Методическая разработка классного часа в 9 классе «Стоп насилие»
Методическая разработка классного часа в 9 классе
«Стоп насилие»
Цель: воспитание отрицательного отношения детей к проявлениям жестокости и насилия среди сверстников
Задачи:
Раскрыть значение понятий «насилие» и «жестокость»;
Развивать умение противостоять жестокости;
Развивать способность понимать и умение прощать окружающих людей;
Воспитывать нравственные качества и ценности, лежащие в основе выстраивания взаимоотношений.
Оборудование: плакаты «Лекарство от обиды», цветная бумага, фонограмма песни «Неприятность эту мы переживём», рисунки , презентация, видеоролик.
Форма проведения: круглый стол
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Вед 1: Здравствуйте. Сегодня в разных уголках земного говорят о противодействии агрессии и насилию в семье. Во многих странах проходит акция «16 дней против жестокости и насилия». Подключились к этой акции и мы.
Вед2: Сегодня за круглым столом мы попробуем выяснить, почему происходит насилие в семье. А наши уважаемые гости расскажут нам, что нужно делать чтобы предотвратить насилие в семье.
Вед 1: Детство - самая чудесная пора. Пора открытий и мечтаний, пора свершений и первой любви.
Вед 2: Но порой мы сталкиваемся с жестокостью, агрессией и насилием. А самое неприятное, когда их источником становятся близкие люди. Сами того не понимая, каждодневными придирками и даже рукоприкладством они приносят душевную боль.
Вед 1: И почему решили, что ремень и крик
.В нас, детях, может что-то изменить?
Ведь мы же, дети, — слабые росточки жизни,
И чтобы мы окрепли, надо нас любить.
Ну а помочь окрепнуть может лишь любовь,
А не насилие, жестокость, страх и боль.
Вед 1 и 2 вместе: Мы — дети Луганщины, решительно заявляем, НЕТ насилию и жестокости! Взрослые, мы просим вас - задумайтесь о НАШЕМ будущем! Мы хотим, чтобы взрослые обращались с нами как с равными.
Вед 1. Поприветствуем наших гостей
Историк________________________________________________
Юрист__________________________________________________
Милиционер_____________________________________________
Социальный работник_____________________________________
Психолог________________________________________________
Социолог________________________________________________
Вед 2: Слово предоставляется нашему первому гостю Историку.
Историк
Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Вплоть до IV века н.э. детоубийство не считалось нарушением правовых и моральных норм. Первобытные родители приносили собственных детей в жертву, сами съедали их. Главнейшим «методом» воспитания была жестокость. За непослушание детей в античности швыряли в реку, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги. Ребенка, который не был безупречен по форме или размерам своего тела, который слишком много или слишком мало кричал или просто был не нужен, как правило, убивали. Детей приносили в жертву, замуровывали в стены домов и городов. Христианство принесло в историю человечества новое мировоззрение и новое отношение к детям. Умерщвление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство в 374 году н.э. Церковь противодействовала детоубийству, считая недопустимой встречу их души с душами родителей – их убийц. Однако в христианской Европе в течение длительного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям. Детей избивали за малейшую провинность, чтобы изгнать дьявола, называя их «одержимыми». Заброшенность, телесные наказания детей и продажа их в рабство или крепостную зависимость известны в истории.
В XX веке отношение к детям изменилось.
В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на особую заботу и помощь.
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка.
В каждом государстве существует Конституция и законы которые защищают права ребенка.
Вед 1: Вопрос для нашей аудитории: Как вы думаете, почему в древности насилие над детьми считалось обычным явлением?
Вед 2: Часто мы слышим - «Мир стал жесток». С жестокостью сталкиваются ребятишки детсадовского возраста и подростки, молодые семьи и престарелые. О насилии и его видах нам расскажет юрист.
ЮРИСТ
Говоря о насилии по отношению к детям часто употребляется термин «жестокое обращение с детьми».
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей / лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.
Насилие трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.
Существует четыре основных вида насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое.
Физическим насилием в семье является преднамеренное нанесение одним членом семьи другому члену семьи побоев, телесных повреждений, что может привести или привело к смерти пострадавшего, нарушению физического или психического здоровья, нанесению вреда его чести и достоинству.
Под сексуальным насилием в семье подразумевается противоправное посягательство одного члена семьи на половую неприкосновенность другого, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему члену семьи.
Психологическое насилие в семье — это насилие, связанное с действием одного члена семьи на психику другого члена семьи путем словесных обид или угроз, преследования, запугивания, которыми преднамеренно влечется эмоциональная неуверенность, неспособность защитить себя и может наноситься или наносится вред психическому здоровью.
Экономическое насилие в семье — преднамеренное лишение одним членом семьи другого члена семьи жилья, еды, одежды и другого имущества или средств, на которые пострадавший имеет предусмотренное законом право, которое может привести к его смерти, вызывать нарушение физического или психического здоровья.
Вед 2: Спасибо нашему юристу.
Вед 1: Недавно я встретила своего знакомого врача, который рассказал мне очень жуткую историю. Мне бы хотелось поделиться с этой историей с вами.
Ситуация про мальчика Ванечку (Приложение)
Какие эмоции вызывает у вас эта история?
Какие виды насилия применялись к мальчику?
Кто не прав в этой ситуации?
Какие бы вы советы дали этому мальчику?
Скажите каким, словом можно охарактеризовать жизнь мальчика?
( несчастный, нелюбимый, страдающий, бедный, никому не нужный)
Давайте протянем руку помощи этому мальчику. У каждого из вас есть ладошка. Давайте каждый из вас напишет, то, что хотели бы вы видеть в семье этого мальчика. Да и в каждой семье.
Вед 2: Сегодня у нас в гостях социальный работник
Социальный работник расскажет нам, почему происходит насилие в семье.
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК
Почему происходит насилие в семье.
Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи.
Внешние причины насилия:
распространение в обществе алкоголизма, наркомании;
кризис морали;
кризис культуры;
влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.
Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.
Вед 2: Послушайте, пожалуйста мнение психолога
ПСИХОЛОГ
Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?
Ребенок узнает:
что он не заслуживает уважения;
что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
что насилие - это проявление любви;
что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;
что от взрослых нет защиты.
Как избежать насилия?
В первую очередь, вы должны признаться себе, что насилие в семье имеет место быть, что это вина не ваша и с данным фактом нужно обязательно что-то делать. Если вы и дальше будет уверять себя, что все в порядке, то никогда не выберетесь ада. Во-вторых, вы должны рассказать об этом тому, кому доверяете. Если помощи ни от родных, ни от друзей вы не ждете, тогда обратиться к классному руководителю, директору школы, соседу, в милицию, в службу по делам семьи, в отдел по делам детей, семьи Управления труда и социальной защиты, в Центр социальных служб семьи, детей молодежи. Опытные психологи поговорят с вами и направят на возможный выход из ситуации или посоветуют несколько путей решения.
Чтобы насилие прекратилось, нужно в первую очередь перестать провоцировать его. Наверняка вы хорошо выучили своих близких, и знаете, из-за чего они могут разозлиться и впасть в ярость. Просто не делайте вещей, которые могут привести к вспышкам гнева, и тогда, возможно, ваша жизнь станет спокойнее.
И никогда не отвечайте агрессией на агрессию, этим вы еще больше разозлите человека, и тогда уже он точно не будет отвечать за последствия своих действий. Вы должны быть мудрой: если вы видите, что близкий человек в разговоре с вами начал выходить из себя, остановите разговор и уйдите в другую комнату, закройтесь там и дайте ему время, чтобы он «остыл». Но если он начинает в прямом смысле слова выламывать дверь в комнату, где вы находитесь, смело можете звонить милицию.
Вед 1: Наш социолог провел исследование по проблеме насилия. Давайте внимательно его послушаем.
СОЦИОЛОГ
Почему детей бьют?
Физические наказания – явление, распространенное во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьезно» наказать ребенка и считают, что именно пощечины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный.
Но, несмотря на такую убежденность, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют за собой и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания.
В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы, от искаженного библейского изречения «берегущий розгу ненавидит своего сына» (а ведь настоящий смысл высказывания раскрывается в его продолжении – «любящий учит его морали») вплоть до таких.
(Приводятся разные аргументы.)
«Пусть ребенок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьезное» (но как раз серьезный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).
«В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали; припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребенка, которого бьют).
«Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребенка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).
Вед2: Спасибо нашему социологу.
Вед1: Ну какой же круглый стол без советов милиционера. Послушайте очень внимательно советы милиционера.
МИЛИЦИОНЕР
Что делать, чтобы не стать жертвой насилия:
-
Никому не позволять унижать и обижать себя.
У вас обязательно должны быть люди которым вы доверяете, - это как правило родители или тот кто заботится о вас, и хочет, чтобы вы были в безопасности.
Знать наизусть номера телефонов и имена людей которым доверяете.
Вы должны всегда помнить о телефонах экстренного вызова.
У вас должны быть телефоны участкового инспектора, социальной службы.
Не ходить по улице одному.
Никогда не разговаривать с незнакомыми людьми, никуда с ними не идти, ничего у них не брать, не садится в их автомобиль.
Если вам угрожает опасность нужно постараться убежать, если не получиться позвать на помощь, привлечь к себе внимание.
Не впускать незнакомых в дом.
Знать где дома лежит ваше свидетельство о рождении.
Если что-то случилось обязательно рассказать людям, которым вы доверяете.
Заключительный этап
Вед 1: Может, глядя на наш круглый стол вы,задумаетесь. И не будете брать в руки ремень, а найдете добрые слова и поддержите своего близкого человечка. Может, вместо драк и « стрелок», выяснять - кто сильнее, наши парни будут на спортивных площадках, а не в подворотне….
Вед2: Это неверно «не мы такие - мир такой»! Давайте менять наш мир к лучшему!
Вед 1-2- вместе Мы против насилия! Давайте создадим мир без насилия! Давайте улыбаться друг другу!
Вед 1: Всем спасибо за внимание! До новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Меня зовут Ваня. Мне 7 лет. Я очень люблю свою маму Катю и папу Вадима
а если честно я их люблю и боюсь. они меня всегда бьют, но я не понимаю почему, в чем я виноват...
Утром я проснулся и пошел в школу. Учился я хорошо, учительница меня любила, а я любил весь класс... Знаете у меня нет друзей. На переменках я сижу в классе и играю карандашиками. Со мной никто не хочет дружить. Я всегда пытался подойти к кому нибудь и подружится, но они толкали меня и кричали :" пошел вон уродец "
А знаете почему уродец? у меня на лице был большой шрам, от удара папы, и я всегда ходил в одном и том же. В синих растрепанных джинсах, легкой красной маечке и поношенных ботиночках.
Я не сильно горевал, потому что любил всех.
В этот день после школы я пошел в раздевалку, взял свою старенькую осеннюю курточку и пошел на улицу. Зима ... Метель. Я дрожал от холода и еле ходил. Тут сзади кто-то кинулся на меня и засунул головой в сугроб. Я слышал как они говорили :" урод ты! никому ты не нужен, ты бомж!"
Потом ударили по ногам, по рукам, по спине и ушли
Я плакал...не потому что было холодно, а потому что у меня нет друзей, но я по прежнему всех любил
Потом я пришел домой и мама накинулась на меня и начала таскать за волосы:" где ты был?! Что за вид? Идиот ненормальный! Не будет тебе обеда, вали к себе в комнату!"
Я молча пошел к себе и сидел. Я привык когда меня бьют...когда не обнимут и не скажут хорошие слова. Я так и заснул...в мокрой одежде и голодный.
Потом я начал плохо учиться, ничего не понимал...папа бил за это и очень сильно, один раз так ударил по рукам, что мой пальчик онемел и не двигался...с тех пор так и остался
Из-за этого меня в школе еще больше дразнили.
Проходили дни, и вот однажды у меня заболело сердечко. Мама и папа ничего не делали все как обычно. По ночам знаете что я хотел? Я очень очень хотел чтобы мое сердечко не болело...потому что я не хотел огорчать этим маму и папу...я их очень любил, честно, очень
На следующий день в школе нам задали на уроке нарисовать рисунок :" Моя мечта "
Все рисовали машины, ракеты и куклы, а я нет.
Потому что я не хотел это...я хотел хороших маму и папу...
И я нарисовал семью. Мама, папа и их сыночек радостно играющиеся в настольную игру. Я рисовал и тихонько плакал...ведь это моя мечта...
Когда настала моя очередь показывать классу рисунок, все надо мной смеялись
Я пошел к доске и сказал :" моя мечта это семья. (я показал рисунок и все начали смеяться)
Один мальчик по имени Сережка сказал :"и это твоя мечта? ахахаха"
А я не мог ничего сказать и лишь проговорил сквозь слезы тихо :" пожалуйста не смейтесь надо мной...это моя мечта...меня бьют и не любят...я вас прошу не надо издеваться...я хочу чтобы и меня как и вас мамочка обнимала и целовала...я каждый раз после школы стою в сторонке и смотрю как вас забирают родители и радостно идут домой. А я никому не нужен, я знаю... (я плакал еще сильнее)... У меня нет пальчика и я не красивый, хромой и страшный. Но я не виноват, честно причестно. Я очень люблю своих родителей и не хочу их ничем огорчать...пожалуйста хотя бы вы не издевайтесь надо мной, не бейте
Учительница сдержалась от слез и немногие меня поняли...но все равно издевались
В один день я получил двойку по русскому языку в школе. Я боялся идти домой...маму бы огорчил
Но в другое место мне некуда идти и поплелся домой. Мама узнала про двойку и началось все сначала...
Она схватила меня за больной пальчик и откинула на пол...я ударился ножкой об табурет . Потом ударила два раза по голове и я ничего не мог поделать...
После битья я лежал на полу , на боку и не мог встать. Пальчика не чувствовал и ножку тоже
Мама ушла куда-то и оставила меня...я достал из кармашка печенюшку и начал грызть тихо тихо...я боялся.
Она подошла и сказала :" столько растили тебя дрянь, а ты ничего и делать не можешь, вот пусть отец придет и он тебе задаст! Не жалко аж!!"
я успел только сказать :" мамочка не надо я исправлюсь" и пришел папа
Узнав о двойке, он схватил меня за руку и начал трясти...потом ударил по лицу и ногам...я упал и не помнил ничего
Проснулся в больнице, и увидел, что у меня нет пальчика насовсем...я смотрел в окно и грустил, тихонько плакал...наступал Новый Год и все торопились кто куда... Как дети со своими родителями играют в догонялки...как мама обнимает своего сыночка и целует. А знаете почему я плакал? потому что я не знал что такое улыбка мамы и ее поцелуй...я не знал что такое обнять маму...папу
Меня только били...а я любил
Учительница моя в школе давала мне чай попить, играла со мной немножко...она мой друг
Прошло полгодика. Я учился получше, но мама и папа не любили меня...однажды я пролил случайно чаек, и меня снова побили...Вдруг мое сердечко заболело и я говорил маме :" мама-мама, сердечко болит "
Она не обратила внимания...Я снова был в больнице и родители ко мне не приходили вообще...мне говорили, что они придут, но нет... А я ждал и ждал...Но они отказались от меня...от уродца
А я их так любил... Любил их всех
Мальчик Ваня умер через два дня...от очередной травмы...
Когда его нашли мертвым, он держал в руках рисуночек свой и записку, которую не дописал... Содержание было таково :" Мамочка и Папочка. Простите, что я такой...что некрасивый, глупый и хромой. Простите, что вы не любили меня...простите.
Я не хотел огорчать вас, я хотел только одного .... Обнять тебя мама...поцеловать и сказать, что люблю тебя...
Папа...я хотел играть с тобой в гонки и стрелялки...ходить гулять и петь...Я знаю что виноват(Я вас очень лю....."