12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сизова Екатерина Сергеевна25 |
Урок «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ивняковская средняя школа»
Ярославского муниципального района
Методическая разработка
Музыкальные инструменты симфонического оркестра
для обучающихся 4 классов
автор-составитель
Сизова Екатерина Сергеевна
п. Ивняки
2023 г
Пояснительная записка.
Требования, предъявляемые к личности и знаниям учащихся в соответствии с ФГОС, показывают, что педагогу необходимо использовать новые методы, ресурсы и возможности для достижения высоких результатов при овладении предметом и формировании универсальных учебных действий.
Достижение данных целей сложно представить без использования современных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Использование ЦОР позволяет эффективно усвоить изучаемый материал, повышает мотивацию обучающихся к дальнейшему изучению не только предмета, но и к обучению в целом, оптимизирует образовательный процесс и расширяет знания и возможности обучающихся в сфере метапредметных связей и формирования УУД.
ФГОС.
Современный урок музыки – это урок, построенный методически грамотно с использованием современных педагогических, цифровых и электронных образовательных технологий, электронных музыкальных инструментов и современных методов обучения и воспитания. Урок музыки это всегда творческий процесс, ярко эмоционально окрашенный. Использование различных цифровых и электронных образовательных технологий позволяет не только эффективно построить урок, но также постоянно развиваться педагогу, что благотворно влияет на построение дальнейшего образовательного процесса.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
К ЦОР и ЭОР, которые можно использовать на современном уроке музыки, можно отнести следующие ресурсы.
Презентации Power Point
Видеоматериалы
3. Мультипликация и анимированная музыка
4. Звуковые и видеофонограммы музыкальных произведений и песен
5. Электронные пособия
6. Наглядность (зрительный ряд):
7. Радио или видео передачи с дикторским текстом
8. Литературный ряд
9. Творческие (интерактивные) задания для учащихся: Для создания таких заданий можно использовать различные приложения, такие как LearningApps, Kahoot, Plickers и др.
Широкое применение информационных технологий способно развивать творчество учащихся, повысить эффективность методов обучения для всех форм организации учебного процесса.
Образование с использованием ЦОР и ЭОР на уроке музыки - важное понятие, обозначающее использование средств наглядной иллюстрации в образовании (аудио- и видеоматериалов на традиционных носителях и в компьютерной презентации), а также обучение деятельности в современных технологиях медиа, с использованием ЦОР и ЭОР.
Технологическая карта урока
| |||
Предмет: | Музыка | ||
Класс: | 4 «а» | ||
Автор УМК | Учебник «Музыка» для 4 класса Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. | ||
Тема: | «Музыкальные инструменты симфонического оркестра» | ||
Тип урока | Открытия нового знания | ||
Вид урока | Урок - исследование | ||
Цель: | Сформировать у учащихся представление о составе музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра | ||
Задачи | 1. Обобщение знаний о музыкальных инструментах, формирование знаний о составе симфонического оркестра. 2.Развивать познавательные процессы и коммуникативные умения. 3.Формирование умения применять полученные знания на практике. 4.Воспитывать музыкально-хоровую культуру | ||
Виды деятельности на уроке | Восприятие и анализ музыки, выполнение проблемно-творческих заданий, вокально-хоровая работа. | ||
Методы обучения | Беседа, ИКТ, рассказ, наглядно-поисковый метод, метод перспективы и ретроспективы. | ||
Оборудование: | Компьютер, проектор, синтезатор, экран | ||
Материалы к уроку | Аудио и видеозаписи музыкальных произведений, слайдовые иллюстрации симфонического оркестра и инструментов, дидактический материал с музыкальными инструментами в таблицах
| ||
Формируемые УУД
| Личностные
| Метапредметные | Предметные |
Наличие мотивационной основы учебной деятельности. Выражение эстетических чувств при слушании музыкальных произведений. | Умение строить речевые высказывания о музыкальных произведениях и музыкальных инструментах в устной форме. Осуществлять поиск информации с использованием учебника по «Музыке» 4 класса. | Знание имен отечественных и зарубежных композиторов, названия некоторых музыкальных инструментов и групп оркестра. Умение определять характер и настроение музыки, проявление навыков вокально-хоровой деятельности.
| |
Основные понятия | Симфония, оркестр, симфонический оркестр. |
Ход урока
№ этапа | Название этапа, задачи этапа | Деятельность учителя (содержание деятельности, приёмы, методы, формы обучения) | Деятельность обучаемых | Образовательный продукт, результат взаимодействия. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
1. | Орг. момент, 1 мин. | Приветствие, настрой учащихся на урок. На доске слайд с эпиграфом к уроку. Эпиграф «Оркестр - это чудо созданное руками человека»
| Дети входят в класс под музыку В.А.Моцарта « Симфония № 40», в исполнении симфонического оркестра.В руках у каждого один из трех знаков для того, чтобы сесть сразу в группы. Музыкальное приветствие.
| Настрой детей на урок. Рассадка по группам |
2.
|
Актуализация знаний.
Мотивация. Целепологание.
6 мин.
| Слайд 1: «Людовик 14» Учитель: - Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие во Францию, к королю Людовику 14, чтобы узнать одну из тайн музыки. Эта тайна и будет темой нашего урока. И нам нужно скорее её узнать. Но чтобы туда отправиться, надо купить билеты. У вас на партах лежат задания. Прочитайте их и выполните. Задание: В конверте на каждом столе спрятан музыкальный инструмент. Расположив все фрагменты правильно у вас получится нужный инструмент. 1 группа: виолончель 2 группа: барабан 3 группа: флейта Учитель: - А теперь ответьте на мой вопрос: какое слово объединяет все три ваши ответа? Что такое флейта, виолончель и барабан?
| Выполняют задания. |
Идёт объяснение, по какому признаку они их составили.
|
Выход на проблемный вопрос. Итак, отправляемся в путешествие! Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: каким приёмом извлекается звук из вашего инструмента? (акцент на слова: «ударом», «смычком по струнам», «вдуванием воздуха»). -В наше путешествие отправятся ещё и наши попутчики – все инструменты, которые вы видите на выставке. Вам предстоит взять «своих» попутчиков, то есть те музыкальные инструменты, которые являются родственными тому инструменту, который вы отгадали в загадке. Итак, подойдите к доске и заберите ваших попутчиков.
На доске изображения: 1) скрипка, контрабас, альт; 2) кларнет, гобой, фагот; труба, валторна, туба, тромбон; 3) литавры, треугольник и бубен.
Слайд 2 «Группы музыкальных инструментов»
Слайды звучание инструментов Учитель: - Запомните свою группу. Нам это потом пригодится. Итак, все путешественники в сборе! Можно отправляться!
| Дети разбирают инструменты по группам.
Дети вспоминают группы музыкальных инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.
Вспоминают звучание всех групп инструментов | |||
3.
| Изучение нового материала: беседа, 5 мин.
| Учитель: - По прибытию во Францию, во дворец короля Людовика 14-го, нам необходимо будет открыть ворота дворца. Они откроются, если мы с вами из предложенных слов выберем 2, которые не могут существовать одно без другого. Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите музыкальные термины.
Учитель: - Ребята, а вы знаете, где и как родилась симфония? Дети: - Нет! Учитель:- Хорошо, мы о ней узнаем в замке. Возможно, в замке короля нам помогут рассказать её историю. Два другие слова помогут открыть ворота. А какие два слова вы выбрали? Дети: - Оркестр и дирижёр (если дети не выполнили задание, необходимо их к этому подвести). Учитель: - Вот мы и прибыли. Давайте посмотрим, откроются ли ворота?!
Слайд 3 «Замок короля» Учитель: - Вот мы и вошли в замок короля. Посмотрите, это загадочное слово живёт здесь! Мне сообщили, что для нас король оставил старинное послание, в котором нас ждёт интересная история. История короля (напечатано на «старинной» бумаге – с обожженными краями): Также текст дублируется на экране. В тексте пропущены некоторые слова. Детям предлагается заполнить текст на доске.
|
«Ключевые термины» (работа в группах).
Задание: даны слова: симфония, оркестр, дирижёр. Определить знакомые и незнакомые. Дать объяснение (вспоминаем, что такое симфония, оркестр, дирижёр).
Учитель открывает ворота (две бумажные створки на доске, прикреплённые магнитами): на одной створке – «оркестр», на другой – «дирижёр». В середине – «симфония».
|
|
|
| |||
Работа с фонохрестоматией, 6мин.,распевание, Разучивание песни
7-8 мин.
| Прослушивание и разучивание песни «Наш оркестр» Распевка Исполнение песни.
| Слушание песни. Разучивание мелодии, произношение текста. Повторное слушание и исполнение. Познакомится с особенностями интонации, мелодии, определить настроение, характер песни. Хоровое пение (слайд) 1куплет-1 группа 2 куплет-2 группа 3 куплет-3 группа | Исполнение песни по группам Обсуждение характера и настроения песни, исполнение хором. Творческий подход к исполнению: придумать движения под музыку. | |
4.
|
Работа с учебником.
3-4 мин. | - Какая Группа инструментов делится на две группы. Посмотрите в учебнике на стр. 31-32 и заполните таблицу на доске. | Дети (по 1 чел от группы) называют свою группу инструментов симфонического оркестра. Каждому предлагается вставить пропущенные названия муз.инструментов в таблицу на доске
| Заполнение таблицы. |
| Физкультминутка.
3 мин. | Слайд 4. -Посмотрите, какие красивые леса в России. А что это за дерево изображено? -Правильно, ель. Мы отправляемся с вами в лес и поиграем в игру на внимание. Ваша задача, когда в тексте говорится о елочках, мы поднимаем руки вверх и стоим, а когда говорят о пенечках , мы приседаем. Молодцы, самая внимательная у нас группа…
| Играют в игру. Делая физ.разминку. | Повторяют движения под музыкальный видео фрагмент на доске. |
5. | Импровизация. Инструментальное музицирование.
5 мин. | Учитель: Так как мы с вами вернулись в Россию, мы будем с вами играть на русских нар.инструментах, и называться мы будем оркестром народных инструментов. Но слово оркестр у нас не может существовать без какого слова? Учитель: Правильно, нам нужен дирижер, который будет управлять оркестром. Ваша задача импровизировать на выданных вам муз. инструментах. Молодцы замечательный получился у нас оркестр.
|
Дети: Дирижер,
|
Игра на рус.нар. инструментах. |
6. | Оценка работы. Итог. 3 мин. | Учитель: Мы хорошо сегодня с вами поработали на уроке. У вас на столах у каждого лежат бумажные сотовые телефоны. Напишите SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оцените, как плодотворно вы поработали. | Дети пишут смс друг другу. | Создание ситуации успеха. Рефлексия. Создание условия восприятия и запоминания при положительном энергетическом контакте. |
7. | Домашнее задание.
1 мин. | Слайд.5 Домашнее задание на выбор учащихся. 1. Нарисовать один из муз. инструментов симф. оркестра, для выставки в классе. 2. Составить кроссворд на тему «Симфонический оркестр» Учитель: - Путешествие наше подошло к концу и наш урок окончен! Спасибо вам ребята!
|
|
|
5