Мастер-класс по изготовлению броши из Георгиевской ленты (5–8 классы)
КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Методическая разработка
«Мастер-класс по изготовлению броши из Георгиевской ленты»
для детей 11- 17 лет
Воспитатель: Лавренова Анна Анатольевна
Пгт. Славянка 2024г
Содержание:
|
|
|
Введение…………………………………………. ……………………4
Основная часть ………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………..11
Литература……………………………………………………………..12
Аннотация
В настоящее время для России одной из важных задач, которые необходимо решить в рамках образовательных учреждениях , это воспитание патриотизма. Патриоты это не только герои, участники боевых действий, а люди, которые любя свою Родину такой, какая она есть. Поэтому имеет большое значение воспитание любви к Отчизне с дошкольного возраста, преданности ей, готовности службе в армии. Такая работа ежегодно проводится в нашем центре , что отражено в планах воспитательной работы . Реализация патриотического направления осуществляется через внеклассные мероприятия, организуются встречи с ветеранами войн и труда и т. д.
Методическая разработка может быть полезна для учителей, руководителей изостудий, творческих кружков и объединений. Предлагаемое занятие рассчитано на детей 11-17лет.
Введение
В настоящее время воспитание патриотизма является одним из главных направлений развития подрастающего поколения. В нашем центре воспитатели знакомят ребят с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной войне, проводят встречи с ветеранами, экскурсии по памятным местам родного поселка. Главное, - чтобы знали, чтобы помнили! А для этого необходимо знакомить детей с символами воинской доблести, мужества и героизма защитников Отечества.
Каждый год 9 мая наша страна отмечает годовщину Победы советского народа над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г. В России, в канун Великого праздника Победы, ежегодно, с 24 апреля по 12 мая, начиная с 2005 года, проводится масштабная акция под названием «Георгиевская ленточка». Георгиевская лента — это не только украшение, но и память о Победе советского народа в Великой Отечественной войне, которая унесла огромное количество жизней наших соотечественников.
Большинство ребят не знают и не понимают смысл данной акции. А ведь георгиевская ленточка – это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русских воинов на полях сражений. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 г.г. и рассказывать об этом воспитанникам.
Новизна методической разработки заключается в сочетании различных форм работы, направленных на развитие творческих способностей, патриотического воспитания, посредством рассказа воспитателя, выстраиваемого диалога с воспитанниками, просмотра презентации, удаётся мысленно осуществить путешествие в прошлое – в годы Великой Отечественной войны, прочувствовать атмосферу тех тревожных лет, осознать цену нашей Великой Победы. В результате сотворчества воспитателя и воспитанников, на занятии рождается символ Великой Победы – Георгиевская брошь.
Актуальность выбранной темы методической разработки обусловлена привлечением внимания воспитанников к одному из символов воинской доблести и славы – георгиевской ленты через декоративно-прикладное искусство, а также способствует формированию у ребят неподдельного интереса к историческому и героическому прошлому нашей Родины. Георгиевская лента — это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений, в кровавых рукопашных схватках. Это элемент награды, за которую многие отдавали собственную жизнь.
Цель методической разработки: изготовление броши из георгиевской ленты ко Дню Победы.
Задачи:
Обучающие:
Научить воспитанников изготавливать брошь из георгиевской и атласной ленты ко Дню Победы 9 мая.
Дать представление о появлении георгиевской ленточки, о праздновании Дня Победы.
Развивающие:
развивать творческое воображение, мелкую моторику кистей рук, эстетический вкус;
Воспитательные:
воспитывать аккуратность в выполнении работы, осторожность, усидчивость, патриотизм и чувство гордости за свою страну.
Методическое оснащение занятия:
материально-техническая база: занятие проводится в кабинете изо-студия оборудованном интерактивной доской, ноутбуком. Презентация «История возникновения георгиевской ленты»
дидактическое обеспечение:
- «Георгиевская лента» шириной 23 мм
-атласные ленты белого, синего и красного цвета, ширина40 мм.
- ножницы
-линейка
- карандаш простой
-свеча для обжига срезов ленты
-клей-пистолет
- английские булавки
Методы обучения:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный (показ презентации);
-практический (практическая работа)
Форма организации учебного процесса: групповая.
Возрастной состав – воспитанники 11 – 17 лет: в группе 8 человек.
Предполагаемый результат:
-высокий уровень активности детей на занятии;
-проявление интереса к изготовлению броши из георгиевской ленточки.
-усвоение знаний по данной теме.
Ход занятия:
I Вводный этап.
Организационный момент.
Воспитатель:
- Здравствуйте, я очень рада нашей встречи и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. К нам приближается великий праздник день Победы 9 мая - памятный день. В день Победы мы выходим на парады и выражаем благодарность ветеранам за мирное небо над головой. Георгиевская лента - один из символов празднования торжества.
На этом занятии вы узнаете о георгиевской ленточке и научитесь делать брошь георгиевская лента (показать детям заранее выполненный образец).
Все вы знаете, что уже несколько лет в России проходит акция «Георгиевская ленточка». Что означает эта ленточка? Почему сейчас она стала символом Победы? Об этом мы и поговорим сегодня на нашем занятии. (Рассказ сопровождается слайдами из презентации).
II Основной этап.
Подготовительная часть
Воспитатель:
Перед началом нашей работы я бы хотела вам немного рассказать об истории возникновения георгиевской ленты.
(слайд 1)
Приближается праздник 9 мая, день Победы в Великой Отечественной войне, день, когда принято поздравлять ветеранов этой войны, тех, кто защищал нас.
(слайд 2)
Георгиевская лента является одним из наиболее узнаваемых символов российской действительности последних лет. Эта лента черно-оранжевого цвета является одним из главных атрибутов Дня Победы в Великой Отечественной войне – одного из наиболее уважаемых праздников в нашей стране.
(слайд 3)
Каждый год накануне Дня Победы в нашей стране проходит акция «Георгиевская ленточка». Добровольцы – волонтеры раздают оранжево-черные полоски ткани всем желающим. Эти ленточки люди повязывают на свою одежду.
Цель акции – не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить.
(слайд 4)
Цвета ленты выбраны не случайно. Оранжевый цвет – это цвет пламени. Черный – цвет дыма. Они служат напоминанием о страшных годах войны.
(слайд 5)
Георгиевская ленточка получила свое название от ордена Святого Георгия, он был учрежден Екатериной II 26 ноября 1769г., который имел четыре степени. Им награждали тех, кто отличился в бою. Орден первой степени был выполнен в виде комплекта из креста, звезды и особой ленты, которая имела сначала две желтые и три черные полосы. Вскоре желтый цвет заменили оранжевым. Святой Георгий был замучен и убит врагами христианства –язычниками.
(слайд 6)
За мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности - святого Георгия называют еще Победоносцем. В России очень любили и почитали святого великомученика Георгия. Поэтому дали его имя самому почетному военному ордену. Этим орденом награждались только офицеры и генералы за личные боевые заслуги.
(слайд 7)
Во время Великой Отечественной войны был вновь утвержден орден Славы, имевший три степени. Это была пятиконечная звезда с колодкой, обтянутой лентой оранжево-черного цвета. Такое сочетание цветов напоминало об ордене Святого Георгия. И вновь лента символизировала мужество, воинскую доблесть и преемственность традициям. Уже после распада СССР, в 1992 году, был восстановлен прежний орден Святого Георгия и отличительный знак «Георгиевский крест». Так в современной России вновь появился символ, которому суждено было объединить традиции разных эпох, отстоящих друг от друга на два с лишним века.
(слайд 8)
Некоторые ошибочно полагают, что «Георгиевская лента» – это некое украшение, которое можно нацепить куда угодно: на волосы, собачий ошейник, шнурки ботинок, ремень. Не надо забывать, что для ветеранов войны лента – это символ награды, памяти и подобное обращение с ленточкой недопустимо.
Поскольку память о событии принято хранить в сердцах, георгиевскую ленту традиционно прикрепляют к одежде в районе сердца или повязывают на левую руку. Допускается прикрепление ленточки на антенну или боковое зеркало автомобиля, но при этом транспорт должен быть чистым.
(слайд 9)
В наше время, стало актуальным, делать из георгиевской ленты броши.
Ассортимент их очень разнообразен, они красивы, выдержаны в патриотическом стиле, их удобно пристегнуть к одежде.
Воспитатель:
(слайд 10)
Сегодня мы с вами изготовим оду из таких брошей. Для начала, я покажу, на экране, как будет выглядеть наша брошь, и расскажу последовательность работы. Это не сложно, но требует аккуратности.
Приготовим рабочее место. Повторим технику безопасности.
Прежде, чем приступить к работе с ножницами, давайте вспомним, как нужно обращаться с ними? Конечно же, необходимо выполнять следующие правила:
- на столе ножницы должны лежать в сомкнутом виде;
- передавать ножницы нужно кольцами вперед;
При работе с клеем:
-помещение должно хорошо проветриваться
-не допускать попадания клея в глаза, при необходимости вымыть руки и промыть глаза холодной водой.
При работе со свечой:
-необходимо быть внимательными
-волосы должны быть убраны под головной убор
- держать детали пинцетом поднося их к огню
Практическая часть.
1.Нарежьте ленты ( белый и синий) квадратами со стороной 4 см. Из красной ленты 2.5 см квадраты. Всего приготовим 7 белых, 7 синих и 7 красных квадратов.
2. Приступаем к изготовлению лепестков. Для одного лепестка нам понадобиться 3 квадрата: белый, синий и красный. По отдельности складываем квадраты по диагонали. Получившиеся треугольники складываем ещё раз пополам.
3. Теперь, берем белый треугольник на него кладем синий, поверх синего кладем красный треугольник. Треугольник из трех лент складываем в маленький треугольник и приклеиваем с помощью клеевого пистолета.
Торчащие уголки обрежьте и опалите. Проследите, чтобы все детали хорошенько прикрепились друг к другу, чтобы не было торчащих ниток.
4.Аналогичные манипуляции проделайте с остальными деталями — в результате у вас должно выйти 7 заготовок. Соедините их друг с другом в форме колоска.
5.Сложите георгиевскую ленточку петлей и приклейте с помощью клеевого пистолета колосок , на горячий клей крепим основу-брошь.
III Заключительный этап.
Подведение итогов занятия:
Педагог: Наше занятие подходит к концу. Скажите, трудно было?
Дети: Нет.
Педагог: чем вы занимались на занятии?
Из какого материала вы делали брошь?
Для чего делают такие броши. Нужны ли они?
Вам понравилось наше занятие?
Дети: (ответ)
Педагог: ребята, спасибо за занятие, вы просто молодцы!
Список использованной литературы:
Интернет-ресурсы:
http://www.youtube.com/watch?v=oL3NZmG6sfk – Лента.
http://www.statesymbol.ru/news/20050420/39596492.html .
Государственная символика .
http://genefis-gbr.ru/view.php?id=342 –Георгиевская лента-история символа.
http://www.flagcenter.ru/news/5/ - Георгиевская лента.
http://georgievskaya-lenta.ru/history - История Георгиевской ленты.
http://ru.wikipedia.org. - Википедия.
https://www.youtube.com/watch?v=76xpbVKGKeY - Брошь «канзаши» из георгиевской ленты.
http://vishivashka.ru/kanzashi/georgievskaya_lenta.php - Георгиевская лента своими рукам с элементами «канзаши»
http://www.tavika.ru/2015/04/georgievskaya-lenta.html