Методическая разработка открытого урока на тему: «Взрывчатые материалы (ВВ и СВ)» по междисциплинарному курсу МДК 01.01. Основы горного дела
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«РОВЕНЬКОВСКИЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
И.А. Дьяченко
« » 2021г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по теме:
«Взрывчатые материалы (ВВ и СВ)»
Междисциплинарный курс МДК 01.01. « ОСНОВЫ ГОРНОГО ДЕЛА »
Специальность: 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» (ПРМПИ)
Ровеньки, 2021г.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
горных дисциплин
Протокол № _____ от ______________ 2021г.
Председатель ЦК А.Н. Бойко
Автор – составитель: Богатырева Н.Б., преподаватель профессиональных
модулей специальности 21.02.17 ПРМПИ
Ровеньковского технико – экономического колледжа
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация 4
Рекомендации по подготовке к занятию 5
Технологическая карта учебного занятия 6
План занятия 9
Лекция (материал для составления конспекта) 11
Материал для закрепления полученных знаний 17
Выводы, итог занятия 17
Литература 18
Аннотация
Методическая разработка занятия «Взрывчатые материалы (ВВ и СВ)», входящего в МДК 01.01. «Основы горного дела» профессионального модуля ПМ.01 «Ведение технологических процессов горных и взрывных работ» профессионального цикла образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» составлена на основе и в соответствии с нормативными документами, регламентирующими требования оформления работ в образовательных учреждениях СПО ЛНР. Материал занятия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта в области освоения видов деятельности и формирования компетенций.
Обучающиеся на основе полученных на уроке знаний характеристик взрывчатых материалов, области их применения, осваивают умение производить выбор ВВ и СВ для их использования в различных горно-геологических условиях. Данный урок проводиться в виде урока по изучению нового материала.
Требования к уроку по изучению нового материала:
занятие должно иметь четко сформулированную учебно-познавательную цель;
занятие должно расширять и углублять научное мировоззрение обучающихся;
занятие должно способствовать развитию общенаучных навыков по изучению научно-популярной литературы, по приобретению новых знаний самостоятельно.
Деятельностный подход выражается во взаимодействии педагога и обучающихся для решения определенных задач с достижением обратной связи.
Работа в группах позволяет развивать общие компетенции, способствует развитию коммуникативных способностей студентов.
Используемые методы и приемы (вопросы, практические задания, решение профессиональных ситуаций, создание опорного конспекта) обучения способствуют активизации познавательной деятельности студентов, учат делать выводы, принимать обоснованные профессиональные решения, что в полной мере соответствуют требованиям современного урока.
В целях лучшего управления учебной деятельностью, побуждения к целенаправленной активной деятельности студентов заранее было дано домашнее задание подготовка презентации, сообщения, видео-трансляции по теме. Это позволило обеспечить состояние заинтересованности, увлечённости, а также стимулировать интеллектуальность, активность студентов. Формированию интеллектуальных качеств личности студента помогает необычность, нестандартность формы изложения материала.
Данная методическая разработка может оказать помощь преподавателям различных дисциплин при подготовке и проведении открытого занятия с применением инновационных технологий.
Рекомендации по подготовке к занятию
Подготовка к уроку ведется в течение одной недели. Обучающиеся получают творческие задания по сбору информации с использованием интернет - ресурсов. Тематика творческих заданий:
История создания и применения взрывчатых веществ.
История развития техники взрывания и средств инициирования ВВ.
Характеристика ВВ, используемых при взрывных работах в угольных шахтах.
Общий обзор средств взрывания при огневом и электрическом инициировании зарядов.
В процессе работы студентов над творческими заданиями они отвечают на вопросы и накапливают материал, подготавливают презентации, подбирают видеозаписи по изучаемому вопросу, а преподаватель консультирует их в процессе работы.
Технологическая карта учебного занятия
1. Тема урока: «Взрывчатые материалы (ВВ и СВ)»
2. ПМ.01 «Ведение технологических процессов горных и взрывных работ»
3. МДК.01.01 «Основы горного дела»
4. Цели:
Обучающая:
организовать деятельность обучающихся по изучению, обобщению и первичному закреплению понятий: «взрывчатое вещество», «средства взрывания»;
формировать умение производить выбор ВВ и СВ для применения в конкретных горно-геологических условиях;
Развивающая:
развить умение анализировать полученные знания в соответствии с заданными профессиональными ситуациями, делать выводы и принимать профессиональные решения в соответствии с обобщенной информацией;
Воспитательная:
создать условия для развития внимательности, ответственности, аккуратности;
формировать понимание сущности и значимости будущей профессии.
5. Тип занятия: формирование умений.
6. Вид занятия: урок изучения нового материала.
7. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
8. Используемые методы обучения
По источнику передачи знаний:
словесные (беседа, работа с понятиями, обобщения и выводы);
наглядные (демонстрация видеоролика, мультимедийная презентация);
практические (решение профессиональной ситуации).
По характеру познавательной деятельности обучающихся:
метод проблемного изложения, рефлексивный.
9. Оснащение занятия:
Дидактические средства:
электронная презентация, фрагмент видеоролика.
Технические средства:
мультимедийный проектор, компьютер, экран.
10. Межпредметные связи:
Разрушение горных пород.
Химия.
11. Основные термины и понятия: взрывчатые вещества, капсюль-детонатор, электродетонатор, огнепроводный шнур, детонирующий шнур.
12.Прогнозируемый результат:
Обучающиеся будут уметь:
визуально различать ОШ и ДШ;
анализировать полученную информацию и принимать обоснованные профессиональные решения по работе с взрывчатыми материалами;
Обучающиеся будут знать:
состав ВВ,
виды капсюль-детонаторов, электродетонаторов;
виды огнепроводных шнуров, детонирующих шнуров;
характеристики и область применения СВ.
13. Формируемые компетенции:
ПК 1.2. Организовывать и контролировать ведение технологических процессов на участке в соответствии с технической и нормативной документацией.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллега-
ми, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
План занятия
Этап | Время, мин |
Деятельность преподавателя |
Краткое содержание |
Деятельность студентов |
Организационный | 3 | Приветствие. Проверка готовности кабинета к уроку | Приветствие. | Приветствие. Рапорт старосты об отсутствующих. |
Мотивационный Актуализация необходимых знаний | 12 | Создание психологического настроя к учебнопознавательной деятельности. Озвучивание темы и содержания теоретического занятия, постановка целей и задач. Мотивация к самостоятельной работе, работе в группах. Активизация знаний, необходимых для изучения темы. Подготовка обучающихся к самостоятельной практической деятельности. | Тема: «Взрывчатые материалы (ВВ и СВ)» Содержание: 1. Понятие о взрывчатых веществах (ВВ) 2. Средства взрывания(СВ) | Запись темы занятия и плана в тетради . Прослушивание, восприятие информации. Запоминание произношения и написания терминов. Восстановление в памяти, анализ изученного материала. Получение эмоционального положительного настроя. Поиск ответа на вопрос. Обсуждение, высказывание предложений. Формулировка вывода, ответ на вопрос.
|
Основная часть. Объяснение новой темы | 45 | Изучение нового материала: «Взрывчатые материалы (ВВ и СВ)» Формирование умений по теме занятия. Продолжение формирования общих компетенций. | Использование наглядного материала для оперативного контроля. | Восприятие нового материала. Конспектирование основных моментов и выводов. Просмотр в/ролика, презентаций. Прослушивание сообщений. Работа в группах |
Закрепление изученного материала | 10 | Организация выполнения практического задания обучающимися. | Выполнение задания | Работа в группах по выполнению задания |
Заключительный этап Рефлексия | 8 | Анализ выполнения задач занятия. Подведение итогов, вывод. Объявление оценок. Проведение рефлексии
| Текущий контроль; уточнение основных моментов. | Осмысление основных моментов, выводов. Возврат к цели урока, которая появляется на слайде презентации, ответы по ее достижению . |
Домашнее задание | 2 | Домашнее задание | Обсуждение и пояснение домашнего задания | Запись домашнего задания в тетради. |
Итого | 80 | | | |
Лекция
(материал для составления конспекта)
Тема: Взрывчатые материалы ( ВВ и СВ).
План лекции
1. Понятие о взрывчатых веществах (ВВ).
2. Средства взрывания (СВ).
1. Взрывчатыми веществами называются такие химические соединения и механические смеси, которые под влиянием внешних воздействий – нагревания, удара, трения – подвергаются быстрому химическому превращению с образованием больших объемов газов, нагретых до высокой температуры.
Для получения взрывчатых веществ применяются:
- горючие вещества;
- вещества, богатые кислородом.
Взрывчатые вещества по своему составу делятся на:
- механические смеси;
- химические соединения.
Механические смеси образуются простым смешением (смешиванием) горючих веществ (уголь, сера) с соединениями, богатыми кислородом.
Например, дымный порох состоит из:
- древесного угля – 15%;
- серы – 10%;
- калиевой селитры, богатой кислородом – 75%.
Химические соединения представляют собой вещества однородного состава и поэтому имеют большие преимущества перед механическими соединениями.
Примером химических соединений могут быть бездымные пороха.
Взрывчатые вещества бывают:
- твердые;
- жидкие;
- газообразные.
2. К средствам взрывания (СВ) относятся средства для подрыва заряда взрывчатого вещества. Основными из них являются: капсюли-детонаторы, электродетонаторы, детонирующий шнур (ДШ), огнепроводный шнур (ОШ).
Капсюль-детонатор представляет собой гильзу (медную, латунную, алюминиевую или бумажную) внутреннего диаметра около 6,5 мм, закрытую с одного торца и открытую с другого, в которую запрессовано 1,02 г инициирующего ВВ повышенной мощности (тетрил, гексоген или тэн). Затем в гильзе, примерно в ее середине, запрессована как бы перевернутая, алюминиевая, чашечка с инициирующим ВВ в составе: снизу (со стороны бризантного ВВ повышенной мощности) - 0,2 г азида свинца, сверху - 0,1 г тенереса. Примерно половина гильзы со стороны открытого конца - полая. Чашечка со стороны полой части гильзы имеет небольшое отверстие, прикрытое изнутри чашечки тонкой шелковой или капроновой сеточкой, предохраняющей от высыпания из КД инициирующего ВВ. Закрытый торец имеет кумулятивную выемку, в направлении которой импульс детонации гораздо сильнее, чем в других направлениях (рисунок 1).
1 - гильза |
|
Рисунок 1- Капсюль - детонатор
Гарантийный срок для капсюлей-детонаторов — 2 года. Капсюли-детонаторы подвергают тщательной проверке на заводах-изготовителях на отсутствие видимых дефектов, соответствие размеров, устойчивость к тряске и инициирующую способность.
На местах применения качество капсюлей-детонаторов проверяют на отсутствие внешних дефектов (сколов вторичного ВВ, нарушений целостности гильз, высыпания ВВ или опыления им внутренней поверхности гильз). Периодически также определяют инициирующую способность капсюлей-детонаторов.
Огнепроводный (бикфордов) шнур представляет собой шнур для передачи луча огня на расстояние и воспламенения инициирующего ВВ в капсюлях-детонаторах или пороховых зарядов.
К огнепроводным шнурам предъявляются требования полноты сгорания и постоянства скорости горения. Скорость горения огнепроводного шнура должна составлять 0,86—1 см/с. Горение должно протекать равномерно, без затуханий, хлопков и пробиваний искр через оболочку.
Огнепроводный шнур состоит из нескольких оплеток (рисунок 3). Сердцевина шнурового дымного пороха состоит из 78% калиевой селитры, 12% древесного угля и 10% серы. В 1 м шнура содержится 6 г пороха. Диаметр шнура 5—6 мм. Цвет оболочки темно-серый или черный.
Выпускается огнепроводный шнур трех марок: ОШП, ОШДА, ОША. На все эти марки шнуров не наносится какой-либо специальной маркировки. В названии марки "ОШП" буква "П" обозначает материал внешней оболочки - пластик. ОШП герметичен и может использоваться под водой на глубинах до 10м.
Рисунок 2 - Огнепроводной шнур ОШП
Рисунок 3 - Огнепроводный шнур ОШП в разрезе
Буквы "А" и "ДА" в наименовании означают "асфальтированный" и "двойной асфальтированный". Огнепроводный шнур ОША имеет оболочку из хлопчатобумажных или льняных нитей, пропитанных асфальтовой мастикой (гудроном), поэтому цвет шнура - серо-черный. Несмотря на такую пропитку, этот шнур не применяют в сырых местах и под водой. Огнепроводный шнур ОШДА при таком же диаметре, как и ОША и не отличаясь внешне, имеет двойную асфальтовую оболочку черно-серого цвета, поэтому ее водоизолирующие способности выше, чем у ОША, и шнур ОШДА может применяться под водой.
Хранение и укупорка ОШ: отрезок шнура длиной 10 метров свернут в бухту и перевязан четырьмя шпагатами, концы шнура в бухтах обычно пропитаны или залеплены воском для предотвращения отсыревания пороховой сердцевины при неудовлетворительном хранении шнура (рисунок 2). Бухта обернута крафт-бумагой. 25 бухт собраны в пачку, обернутую бумагой и перевязанную шпагатом. 4 пачки уложены в деревянный ящик размерами 61.0 на 51.5 и на 38. 5 см. Вес брутто 45 кг.
Электродетонаторы представляют собой сочетание капсюля-детонатора с электровоспламенителем для взрывания зарядов бризантного ВВ. В качестве электровоспламенителя используют электрический мостик накаливания. Электровоспламенитель служит для передачи капсюлю-детонатору луча огня, образующегося при сгорании воспламенительного состава. Электродетонаторы выпускают мгновенного (ЭД) (рис. 4), коротко-замедленного (ЭД-КЗ) (доли секунды) и замедленного (ЭД-ЗД) (2, 4, 6, 8, 10 и 12 с) действия (рисунок 2.53).
Рисунок 4 - Электродетонаторы мгновенного действия ЭД-8Ж
Электродетонатор ЭДП состоит из капсуля-детонатора №8а, в дульце которого с помощью пластиковой пробки обжатием закреплен электровоспламенитель с платино-иридиевым мостиком накаливания. Провода в пластиковой изоляции имеют длину 1 м. 1 — гильза Рисунок 5 - Электродетонатор ЭДП: Для взрывания последовательно соединенных электродетонаторов расчетный ток принимается равным 1,0 А при постоянном токе и 1,5А при переменном. |
|
|
В электродетонаторах мгновенного действия инициирование капсюля-детонатора осуществляется непосредственно от электровоспламенителя, в электродетонаторах короткозамедленного и замедленного действия ≈ через замедляющий состав.
Электродетонаторы мгновенного действия разрешается применять на любых работах, электродетонаторы замедленного действия – также, кроме выработок, опасных по газу и пыли. Электродетонаторы короткозамедленного действия могут применяться при любых видах взрывных работ, в т.ч. и опасных по газу и пыли выработках
Для инициирования электродетонаторов в качестве источников тока используют взрывные машинки, реже силовую или осветительную сеть.
Детонирующий шнур (ДШ) служит для передачи детонации от капсюля-детонатора к зарядам бризантных ВВ, а также и между зарядами. Он представляет собой трехслойную оплетку из пряжи с сердцевиной из ВВ, в качестве которого используют ТЭНы. Для повышения водоустойчивости второй и третий слои оплетки ДШ пропитывают специальной мастикой или третий слой покрывают поливинилхлоридной оболочкой. Детонирующий шнур имеет защитную оболочку красного или другого отличительного цвета. ДШ в нитяной оболочке маловодостоек (выдерживает замочку в течение 12 часов), в полиэтиленовой оболочке обладает водостойкостью в течение 30 суток. Различают ДШ нормальной мощности, маломощные, усиленные и высокомощные . Наружный диаметр ДШ нормальной мощности 5-7 мм, маломощных — 3-4 мм, усиленных — 7-9 мм, высокомощных — 10-12 мм. ДШ нормальной мощности используют на многих видах взрывных работ, маломощные — для коммутации взрывных сетей и внутрискважинного замедления детонации зарядов, усиленные — для непосредственного инициирования протяжённых зарядов в шпурах и скважинах, высокомощные — в качестве самостоятельных оконтуривающих зарядов, а также при взрывной резке металлических конструкций (в этом случае в шнуре может быть продольная кумулятивная выемка) и на других работах.
Для производства взрывных работ ДШ поставляют отрезками по 50-100 м; гарантийный срок использования ДШ в нитяной оболочке 2 года, в пластиковой — 3-5 лет.
Обучающимся демонстрируется видеофильм:
Наука, техника и мир. Взрывчатка для подрыва скальных пород (в тоннеле. ЮАР) Документальный,
https://www.youtube.com/watch?v=SbKKDpc9nao
Материал для закрепления полученных знаний
1.Кейс- задание.
Обучающиеся делятся на 3 группы.
Для заданных горно-геологических условий, в которых проводятся подготовительные выработки, обеспечивающие добычу угля подземным способом, выбрать взрывчатое вещество (ВВ) и средства взрывания (СВ) зарядов. Какой способ инициирования зарядов можно применять? Выбор обосновать.
Показатели | Вариант | ||
1 | 2 | 3 | |
Категория шахты по метану | сверхкатегорийная | II | негазовая |
Коэффициент крепости пород, f | 7 | 10 | 11 |
2. Контрольные вопросы
1.Что такое ВВ?
2. Назовите средства инициирования при огневом взрывании зарядов.
3.Какая разница между огнепроводным и детонирующим шнуром?
4.Какая разница между капсюлем-детонатором и электродетонатором?
5.Чем отличаются электродетонаторы мгновенного, замедленного, короткозамедленного действия?
6.Расскажите об устройстве капсюль-детонатора и огнепроводного шнура.
7. Назовите средства электрического инициирования.
Выводы, итог занятия
Проводится самооценка выполненной работы обучающимися в каждой группе, затем преподаватель дает оценку выполненной работы. Подводится итог занятия. Преподаватель дает задание для дальнейшей работы над темой урока (домашнее задание).
Домашнее задание: проработать конспект.
Критерии оценивания
5 баллов, «отлично» - точно раскрыты основные понятия, выводы обоснованы, участники группы оперативно отвечают на дополнительные вопросы преподавателя, доброжелательное отношение к участникам группы;
4 балла, «хорошо» - основные понятия раскрыты частично, выстраивается диалог с преподавателем по сути вопроса, участники группы ответили на большинство дополнительных вопросов, доброжелательное отношение к участникам группы;
3 балла, «удовлетворительно» - раскрыта только меньшая часть основных понятий, с трудом выстраивается диалог с преподавателем, возникли проблемы с обоснованием выводов, участники группы не ответили на большинство дополнительных вопросов, при работе в команде имелись разногласия;
2 балла, «неудовлетворительно» - не раскрыто ни одно из основных понятий, допущены существенные неточности в решении задания, отсутствие реакции на дополнительные вопросы, действия команды не согласованы, имеются разногласия.
Литература
1. Заплавский Г.А., Лесных В.А. Горные работы, проведение и крепление горных выработок. – М.: Недра, 1986, с. 57-58.