Методическая разработка Население и страны мира Готовимся к ЕГЭ

3
2
Материал опубликован 6 September 2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Михайловска










Методическая разработка внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ


Тема:


НАСЕЛЕНИЕ И СТРАНЫ МИРА








Автор-составитель:

Фирсова Лариса Юрьевна, учитель географии

1 квалификационной категории

МБОУ СОШ №1 г. Михайловска


















г. Михайловск, 2018-2019 учебный год



СОДЕРЖАНИЕ



1. Аннотация 3


2. Структура урока 5


3. Ход мероприятия 6


4. Литература 15


5. Приложения 16


АННОТАЦИЯ


Данная разработка учебного занятия содержит подробное описание внеурочного мероприятия на тему «Население и страны мира» для 10-11 класса в соответствии с курсом «Экономическая и социальная география мира» с использованием компьютерной презентации в рамках подготовки к сдаче единого государственного экзамена. Она позволит учителю сформировать, закрепить и проверить теоретические и практические знания, умения обучающихся по экзаменационным заданиям.

Подбор заданий осуществлялся учителем с учетом требований ГИА (ЕГЭ), что особенно важно, так как задания такого типа включены в демоверсии ЕГЭ по географии.

Использование на мероприятии содержательной красочной презентации позволит создать атмосферу активного вовлечения в образовательный процесс, усилит учебную мотивацию и познавательный интерес учащихся.


Цель занятия: совершенствование практических умений и навыков обучающихся (выделять главное, планировать свою деятельность, контролировать свою деятельность и др.) разбор ключевых моментов раздела «Население и страны мира» группы вопросов при подготовке к сдаче ЕГЭ, определение причин, влияющих на изменение численности населения.

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ:

- формировать представление обучающихся о демографической ситуации в мире;

- формировать навыки использования информационных технологий;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развивать наблюдательность, память, логическое мышление, речь, умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

- развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать навыки по поиску информации и ее обработке;

- формировать навыки использования икт;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитывать информационную культуру;

- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию.

- формировать научное мировоззрение.

Данное внеклассное мероприятие разработано на основании:

примерной программы по географии, на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Авторской программы: авторского коллектива под руководством В.П. Максаковского, федерального перечня учебников базисного учебного плана

УМК: Максаковский В.П. Учебник. 10 класс – М.: Просвещение, 2016

Демонстрационного варианта ЕГЭ 2019 года и КИМов к нему.

Внеурочное мероприятие по географии по теме «Население и страны мира» является мероприятием по подготовке обучающихся к сдаче единого государственного экзамена в 11 классе.

Главная цель проведения данного мероприятия – подготовка обучающихся к успешной сдаче государственного экзамена по географии.

Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группе, индивидуальная работа.

Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

На внеурочном мероприятии реализуются принципы: доступности, наглядности, научности.

Межпредметные связи: математика, история.

Предлагаемые на внеурочном мероприятии задания направлены на развитие понимания логики выполнения подобных задач в заданиях государственной итоговой аттестации в 11 классе.

Для развития навыков контроля и самоконтроля ученикам предлагаются задания последующей проверкой и самопроверкой.

В течение мероприятия используется компьютерная презентация.

Средства активизации: живое слово учителя, беседа, практическая работа, самостоятельная работа, дифференцированные задания.

Внеурочное мероприятие рассчитано на обучающихся со средним темпом работы и его продолжительность составляет 40 минут.

Оборудование: компьютерная презентация учителя, мультимедиа проектор, раздаточный материал.

Планируемые результаты обучения:

Цель мероприятия считается достигнутой, если учащиеся свободно объясняют, анализируют статистические материалы по естественному и механическому движению населения мира и России.

Личностные результаты:

осознание себя как члена общества;

формирование представления о демографической ситуации в мире и эмоционально-личностного отношения к ним.

Метапредметные результаты:

формирование и развитие посредством знаний по географии способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

умение организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение;

формирование и развитие компетенций в области использования ИКТ.

Предметные результаты:

После участия в мероприятии обучающиеся должны ЗНАТЬ:

что такое естественный прирост и из чего он состоит;

что такое рождаемость/смертность

виды движения населения,

основные демографические процессы.

Должны УМЕТЬ:

рассчитывать естественный прирост и другие демографические показатели;

анализировать динамику численности населения по графику;

работать с разными источниками географической информации

выделять географические объекты по описанию;

выделять ключевые моменты в задании и давать грамотный ответ на поставленный вопрос.

Будут ИМЕТЬ ОПЫТ:

в изложении своих мыслей при проведении анализа;

в развитии способностей отвечать на проблемные вопросы, аргументировать ответы.



СТРУКТУРА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


Этапы

Обучающие задачи

Развивающие задачи

Воспитательные задачи

1

Организационный момент




2

Постановка цели


+

+

3

Актуализация знаний


+

+

4

Практикум

+

+

+

5

Физминутка




6

Практикум (продолжение)

+

+

+

7

Совместная работа

+

+

+

8

Подведение итогов, Рефлексия

+

+






ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Организационный момент

Приветствие обучающихся, определение их готовности к работе.

Объявление цели занятия

Записи на доске:

Должны знать:

Должны уметь:

что такое естественный прирост и из чего он состоит;

рассчитывать естественный прирост и другие демографические показатели;

что такое рождаемость/смертность

анализировать динамику численности населения по графику;

виды движения населения,

работать с разными источниками географической информации

основные демографические процессы.

выделять географические объекты по описанию;

выделять ключевые моменты в задании и давать грамотный ответ на поставленный вопрос


Актуализация знаний, мотивация.

Самое большое богатство любой страны - люди. Они являются носителями разума и интеллекта, творческого созидания и технического прогресса. Итак, для начала повторим основные понятия, необходимые при изучении раздела «Население». (на доске слайд презентации «Географическое лото» + в раздаточных модулях аналогичная таблица «Задание 1».)

Задание 1. Географическое лото. Команды по очереди вытаскивают карточки с определениями и заполняют пропуски на доске.


Уменьшение численности населения

Депопуляция

Переезд части населения (обеспеченного) в пригороды

Субурбанизация

Выезд населения в другую страну

Эмиграция

Скопление городов

Агломерация

Часть население, реально занятая трудовой деятельностью

Экономически активное население страны

Рост городов и городского населения, усиление их роли, распространение городского образа жизни

Урбанизация

Резкое увеличение прироста населения во второй половине ХХ века

«Демографический взрыв»

Выезд населения из страны

Иммиграция

Перемещение населения между странами или внутри страны

Миграции

Резкое увеличение числа городов в развивающихся странах

«Городской взрыв»

Огромные скопления городов и агломераций

Мегаполис

Система государственных мер, осуществляемых с целью воздействия на естественное движение населения

Демографическая политика

Задание 2. Демографические показатели.

Вывести формулы основных демографических показателей



Пн= _________/__________

ОП=___________+___________

ЕП=__________-___________

МП=___________-___________

ОП2017=_____________-_____________

П

В

МП

ЧН 2018

ЕП

Р

С

ЧН 2017

S

ЧН

плотность населения (Пн),

численность населения (ЧН)

общий прирост (ОП),

общий прирост населения за 2017 год (ОП2017),

естественный прирост (ЕП),

миграционный прирост (МП),

площадь (S)

рождаемость (Р),

смертность (С),

кол-во прибывших в страну (П),

кол-во выбывших из страны (В),

численность населения за 2017 (ЧН 2017)

численность населения за 2018 год (ЧН 2018)

ПРОВЕРКА:

Пн= ЧН/S

ОП=ЕП+МП

ЕП=Р-С

МП=П-В

ОП2017=ЧН2018-ЧН2017


Практикум (задания, которые пригодятся при подготовке к ЕГЭ)


Задание 3. Текст с пропусками. (поможет в подготовке к решению задания № 11 ЕГЭ по географии «Географические характеристики крупных стран мира»)


Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания, аббревиатуры), которые необходимо вставить на места пропусков.

Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний, аббревиатур) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

I. ОСОБЕННОСТИ ИСПАНИИ

Испания, обладая всеми характерными чертами экономически развитых европейских стран, имеет ряд географических особенностей. По форме правления она является _______________. Испания имеет развитую промышленность, представленную практически всеми современными производствами, и высокоинтенсивное сельское хозяйство.

Испания является мировым лидером по производству _______________. Доля продукции АПК в общем объёме экспорта страны _______________, чем в большинстве других западноевропейских стран.

Очень большую роль в экономике страны играет международный туризм.

Список слов:

1) выше

2) ниже

3) монархия

4) республика

5) оливки

6) семена подсолнечника

Ответ: 3) монархия 5) оливки 1) выше


II. ОСОБЕННОСТИ КАНАДЫ

 Канада – вторая в мире по размерам территории страна. По форме государственного устройства она, как и США, является ____________ государством. Средняя плотность населения одна из самых низких в мире, при этом бóльшая часть населения сосредоточена в ____________ части страны.

Канада имеет современное высокоразвитое хозяйство, но отрасли первичного сектора экономики играют в ней бóльшую роль, чем в других странах «Большой семёрки». Характерной особенностью промышленности хозяйства является очень высокая доля ____________ в производстве электроэнергии.

Список слов:

1) унитарное

2) федеративное

3) северо-западный

4) юго-восточный

5) ГЭС

6) ТЭС

Ответ: 2) федеративное 4) юго-восточный 5) ГЭС


Задание 4. Страна по описанию. (поможет в подготовке к решению задания № 24 ЕГЭ по географии «Географические характеристики крупных стран мира»)


Внимательно прочитать описание и выделить ключевые ТЭГИ и определить страну по описанию (можно пользоваться картами мира):

I. Эта высокоразвитая страна — одна из крупнейших по территории стран мира. Имеет выход к водам Индийского и Тихого океанов. Климат в основном полупустынный. Население, отличающееся низкой плотностью (показатель средней плотности населения — 2 человека на 1 км2, один из самых низких в мире), размещено в основном на востоке и юго-востоке страны. Страна занимает ведущее место в мире по запасам многих видов минеральных ресурсов: здесь залегает 1/3 мировых запасов бокситов, много железных руд и руд цветных металлов, угля, алмазов, золота; на шельфе океана найдены запасы нефти и газа. В структуре экспорта преобладают минеральное сырье и сельскохозяйственная продукция.

Ответ: Австралия.


II. Эта островная страна по форме правления является конституционной монархией. Собственные минеральные ресурсы невелики, почти все минеральное сырье импортируется. Трудовыми ресурсами страна обеспечена хорошо. Их достаточная численность (87 млн человек), высокая квалификация и трудолюбие создают хорошие возможности для развития экономики. Ее современная структура характеризуется резким преобладанием непроизводственной сферы (около 66% структуры ВВП), довольно высокой долей промышленности (32%), незначительной долей сельского хозяйства (1−2%).

Ответ: Япония.


ФИЗМИНУТКА

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.

Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.


Практикум (продолжение групповой работы)


Задание 5. Выделение важных признаков демографических процессов (поможет в подготовке к решению задания № 15 ЕГЭ по географии «Признаки географических объектов и явлений»)


I.В каких вы­ска­зы­ва­ни­ях со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция об урбанизации? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.


 1) За счет пе­ре­се­лен­цев из дру­гих стран на­се­ле­ние США еже­год­но уве­ли­чи­ва­ет­ся более чем на 1 млн человек.

2) Доля го­ро­жан в общей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния Китая по­сто­ян­но воз­рас­та­ет и сей­час при­бли­жа­ет­ся к 50%.

3) Большинство стран мира имеет мно­го­на­ци­о­наль­ный состав. Самой мно­го­на­ци­о­наль­ной стра­ной счи­та­ет­ся Индия.

4) В 20-е годы XX сто­ле­тия в Рос­сии было всего два города-миллионера. В на­сто­я­щее время городов-миллионеров более 10.

Ответ: 24


II. В каких из вы­ска­зы­ва­ний со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция о ми­гра­ци­ях населения? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) С на­ча­ла XXI в. число при­бы­ва­ю­щих на по­сто­ян­ное место жи­тель­ства в Рос­сию еже­год­но пре­вы­ша­ет число выбывающих.

2) В при­оке­ан­ской по­ло­се ши­ри­ной 300-350 км со­сре­до­то­че­но 9/10 на­се­ле­ния Бразилии.

3) Чис­лен­ность на­се­ле­ния неф­те­до­бы­ва­ю­щих стран Юго-Западной Азии уве­ли­чи­ва­ет­ся не толь­ко за счет есте­ствен­но­го прироста, но и за счет пе­ре­се­лен­цев из дру­гих стран.

4) Боль­шая часть на­се­ле­ния Япо­нии скон­цен­три­ро­ва­на в круп­ных го­ро­дах и го­род­ских агломерациях, рас­по­ло­жен­ных в ос­нов­ном на Ти­хо­оке­ан­ском по­бе­ре­жье страны.

Ответ: 13


Работа с презентацией к уроку

Численность и есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния страны А

 Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Численность по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния на

1 января, человек

13 000 000

12 750 000

12 525 100

Среднегодовая чис­лен­ность населения,

человек

12 995 000

12 700 000

12 500 000

Естественный при­рост населения,

человек, зна­че­ние по­ка­за­те­ля за год

15 525

17 050

20 335


Есть некая страна А. Нужно определить величину миграционного прироста/убыли населения в 2016 году. Ваши действия?

Сначала вспомним формулу нахождения величины МП=ОП-ЕП, величина ЕП известна – 17 050 человек, нужно найти ОП за этот год ОП 2016= ЧН 2017 – ЧН 2016

Получаем:

12 525 100 – 12 750 000 = - 224 900 человек (убыль)

- 224 900 – 17 050 = - 241 950 человек (миграционная убыль)



Численность и есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния страны В (дополнительно)

 Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Численность по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния на

1 января, человек

152 210 200

180 111 510

185 680 000

Среднегодовая чис­лен­ность населения,

человек

152 000 000

176 150 110

180 995 500

Естественный при­рост населения,

человек, зна­че­ние по­ка­за­те­ля за год

200 450

195 156

199 820


Есть другая страна В. Нужно определить величину миграционного прироста/убыли населения в 2016 году. Ваши действия?

Сначала вспомним формулу нахождения величины МП=ОП-ЕП, величина ЕП известна – 195 156 человек, нужно найти ОП за этот год ОП 2016= ЧН 2017 – ЧН 2016

Получаем:

185 680 000 – 180 111 510 = 5 568 490 человек (прирост)

5 568 490 – 195 156 = 5 373 334 человек (миграционный прирост)



Задание 6 продолжение групповой работы. Анализ таблиц. (поможет в подготовке к решению задания № 33-34 ЕГЭ по географии «Численность, естественное движение и основные типы миграции»)


1.

Про­ана­ли­зи­ро­вав дан­ные таблицы, опре­де­ли­те ве­ли­чи­ну ми­гра­ци­он­но­го при­ро­ста (убыли) на­се­ле­ния Мур­ман­ской об­ла­сти в 2014 г. За­пи­ши­те ре­ше­ние задачи.

 Численность и есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния Мур­ман­ской области

 Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Численность по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния на

1 января, человек

787 948

780 401

771 058

Среднегодовая чис­лен­ность населения,

человек

784 174

775 729

Нет данных

Естественный при­рост населения,

человек, зна­че­ние по­ка­за­те­ля за год

378

674

Нет данных

Пояснение. МП=ОП-ЕП, ОП 2014=ЧН 2015-ЧН 2014

1) 771 058 − 780 401 = −9343.

2) –9343 – 674 = −10 017.

Ми­гра­ци­он­ная убыль на­се­ле­ния - 10 017 чел.

 2.

Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Республики Башкортостан в 2016 г. Запишите решение задачи.



Численность и есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния Республики Башкортостан

 Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Численность по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния на

1 января, человек

4 071 987

4 071 064

4 066 972

Среднегодовая чис­лен­ность населения,

человек

4 071 525

4 069 018

4 065 132

Естественный при­рост населения,

человек, зна­че­ние по­ка­за­те­ля за год

5004

3298

1943

Пояснение. МП=ОП-ЕП, ОП 2016=ЧН 2017-ЧН 2016

Решение:

1) 4 066 972 – 4 071 064 = –4092

2) –4092 – 3298 = –7390

Миграционная убыль населения – 7 390 чел.

По каждому заданию выступает представитель от группы.

Совместная работа


А теперь давайте поработаем с картой. (задание поможет в подготовке к решению задания № 9 ЕГЭ по географии «Географические особенности размещения населения»)

Задание: Внимательно прочитайте задание, выделите ключевые моменты, необходимые для правильного ответа на вопрос, исключите все лишнее.

Какие три обозначенные на карте России территории имеют наименьшую среднюю плотность населения?

t1599420007aa.gif

 Пояснение.

В России выделяют две зоны с различной средней плотностью населения: зона Севера, где плотность населения очень маленькая и основная зона расселения, которая тянется треугольником от западных границ страны на юг. Территории 1, 2, и 6 расположены вне основной зоны расселения, а значит у них средняя плотность населения меньше.

 Ответ: 126.

Какие три обозначенные на карте России территории имеют наибольшую среднюю плотность населения?

t1599420007ab.png

 Пояснение.

В России выделяют две зоны с различной средней плотностью населения: зона Севера, где плотность населения очень маленькая и основная зона расселения, которая тянется треугольником от западных границ страны на юг. Территории 2, 3 и 4 расположены в основной зоне расселения, а значит у них средняя плотность населения больше.

 Ответ: 234.

Какие три из обо­зна­чен­ных на карте тер­ри­то­рий мира имеют наи­боль­шую сред­нюю плот­ность населения?




t1599420007ac.jpgПояснение.

Наибольшая сред­няя плот­ность ха­рак­тер­на для рай­о­нов с наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны­ми при­род­ны­ми условиями.

 Ответ: 235.


Подведение итогов. Рефлексия

Прием «Акрослово» - возьмем слово, отражающее тематику данного мероприятия «НАСЕЛЕНИЕ» и из каждой буквы составить новые слова, которые также будут по теме занятия.

Н-арод

А-гломерация

С-трана

Е-стественный прирост населения

Л-юди

Е-стественная убыль населения

Н-ация

И-ммиграция

Е –стественное движение населения

-Подведение итогов мероприятия. Заключительное слово учителя.

Список использованной литературы

Барабанов В.В. и др. Единый государственный экзамен география. 2010. - М.: Просвещение, 2009.

Барабанов В.В. и др. Единый государственный экзамен. 2010. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся. - М. Интеллект-Центр, 2010.

Барабанов В.В. и Чичерина О.В. ЕГЭ-2015. география. Типовые тестовые задания - М.: Экзамен, 2015.

Соловьева Ю.А. Самое полное издание вариантов реальных заданий ЕГЭ-2010. География. - М.: АСТ «Астрель», Владимир, 2010.

Барабанов В.В., Чичерина О.В. и Соловьева Ю.А. ЕГЭ-2016. география. Типовые тестовые задания - М.: Экзамен, 2016.

Барабанов В.В., Чичерина О.В. и Соловьева Ю.А. ЕГЭ-2017. география. Типовые тестовые задания - М.: Экзамен, 2017.

В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по ГЕОГРАФИИ - М.: ФИПИ, 2016

Барабанов В.В., Чичерина О.В. и Соловьева Ю.А. ЕГЭ-2018. география. Типовые тестовые задания - М.: Экзамен, 2018.

Барабанов В.В. ЕГЭ-2019. география. Типовые тестовые задания - М.: Экзамен, 2019.

Интернет –ресурсы:

http://www.ege.edu.ru/

http://www.omc-sinergi.ru

http://www.fipi.ru

http://www.mioo.ru

http://www.mcko.ru

http://www.edu.ru/index/php

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5/@001026.htm – сайт Общественная география современного мира

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://geo-ege.sdamgia.ru/

https://rosuchebnik.ru/material/razbor-demoversii-ege-po-geografii-2018/ Росучебник разбор демоверсии ЕГЭ по географии

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.

1 ГРУППА

Задание 1. Заполните пропуски в таблице с использованием уже имеющихся знаний и данных вспомогательного слайда «Географическое лото»

Уменьшение численности населения


Переезд части населения (обеспеченного) в пригороды


Выезд населения в другую страну


Скопление городов


Часть население, реально занятая трудовой деятельностью


Рост городов и городского населения, усиление их роли, распространение городского образа жизни


Резкое увеличение прироста населения во второй половине ХХ века


Выезд населения из страны


Перемещение населения между странами или внутри страны


Резкое увеличение числа городов в развивающихся странах


Огромные скопления городов и агломераций


Система государственных мер, осуществляемых с целью воздействия на естественное движение населения






Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.

1 ГРУППА

Задание 2. Демографические показатели.



Пн= _________/__________

ОП=________+__________

ЕП=_________-__________

МП=__________-_________

ОП2017=_________-_________

П

В

МП

ЧН 2018

ЕП

Р

С

ЧН 2017

S

ЧН


плотность населения (Пн),

численность населения (ЧН)

общий прирост (ОП),

общий прирост населения за 2017 год (ОП2017),

естественный прирост (ЕП),

миграционный прирост (МП),

площадь (S)

рождаемость (Р),

смертность (С),

кол-во прибывших в страну (П),

кол-во выбывших из страны (В),

численность населения за 2017 (ЧН 2017)

численность населения за 2018 год (ЧН 2018)



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.

1 ГРУППА

Задание 3. Заполни пропуски


Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания, аббревиатуры), которые необходимо вставить на места пропусков.

Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний, аббревиатур) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.


ОСОБЕННОСТИ ИСПАНИИ

Испания, обладая всеми характерными чертами экономически развитых европейских стран, имеет ряд географических особенностей. По форме правления она является _______________. Испания имеет развитую промышленность, представленную практически всеми современными производствами, и высокоинтенсивное сельское хозяйство.

Испания является мировым лидером по производству _______________. Доля продукции АПК в общем объёме экспорта страны _______________, чем в большинстве других западноевропейских стран.

Очень большую роль в экономике страны играет международный туризм.


Список слов:

1) выше

2) ниже

3) монархия

4) республика

5) оливки

6) семена подсолнечника




Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.

1 ГРУППА

Задание 4. Страна по описанию.


Внимательно прочитать описание и выделить ключевые ТЭГИ и определить страну по описанию (можно пользоваться картами мира):


Эта высокоразвитая страна — одна из крупнейших по территории стран мира. Имеет выход к водам Индийского и Тихого океанов. Климат в основном полупустынный. Население, отличающееся низкой плотностью (показатель средней плотности населения — 2 человека на 1 км2, один из самых низких в мире), размещено в основном на востоке и юго-востоке страны. Страна занимает ведущее место в мире по запасам многих видов минеральных ресурсов: здесь залегает 1/3 мировых запасов бокситов, много железных руд и руд цветных металлов, угля, алмазов, золота; на шельфе океана найдены запасы нефти и газа. В структуре экспорта преобладают минеральное сырье и сельскохозяйственная продукция.


ТЕГИ:

СТРАНА:

t1599420007ad.gif

Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.

1 ГРУППА

Задание 5. Выделение важных признаков демографических процессов


В каких вы­ска­зы­ва­ни­ях со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция об УРБАНИЗАЦИИ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.


 1) За счет пе­ре­се­лен­цев из дру­гих стран на­се­ле­ние США еже­год­но уве­ли­чи­ва­ет­ся более чем на 1 млн человек.


2) Доля го­ро­жан в общей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния Китая по­сто­ян­но воз­рас­та­ет и сей­час при­бли­жа­ет­ся к 50%.


3) Большинство стран мира имеет мно­го­на­ци­о­наль­ный состав. Самой мно­го­на­ци­о­наль­ной стра­ной счи­та­ет­ся Индия.


4) В 20-е годы XX сто­ле­тия в Рос­сии было всего два города-миллионера. В на­сто­я­щее время городов-миллионеров более 10.




Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.

1 ГРУППА

Задание 6. Анализ таблицы

Про­ана­ли­зи­ро­вав дан­ные таблицы, опре­де­ли­те ве­ли­чи­ну ми­гра­ци­он­но­го при­ро­ста (убыли) на­се­ле­ния Мур­ман­ской об­ла­сти в 2014 г. За­пи­ши­те ре­ше­ние задачи.

Численность и есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния Мур­ман­ской области

 Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Численность по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния на

1 января, человек

787 948

780 401

771 058

Среднегодовая чис­лен­ность населения,

человек

784 174

775 729

Нет данных

Естественный при­рост населения,

человек, зна­че­ние по­ка­за­те­ля за год

378

674

Нет данных



Решение:



Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.

2 ГРУППА

Задание 1. Заполните пропуски в таблице с использованием уже имеющихся знаний и данных вспомогательного слайда «Географическое лото»

Уменьшение численности населения


Переезд части населения (обеспеченного) в пригороды


Выезд населения в другую страну


Скопление городов


Часть население, реально занятая трудовой деятельностью


Рост городов и городского населения, усиление их роли, распространение городского образа жизни


Резкое увеличение прироста населения во второй половине ХХ века


Выезд населения из страны


Перемещение населения между странами или внутри страны


Резкое увеличение числа городов в развивающихся странах


Огромные скопления городов и агломераций


Система государственных мер, осуществляемых с целью воздействия на естественное движение населения






Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.

2 ГРУППА

Задание 2. Демографические показатели.



Пн= _________/__________

ОП=________+__________

ЕП=_________-__________

МП=__________-_________

ОП2017=_________-_________

П

В

МП

ЧН 2018

ЕП

Р

С

ЧН 2017

S

ЧН


плотность населения (Пн),

численность населения (ЧН)

общий прирост (ОП),

общий прирост населения за 2017 год (ОП2017),

естественный прирост (ЕП),

миграционный прирост (МП),

площадь (S)

рождаемость (Р),

смертность (С),

кол-во прибывших в страну (П),

кол-во выбывших из страны (В),

численность населения за 2017 (ЧН 2017)

численность населения за 2018 год (ЧН 2018)



Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.

2 ГРУППА

Задание 3. Заполни пропуски


Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания, аббревиатуры), которые необходимо вставить на места пропусков.

Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний, аббревиатур) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.


ОСОБЕННОСТИ КАНАДЫ

 Канада – вторая в мире по размерам территории страна. По форме государственного устройства она, как и США, является ____________ государством. Средняя плотность населения одна из самых низких в мире, при этом бóльшая часть населения сосредоточена в ____________ части страны.

Канада имеет современное высокоразвитое хозяйство, но отрасли первичного сектора экономики играют в ней бóльшую роль, чем в других странах «Большой семёрки». Характерной особенностью промышленности хозяйства является очень высокая доля __________ в производстве электроэнергии.


Список слов:

1) унитарное

2) федеративное

3) северо-западный

4) юго-восточный

5) ГЭС

6) ТЭС



Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.

2 ГРУППА

Задание 4. Страна по описанию.


Внимательно прочитать описание и выделить ключевые ТЭГИ и определить страну по описанию (можно пользоваться картами мира):


Эта островная страна по форме правления является конституционной монархией. Собственные минеральные ресурсы невелики, почти все минеральное сырье импортируется. Трудовыми ресурсами страна обеспечена хорошо. Их достаточная численность (87 млн человек), высокая квалификация и трудолюбие создают хорошие возможности для развития экономики. Ее современная структура характеризуется резким преобладанием непроизводственной сферы (около 66% структуры ВВП), довольно высокой долей промышленности (32%), незначительной долей сельского хозяйства (1−2%).


ТЕГИ:

СТРАНА:

t1599420007ad.gif

Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.

2 ГРУППА

Задание 5. Выделение важных признаков демографических процессов


В каких из вы­ска­зы­ва­ний со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция о

МИ­ГРА­ЦИ­ЯХ населения? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) С на­ча­ла XXI в. число при­бы­ва­ю­щих на по­сто­ян­ное место жи­тель­ства в Рос­сию еже­год­но пре­вы­ша­ет число выбывающих.


2) В при­оке­ан­ской по­ло­се ши­ри­ной 300-350 км со­сре­до­то­че­но 9/10 на­се­ле­ния Бразилии.


3) Чис­лен­ность на­се­ле­ния неф­те­до­бы­ва­ю­щих стран Юго-Западной Азии уве­ли­чи­ва­ет­ся не толь­ко за счет есте­ствен­но­го прироста, но и за счет пе­ре­се­лен­цев из дру­гих стран.


4) Боль­шая часть на­се­ле­ния Япо­нии скон­цен­три­ро­ва­на в круп­ных го­ро­дах и го­род­ских агломерациях, рас­по­ло­жен­ных в ос­нов­ном на Ти­хо­оке­ан­ском по­бе­ре­жье страны.




Раздаточный модуль внеурочного мероприятия по подготовке к ЕГЭ по разделу «Население мира» Групповая работа.

2 ГРУППА

Задание 6. Анализ таблицы

Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Республики Башкортостан в 2016 г. Запишите решение задачи.

Численность и есте­ствен­ный при­рост на­се­ле­ния Республики Башкортостан

 Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Численность по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния на

1 января, человек

4 071 987

4 071 064

4 066 972

Среднегодовая чис­лен­ность населения,

человек

4 071 525

4 069 018

4 065 132

Естественный при­рост населения,

человек, зна­че­ние по­ка­за­те­ля за год

5004

3298

1943



Решение:



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Карточки «Географическое лото»

Депопуляция

Субурбанизация

Эмиграция

Агломерация

Экономически активное население страны

Урбанизация

«Демографический взрыв»

Иммиграция

Миграции

«Городской взрыв»

Мегаполис

Демографическая политика



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за качественную оригинальную работу, Лариса Юрьевна!!!

7 September 2020

Буду рада, если моя работа будет Вам полезна.

7 September 2020