Методическая разработка Население и страны мира Готовимся к ЕГЭ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Михайловска
Методическая разработка внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ
Тема:
НАСЕЛЕНИЕ И СТРАНЫ МИРА
Автор-составитель:
Фирсова Лариса Юрьевна, учитель географии
1 квалификационной категории
МБОУ СОШ №1 г. Михайловска
г. Михайловск, 2018-2019 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация 3
2. Структура урока 5
3. Ход мероприятия 6
4. Литература 15
5. Приложения 16
АННОТАЦИЯ
Данная разработка учебного занятия содержит подробное описание внеурочного мероприятия на тему «Население и страны мира» для 10-11 класса в соответствии с курсом «Экономическая и социальная география мира» с использованием компьютерной презентации в рамках подготовки к сдаче единого государственного экзамена. Она позволит учителю сформировать, закрепить и проверить теоретические и практические знания, умения обучающихся по экзаменационным заданиям.
Подбор заданий осуществлялся учителем с учетом требований ГИА (ЕГЭ), что особенно важно, так как задания такого типа включены в демоверсии ЕГЭ по географии.
Использование на мероприятии содержательной красочной презентации позволит создать атмосферу активного вовлечения в образовательный процесс, усилит учебную мотивацию и познавательный интерес учащихся.
Цель занятия: совершенствование практических умений и навыков обучающихся (выделять главное, планировать свою деятельность, контролировать свою деятельность и др.) разбор ключевых моментов раздела «Население и страны мира» группы вопросов при подготовке к сдаче ЕГЭ, определение причин, влияющих на изменение численности населения.
Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ:
- формировать представление обучающихся о демографической ситуации в мире;
- формировать навыки использования информационных технологий;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать наблюдательность, память, логическое мышление, речь, умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
- развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- развивать навыки по поиску информации и ее обработке;
- формировать навыки использования икт;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать информационную культуру;
- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию.
- формировать научное мировоззрение.
Данное внеклассное мероприятие разработано на основании:
примерной программы по географии, на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Авторской программы: авторского коллектива под руководством В.П. Максаковского, федерального перечня учебников базисного учебного плана
УМК: Максаковский В.П. Учебник. 10 класс – М.: Просвещение, 2016
Демонстрационного варианта ЕГЭ 2019 года и КИМов к нему.
Внеурочное мероприятие по географии по теме «Население и страны мира» является мероприятием по подготовке обучающихся к сдаче единого государственного экзамена в 11 классе.
Главная цель проведения данного мероприятия – подготовка обучающихся к успешной сдаче государственного экзамена по географии.
Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группе, индивидуальная работа.
Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
На внеурочном мероприятии реализуются принципы: доступности, наглядности, научности.
Межпредметные связи: математика, история.
Предлагаемые на внеурочном мероприятии задания направлены на развитие понимания логики выполнения подобных задач в заданиях государственной итоговой аттестации в 11 классе.
Для развития навыков контроля и самоконтроля ученикам предлагаются задания последующей проверкой и самопроверкой.
В течение мероприятия используется компьютерная презентация.
Средства активизации: живое слово учителя, беседа, практическая работа, самостоятельная работа, дифференцированные задания.
Внеурочное мероприятие рассчитано на обучающихся со средним темпом работы и его продолжительность составляет 40 минут.
Оборудование: компьютерная презентация учителя, мультимедиа проектор, раздаточный материал.
Планируемые результаты обучения:
Цель мероприятия считается достигнутой, если учащиеся свободно объясняют, анализируют статистические материалы по естественному и механическому движению населения мира и России.
Личностные результаты:
осознание себя как члена общества;
формирование представления о демографической ситуации в мире и эмоционально-личностного отношения к ним.
Метапредметные результаты:
формирование и развитие посредством знаний по географии способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение;
формирование и развитие компетенций в области использования ИКТ.
Предметные результаты:
После участия в мероприятии обучающиеся должны ЗНАТЬ:
что такое естественный прирост и из чего он состоит;
что такое рождаемость/смертность
виды движения населения,
основные демографические процессы.
Должны УМЕТЬ:
рассчитывать естественный прирост и другие демографические показатели;
анализировать динамику численности населения по графику;
работать с разными источниками географической информации
выделять географические объекты по описанию;
выделять ключевые моменты в задании и давать грамотный ответ на поставленный вопрос.
Будут ИМЕТЬ ОПЫТ:
в изложении своих мыслей при проведении анализа;
в развитии способностей отвечать на проблемные вопросы, аргументировать ответы.
СТРУКТУРА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
| Этапы | Обучающие задачи | Развивающие задачи | Воспитательные задачи |
1 | Организационный момент | | | |
2 | Постановка цели | | + | + |
3 | Актуализация знаний | | + | + |
4 | Практикум | + | + | + |
5 | Физминутка | | | |
6 | Практикум (продолжение) | + | + | + |
7 | Совместная работа | + | + | + |
8 | Подведение итогов, Рефлексия | + | + | |
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент
Приветствие обучающихся, определение их готовности к работе.
Объявление цели занятия
Записи на доске:
Должны знать: | Должны уметь: |
что такое естественный прирост и из чего он состоит; | рассчитывать естественный прирост и другие демографические показатели; |
что такое рождаемость/смертность | анализировать динамику численности населения по графику; |
виды движения населения, | работать с разными источниками географической информации |
основные демографические процессы. | выделять географические объекты по описанию; |
выделять ключевые моменты в задании и давать грамотный ответ на поставленный вопрос |
Актуализация знаний, мотивация.
Самое большое богатство любой страны - люди. Они являются носителями разума и интеллекта, творческого созидания и технического прогресса. Итак, для начала повторим основные понятия, необходимые при изучении раздела «Население». (на доске слайд презентации «Географическое лото» + в раздаточных модулях аналогичная таблица «Задание 1».)
Задание 1. Географическое лото. Команды по очереди вытаскивают карточки с определениями и заполняют пропуски на доске.
Уменьшение численности населения | Депопуляция |
Переезд части населения (обеспеченного) в пригороды | Субурбанизация |
Выезд населения в другую страну | Эмиграция |
Скопление городов | Агломерация |
Часть население, реально занятая трудовой деятельностью | Экономически активное население страны |
Рост городов и городского населения, усиление их роли, распространение городского образа жизни | Урбанизация |
Резкое увеличение прироста населения во второй половине ХХ века | «Демографический взрыв» |
Выезд населения из страны | Иммиграция |
Перемещение населения между странами или внутри страны | Миграции |
Резкое увеличение числа городов в развивающихся странах | «Городской взрыв» |
Огромные скопления городов и агломераций | Мегаполис |
Система государственных мер, осуществляемых с целью воздействия на естественное движение населения | Демографическая политика |
Задание 2. Демографические показатели.
Вывести формулы основных демографических показателей
Пн= _________/__________ ОП=___________+___________ ЕП=__________-___________ МП=___________-___________ ОП2017=_____________-_____________ | П В МП ЧН 2018 ЕП | Р С ЧН 2017 S ЧН |
плотность населения (Пн),
численность населения (ЧН)
общий прирост (ОП),
общий прирост населения за 2017 год (ОП2017),
естественный прирост (ЕП),
миграционный прирост (МП),
площадь (S)
рождаемость (Р),
смертность (С),
кол-во прибывших в страну (П),
кол-во выбывших из страны (В),
численность населения за 2017 (ЧН 2017)
численность населения за 2018 год (ЧН 2018)
ПРОВЕРКА: Пн= ЧН/S ОП=ЕП+МП ЕП=Р-С МП=П-В ОП2017=ЧН2018-ЧН2017 |
Практикум (задания, которые пригодятся при подготовке к ЕГЭ)
Задание 3. Текст с пропусками. (поможет в подготовке к решению задания № 11 ЕГЭ по географии «Географические характеристики крупных стран мира»)
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания, аббревиатуры), которые необходимо вставить на места пропусков.
Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний, аббревиатур) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
I. ОСОБЕННОСТИ ИСПАНИИ
Испания, обладая всеми характерными чертами экономически развитых европейских стран, имеет ряд географических особенностей. По форме правления она является _______________. Испания имеет развитую промышленность, представленную практически всеми современными производствами, и высокоинтенсивное сельское хозяйство.
Испания является мировым лидером по производству _______________. Доля продукции АПК в общем объёме экспорта страны _______________, чем в большинстве других западноевропейских стран.
Очень большую роль в экономике страны играет международный туризм.
Список слов:
1) выше
2) ниже
3) монархия
4) республика
5) оливки
6) семена подсолнечника
Ответ: 3) монархия 5) оливки 1) выше
II. ОСОБЕННОСТИ КАНАДЫ
Канада – вторая в мире по размерам территории страна. По форме государственного устройства она, как и США, является ____________ государством. Средняя плотность населения одна из самых низких в мире, при этом бóльшая часть населения сосредоточена в ____________ части страны.
Канада имеет современное высокоразвитое хозяйство, но отрасли первичного сектора экономики играют в ней бóльшую роль, чем в других странах «Большой семёрки». Характерной особенностью промышленности хозяйства является очень высокая доля ____________ в производстве электроэнергии.
Список слов:
1) унитарное
2) федеративное
3) северо-западный
4) юго-восточный
5) ГЭС
6) ТЭС
Ответ: 2) федеративное 4) юго-восточный 5) ГЭС
Задание 4. Страна по описанию. (поможет в подготовке к решению задания № 24 ЕГЭ по географии «Географические характеристики крупных стран мира»)
Внимательно прочитать описание и выделить ключевые ТЭГИ и определить страну по описанию (можно пользоваться картами мира):
I. Эта высокоразвитая страна — одна из крупнейших по территории стран мира. Имеет выход к водам Индийского и Тихого океанов. Климат в основном полупустынный. Население, отличающееся низкой плотностью (показатель средней плотности населения — 2 человека на 1 км2, один из самых низких в мире), размещено в основном на востоке и юго-востоке страны. Страна занимает ведущее место в мире по запасам многих видов минеральных ресурсов: здесь залегает 1/3 мировых запасов бокситов, много железных руд и руд цветных металлов, угля, алмазов, золота; на шельфе океана найдены запасы нефти и газа. В структуре экспорта преобладают минеральное сырье и сельскохозяйственная продукция.
Ответ: Австралия.
II. Эта островная страна по форме правления является конституционной монархией. Собственные минеральные ресурсы невелики, почти все минеральное сырье импортируется. Трудовыми ресурсами страна обеспечена хорошо. Их достаточная численность (87 млн человек), высокая квалификация и трудолюбие создают хорошие возможности для развития экономики. Ее современная структура характеризуется резким преобладанием непроизводственной сферы (около 66% структуры ВВП), довольно высокой долей промышленности (32%), незначительной долей сельского хозяйства (1−2%).
Ответ: Япония.
ФИЗМИНУТКА
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
Практикум (продолжение групповой работы)
Задание 5. Выделение важных признаков демографических процессов (поможет в подготовке к решению задания № 15 ЕГЭ по географии «Признаки географических объектов и явлений»)
I.В каких высказываниях содержится информация об урбанизации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) За счет переселенцев из других стран население США ежегодно увеличивается более чем на 1 млн человек.
2) Доля горожан в общей численности населения Китая постоянно возрастает и сейчас приближается к 50%.
3) Большинство стран мира имеет многонациональный состав. Самой многонациональной страной считается Индия.
4) В 20-е годы XX столетия в России было всего два города-миллионера. В настоящее время городов-миллионеров более 10.
Ответ: 24
II. В каких из высказываний содержится информация о миграциях населения? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) С начала XXI в. число прибывающих на постоянное место жительства в Россию ежегодно превышает число выбывающих.
2) В приокеанской полосе шириной 300-350 км сосредоточено 9/10 населения Бразилии.
3) Численность населения нефтедобывающих стран Юго-Западной Азии увеличивается не только за счет естественного прироста, но и за счет переселенцев из других стран.
4) Большая часть населения Японии сконцентрирована в крупных городах и городских агломерациях, расположенных в основном на Тихоокеанском побережье страны.
Ответ: 13
Работа с презентацией к уроку
Численность и естественный прирост населения страны А
Показатель | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек | 13 000 000 | 12 750 000 | 12 525 100 |
Среднегодовая численность населения, человек | 12 995 000 | 12 700 000 | 12 500 000 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год | 15 525 | 17 050 | 20 335 |
Есть некая страна А. Нужно определить величину миграционного прироста/убыли населения в 2016 году. Ваши действия?
Сначала вспомним формулу нахождения величины МП=ОП-ЕП, величина ЕП известна – 17 050 человек, нужно найти ОП за этот год ОП 2016= ЧН 2017 – ЧН 2016
Получаем:
12 525 100 – 12 750 000 = - 224 900 человек (убыль)
- 224 900 – 17 050 = - 241 950 человек (миграционная убыль)
Численность и естественный прирост населения страны В (дополнительно)
Показатель | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек | 152 210 200 | 180 111 510 | 185 680 000 |
Среднегодовая численность населения, человек | 152 000 000 | 176 150 110 | 180 995 500 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год | 200 450 | 195 156 | 199 820 |
Есть другая страна В. Нужно определить величину миграционного прироста/убыли населения в 2016 году. Ваши действия?
Сначала вспомним формулу нахождения величины МП=ОП-ЕП, величина ЕП известна – 195 156 человек, нужно найти ОП за этот год ОП 2016= ЧН 2017 – ЧН 2016
Получаем:
185 680 000 – 180 111 510 = 5 568 490 человек (прирост)
5 568 490 – 195 156 = 5 373 334 человек (миграционный прирост)
Задание 6 продолжение групповой работы. Анализ таблиц. (поможет в подготовке к решению задания № 33-34 ЕГЭ по географии «Численность, естественное движение и основные типы миграции»)
1.
Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Мурманской области в 2014 г. Запишите решение задачи.
Численность и естественный прирост населения Мурманской области
Показатель | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек | 787 948 | 780 401 | 771 058 |
Среднегодовая численность населения, человек | 784 174 | 775 729 | Нет данных |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год | 378 | 674 | Нет данных |
Пояснение. МП=ОП-ЕП, ОП 2014=ЧН 2015-ЧН 2014
1) 771 058 − 780 401 = −9343.
2) –9343 – 674 = −10 017.
Миграционная убыль населения - 10 017 чел.
2.
Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Республики Башкортостан в 2016 г. Запишите решение задачи.
Численность и естественный прирост населения Республики Башкортостан
Показатель | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек | 4 071 987 | 4 071 064 | 4 066 972 |
Среднегодовая численность населения, человек | 4 071 525 | 4 069 018 | 4 065 132 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год | 5004 | 3298 | −1943 |
Пояснение. МП=ОП-ЕП, ОП 2016=ЧН 2017-ЧН 2016
Решение:
1) 4 066 972 – 4 071 064 = –4092
2) –4092 – 3298 = –7390
Миграционная убыль населения – 7 390 чел.
По каждому заданию выступает представитель от группы.
Совместная работа
А теперь давайте поработаем с картой. (задание поможет в подготовке к решению задания № 9 ЕГЭ по географии «Географические особенности размещения населения»)
Задание: Внимательно прочитайте задание, выделите ключевые моменты, необходимые для правильного ответа на вопрос, исключите все лишнее.
Какие три обозначенные на карте России территории имеют наименьшую среднюю плотность населения?
Пояснение.
В России выделяют две зоны с различной средней плотностью населения: зона Севера, где плотность населения очень маленькая и основная зона расселения, которая тянется треугольником от западных границ страны на юг. Территории 1, 2, и 6 расположены вне основной зоны расселения, а значит у них средняя плотность населения меньше.
Ответ: 126.
Какие три обозначенные на карте России территории имеют наибольшую среднюю плотность населения?
Пояснение.
В России выделяют две зоны с различной средней плотностью населения: зона Севера, где плотность населения очень маленькая и основная зона расселения, которая тянется треугольником от западных границ страны на юг. Территории 2, 3 и 4 расположены в основной зоне расселения, а значит у них средняя плотность населения больше.
Ответ: 234.
Какие три из обозначенных на карте территорий мира имеют наибольшую среднюю плотность населения?
Пояснение.
Наибольшая средняя плотность характерна для районов с наиболее благоприятными природными условиями.
Ответ: 235.
Подведение итогов. Рефлексия
Прием «Акрослово» - возьмем слово, отражающее тематику данного мероприятия «НАСЕЛЕНИЕ» и из каждой буквы составить новые слова, которые также будут по теме занятия.
Н-арод
А-гломерация
С-трана
Е-стественный прирост населения
Л-юди
Е-стественная убыль населения
Н-ация
И-ммиграция
Е –стественное движение населения
-Подведение итогов мероприятия. Заключительное слово учителя.
Список использованной литературы
Барабанов В.В. и др. Единый государственный экзамен география. 2010. - М.: Просвещение, 2009.
Барабанов В.В. и др. Единый государственный экзамен. 2010. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся. - М. Интеллект-Центр, 2010.
Барабанов В.В. и Чичерина О.В. ЕГЭ-2015. география. Типовые тестовые задания - М.: Экзамен, 2015.
Соловьева Ю.А. Самое полное издание вариантов реальных заданий ЕГЭ-2010. География. - М.: АСТ «Астрель», Владимир, 2010.
Барабанов В.В., Чичерина О.В. и Соловьева Ю.А. ЕГЭ-2016. география. Типовые тестовые задания - М.: Экзамен, 2016.
Барабанов В.В., Чичерина О.В. и Соловьева Ю.А. ЕГЭ-2017. география. Типовые тестовые задания - М.: Экзамен, 2017.
В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по ГЕОГРАФИИ - М.: ФИПИ, 2016
Барабанов В.В., Чичерина О.В. и Соловьева Ю.А. ЕГЭ-2018. география. Типовые тестовые задания - М.: Экзамен, 2018.
Барабанов В.В. ЕГЭ-2019. география. Типовые тестовые задания - М.: Экзамен, 2019.
Интернет –ресурсы:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5/@001026.htm – сайт Общественная география современного мира
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://rosuchebnik.ru/material/razbor-demoversii-ege-po-geografii-2018/ Росучебник разбор демоверсии ЕГЭ по географии
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.
1 ГРУППА
Задание 1. Заполните пропуски в таблице с использованием уже имеющихся знаний и данных вспомогательного слайда «Географическое лото»
Уменьшение численности населения | |
Переезд части населения (обеспеченного) в пригороды | |
Выезд населения в другую страну | |
Скопление городов | |
Часть население, реально занятая трудовой деятельностью | |
Рост городов и городского населения, усиление их роли, распространение городского образа жизни | |
Резкое увеличение прироста населения во второй половине ХХ века | |
Выезд населения из страны | |
Перемещение населения между странами или внутри страны | |
Резкое увеличение числа городов в развивающихся странах | |
Огромные скопления городов и агломераций | |
Система государственных мер, осуществляемых с целью воздействия на естественное движение населения | |
Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.
1 ГРУППА
Задание 2. Демографические показатели.
Пн= _________/__________ ОП=________+__________ ЕП=_________-__________ МП=__________-_________ ОП2017=_________-_________ | П В МП ЧН 2018 ЕП | Р С ЧН 2017 S ЧН |
плотность населения (Пн),
численность населения (ЧН)
общий прирост (ОП),
общий прирост населения за 2017 год (ОП2017),
естественный прирост (ЕП),
миграционный прирост (МП),
площадь (S)
рождаемость (Р),
смертность (С),
кол-во прибывших в страну (П),
кол-во выбывших из страны (В),
численность населения за 2017 (ЧН 2017)
численность населения за 2018 год (ЧН 2018)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.
1 ГРУППА
Задание 3. Заполни пропуски
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания, аббревиатуры), которые необходимо вставить на места пропусков.
Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний, аббревиатур) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
ОСОБЕННОСТИ ИСПАНИИ
Испания, обладая всеми характерными чертами экономически развитых европейских стран, имеет ряд географических особенностей. По форме правления она является _______________. Испания имеет развитую промышленность, представленную практически всеми современными производствами, и высокоинтенсивное сельское хозяйство.
Испания является мировым лидером по производству _______________. Доля продукции АПК в общем объёме экспорта страны _______________, чем в большинстве других западноевропейских стран.
Очень большую роль в экономике страны играет международный туризм.
Список слов:
1) выше
2) ниже
3) монархия
4) республика
5) оливки
6) семена подсолнечника
Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.
1 ГРУППА
Задание 4. Страна по описанию.
Внимательно прочитать описание и выделить ключевые ТЭГИ и определить страну по описанию (можно пользоваться картами мира):
Эта высокоразвитая страна — одна из крупнейших по территории стран мира. Имеет выход к водам Индийского и Тихого океанов. Климат в основном полупустынный. Население, отличающееся низкой плотностью (показатель средней плотности населения — 2 человека на 1 км2, один из самых низких в мире), размещено в основном на востоке и юго-востоке страны. Страна занимает ведущее место в мире по запасам многих видов минеральных ресурсов: здесь залегает 1/3 мировых запасов бокситов, много железных руд и руд цветных металлов, угля, алмазов, золота; на шельфе океана найдены запасы нефти и газа. В структуре экспорта преобладают минеральное сырье и сельскохозяйственная продукция.
ТЕГИ: |
СТРАНА: |
Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.
1 ГРУППА
Задание 5. Выделение важных признаков демографических процессов
В каких высказываниях содержится информация об УРБАНИЗАЦИИ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) За счет переселенцев из других стран население США ежегодно увеличивается более чем на 1 млн человек.
2) Доля горожан в общей численности населения Китая постоянно возрастает и сейчас приближается к 50%.
3) Большинство стран мира имеет многонациональный состав. Самой многонациональной страной считается Индия.
4) В 20-е годы XX столетия в России было всего два города-миллионера. В настоящее время городов-миллионеров более 10.
Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.
1 ГРУППА
Задание 6. Анализ таблицы
Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Мурманской области в 2014 г. Запишите решение задачи.
Численность и естественный прирост населения Мурманской области
Показатель | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек | 787 948 | 780 401 | 771 058 |
Среднегодовая численность населения, человек | 784 174 | 775 729 | Нет данных |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год | 378 | 674 | Нет данных |
Решение:
Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.
2 ГРУППА
Задание 1. Заполните пропуски в таблице с использованием уже имеющихся знаний и данных вспомогательного слайда «Географическое лото»
Уменьшение численности населения | |
Переезд части населения (обеспеченного) в пригороды | |
Выезд населения в другую страну | |
Скопление городов | |
Часть население, реально занятая трудовой деятельностью | |
Рост городов и городского населения, усиление их роли, распространение городского образа жизни | |
Резкое увеличение прироста населения во второй половине ХХ века | |
Выезд населения из страны | |
Перемещение населения между странами или внутри страны | |
Резкое увеличение числа городов в развивающихся странах | |
Огромные скопления городов и агломераций | |
Система государственных мер, осуществляемых с целью воздействия на естественное движение населения | |
Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.
2 ГРУППА
Задание 2. Демографические показатели.
Пн= _________/__________ ОП=________+__________ ЕП=_________-__________ МП=__________-_________ ОП2017=_________-_________ | П В МП ЧН 2018 ЕП | Р С ЧН 2017 S ЧН |
плотность населения (Пн),
численность населения (ЧН)
общий прирост (ОП),
общий прирост населения за 2017 год (ОП2017),
естественный прирост (ЕП),
миграционный прирост (МП),
площадь (S)
рождаемость (Р),
смертность (С),
кол-во прибывших в страну (П),
кол-во выбывших из страны (В),
численность населения за 2017 (ЧН 2017)
численность населения за 2018 год (ЧН 2018)
Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.
2 ГРУППА
Задание 3. Заполни пропуски
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания, аббревиатуры), которые необходимо вставить на места пропусков.
Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний, аббревиатур) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
ОСОБЕННОСТИ КАНАДЫ
Канада – вторая в мире по размерам территории страна. По форме государственного устройства она, как и США, является ____________ государством. Средняя плотность населения одна из самых низких в мире, при этом бóльшая часть населения сосредоточена в ____________ части страны.
Канада имеет современное высокоразвитое хозяйство, но отрасли первичного сектора экономики играют в ней бóльшую роль, чем в других странах «Большой семёрки». Характерной особенностью промышленности хозяйства является очень высокая доля __________ в производстве электроэнергии.
Список слов:
1) унитарное
2) федеративное
3) северо-западный
4) юго-восточный
5) ГЭС
6) ТЭС
Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.
2 ГРУППА
Задание 4. Страна по описанию.
Внимательно прочитать описание и выделить ключевые ТЭГИ и определить страну по описанию (можно пользоваться картами мира):
Эта островная страна по форме правления является конституционной монархией. Собственные минеральные ресурсы невелики, почти все минеральное сырье импортируется. Трудовыми ресурсами страна обеспечена хорошо. Их достаточная численность (87 млн человек), высокая квалификация и трудолюбие создают хорошие возможности для развития экономики. Ее современная структура характеризуется резким преобладанием непроизводственной сферы (около 66% структуры ВВП), довольно высокой долей промышленности (32%), незначительной долей сельского хозяйства (1−2%).
ТЕГИ: |
СТРАНА: |
Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.
2 ГРУППА
Задание 5. Выделение важных признаков демографических процессов
В каких из высказываний содержится информация о
МИГРАЦИЯХ населения? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) С начала XXI в. число прибывающих на постоянное место жительства в Россию ежегодно превышает число выбывающих.
2) В приокеанской полосе шириной 300-350 км сосредоточено 9/10 населения Бразилии.
3) Численность населения нефтедобывающих стран Юго-Западной Азии увеличивается не только за счет естественного прироста, но и за счет переселенцев из других стран.
4) Большая часть населения Японии сконцентрирована в крупных городах и городских агломерациях, расположенных в основном на Тихоокеанском побережье страны.
Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.
2 ГРУППА
Задание 6. Анализ таблицы
Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Республики Башкортостан в 2016 г. Запишите решение задачи.
Численность и естественный прирост населения Республики Башкортостан
Показатель | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек | 4 071 987 | 4 071 064 | 4 066 972 |
Среднегодовая численность населения, человек | 4 071 525 | 4 069 018 | 4 065 132 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год | 5004 | 3298 | −1943 |
Решение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Карточки «Географическое лото»
Депопуляция |
Субурбанизация |
Эмиграция |
Агломерация |
Экономически активное население страны |
Урбанизация |
«Демографический взрыв» |
Иммиграция |
Миграции |
«Городской взрыв» |
Мегаполис |
Пролубщикова Наталья Владимировна
Фирсова Лариса Юрьевна