Методическая разработка «Методика организации и проведения практических работ по технологии в 6 классе при изучении сквозной технологии "Макетирование и формообразование"»
Введение
Актуальности выбранной темы:
Развитие творческо-конструкторских способностей учащихся - одно из направлений в педагогике. В данный момент любая сфера деятельности заинтересована в сотрудничестве со специалистами высокого класса, умеющими мыслить творчески, мыслить нестандартно, проявлять изобретательность в своем труде.
Одним из интересных видов работы, которым при желании может заняться каждый, является макетирование. Макетирование – процесс изготовления модели, максимально точной копии будущего предмета, в основном это жилые, нежилые постройки, здания.
Цель работы: разработка комплекса практических работ, направленных на развитие у учащихся пространственного представления и воображения,
конструктивно-геометрического мышления, способностей к анализу пространственных форм.
Задачи работы:
- изучить способы получения пространственных моделей и научить решать элементарные проектные задачи;
- изучение свойств пространственных объектов, свойств и качеств поверхностей, образующих эти объекты;
- научить элементарным приёмам работы с инструментами, необходимыми для макетирования и формообразования (чертёжные инструменты, канцелярский нож, ножницы).
Технологические компетенции и результаты.
Обучающийся должен уметь:
- разъяснять содержание понятий «чертеж», «форма», «макет»;
- читать и выполнять элементарные чертежи;
- применять на практике навыки формообразования, использования объёмов в дизайне (макетирование из подручных материалов);
- характеризовать основные методы/способы/приёмы изготовления объёмных деталей из различных материалов.
Глоссарий: чертёж, форма, макет.
Основное теоретическое содержание
При изучении сквозной технологии «Макетирование и формообразование» рассматриваются методы трёхмерного моделирования в материале, свойства различных материалов и их выразительных средств - текстур, фактур. Изучается технология создания макетов из различных материалов.
Прежде, чем начать изготавливать объёмную фигуру, нужно знать, как она
выглядит в пространственном измерении: сколько она имеет граней, вершин,
рёбер. Для того чтобы было легче представить фигуру, её нужно изобразить на плоскости. Большинство учащихся выполняют чертежи поспешно, не вдумываясь, что это приводит к дальнейшим ошибкам в моделях. Изображать фигуры на плоскости принято так:
Изображение фигур в трёхмерном пространстве:
После того, как учащиеся выяснили, из каких элементов состоит фигура, и как они между собой связаны, нужно сделать развертку фигуры на бумаге. При этом важно не забыть о том, что грани фигуры должны между собой скрепляться. Для этого необходимо дочертить к ним соединительные элементы. Следующий этап - вырезание полученной заготовки, после чего следует её сборка. На этом заканчивается процесс изготовления фигуры. Таким образом, можно моделировать разнообразные тела.
Методическое описание технологических приёмов и способов достижения педагогической цели:
Методическая инструкция по изготовлению некоторых
пространственных фигур.
Цилиндр
На листе бумаги, из которого будет изготовлен цилиндр, начертить прямоугольник.
2. С нижнего и верхнего края отступить по 8 мм, начертить линии.
3. С левого края нарисовать соединительный элемент (он не должен выходить за очерченные линии внизу и верху прямоугольника). Затем, вырезаем полученную заготовку.
4. По верхнему и нижнему краю на заготовке до очерченных линий сделать надсечки (0,4-0,5 мм).
5. Начертить и вырезать два круга одинакового размера.
6. Склеить вырезанный прямоугольник. Надсечки загнуть под углом 90֯.
7. Приклеить круги - основания цилиндра, зафиксировав их на надсечках.
Конус
На листе бумаги, из которого будет изготовлен конус, начертить круг, отметить его центр.
С помощью карандаша, линейки и циркуля начертить сектор.
Произвольно начертить соединительный элемент.
Вокруг данного круга начертить круг, радиус которого больше на 0,7-1 см.
Вырезать полученную заготовку. По краям по очерченной линии выполнить надсечки. Склеить боковую поверхность конуса.
Обвести основание конуса, приложив его к бумаге и врезать получившийся круг (основание конуса).
Соединить боковую поверхность конуса с его основанием. Приклеить.
Приклеить основание к конусу с помощью надсечек.
Т реугольная пирамида
Сделать шаблон одной грани пирамиды (равносторонний треугольник). Для того чтобы было удобно, используем тетрадный лист в клеточку. Далее необходимо вырезать шаблон.
(Для того, чтобы вписать равносторонний треугольник в окружность, нужно при помощи циркуля разделить окружность на 6 равных частей и соединить полученные точки, через одну).
Н аложив шаблон на бумагу, из которой будет изготовлена пирамида, обвести его. Так повторяем 4 раза. На трёх заготовках с двух сторон произвольно начертить соединительные элементы, вырезать полученные заготовки - это боковые грани пирамиды. Одну заготовку вырезать, не дорисовывая соединительные элементы - это основание пирамиды.
Последовательно, друг за другом, склеить между собой боковые грани пирамиды так, чтобы внизу каждой грани находился соединительный элемент.
К оставшимся снизу соединительным элементам приклеить основание пирамиды.
Куб
На тетрадном листе начертить и вырезать шаблон грани куба - квадрат.
С помощью полученного шаблона, на листе бумаги, из которого будет изготовлен куб, выполнить чертёж раскладки куба. (развёртка куба изучается в 5 классе на уроках математике, в теме «Куб. Объём прямоугольного параллелепипеда).
Произвольно начертить соединительные элементы.
В ырезать полученную заготовку. Последовательно, друг за другом, с помощью соединительных элементов склеить грани.
Практические советы по изготовлению объёмных моделей
1. Начиная работу, выполните эскиз фигуры, представьте её элементы (количество, форму).
2. На этапе изготовления развёртки удобно пользоваться шаблонами граней. Такой шаблон нужно сначала чертить на листе в клетку, а затем переносить на картон. Картонный шаблон более удобен в работе, чем бумажный.
3. Выбирая материал, из которого будут изготавливаться модели, лучше использовать плотную бумагу или картон. Использование плотной бумаги или картона даст лучший эффект: с ними удобнее работать, готовая модель хорошо держит форму.
4. Выбор склеивающего материала зависит от плотности выбранной бумаги:
если работать с тонкой бумагой, то лучше использовать клей ПВА или клей-карандаш; при работе с картоном лучше использовать двухсторонний скотч.
5. На этапе изготовления разверстки не забудь о соединительных элементах.
Необходимо тщательно продумать, где они будут располагаться.
Задания, обучающие навыкам деформирования бумаги.
Цель заданий: выявление пластического характера рельефных форм.
Содержание заданий: выполнение упражнений по деформации плоского листа бумаги, которые направлены на освоение рациональных приёмов работы инструментами в процессе изготовления рельефов с применением прямых и кривых линий без прореза, с применением прямых линий с прорезом.
Упражнение 1. «Прямая складка».
На листе бумаги с размерами 150×150 мм нанести разметку твёрдым остро отточенным карандашом. Для этого по краю листа следует отложить отрезки по 20 мм с одной стороны и по 20 мм с другой стороны таким образом, чтобы линии чередовались и в результате получилась «гармошка» с шириной грани 10 мм.
Рёбра и грани деформированной поверхности плоского листа будут ровными, если по линиям сгиба сделать надрезы с той стороны, где образуется внешнее ребро.
Надрезы следует выполнять острым макетным ножом с применением металлической линейки на глубину, равную приблизительно половине толщины листа бумаги. До начала деформации поверхности листа разметку, выполненную карандашом, необходимо удалить (рис. 1).
Сгибать лист рекомендуется следующим образом: на размеченный участок наложить металлическую линейку, слегка согнуть бумагу по разметке.
Рис.1. Пример выполнения «прямой складки»
Упражнение 2. «Кривая складка».
Выполнение упражнения начинается с нанесения разметки чертёжными инструментами с двух сторон листа бумаги со сторонами 150×150 мм. Радиус дуги задавать самостоятельно не менее 40 мм (рис. 2).
Надрезы следует выполнять макетным ножом от руки или по шаблону
(рис. 3).
Рис.2. Нанесение разметки на листе Рис.3. Пример выполнения «кривой складки»
Упражнение 3. «Уголки».
Рельеф создается с помощью прорезей и надрезов в местах сгиба бумаги. Пример нанесения разметки на лист приведен на рис. 4.
Особое внимание следует уделить выполнению коротких прорезей остриём макетного ножа. Необходимо фиксировать начало и конец намеченного отрезка, не допуская надрезов за его пределами (рис. 5).
Рис. 4. Нанесение разметки на листе Рис.5. Пример выполнения рельефа «уголки»
Разработка практических работ
Конструирование из бумаги учит детей совершать последовательные действия, концентрировать внимание, слушать и воспринимать устные инструкции учителя; способствует развитию мелкой моторики, памяти, формированию пространственного воображения и умения мысленно оперировать плоскими и объёмными предметами; стимулирует развитие творческих способностей.
Практическая работа №1
Название работы: «Создание макета объёмно-пространственной композиции в ограниченном пространстве»
Задание: разработать макет нового памятника для г. Мурманска.
Цель работы: склеить в масштабе макет в цвете с применением текстур.
Задачи: освоить приёмы макетирования с учетом масштаба, применить
на практике полученные технические навыки макетирования.
Время выполнения работы: 180 мин (4 урока по 45 мин)
Методические рекомендации:
Макет композиции клеится с использованием каркаса, который удобнее всего сделать из гофрированного (коробочного) картона. В нём задаются основные объёмы и толщина стен. Далее каркас оклеивается с использованием различных материалов, имитирующих отделку постамента, элементов конструкции. Затем в подготовленном объёме фиксируются элементы макета.
Примеры детских практических работ:
1. Автор: Шацкая Альбина, 6 «Б» класс, МБОУ «МАЛ»
Название работы: «Замок Рапунцель»
Авторы: Долинина Диана, Карасёва Антонина,
6 «Б» класс, МБОУ «МАЛ»
Авторы: Дмитриева Милена, Морошану Екатерина, 6 «Б» класс, МБОУ «МАЛ»
Автор: Аблажей Анастасия, 6 «Б» класс, МБОУ «МАЛ»
Авторы: Терёшкина Наталья, Жолнерович Виктория,
6 «А» класс, МБОУ «МАЛ»
Автор: Вершинина Милана, 6 «В» класс, МБОУ «МАЛ»
Практическая работа №2
Название работы: «Моделирование в ограниченном пространстве»
Задание: выполнить макет интерьера жилой комнаты, общественного помещения, учебной аудитории и т.п.
Цель работы: склеить в масштабе макет интерьера в цвете с применением текстур.
Задачи: освоить приёмы макетирования с учётом масштаба, применить на практике полученные технические навыки макетирования.
Время выполнения работы: 180 мин (4 урока по 45 мин)
Методические рекомендации:
Макет помещения клеится с использованием каркаса, который удобнее всего сделать из гофрированного (коробочного) картона. В нём прорезаются окна и дверные проёмы, задаётся толщина стен. Далее каркас снаружи оклеивается бумагой нейтрального цвета, внутри – с использованием различных материалов, имитирующих отделку стен, пола. Затем в подготовленном объёме помещения размещается мебель и элементы интерьера.
Примеры детских практических работ:
Автор: Шабакаева Анна, 6 «А» класс, МБОУ «МАЛ»
Название работы: «Макет моей комнаты»
Автор: Углова Ярослава, 6 «В» класс, МБОУ «МАЛ»
Название работы: «Макет комнаты для вепсской народной куклы».
Практическая работа №3
Задание: выполнить по схеме макет подарочной упаковки. Расчитать построение развертки, разметка сгибов.
Цель занятия: выполнение макета упаковки, изучение и применение приёмов работы с бумагой.
Время выполнения работы: 25 мин
Организация рабочего места.
На рабочем столе необходимо аккуратно разложить все материалы и инструменты. Острые инструменты (ножи, циркуль) необходимо держать в футляре. Клей должен стоять на листе бумаги.
Макетные материалы и инструменты.
Для выполнения заданий потребуются следующие материалы и инструменты:
- карандаш Н, 2Н;
- набор чертежных инструментов (готовальня);
- масштабная линейка;
- мягкий ластик;
- нож или резак;
- металлическая линейка, по которой режут бумагу;
- доска для резки бумаги (можно использовать линолеум или пластик, наклеенный на доску);
- ножницы;
- клей ПВА;
- бумага.
Техника безопасности.
При работе с канцелярским или макетным ножом нужно соблюдать следующие правила:
1) Хранить макетный нож нужно со спрятанными в ручку лезвием.
2) При работе для резания бумаги и картона нужно выдвигать лезвие на 1-2 деления.
3) При работе нажимать равномерно и резать аккуратно, не торопясь. Левую руку убирать от места разреза.
4) При работе пользоваться фальцлинейкой и работать только на подкладной доске.
5) Окончив работу, лезвие надо спрятать в ручку.
6) Передавать нож соседу со спрятанным лезвием, то есть в нерабочем состоянии.
При изготовлении макетов, выполняемых из бумаги, следует стремиться к высокой культуре технического исполнения.
На чертежах приняты определенные условные обозначения:
___________ - толстая сплошная линия – это разрез по линии контура, прорезается насквозь;
_________________ - сплошная тонкая линия - надрез с лицевой стороны на половину толщины бумаги.
- - - - - - - - - - - - штриховая линия - невидимый контур, надрез на половину толщины бумаги с изнаночной стороны.
Критерии оценивания практических работ по макетированию:
Оформление работы
«5»
Макет выполнен аккуратно.
Пространство заполнено по всем правилам эргономики.
Правильно подобран материал для изготовления макета.
«4»
Макет выполнен достаточно аккуратно.
Пространство заполнено с незначительными нарушениями правил эргономики.
Неудачно подобран материал для изготовления макета.
«3»
Макет выполнен небрежно.
Пространство заполнено хаотично.
Выбор материала не соответствует содержанию.
Список использованной литературы:
О.В. Финаева «Роль начертательной геометрии в дизайн-образовании».
О. В. Финаева Наука ЮУрГУ. Секции технических наук: материалы 62-й науч. конф. – Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. – Т. 1. - С. 108-111.
2. ГОСТ 2.002-72 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Требования к моделям, макетам, применяемым при проектировании (с Изменениями N1, 2 – М.: Стандартинформ, 2011. – 4 с.
3. Ю.М. Калинин /Архитектурное макетирование: учеб. пособие / Ю.М. Калинин, М.В. Перькова. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. – 117 с.
4. Н.В. Калмыкова. Макетирование/Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. – М.: Архитектура-С, 2004. – 94 с.
5. Основы методологии проектирования в промышленном дизайне: учеб. Пособие /Е.П. Михеева [и др.]; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. – 80 с.