Методическая разработка по коррекции акустической дисграфии
Конспект логопедического занятия №1
Темы:
Логопедическая: «Дифференциация звуков и букв «д-т»
Грамматическая: «Парные звонкие и глухие согласные»
Лексическая: «Дни недели»
Целевая группа 2 класс
Реализуется в рамках АООП НОО для обучающихся с ТНР, вариант 5.1
Речевое заключение детей: нарушения письменной речи, обусловленные ОНР
Задачи:
1. Образовательные: закреплять знания о механизмах образования звуков [д]-[т], [д']-[т'] и их акустических особенностях. Сформировать навыки различения звуков [д]-[т], [д']-[т'] в слогах, в словах и предложениях. Закреплять знания детей о днях недели, их последовательности.
2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, навыки самоконтроля. Развивать опосредованное запоминание. Обогащать и активизировать словарный запас обучающихся путем использования антонимов и фразеологизма.
3. Воспитательные: воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии, чувство товарищества, доброжелательность, формировать интерес к логопедическим занятиям через использование нестандартных заданий и приемов.
Оборудование: таблица, компьютер, презентация к занятию, таблица для мнемонического приема, звукозапись слогов, карточки с заданиями для индивидуальной работы, индивидуальные зеркала.
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Назовите, пожалуйста, сегодняшнее число, месяц.
-Какое число, месяц будет завтра? А какое число, месяц были вчера?
-Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой будет завтра?
2. Мотивационно-целевой этап
2.1 Формулировка темы занятия
-Ребята из вашего класса составляли расписание уроков на компьютере, но клавиатура вышла из строя и некоторые буквы не пропечатались. Эти буквы придется нам с вами написать от руки. (На доску вывешивается таблица)
Расписание уроков | |||||
Поне-ельник | в-орник | сре-а | че-верг | пя-ница | суббо-а |
-Какие звуки и буквы вы вставили в слова?
-Кто назовет тему нашего сегодняшнего занятия? (Тема занятия записывается логопедом на доске)
2.2 Постановка целей занятия
-Чему мы сегодня будем учиться? (Мы будем учиться различать звуки звуков [д]-[т], [д']-[т']. А так же обозначать их буквами Тт и Дд на письме)
3. Ориентировочный этап
3.1 Характеристика звуков
-Посмотрите на первую схему и дайте характеристику звукам [т] и [т'].
-В каком положении губы при произнесении звуков?
-В каком положении зубы?
-Где находится язык?
-Голос участвует в образовании звуков[т] и [т']?
-Посмотрите на вторую схему и дайте характеристику звукам [д] и [д'].
-Чем похожи звуки [д]-[т], [д']-[т']?
-В чем их самое главное отличие?
-Как же вы будете различать когда написать букву Т, а когда нужно выбрать букву Д?
4.Поисково-исследовательский этап
4.1 Связь звука с буквой
-Вспомните, чем отличаются звук от буквы.
-Какой буквой на письме обозначаются звуки [д] и [д']? На что похожа эта буква? (Таблица для мнемонического приема)
-Какой буквой на письме обозначаются звуки [т] и [т']? На что похожа эта буква? (Таблица для мнемонического приема)
4.2 Конструирование букв из пазлов
5. Практический этап
-Ребята, у кого-нибудь из вас есть самый любимый день недели? Да, конечно, это воскресенье.
-А почему ребята его не включили в свое расписание? (Потому что это выходной)
-А какой еще день считают выходным?
-Какие дни называют рабочими? Дни недели предлагают нам потрудиться. Выполним их задания.
5.1 Дифференциация звуков в слогах
ПОНЕДЕЛЬНИК – не бездельник. (Слайд 1)
-Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-
Работяга, не бездельник,
Он неделю открывает,
Всех трудиться зазывает.
-Повторите звуковые дорожки за Понедельником.
Да-та
Та-да-та
Да-да-та-да
Та-да-та-да-та
Да-та-та-да-та-та
-Кто назовет второй день недели?
Братец ВТОРНИК (Слайд 2)
-ВТОРНИК следует за братом-
У него идей богато,
Он за все берется смело,
И работа закипела.
-Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку Вторника. (Звукозапись)
Да, то, до, та, ды, ти, де, те, дю, тю, аду, ату, оте, оде, иди, ити.
Проверка.
-Прочитайте слоги со звуком [д], затем со звуком [т]. Прочитайте слоги с мягким согласным, затем с твердым согласным.
-Чему мы учились, работая со слогами? Назовите следующий день недели.
5.2 Дифференциация звуков в словах
Серединочка-СРЕДА (Слайд 3)
-Вот и средняя сестрица,
Не пристало ей лениться,
А зовут ее СРЕДА,
Мастерица хоть куда.
Работа со словами-паронимами
-Среда - мастерица-озорница, предлагает поиграть в игру «Замени звук»
- Я буду называть слова со звуком [д], а вы его должны заменить на звук [т].
Дом, дачка, дрова, доска, удочка, день.
- А теперь, наоборот, со звуком [т], а вы его заменяете на звук [д]:
Трель, прутик, зайти, найти, тело, катушка.
- Ребята, какие пары слов вы запомнили? (Запись на доске и в тетрадях)
-Сделайте вывод о словах, отличающихся одной буквой. Назовите следующий день недели. Прежде чем мы познакомимся со следующим заданием, немного отдохнем.
Физминутка «Дни недели»
-Итак, продолжаем.
Четверг-мечтатель. (Слайд 4)
Работа с антонимами
Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,
Он мечтательный чудак,
Повернул к концу недели
Оглянуться не успели!
-Выполним его задание. Прочитайте слова первого и второго столбика. Вставьте пропущенные буквы. Вы прочитали слова с противоположным значением. А как называются эти слова? Какой вид работы нам предстоит? (Соединить стрелками слова противоположные по значению).
…еплый коро…кий
…линный холо…ный
моло…ой све…лый
голо…ный сы…ый
…емнай с…арый
-Для чего выполняли это задание? На каких уроках вы работаете с антонимами? Для чего нужны эти слова?
5.2 Дифференциация звуков в предложении
Сестрица-пятница (Слайд 5)
ПЯТНИЦА-сестра сумела
Побыстрей закончить дело.
Если делаешь успехи,
Время есть и для потехи.
-Скорей, помогите Пятнице найти ответ на вопрос: «Про кого говорят, что у него семь пятниц на неделе?»
-Что странного в этом выражении?
-Про кого из сказочных героев (или ваших знакомых) вы можете так сказать? Почему?
-Для чего мы выполняли это задание? На каких уроках вы можете использовать эти знания?
-Переходим к следующему дню недели.
-Предпоследний брат-СУББОТА (Слайды 6,7)
Поднимает ровно в семь!
Непонятно отчего то,
Спать не хочется совсем!
-Ребята, сколько уроков у вас в субботу по расписанию? Назовите только те, в названиях которых есть буквы занятия.
В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Очень любит угощенье.
Это самый младший брат.
К вам зайти он будет рад.
- Кто из вас может назвать все дни недели, начиная с понедельника?
- А кто назовет дни недели в обратном порядке?
6. Рефлексивно-оценочный этап
-Чему мы сегодня учились на занятии? Что повторяли? Где и как вам могут пригодиться знания, полученные на занятии?
Список использованных источников:
1. Городилова В.И., М.З. Кудрявцева «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» / пособие для занятий с детьми младшего школьного возраста - КАРО Санкт-Петербург 2008 год.
2. Коррекция письменной речи 1-4 класс Н.П. Мещерикова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева Волгоград издание 2009г.
3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. - 208 с.
4. Кукушина В.С. «Логопедия в школе» под редакцией В.С. Кукушина - издательский центр «МарТ» Ростов-на-Дону 2010
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
6. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80с
7. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1978
Конспект логопедического занятия №2
Темы:
Логопедическая: «Дифференциация звуков и букв «д-т»
Грамматическая: «Звонкие и глухие согласные в середине слов»
Лексическая: «Детективно-загадочная история»
Целевая группа 2 класс
Реализуется в рамках АООП НОО для обучающихся с ТНР, вариант 5.1
Речевое заключение детей: нарушения письменной речи, обусловленные ОНР
Задачи:
1. Образовательные: закреплять знания детей о звуках [д]-[т], [д']-[т'], учить дифференцировать звуки [д]-[т], [д']-[т'] в слогах, в словах и предложениях. Автоматизировать правило правописания звонких и глухих согласных в середине слов.
2. Коррекционно-развивающие: развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Обогащать и совершенствовать словарный запас.
3. Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества и самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки с изображением Ябеды-Корябеды и ее агентов, слоговая таблица, карточки для индивидуальной работы, индивидуальные зеркала.
Ход занятия
1. Организационно - подготовительный этап
-Ябеда-Корябеда высадилась со своими агентами в нашей школе и решила провести хулиганско-диверсионную работу. Она устраивает экстренное заседание своих бестолковых агентов и еще раз напоминает задание: «Господа агенты, помните, все то, о чем я вас просила. Возьмите пакет с указаниями всех вредностей, гадостей, мерзостей и гнусностей, которые предстоит вам совершить на занятии. Приступайте к выполнению!».
-Непростая работа нам сегодня предстоит! Ребята, сможем ли мы разгадать маневры противника и обезвредить их? Попробуем!
-Знаете ли вы, как называют человека, который ведет расследование? (Детектив) Как он выглядит? Чем занимаются детективы? (поиском, наблюдением, расследованием) Назовите главные качества сыщика.(Ум, внимание, смекалка, зоркость). Предлагаю вам сегодня поработать детективами.
2. Выделение дифференцируемых согласных из слов
-Итак, кажется, агенты уже побывали в нашем кабинете! Я уже вижу их следы!
-Первое наше с вами детективное расследование будет называться «Загадка исчезнувших звуков»
-Как выдумаете, почему оно так называется? (Агенты похитили звуки)
-Рассмотрите предметные картинки и назовите их. (Удочка-уточка)
-Какие звуки исчезли в словах? (На доску вывешиваются слова с пропущенными буквами)
-Какая работа предстоит на занятии?
3.Формулировка темы занятия
- Кто сформулирует тему нашего занятия? (Тему занятия записывают в тетрадь)
5. Уточнение артикуляции звуков. Беседа с использованием портретов звуков
-Давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках? Чем они похожи и чем отличаются? Вспомните, какие приемы вам облегчают работу по различению этих звуков? Какими буквами обозначаем эти звуки?
6. Практический этап
1)Развитие слогового анализа на уровне слова
«Суровый порядок-это слишком скучно, а пара-тройка пакостей - уже недопустимо», - так про себя рассуждает Ябеда-Корябеда, пока ее агенты перевернули у нас все кверху дном.
Что вы видите на доске? (Слоги). Как выдумаете, какая работа нам предстоит? (Собрать из слогов слова)
-Итак, следующая операция называется «По запутанным следам»
Спишите получившиеся слова в тетрадь, подчеркните букву Д - двумя чертами, букву Т - одной чертой.
-Чему мы учились, выполняя это задание?
-Агенты находятся в небольшом замешательстве от того, насколько мы продуктивно выполняем работу. А сейчас я предлагаю вам еще раз проверить свои способности.
Физкультминутка «Сыщики»
Зорко, зорко наблюдаем,
Шустро, шустро приседаем,
Быстро, быстро убегаем,
Ай-да сыщики-ребятки,
Не играйте с нами в прятки.
2)Закрепление знаний норм орфографии
-Переходим к выполнению следующей операции. Она называется «Шестое чувство»
-Ябеда-Корябеда смотрится в зеркало и бормочет: «Красота-это все! И вообще - все замечательно!» Но, шестое чувство начинает ей подшептывать, что не все замечательно и, кажется, агенты снова провалят следующую операцию! Давайте проверим.
-Как вы понимаете выражение «шестое чувство»? (Способность предвидеть, предугадывать)
- Итак, исчезли буквы. И вы понимаете, чьих это рук дело. Спишите слова, вставляя пропущенную букву Д или Т и объясните, почему именно эту букву нужно вставить. При написании вы будете надеяться на ваше шестое чувство? А что вам поможет правильно написать эти слова?
Ягода-яго…ка
Погода-пого…ка
Шуточка - шу..ка
Лодочка - ло…ка
Веточка - ве…ка
-Чему мы научились, выполняя это задание? Где нам могут пригодиться эти знания?
-Омраченные агенты даже не вышли в этот раз на связь с Ябедой-Корябедой.
3)Развитие зрительного внимания и фонематического восприятия
«Сколько труда уходит на то, чтобы руководить ватагой непутевых агентов и бестолковых лазутчиков. Кто же еще поможет детям лениться, жадничать и ябедничать? ТРУДНОЕ ЭТО ДЕЛО!» - размышляет Ябеда-Корябеда.
-Следующее расследование так и называется «Трудное дело»
-Агенты и лазутчики изменили буквы в словосочетаниях, давайте восстановим их. (Работа на карточках)
Друтное тело
Дяжолое ветро
Чисдая дедрадь
Талекие сдраны
Слаткий дорд
7. Работа на уровне предложений.
Составьте два предложения с любыми из словосочетаний и запишите их в тетрадь. Подчеркните буквы занятия ( букву Д - двумя чертами, букву Т - одной чертой).
8. Подведение итогов
-Итак, мы справились со всеми заданиями, а измученные и отчаявшиеся агенты докладывают Ябеде-Корябеде, что провалили всю работу!
-В этот раз Ябеде – Корябеде не удалось осуществить свои коварные планы. Она страшно разозлилась и стала думать, что бы ей еще такое вредное затеять, но уже в другой школе.
-Вспомните, что мы с вами делали во время занятия?
-Какие задания вам понравились, какие были сложные?
Список использованных источников:
1. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. 1-4 классы. М., 2007.
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007.
3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г., Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1996.
4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. ССПб.,1997.
5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.
6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
Конспект логопедического занятия №3
Темы:
Логопедическая: «Дифференциация звуков и букв «д-т»
Грамматическая : «Звонкие и глухие согласные в конце слов»
Лексическая: «Поездка в Простоквашино»
Целевая группа 2 класс
Реализуется в рамках АООП НОО для обучающихся с ТНР, вариант 5.1
Речевое заключение детей: нарушения письменной речи, обусловленные ОНР
Задачи:
1. Образовательные: закреплять знания детей о звуках [д]-[т], [д']-[т'], учить дифференцировать звуки [д]-[т], [д']-[т'] в словах , предложениях и тексте. Автоматизировать правило правописания звонких и глухих согласных в конце слов.
2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Воспитательные: воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии.
Оборудование: предметные картинки с изображением дяди Федора, кота Матроскина, Шарика, Печкина, индивидуальные карточки, таблица, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Выделение дифференцируемых согласных из названия сказки
Работа на карточках.
-Разделите предложение на слова.
Сталивтракторсупвливатьикотлетызапихивать.
-Догадайтесь, из какой сказки эта строчка. (Из повести-сказки Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот»)
-Какие звуки и буквы пропущены в названии сказки?(_я_я Фё_ор, пёс и ко_)
3.Формулировка темы занятия
-Сформулируйте тему занятия, запишите в тетрадь.
-Сегодня мы поедем в Простоквашино и продолжим различать звуки [д]-[т].
4.Уточнение артикуляции звуков.
-Давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках? Чем они похожи и чем отличаются? Вспомните, какие приемы вам облегчают работу по различению этих звуков? Какими буквами обозначаем эти звуки?
5.Основная часть
1) Развитие фонематических представлений
-Кто нас ждет в Простоквашине? (Перечисляют героев сказки)
-Нам надо купить всем подарки. Составим список необходимого. (Работа с таблицей)
ПОСУДА | ИНСТРУМЕНТЫ | ОДЕЖДА | КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ |
| | | |
| | | |
| | | |
-Заполним наш список, используя слова со звуками [д]-[т].
2) Работа по закреплению норм орфоргафии
-А вот и Простоквашино. Нас встречают домочадцы. Мы подарили всем подарки.
-Ребята, а про Печкина мы с вами совсем забыли! Надо скорее что-то придумать! Чтобы выбрать подарок для Печкина, выполним следующее задание.
-Прочитайте слова, выберите те, в которых согласная в конце слова пишется не так как произносится.
Слова: халат, шоколад, плед, самокат, берет, велосипед.
-Так что мы подарим Печкину? Запишите эти слова в тетрадь, в скобках напишите проверочные слова.
3)Развитие фонематического анализа
-Дядя Федор приглашает нас к столу, где нас ждет угощение. Какими молочными продуктами со звуками [д]-[т] нас угостили?(Сметаной, творогом, простоквашей, йогуртом, бифидоком, ацидофилином)
Физминутка для глаз «Прогулка по Простоквашино»
4)Работа на уровне предложения
-Мы немного отдохнули, а теперь – за работу.
-Прочитайте, кто какую работу выполняет. Вставьте пропущенные буквы, спишите предложения в тетрадь. Подчеркните буквы занятия разными цветами.
…я…я Фё…ор копае… огоро… .
Ма..роскин …ои… корову.
Шарик лови… рыбу.
5) Работа с текстом
-А еще Шарик занимается фотоохотой и пишет короткие рассказы. Вот один из них. Прочитайте рассказ. Что вы заметили? ( В нем пропущены слова) Видимо, что-то отвлекало Шарика от работы. Вставьте пропущенные слова с буквами «д» или «т», или обеими сразу.
У одних … мальчик был. Звали его дядя … . Потому что он был очень серьезный и … . Он в четыре года … научился, а в … уже сам себе суп варил.
-Запишите предложения по слогам, буквы занятия подчеркните.
6. Итог. Рефлексия
-Чему мы сегодня учились? Что повторяли?
- Дайте оценку своей работе на занятии. (Устно)
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я научился…
Я смог…
Мне захотелось…
Список использованных источников:
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение / В.В. Волина. – М. : Просвещение, 1991.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов / Л.Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1991.
3. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. Вып.10. – М. :АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ,2001.
4. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №1 / Е.В . Мазанова. – М.: АКВАРИУМ БУК; Киев: ФГУИППВ,2004
5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.
6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
7. Удзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский - с увлечением : сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками / А.В. Удзенкова., О.В.Сагирова. – Екатеринбург: АРД-ЛТД, 1997.