседа, опора на результаты предыдущего исследования |
компьютер, ММУ, Интернет, |
Поиск информации о родственниках с использованием сайта, сбор и интерпретация архивных документов. |
|
«Здесь раньше вставала земля на дыбы, а нынче могильные плиты» - экскурсия на братские могилы. |
Посещение мемориала павшим в Великой Отечественной войне воинам. |
Экскурсия |
исторические памятники нашего города |
На основе собственных наблюдений и полученной в ходе экскурсии информации, учащиеся закрепят свои знания по истории нашего города. |
|
Поисковая работа по архивам сайта мемориал |
Поиск информации о родственниках с использованием сайта |
Практическое занятие, беседа, опора на результаты предыдущего исследования |
компьютер, ММУ, Интернет, |
Поиск информации о родственниках с использованием сайта, сбор и интерпретация архивных |
|
«У них остался только номер» - беседа об узниках |
Солдаты и офицеры, партизаны, жители оккупированных территорий, труженики тыла, пленные. |
Лекция, беседа |
компьютер, ММУ, презентация, Интернет, |
Отличия разных категорий населения, проживавших во время Великой Отечественной войны. |
|
Экскурсия в п. Нагорное |
Посещение мемориала узников лагеря «Шталлаг 1А – Стаблаг» |
Экскурсия |
исторические памятники нашего муниципалитета |
На основе собственных наблюдений и полученной в ходе экскурсии информации, учащиеся закрепят свои знания по истории нашей области. |
|
«Нашел солдат в широком поле травой заросший бугорок…» рассказ о родственниках |
Опираясь на данные собранные в процессе составления генеалогического древа, учащиеся определяются со списком членов своей семьи проживавших во время Великой Отечественной войны и возможными источниками информации о родственниках |
Практическое занятие, беседа, опора на результаты предыдущего исследования |
компьютер, ММУ, Интернет |
Опираясь на данные собранные в процессе составления генеалогического древа, учащиеся определяются со списком членов своей семьи проживавших во время Великой Отечественной войны и возможными источниками информации о родственниках. |
|
Поисковая работа по архивам сайта подвиг народа |
Поиск информации о родственниках с использованием сайта |
Практическое занятие, беседа, опора на результаты предыдущего исследования |
компьютер, ММУ, Интернет, |
Поиск информации о родственниках с использованием сайта, сбор и интерпретация архивных |
|
Экскурсия в музей |
Посещение музея – Экскурсия |
Музейное занятие |
музейные экспонаты |
На основе собственных наблюдений и полученной в ходе экскурсии информации, учащиеся закрепят свои знания по истории нашей области. |
|
Ордена и медали за подвиги давали - беседа |
За какие заслуги могли получить ордена и медали солдаты и офицеры советской армии. |
Лекция, беседа |
компьютер, ММУ, презентация, Интернет, |
Опираясь на данные, полученные в ходе предыдущих занятий и поисковой работы, у учащихся формируется образ героя. |
|
Ордена и медали за подвиги давали - викторина |
Великие сражения, герои ВОВ, ветераны-жители города и области. |
Викторина с применением раздаточного материала |
компьютер, ММУ, презентация, Интернет, |
Применение полученных в ходе предыдущих занятий знаний по истории нашей области и Великой Отечественной войны. |
|
Поэт и гражданин – Фатых Карим (библиотечный урок) |
Биография и творческий путь татарского поэта Ф.Карима. |
библиотечный урок |
компьютер, ММУ, карта области, презентация, Интернет, подборка литературы, тематические папки. |
Опираясь на данные, полученные в ходе предыдущих занятий и поисковой работы, у учащихся формируется образ героя. |
|
«Мы защитников наших помним!» Представление результатов исследования в группе |
Составление индивидуального или группового доклада о своих родственниках и его предзащита в группе |
Практическое занятие, беседа, опора на результаты предыдущего исследования |
компьютер, ММУ, Интернет, |
План, текст выступление, их графическое представление, выявление недостатков и достоинств работы. |
|
Подготовка к итоговой конференции |
Репетиция выступлений учащихся, исправление неточностей, подготовка сценария конференции. |
Практическое занятие, беседа, опора на результаты предыдущего исследования |
компьютер, ММУ, Интернет, |
План, текст выступление, их графическое представление, выявление недостатков и достоинств работы. |
|
«Спасибо деду за победу!» - итоговая конференция |
Итоговые выступления учащихся по результатам своих наблюдений и исследований по основным темам модуля. |
Итоговая конференция |
компьютер, ММУ, карта области, презентации, слайд-шоу, видеофрагменты, сделанные учащимися |
Практический опыт публичных выступлений. |
Описание используемых форм и методов работы с учащимися, методических и учебных пособий, учебно-методических комплексов и иных материалов.
Методика краеведческой работы
Литературный метод—метод изучения имеющихся сведений о данной территории. Научная и научно-популярная литература знакомит с уже накопленными знаниями об истории развития и особенностях родного края.
Полевые исследования наиболее распространены при изучении природных условий. Проводятся в стационарных (на географической площадке) и экспедиционных условиях с применением различных инструментов, приборов (включая фото- и видеоаппаратуру). Учащиеся сами проводят собственные исследования: наблюдают за природой и погодой, выявляют, фотографируют и составляют сообщения и презентации по результатам своего исследования. Планомерные полевые исследования возможно будет провести только в летнем лагере при ДОУ.
Картографический метод предполагает использование карты для познания закономерностей в природе и хозяйстве изучаемой территории. Глазомерная съемка местности и составление карт—важнейшая часть исследования. Применительно к данной программе учащиеся заполняют контурные карты региона. При необходимости могут составить план собственной улицы, города или поселка, указав на нем необходимые для собственного исследования данные.
Статистический метод применяется при изучении природы, населения, хозяйства, экономических связей, когда специально отбираются, группируются и обрабатываются различные количественные показатели. В результате разнообразных подсчетов делаются соответствующие выводы о состоянии и тенденциях развития природы и народного хозяйства. Применительно к программе учащиеся могут воспользоваться уже готовыми статистическими данными, опубликованными в сети интернет или собрать собственные.
Визуальные, непосредственные наблюдения изучаемых явлений и объектов обеспечивают описательную часть исследования, но они недостаточно качественны, если не дополняются другими методами. Это основной метод, применяемый в работе с учащимися, т.к. позволяет в полной мере задействовать опыт учащихся.
Анкетирование местного населения проводится при беседах, по заранее разработанной системе вопросов. Беседы с местными старожилами, краеведами, родителями и другими родственниками помогают установить исторические и бытовые факты, уточнить уже известные сведения. Чтобы такие беседы действительно помогли исследовать край, необходимо хорошо к ним подготовиться, заранее наметить их план, вести беседы целенаправленно, стремясь найти ответ на конкретные неясные вопросы. Для этого краевед должен хорошо знать суть проблем по литературным источникам, уточняя факты и события. Многое зависит от умения опросить знающего человека. Такие навыки приобретаются постепенно.
Не всякий умеет рассказывать. Но зато, если встретится такой человек, тут уж важно успевать записывать. Теперь для записи беседы часто применяется диктофон, который сейчас есть в практически каждом телефоне или смартфоне.
Документирование осуществляется с помощью фото- и видеосъемки. Оно широко применяется при исторических (например, археологических раскопках), географических и любых других исследованиях; цель метода— точно запечатлеть исследуемый объект, а затем изучать его по этим документам, хранящимся в краеведческом музее. Применительно к данной программе – этот метод используется при составлении генеалогического древа (фотографии родственников), и сообщений учащихся. Могут быть использованы фотографии и видеосъемка из семейных архивов.
Методика составления генеалогического древа
Существуют разные методы генеалогических исследований. Для работы с учащимися по данной программе из всего многообразия было выбрано два, наиболее близких и доступных данной возрастной категории: составление «Семейной книги» и «Генеалогическое древо». Данные о родственниках собираются в «Семейную книгу», где каждый член семьи охарактеризован по заранее составленной анкете. Данные анкеты просты и доступны для сбора учащихся и по объему должны занимать не более 1-2 страниц. Дальнейшие страницы «Семейной книги», посвященной отдельному представителю семьи могут содержать фотографии и документы (или их копии), принадлежащие данному представителю (свидетельства о рождении, браке, аттестаты, дипломы, выписки и пр.). Эти данные могут быть собраны в электронном виде – отдельная папка на каждого представителя семьи) и при необходимости распечатаны.
«Генеалогическое древо» составляется на основе данных «Семейной книги» в компьютерной программе «Живая родословная» или любым другим, удобным учащемуся способом.
Примерная анкета для сбора данных о представителях семьи:
1. Фамилия (если это женщина, то девичья фамилия).
2. Имя.
3. Отчество.
4. Дата и место рождения.
5. Если он умер, дата и место смерти, место могилы.
6. ФИО его отца и матери.
7. Национальность
8. Есть ли братья, сёстры. Их даты жизни.
9. Дети. Их даты жизни.
10. ФИО жены (мужа).
11. Образование: где и когда учился, какое образование получил, кто по специальности.
12. Род занятий и место занятий: где, кем и когда работал.
13. В каких событиях, имевших широкое общественное значение, участвовал (например, участник какой-либо войны, освоения Севера или целины и др.).
14 Вероисповедание.
15. Награды, звания
16. К какому сословию относился (до 1917 года).
17. Интересные факты из биографии.
18. Черты характера, интересы, склонности.
19. Источники информации о человеке: публикации о человеке в прессе, сети Интернет, письма, воспоминания.
20. Фотографии человека.
При сборе сведений о человеке указывается, откуда получена информация, от кого из родственников или из публикаций.
После сбора сведений о родственниках составляется генеалогическое дерево. Существует несколько способов его составления.
1. От родоначальника – к потомкам.
2. От одного потомка – к предкам. Для удобства учащихся выбирается второй способ.
На древе обычно указывается только фамилию, имя, отчество человека и его даты жизни. Если есть возможность, добавляется фотография. Остальные сведения можно посмотреть в родословнике. Для облегчения восприятия ФИО мужчин можно вписывать в квадрат, а женщин в круг.
Лист делится на уровни (можно отметить их карандашом). Нижний уровень – это ваше поколение. Внизу листа (лучше в центре) помещается квадрат (круг) с ФИО и датой рождения автора исследования. Если у него есть братья (сёстры) – сведения о них добавлются рядом.
На уровне выше изображаются родители. Круг и квадрат изобразите рядом друг с другом. От родителей проведятся линии к автору исследования и его братьям и сёстрам. Рядом с мамой показывают её братьев и сестёр (с жёнами и мужьями). От них ведут стрелки вниз к их детям, вашим двоюродным братьям и сестрам по матери. Рядом с отцом показывают его братьев и сестер. Вниз от них изобразите своих двоюродных братьев и сестер по отцу. Так получают два уровня родословного древа.
Также на уровень выше родителей изобразжаются дедушки и бабушки (третий снизу уровень). Соединяются стрелками родители с их родителями (бабушками и дедушками). Рядом с бабушками и дедушками показываются их братья и сестры. На уровень ниже от них показываются их дети, еще на уровень ниже – внуков.
При соблюдении этих требований древо может получиться очень широким. Для удобства используется программа «Живая родословная» или элементы древа сначала изображаются на черновиках, продумывается компоновку древа, расположение его ветвей. Сокращенный вариант древа часто показывает не всех родственников, а только восходящую линию к предку.
Рис. 1. Фрагмент генеалогического древа Великих и удельных Владимирских и Московских князей XIII-XVI вв. По схеме видно, что Дмитрий Донской был праправнуком Александра Невского.
|
Рис. 2. Схемы степеней родства.
Слева показана восходящая линия родства. Подсчитайте количество линий между человеком и его прадедом. Их – 3, то есть с прадедом правнук находится в третьей степени родства.
Справа показана нисходящая линия родства. Человек находится в третьей степени родства со своим правнуком (3 линии на схеме).
|
|
|
|
|
Поиск информации о военнослужащих периода ВОВ
1.1. Поиск сведений дома.
1. Установление точного ФИО, места рождения (в соответствии с административно-территориальным делением СССР в предвоенные годы. Соответствие между дореволюционным, предвоенным и современным административно-территориальным делением можно выяснить в интернете. (Справочник административного деления СССР в 1939-1945 годах на сайте СОЛДАТ.ru.)По месту проживания определить - каким районным военным комиссариатом (РВК) он был призван.
2. Просмотреть все сохранившиеся документы, письма, фотографии, обращая внимание на номера воинских частей и полевых почтовых станций, даты, звания, названия населённых пунктов.
3. Звания можно определить по знакам различия на сохранившихся фотографиях. Если звание неизвестно, то принадлежность к рядовому, командному и политическому составу можно весьма приблизительно определить по образованию и предвоенной биографии военнослужащего.
4. Весьма важно на этом этапе определить в войсках каких Народных Комиссариатов (наркоматов, или по-современному - министерств) служил родственник: Народный Комиссариат Обороны (сухопутные войска и авиация), Военно-Морской Флот (в том числе береговые части и авиация ВМФ), Народный Комиссариат Внутренних Дел (войска НКВД, пограничные части). Дела разных ведомств хранятся в разных архивах. (Адреса ведомственных архивов на сайте СОЛДАТ.ru)
Главной задачей на первом этапе следует поставить - выяснение даты гибели и номера воинской части, в которой военнослужащий состоял хотя бы некоторое время.
1.2. Если сохранились письма с фронта.
1. Все письма с фронта просматривались военной цензурой, военнослужащие были об этом предупреждены, поэтому, обычно в письмах не указывались названия и номера воинских частей, названия населённых пунктов и т.п.
2. Первое, что нужно определить: номер Полевой Почтовой Станции (ППС или "полевая почта"). По номеру ППС часто удаётся определить название воинской части. ("Справочник полевых почтовых станций РККА в 1941-1945 годах", "Справочник войсковых частей - полевых почт РККА в 1943-1945 годах" на сайте СОЛДАТ.ru) Следует иметь в виду, что при этом не всегда удаётся определить конкретное подразделение (полк, батальон, роту) в составе воинской части.
3. Кроме номера ППС на штемпеле (в центре) имеется дата регистрации письма на ППС (фактически дата отправления письма) - она тоже пригодится в дальнейших поисках. В тексте письма может быть информация о звании военнослужащего, о его военной специальности, о награждении, о принадлежности к рядовому, младшему командному (сержантскому), командному (офицерскому) или политическому составу и др.
1.3. Поиск в Интернете.
В Интернете существует несколько доступных баз данных с поиском по фамилиям. К сожалению, не существует единого поискового ресурса по фамилиям, нет даже единого списка баз данных, поэтому поиск в интернете может занять довольно продолжительное время.
При поиске следует проверить также созвучные фамилии и имена, особенно если фамилия плохо воспринимается на слух, - при неоднократных переписываниях фамилию могли исказить.
Необходимо произвести поиск в нескольких поисковых системах в Интернете, задавая в качестве строки поиска известные сведения о родственнике. Даже если поисковая система сообщит Вам что-либо интересное по Вашему запросу, следует повторить поиск для различных комбинаций слов, проверить синонимы и возможные сокращения терминов, названий, имён.
Обязательно следует посетить генеалогические и военно-исторические сайты и форумы, просмотреть каталоги разделов военной литературы на сайтах электронных библиотек.
Не следует полностью доверять информации, полученной из Интернета, - часто за её достоверность никто не отвечает, поэтому всегда старайтесь проверить полученные факты по другим источникам. Если проверить не удаётся, то сделайте пометку или просто запомните - какие из сведений получены из непроверенного источника. В дальнейшем Вам часто будут попадаться сведения, которые маловероятны, недостоверны, сомнительны или даже ложны. Например, очень скоро у Вас появится список однофамильцев разыскиваемого родственника, у которых какие-то факты биографии совпадают с нужными Вам. Выбрасывать ничего не нужно, но обязательно для каждого нового факта указывайте источник, из которого Вы его получили - может быть, через год у Вас появятся новые сведения, которые заставят по-новому оценить собранную информацию.
1.4. Книги Памяти.
В 86 регионах РФ выпущены Книги Памяти, в которых содержатся алфавитные списки жителей области, погибших или пропавших без вести во время Великой Отечественной войны. Книги Памяти представляют собой многотомные издания, с ними можно ознакомиться в областной библиотеке и в военкоматах области, но найти их за пределами области сложно. В некоторых регионах помимо областной Книги Памяти выпущены Книги Памяти некоторых районов. Некоторые Книги имеются в электронных версиях в Интернете. Поскольку издания разных областей, республик и районов готовились разными редакционными коллективами, то набор персональной информации и оформление разных изданий различны. Следует проверить обе Книги Памяти - по месту рождения и месту призыва. (Ссылки на электронные версии Книг Памяти в Интернете на сайте СОЛДАТ.ru.)
В Книгах Памяти некоторых областей, на территории которых велись боевые действия, приведены сведения о военнослужащих, погибших и захороненных на территории области. Если известно, в каком регионе погиб военнослужащий, нужно проверить Книгу Памяти соответствующей области.
Большая база данных погибших военнослужащих имеется в музее на Поклонной Горе в Москве, и сотрудники музея предоставляют справки как при личном обращении, так и по телефону, но установленная в музее база данных является сокращённой (содержит только фамилию, имя, отчество и год рождения), а полная база данных, созданная на государственные деньги, сейчас является частной собственностью и практически недоступна.
Если самому не удаётся получить доступ к нужным Книгам Памяти, то можно обратиться с просьбой проверить книгу нужной области на Интернет-форум с военно-исторической или генеалогической тематикой. Кроме того, многие города имеют в Интернете свои сайты, и на большинстве таких сайтов действуют свои собственные региональные форумы. Можно задать вопрос или обратиться с просьбой именно на таком форуме, и Вам, вероятнее всего, дадут совет или подсказку, а, если населённый пункт небольшой, то Вам могут и выяснить какой-то вопрос в военкомате или музее.
Следует иметь в виду, что в Книгах Памяти тоже встречаются ошибки, их количество зависит от добросовестности редакторского коллектива.
Учебно-методического комплекта, наиболее полно отражающего цели и задачи поставленные в программе нет. Книги, статьи, сайты и другие источники информации указаны в списке использованной литературы.
Описание авторских методических разработок, методических и учебных пособий, методических указаний и рекомендаций, инновационных разработок, учебно-методических комплексов и др., разработанных педагогом в рамках конкретной программы
Все материалы, достойные внимания коллег публикуются на сайте, творческого объединения, который расположен по адресу: http://ssomowa.wixsite.com/kraeved
Список литературы
Нормативные документы
Конституция РФ
Конвенциея ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
Закон РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)
Литература
Ашурков В. Н. и другие. Историческое краеведение: учебное пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов / В. Н. Ашурков, Д. В. Кацюба, Г. Н. Матюшин; под ред. Г. Н. Матюшина. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Просвещение, 1980. — 192с.
Борисов Н. С., Дранишников В. В., Иванов П. В., Кацюба Д. В. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Н. С. Борисов, В. В. Дранишников, П. В. Иванов, Д. В. Кацюба; под редакцией Н. С. Борисова. — М.: Просвещение, 1982. — 223с.
Гришанов Г.В., Беляков В.В. Наземные позвоночные Калининградской области: Справочное пособие./Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. – 69 с.
Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — № 3. — С. 40—47.
Елаева В.П. Методология детской исследовательской деятельности// http://www.ecocentr39.ru/pedagogam/metodicheskaya-kopilka/item/download/1234_22db474ee109bd570a0620efb61d6ebd
Журавлева В.В. Технология составления генеалогического древа// http://festival.1september.ru/articles/605082/
Коршунова М.С. Методика составления родословной// http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/11/19/metodika_sostavleniya_rodoslovnoy.doc
Кретинин В. Г. История Восточной Пруссии и Калининградской области - состояние и перспективы научных исследований.// http://www.gako.name/mainsite/kaliningradarchives/-1/279-2010-03-27-11-57-48
Князев Ю. А., Автократова М. И. Краеведческая работа и архивы / Ю. А. Князев, М. И. Автократова // Преподавание истории в школе. — 1976. — № 5.- С.73—80.
Князев Ю. А. Библиография в краеведческой работе (Обзор литературы) / Ю. А. Князев //Преподавание истории в школе. — 1991.- № 3. — С. 128—131.
Князев Ю. А. Изготовление картосхем краеведческого содержания / Ю. А. Князев //Преподавание истории в школе. — 1987. — № 3. — С. 53—56.
Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей / Д. В. Кацюба. — М.: Просвещение, 1975. — 192с.
Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.
Млекопитающие Калининградской области// http://www.ecocentr39.ru/pedagogam/metodicheskaya-kopilka/item/download/76_b5b3b8ac6d5224b2c2ec98e6fc9e7e6c
Орленок. В.В. Полевая общегеографическая практика )// http://www.ecocentr39.ru/metodicheskie-materialy-po-kraevedeniyu/item/download/591_cd7b63723395090c2a9eb9e1f6ce6807
Плавильщиков Н.Н., Н.В. Кузнецов "Собирание и изготовление зоологических коллекций"// http://www.ecocentr39.ru/pedagogam/metodicheskaya-kopilka/item/download/79_5a604f7deaebc6b9343cb3185471a999
Птицы Калининградской области // http://www.ecocentr39.ru/pedagogam/metodicheskaya-kopilka/item/download/77_65f266e34ee2cffceda5320aaeb149c4
Сергеев И. С. и Сергеев В. И. Краеведческая работа в школе. // http://www.ecocentr39.ru/metodicheskie-materialy-po-kraevedeniyu/item/download/592_1ce5cc3ca1e67867da25ed0b0fe0fc78
Следы животных (определительные таблицы)// http://www.ecocentr39.ru/pedagogam/metodicheskaya-kopilka/item/download/78_26c133af878c2858d15c56e05c682432
Шалимов Ж.Н. Учебные материалы по краеведению// http://www.ecocentr39.ru/metodicheskie-materialy-po-kraevedeniyu/item/download/585_93c7d601de621e89b5c0da228eb65915
Учительская газета, № 15, 2006 год.
Учительская газета, № 21, 2006 год.
Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
Интернет-ресурсы
1. Сайт Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма - http://www.ecocentr39.ru/
2. Энциклопедия географа-натуралиста - http://timuriego.com/
3. Всероссийское генеалогическое древо - http://www.vgd.ru/generes.htm
4. Генеалогия. ру - http://genealogia.ru/
5. Мемориал - Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. - http://www.obd-memorial.ru/html/default.htm
6. Подвиг народа - Банк документов о ходе и итогах боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной войны. Календарь награждений, боевых операций. - http://podvignaroda.mil.ru/
7. Государственный архив Калининградской области - http://www.gako.name/mainsite/
8. Сайт о солдатах Великой Отечественной войны и технологии их поиска в интернете - http://www.soldat.ru/