Методическая разработка по коррекции лексико-грамматического строя речи

5
0
Материал опубликован 21 September 2023

Конспект логопедического занятия №1

Темы: 

Логопедическая: «Предлог «в»

Грамматическая: «Правописание предлогов»

Лексическая: «Приключение маленького Привидения»

Задачи:

Образовательные. Формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлога «в», закрепление практических навыков предложного управления.

Развивающие. Развитие зрительно-пространственных представлений, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Посуда».

Воспитательные: Воспитание положительной учебной мотивации.

Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, схема предлога, предметные картинки серии «Посуда».

Ход занятия

1. Организационный момент.

-Сложите разрезную картинку и узнайте необычного гостя нашего занятия. (Привидение)

2. Выделение предлога «в» из речи и уточнение его значения.

- Прослушайте историю, которая произошла с нашим Привидением.

Одно маленькое, но симпатичное Привидение загрустило в своем замке. «А не отправиться ли мне на вечернюю прогулку?»- размышляло оно. Это было одно из тех безобидных маленьких привидений, которые очень любопытны и никому не делают вреда.

Сначала Привидение побывало в театре, затем залетело в ресторан, Очень понравилось Привидению в метро. Потом оно побывало в филармонии. Исполнило арию в концертном зале. Посетило аэропорт. А потом очень довольное вернулось в свое подземелье. «Ура, ура! Отличная прогулка!»

- А теперь сами расскажите, где бродило наше Привидение.

- Какое маленькое слово вы услышали от меня и произносили его сами? (В.) - Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово «в».

3. Формулировка темы занятия

-Запишем в тетрадях дату. Нарисуем точку в квадрате, это и будет графическая схема предлога «в», с которым сегодня будем работать на занятии.

4. Основная часть

-Нашему Маленькому Привидению настолько понравилась прогулка, что он сразу же решил отправиться к своему старому приятелю – призраку Погремушу. Погремуш жил в старом замке и часто выдумывал новые проказы: подсыпал соль в варенье, гасил свет, хлопал дверьми, словом, делал все, что полагается привидению. А еще, устраивал веселый кавардак! И кавардак в замке стоял уже тысячи лет! Друзья отправились на кухню, но и там невозможно было что-либо найти. И они решили навести небольшой порядок.

1) Работа на уровне словосочетания

Конфеты... (в конфетницу). Салфетки - (в салфетницу). Хлеб - (в хлебницу). Масло - (в маслёнку). Молоко наливаем... (в молочник). Сахар - (в сахарницу).

2) Работа на уровне предложения

-Друзья решили немного отдохнуть и поиграть в прятки. Договорились, что будут прятаться только ВНУТРИ предметов. Выберите только те картинки, внутри которых могли спрятаться наши друзья. Составьте с ними предложения.

Картинки: сундук, ведро, картина, полка, замок, коробка.

Динамическая пауза

3) Работа на карточках.

-Следующее задание выполним на карточках. Внутри каждой геометрической фигуры нужно написать гласную букву. Выполните задание по образцу.

t1695278221ag.gift1695278221ah.gift1695278221ai.gift1695278221ag.gift1695278221aj.gift1695278221ak.gift1695278221ah.gift1695278221ak.gif

- Ответьте на вопросы полным ответом: какую букву вы написали в квадрате (треугольнике, круге, ромбе)?

4)Работа с пословицей

-Наше Маленькое Привидение вернулось в свой замок в хорошем настроении. Укладываясь спать в свой любимый сундук, подумало о том, что в гостях хорошо, а дома – лучше! Как вы понимаете эту пословицу? Какой предлог есть в ней? С каким словом «дружит» предлог в пословице? Спишите пословицу в тетрадь. Помните, что предлоги со словами пишутся отдельно.

5. Домашнее задание

-Вспомнить или найти пословицы с предлогом «в».

6. Итог

-Какое значение имеет предлог «в»?

-Для чего изучаем предлоги?

-Можно ли обойтись без предлога «в»?

-На каких уроках вам пригодятся знания о предлогах?

Список литературы:

Горбунова С. Ю., «Сборник конспектов логопедических занятий». – М., 2007.

Ефименко Л. Н,  Мисаренко Г. Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991.

Кузнецова Е. В., «Ступеньки к школе». – М., 2007.

Кукушина В. С., «Логопедия в школе. Практический опыт». – М., 2005.

Мазанова Е.В., «Коррекция аграмматической дисграфии». Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова.-2-е изд., испр. – М.: «ГНОМ и Д,» 2007.

Садовникова И. Н., «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма». – М, «Аркти», 2005.


Конспект логопедического занятия №2

Темы: 

Логопедическая: «Предлог «на»

Грамматическая: «Правописание предлогов»

Лексическая: «Отважные путешественники в космосе»

Задачи:

1. Образовательные. Формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлога «на», закрепление падежного управления.

2. Развивающие. Развитие зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Космос».

3. Воспитательные. Воспитание внимания к языковым явлениям.

Оборудование: схема предлога, карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия

1. Организационно - подготовительная часть занятия

Гимнастика для ума

- Ребята, давайте вспомним:

В какой школе вы обучаетесь?

В каком районе?

В каком городе?

В каком регионе?

В какой стране?

Какие еще страны знаете?

Как называется планета, на которой мы живем?

Какие еще планеты вы знаете?

Что такое Луна и Солнце?

Фонетическая зарядка

Ле-ле-ле - на Земле

Не-не-не - на Луне

Не-не-не - на Сатурне

Ре-ре-ре – на Юпитере

Ре-ре-ре – на Венере

2. Основная часть занятия

Выделение предлога «на» из речи, уточнение его значения.

-Сколько слов я произнесла: «Земля»? А теперь: «На земле?» Какое маленькое слово произнесли? Если подлететь к нашей планете совсем близко, то что можно увидеть на ней? Что обозначает слово «на»? (Предмет находится сверху другого.)

Сообщение темы занятия.

- Запишем в тетрадях дату. Нарисуем точку на квадрате, это и будет графическая схема предлога «на», с которым сегодня будем работать.

- Сегодня мы отправляемся в веселое путешествие по космическому пространству. Сейчас проверим, все ли готовы выдержать испытания, все ли могут стать пилотами на нашем корабле.

1) Развитие умения ориентироваться в схеме собственного тела. Развитие навыков понимания и выполнения грамматических конструкций.

- Итак, начинается первый тур «посвящения в пилоты» и связан он с ориентировкой в пространстве. Выполните следующие движения:

Поднимите правую руку вверх; Поднимите левую руку вверх; Опустите правую руку на левую коленку; Поднимите правую ногу; Посмотрите налево; Опустите правую ногу; Посмотрите направо; Опустите левую руку на правую коленку;

2) Развитие слухового внимания и восприятия.

-Теперь капитан раздаст карточки с графическим изображением предлога «на». Команда и капитан приготовьтесь к выполнению следующего задания.

-Прослушайте предложения. Если нужно вставить в предложения предлог «на»- поднимите карточку-схему. Повторите предложение целиком.

Дети катались каруселях.

Утром все спешат работу.

Кот лижет сметану.

Ребята гуляли детской площадке.

Ученик потерял учебник.

3) Работа в тетрадях, где изображены предметы с недостающими деталями.

Ребята, к нам пришло письмо от жителей другой планеты. Им не понятно, каких деталей не хватает на рисунках и какое значение имеет предлог «на». Дорисуем недостающие детали и объясним значение предлога «на».

На часах дорисуем…(стрелки)

На тортике - … (свечи)

На шляпе - …(перо)

На картине - …(цветы)

Динамическая пауза «Метеоритный дождь, черная дыра, комета».

-Встаньте в круг, пристегните ремни (взяться за руки). Наша ракета набирает скорость (движение по кругу под музыку). Если услышите от пилота команду «метеоритный дождь»- нужно присесть, если впереди «черная дыра»- соберитесь в центре круга, если приближается комета - нужно подпрыгнуть.

4) Составление распространенных предложений из словосочетаний с предлогом «на». Вычерчивание схемы предложения.

- Ребята, только что поступил сигнал SOS. Космический корабль из параллельного класса потерпел бедствие. Мы должны им помочь, выполнив следующее задание.

-Прослушайте словосочетание. Вставьте между предлогом и словом
слово, обозначающее признак предмета. Повторите получившееся словосочетание. Составьте с ним предложение. Определите количество слов в предложении. Помните, что предлог является отдельным словом и пишется (изображается) отдельно от других слов. Начертите схемы в тетрадь.

Например: На высокой горе. На высокой горе сидел орел.

На …горе, на ... машинке, на ... мебели, на ... льдине, на ... юге.

3. Итог

- Настало время подведения итогов. Все прошли испытания и готовы к полету на космическом корабле. Чтобы ничего не забыть, давайте еще раз повторим, с каким предлогом работали на занятии? Какое значение имеет предлог «на»? Чему научились?

Список литературы

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.- М.: Просвещение, 1991. — 239 с.

Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Междометие. Часть 4 - М.: Владос. 2003

Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.- Воронеж, 2006

Новикова Е. В. Секреты предлогов и падежей. Серия «Практическая логопедия» Издательство «Гном».

Садовникова И. Н., «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма». – М, «Аркти», 2005.


Конспект логопедического занятия №3

Темы: 

Логопедическая: «Предлоги В - НА»

Грамматическая: «Правописание предлогов»

Лексическая: «Активный досуг. Поход»

Задачи.

1. Образовательные. Закрепление знаний о предлогах, дифференциация предлогов в-на между собой.

2. Развивающие. Развитие пространственного восприятия, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Поход». Развитие слухового внимания, зрительно-моторных координаций.

3. Воспитательные. Воспитание интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: аудиозапись, схемы предлогов,


Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Выделение предлогов В и НА из аудиозаписи и уточнение их значений.

-Ребята, у меня есть знакомый мальчик и зовут его Кирилл, живет он в другом городе, учится, как и вы, в первом классе. Послушайте внимательно, какое звуковое сообщение он мне отправил.

Мы вчера В поход ходили,

Рыбу нас ловить учили,

А потом мы НА костре,

В котелке, НА ветерке,

Вкусную уху варили.

-Что мне сообщил Кирилл?

-Знакомо ли вам слово поход? Что оно обозначает? (Словарная работа. Поход - передвижение туристической группы активным способом по заранее составленному маршруту)

- А какие предлоги вы услышали в аудиозаписи?

- Вспомните, что обозначает предлог В? Как графически мы его обозначаем?

- Что обозначает предлог НА? Как графически мы его обозначаем?

Формулировка темы и целей занятия.

- Сформулируйте тему занятия. Запишите в тетрадях дату и схемы предлогов.

- Чему мы должны научиться на занятии?

3. Практическая часть

- Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие.

- Кто-то из вас ходил в поход? Кто ходил, тот знает, что поход-это не только отдых, но и преодоление различных препятствий.

- Готовы ли вы их преодолевать?

- Итак, мы взяли рюкзаки и отправились в путь. Дорога по нашему маршруту была замечательной, но у подножия горы оказалась засыпана камнями. Нужно ее расчистить.

1) Ответы на вопросы с выбором нужного предлога.

-По очереди выходите к доске, ответьте на мои вопросы и выберите камень со схемой предлога В или НА.

Куда отправились:

туристы-альпинисты

туристы-велосипедисты

туристы-водники

туристы-пешеходы

-Мы с вами хорошо потрудились и можем устроить привал.

2) Упражнение на развитие зрительно – моторной координаций

-Ребята, мы поставили палатку, теперь нам необходимо разжечь костер, но у нас нет спичек, и мы это сделаем как первобытные люди, с помощью деревянных палочек. (Катают палочку между ладонями пока она не нагреется).

3) Упражнение на развитие слухового внимания.

-Скажите, что можно приготовить НА костре? А запечь В углях?

- У меня в рюкзаке оказались несколько коробок с разной крупой.

Какую крупу вы знаете? Попробуйте догадаться по звуку (на ощупь), какая крупа находится в коробке.

4) Работа на уровне словосочетания.

- Итак, мы немного отдохнули и нам предстоит подъем в горы. С вершины горы открываются волшебные виды. Давайте сделаем несколько снимков на память. (Картинки: дорога, озера, реки, леса, поля)

- С помощью схем-предлогов В и На определите, где может находиться человечек по отношению к некоторым предметам. Составьте словосочетания с этими предлогами.



t1695278221am.pngt1695278221an.pngt1695278221ao.gift1695278221ap.pngt1695278221aq.png


Динамическая пауза

-Встаньте из-за парт. Покажите, какие тяжелые у вас рюкзаки (напряжение). Пройдитесь по кабинету. Сбросьте рюкзаки, вам стало легко (расслабление).

5) Дифференциация предлогов В и НА на уровне предложения

-Прослушайте предложение.

Дети спали В палатке НА надувном матрасе.

-Где спали дети? Запишем предлог и слово с которым он «дружит».

-Помните, что маленькое слово «в» пишется отдельно от других слов.

-На чем спали дети? Запишем предлог и слово с которым он «дружит».

-Помните, что маленькое слово «на» пишется отдельно от других слов.

4. Итог

-Чему научились на занятии?

Для чего нужны предлоги?

-Как вы думаете, могут ли виртуальные путешествия заменить настоящие туристические походы? Почему?

Список литературы:

Забродина Л. В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: уч.-метод. пособие / Л. В. Забродина, Е. С. Ренизрук. - М. : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2005.

Кобзарева Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения/ Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. - Воронеж: Учитель,2001.

Фуреева Е. П., Штеле Е. А. Особенности формирования понимания логико- грамматических конструкций у младших школьников с ОНР Школьный логопед № 5, 2007.

Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А. В. Ястребова. - М.: АРКТИ, 1999.

Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. - М. Гном и Д, 2005




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации