12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сизова Екатерина Сергеевна25

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ивняковская средняя школа»

Ярославского муниципального района

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

Музыкальные инструменты симфонического оркестра

 

для обучающихся 4 классов

 

 

 

 

 

 

автор-составитель

 

Сизова Екатерина Сергеевна


 

п. Ивняки

2023 г

Пояснительная записка.

Требования, предъявляемые к личности и знаниям учащихся в соответствии с ФГОС, показывают, что педагогу необходимо использовать новые методы, ресурсы и возможности для достижения высоких результатов при овладении предметом и формировании универсальных учебных действий.

Достижение данных целей сложно представить без использования современных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Использование ЦОР позволяет эффективно усвоить изучаемый материал, повышает мотивацию обучающихся к дальнейшему изучению не только предмета, но и к обучению в целом, оптимизирует образовательный процесс и расширяет знания и возможности обучающихся в сфере метапредметных связей и формирования УУД.

ФГОС.

Современный урок музыки – это урок, построенный методически грамотно с использованием современных педагогических, цифровых и электронных образовательных технологий, электронных музыкальных инструментов и современных методов обучения и воспитания. Урок музыки это всегда творческий процесс, ярко эмоционально окрашенный.  Использование различных цифровых и электронных образовательных технологий позволяет не только эффективно построить урок, но также постоянно развиваться педагогу, что благотворно влияет на построение дальнейшего образовательного процесса.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы:

 К ЦОР и ЭОР, которые можно использовать на современном уроке музыки, можно отнести следующие ресурсы.

Презентации  Power Point 

Видеоматериалы


3. Мультипликация и анимированная музыка 

4. Звуковые и видеофонограммы музыкальных произведений и песен

5. Электронные пособия

6. Наглядность (зрительный ряд):
7. Радио или видео передачи с дикторским текстом

8. Литературный ряд

9. Творческие (интерактивные) задания для учащихся: Для создания таких заданий можно использовать различные приложения, такие как LearningApps, Kahoot, Plickers  и др.

 Учить музыке можно современно и по-новому: петь и играть на инструментах. И всё это с обязательным использованием современных технологий.

Широкое применение информационных технологий способно развивать творчество учащихся, повысить эффективность методов обучения для всех форм организации учебного процесса.

Образование с использованием ЦОР и ЭОР на уроке музыки - важное понятие, обозначающее использование средств наглядной иллюстрации в образовании (аудио- и видеоматериалов на традиционных носителях и в компьютерной презентации), а также обучение деятельности в современных технологиях  медиа, с использованием ЦОР и ЭОР.


 


 

Технологическая карта урока

 

Предмет:

Музыка

Класс:

4 «а»

Автор УМК

Учебник «Музыка» для 4 класса Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С.

Тема:

«Музыкальные инструменты симфонического оркестра»

Тип урока

Открытия нового знания

Вид урока

Урок - исследование

Цель:

Сформировать у учащихся представление о составе музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра

Задачи

1. Обобщение знаний о музыкальных инструментах, формирование знаний о составе симфонического оркестра.

2.Развивать познавательные процессы и коммуникативные умения.

3.Формирование умения применять полученные знания на практике.

4.Воспитывать музыкально-хоровую культуру

Виды деятельности на уроке

Восприятие и анализ музыки, выполнение проблемно-творческих заданий, вокально-хоровая работа.

Методы обучения

Беседа, ИКТ, рассказ, наглядно-поисковый метод, метод перспективы и ретроспективы.

Оборудование:

Компьютер, проектор, синтезатор, экран

Материалы к уроку

Аудио и видеозаписи музыкальных произведений, слайдовые иллюстрации симфонического оркестра и инструментов, дидактический материал с музыкальными инструментами в таблицах

 

Формируемые УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные

 

Метапредметные

Предметные

Наличие мотивационной основы учебной деятельности. Выражение эстетических чувств при слушании музыкальных произведений.

Умение строить речевые высказывания о музыкальных произведениях и музыкальных инструментах в устной форме. Осуществлять поиск информации с использованием учебника по «Музыке» 4 класса.

Знание имен отечественных и зарубежных композиторов, названия некоторых музыкальных инструментов и групп оркестра. Умение определять характер и настроение музыки, проявление навыков вокально-хоровой деятельности.

 

Основные понятия

Симфония, оркестр, симфонический оркестр.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ход урока

этапа

Название этапа,

задачи этапа

Деятельность учителя

(содержание деятельности,

приёмы, методы, формы обучения)

Деятельность

обучаемых

Образовательный

продукт,

результат

взаимодействия.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

Орг. момент,

1 мин.

Приветствие, настрой учащихся на урок.

На доске слайд с эпиграфом к уроку.

Эпиграф

«Оркестр - это чудо созданное руками человека»

 

Дети входят в класс под музыку В.А.Моцарта « Симфония № 40», в исполнении симфонического оркестра.В руках у каждого один из трех знаков для того, чтобы сесть сразу в группы.

Музыкальное приветствие.

 

Настрой детей на урок.

Рассадка по группам

2.

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний.

 

 

 

 

Мотивация.

Целепологание.

 

6 мин.

 

 

 

 

 

Слайд 1: «Людовик 14»

Учитель: - Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие во Францию, к королю Людовику 14, чтобы узнать одну из тайн музыки. Эта тайна и будет темой нашего урока. И нам нужно скорее её узнать.

Но чтобы туда отправиться, надо купить билеты. У вас на партах лежат задания. Прочитайте их и выполните.

Задание: В конверте на каждом столе спрятан музыкальный инструмент. Расположив все фрагменты правильно у вас получится нужный инструмент.

1 группа: виолончель

2 группа: барабан

3 группа: флейта

Учитель: - А теперь ответьте на мой вопрос: какое слово объединяет все три ваши ответа? Что такое флейта, виолончель и барабан?

 

Выполняют задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идёт объяснение, по какому признаку они их составили.

 

Выход на проблемный вопрос.

Итак, отправляемся в путешествие! Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: каким приёмом извлекается звук из вашего инструмента?

(акцент на слова: «ударом», «смычком по струнам», «вдуванием воздуха»).

-В наше путешествие отправятся ещё и наши попутчики – все инструменты, которые вы видите на выставке. Вам предстоит взять «своих» попутчиков, то есть те музыкальные инструменты, которые являются родственными тому инструменту, который вы отгадали в загадке. Итак, подойдите к доске и заберите ваших попутчиков.

 

На доске изображения: 1) скрипка, контрабас, альт; 2) кларнет, гобой, фагот; труба, валторна, туба, тромбон; 3) литавры, треугольник и бубен.

 

Слайд 2 «Группы музыкальных инструментов»

 

 

 

Слайды звучание инструментов

Учитель: - Запомните свою группу. Нам это потом пригодится. Итак, все путешественники в сборе! Можно отправляться!

 

 

 

Дети разбирают инструменты по группам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети вспоминают группы музыкальных инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.

 

 

Вспоминают звучание всех групп инструментов

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового

материала:

беседа, 5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: - По прибытию во Францию, во дворец короля Людовика 14-го, нам необходимо будет открыть ворота дворца. Они откроются, если мы с вами из предложенных слов выберем 2, которые не могут существовать одно без другого.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите музыкальные термины.

 

Учитель: - Ребята, а вы знаете, где и как родилась симфония?

Дети: - Нет!

Учитель:- Хорошо, мы о ней узнаем в замке. Возможно, в замке короля нам помогут рассказать её историю. Два другие слова помогут открыть ворота. А какие два слова вы выбрали?

Дети: - Оркестр и дирижёр (если дети не выполнили задание, необходимо их к этому подвести).

Учитель: - Вот мы и прибыли. Давайте посмотрим, откроются ли ворота?!

 

 

Слайд 3 «Замок короля»

Учитель: - Вот мы и вошли в замок короля. Посмотрите, это загадочное слово живёт здесь! Мне сообщили, что для нас король оставил старинное послание, в котором нас ждёт интересная история.

История короля (напечатано на «старинной» бумаге – с обожженными краями):

Также текст дублируется на экране. В тексте пропущены некоторые слова. Детям предлагается заполнить текст на доске.

 

 

 

 

«Ключевые термины» (работа в группах).

 

Задание: даны слова: симфония, оркестр, дирижёр.

Определить знакомые и незнакомые.

Дать объяснение (вспоминаем, что такое симфония, оркестр, дирижёр).

 

 

 

Учитель открывает ворота (две бумажные створки на доске, прикреплённые магнитами): на одной створке – «оркестр», на другой – «дирижёр». В середине – «симфония».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа

с фонохрестоматией,

6мин.,распевание, Разучивание песни

 

7-8 мин.

 

Прослушивание и разучивание песни «Наш оркестр»

Распевка

Исполнение песни.

 

Слушание песни. Разучивание мелодии, произношение текста. Повторное слушание и исполнение.

Познакомится с особенностями интонации, мелодии, определить настроение, характер песни.

Хоровое пение (слайд)

1куплет-1 группа

2 куплет-2 группа

3 куплет-3 группа

Исполнение песни по группам

Обсуждение характера и настроения песни, исполнение хором.

Творческий подход к исполнению: придумать движения под музыку.

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником.

 

 

3-4 мин.

- Какая Группа инструментов делится на две группы. Посмотрите в учебнике на стр. 31-32 и заполните таблицу на доске.

Дети (по 1 чел от группы) называют свою группу инструментов симфонического оркестра.

Каждому предлагается вставить пропущенные названия муз.инструментов в таблицу на доске

 

Заполнение таблицы.

 

Физкультминутка.

 

3 мин.

Слайд 4.

-Посмотрите, какие красивые леса в России. А что это за дерево изображено?

-Правильно, ель. Мы отправляемся с вами в лес и поиграем в игру на внимание. Ваша задача, когда в тексте говорится о елочках, мы поднимаем руки вверх и стоим, а когда говорят о пенечках , мы приседаем.

Молодцы, самая внимательная у нас группа…

 

Играют в игру. Делая физ.разминку.

Повторяют движения под музыкальный видео фрагмент на доске.

5.

Импровизация.

Инструментальное музицирование.

 

5 мин.

Учитель: Так как мы с вами вернулись в Россию, мы будем с вами играть на русских нар.инструментах, и называться мы будем оркестром народных инструментов. Но слово оркестр у нас не может существовать без какого слова?

Учитель: Правильно, нам нужен дирижер, который будет управлять оркестром.

Ваша задача импровизировать на выданных вам муз. инструментах.

Молодцы замечательный получился у нас оркестр.

 

 

 

 

 

 

Дети: Дирижер,

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра на рус.нар. инструментах.

6.

Оценка работы.

Итог.

3 мин.

Учитель: Мы хорошо сегодня с вами поработали на уроке.

У вас на столах у каждого лежат бумажные сотовые телефоны. Напишите SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оцените, как плодотворно вы поработали.

Дети пишут смс друг другу.

Создание ситуации успеха. Рефлексия. Создание условия восприятия и запоминания при положительном энергетическом контакте.

7.

Домашнее задание.

 

1 мин.

Слайд.5

Домашнее задание на выбор учащихся.

1. Нарисовать один из муз. инструментов симф. оркестра, для выставки в классе.

2. Составить кроссворд на тему «Симфонический оркестр»

Учитель: - Путешествие наше подошло к концу и наш урок окончен! Спасибо вам ребята!

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

5

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.