Методическая разработка по предмету «Прикладное творчество» на тему «Поэтапное изготовление шкатулки с элементами городецкой росписи»

10
0
Материал опубликован 7 August 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЯКОВЛЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ.

Методическая разработка по предмету «Прикладное творчество»в старших классах на тему «Поэтапное изготовление шкатулки с элементами городецкой росписи».

 

 

     Автор: Дёмин В.Д.

преподаватель живописи,

высшая категории

2023 г. С. Яковлевка


 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

Цели урока. 5

Задачи урока 5

Необходимое оборудование. 5

План занятий 7

1- 2 урок. 7

3 урок. 9

4 урок. 10

5 урок. 11

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 13

ПРИЛОЖЕНИЕ. 14


 


 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мир искусства народных промыслов очень разнообразен и привлекателен. Яркие краски, сочные линии чаруют нас и привлекают внимание своей выразительностью. Многие ремесла родились в быту крестьянской избы и поэтому довольно несложны в исполнении, они вполне по силам детям. Искусство Городца, как роспись, сформировалась в ХХ веке на волжской земле, но не потеряло своей актуальности и в наше время, и прекрасно вписывается в нашу приморскую природу. Детям очень нравится яркие, эффектные приемы городецкой живописи, они с удовольствием копируют традиционные орнаменты и мотивы, а после придумывают и свои композиции.

Изучению этой техники можно посвятить не менее двух учебных лет, взяв за основную тему, попутно же знакомиться отдельными заданиями с другими видами декоративно-прикладного или оформительского искусства.

Целью этой работы является рассказ об отдельном задании, взятом как примерный вариант завершающего в изучении темы «Городецкая роспись», поэтому я не буду вести речь о занятиях начальной стадии обучения. Скажу только, что занятия должны строиться интересно, с привлечением новых форм, например: роспись детской мебели для подшефного детского садика, что повышает интерес и понимание утилитарной значимости этого искусства. Обязательно использовать в композициях натурные зарисовки растений, животных, людей, что развивает наблюдательность и умение видеть декоративность окружающего мира.

Такое привлекательное изделие как расписная шкатулка и возможность ее создания является огромным стимулом к работе. Интерес возрастает, когда роспись выполняется масляными красками. Но к этому нужно отнестись осторожно, так как не всем сразу дается техника маслом, поэтому предварительно нужно попробовать писать на более просторных поверхностях, например, выполнить декор, панно масляными красками.

Работа над шкатулкой довольно сложная и возможна только в старших классах т.к. требует серьёзных профессиональных навыков, аккуратности и точности. И вся она, особенно первая стадия изготовления шкатулки, ведётся под руководством и при непосредственном участии преподавателя.

Особенность этой шкатулки — это материал, из которого она склеена: оргалит или древесноволокнистая плита (ДВП). Это довольно распространённый и доступный материал, наверняка в доме найдётся старый посылочный ящик или обрезки, оставшиеся от ремонта квартиры или от старой мебели. По своему качеству он напоминает плотный картон, в то же время по твёрдости не уступает дереву, поэтому готовая шкатулка по технике исполнения похожа на шкатулку из дерева, а по материалу — шкатулку из папье-маше, используемую в лаковой росписи. Но дерево более дорогой и довольно трудоёмкий материал, и чтобы просто склеить коробочку из него, потребуется огромное количество времени. Когда же дети пытаются склеить шкатулку из картона по традиционной технике папье-маше, то обычно получаются неказистые, неровные, покоробленные от клея коробочки, которые делают недекоративной самую яркую и красивую роспись.

Оргалит — легко обрабатывается, оклеивается, имеет подходящую толщину, и он идеально ровен с лицевой стороны, при минимуме усилий это готовая плоскость для росписи. Главная трудность для детей — это точная разметка и раскрой будущих деталей, поэтому эту работу выполняют наиболее подготовленные ученики помощью преподавателя.

Если в школе есть электрический распиловочный станок — циркулярка, работа ускоряется, чтобы сэкономить время, заготовки по размерам можно напилить заранее.

Как правило, выполняются шкатулки традиционной прямоугольной формы, т.е. с плоскими стенками и крышкой, при желании можно добиться любой формы, начиная треугольной, единственный недостаток этого способа — это невозможность создания круглой и овальных форм.

Цели урока.
  • Приобщение детей к наследию художников народного промысла.
  • Развитие художественного вкуса у детей.
  • Развитие у детей видения декоративности окружающего мира.
Задачи урока
  • Дальнейшее развитие у детей навыков «Городецкой росписи».
  • Знакомство с новыми поделочными и художественными материалами и приемами работы с ними.
  • Знакомство с приемами масляной живописи по дереву.
  • Развитие умения планировать свою работу и добиваться результата.
  • Прежде, чем приступить к выполнению задания, нужно хорошо продумать все детали работы и основательно подготовиться.
  • Работа над шкатулкой делится на два, совершенно различных по технологии и учебным задачам, творческих процессов — это:

1. Собственно изготовление самой шкатулки, вплоть до покраски фона.

2. Живопись масляными (клеевыми) красками.

 

Эту работу лучше делать в специальном классе или столярной мастерской, т.к. придётся много пилить и зачищать наждачной бумагой ДВП, а также использовать токсичные лакокрасочные материалы. Класс обязательно должен быть оборудован вытяжной вентиляцией или быть хорошо проветриваемым.

 

Необходимое оборудование

Итак, чтобы приступить к работе, какие нужны инструменты и материалы кроме ДВП:

  1. ножовка с мелким зубом;
  2. угольник или рейсшина;
  3. резак-нож;
  4. наждачная бумага с крупным и мелким зерном;
  5. струбцина;
  6. лобзик;
  7. стусло под 45°;
  8. болванка-шаблон;
  9. клей ПВА (или любой столярный);
  10. водоэмульсионная краска (грунт);
  11. эмаль цветная (масляная), масляный лак ПФ-283, краска;
  12. прочный шпагат;
  13. масляные или акриловые краски;
  14. кисти колонковые или беличьи № 1-5;
  15. палитра;
  16. маслёнка.

Для ускорения и облегчения работы нужно обратить внимание на следующие инструменты и приспособления :

Во-первых: ножовка (или диск электропилы) должна быть с мелким зубом, чтобы кромки дощечек оставались ровными и не разлохмаченными.

Во-вторых: шаблон-болванка по внутреннему размеру шкатулки; она нужна для того, чтобы шкатулка во время склейки сохраняла чёткую форму. Болванки могут быть разных размеров и пропорций. Их можно выпилить из деревянного бруса или сбить из обрезков досок, фанеры, оргалита и т.д. (см. рис.1). Для одновременного исполнения шкатулок нужно приготовить столько болванок, сколько будет исполняться работ.

В-третьих: очень помогает в работе стусло (станок для запиливания углов), чтобы склейка стенок у шкатулки была более прочной и аккуратной, торцы дощечек лучше запилить на 45°, как запиливают рамы (см. рис.2). Хотя вполне возможно обойтись простой склейкой, без запиливания торцов, но тогда соединение будет не совсем прочным. Давайте посмотрим почему: если присмотреться к внутреннему строению ДВП, то можно увидеть, что волокна, из которых она состоит, расположены слоями; они образуют как бы пачку спрессованных волокнистых листов, которые очень прочны на изгиб, но довольно легко расслаиваются. Вот здесь-то и таится опасность: когда мы приклеиваем поперечно-обрезанный торец одной дощечки к боковой кромке другой, то он присоединяется только к наружному слою волокон, но почти никак не связан с волокнами внутренних слоёв (см. рис.3). Получается соединение, которое при случайных ударах может привести к расслоению и разрушению дощечки, а потом и самой шкатулки. Но если запилить соединяемые торцы под углом 45°, то волокна по всей толщине дощечки включаются в работу при склейке образуют более прочное и аккуратное соединение (см. рис.4). Только стусло должно быть высоким, чтобы можно было разместить в нём стенку шкатулки. Но если невозможно соорудить такое стусло, - оргалит легко строгается: скос можно сделать остро заточенным резаком (ножом).

 

Работу над шкатулкой удобно распределить на отдельные занятия, каждое из которых заканчивалось бы склейкой или покраской, чтобы за промежутки времени между занятиями слой клея или краски успевал просыхать.

План занятий

При расчёте 2 часа в неделю занятия можно распределять так:

1 урок (2 ч.) Раскрытие темы, Постановка задачи, Выбор формы шкатулки и болванки под неё. Начало работы над эскизами. Разметка на ДВП будущих деталей. Начало выпиливания деталей.

2 урок (2 ч.) Выпиливание всех деталей. Выполнение скосов и склеивание на болванке.

3 урок (2 ч.) Если образовались щели, раковины, шпатлюются, наносится грунт, Склеивается крышка. В оставшееся время разрабатываются эскизы будущих шкатулок.

4 урок (2 ч.) Выравниваются неровности грунта. Наносится цветной эмалевый фон (если будут использоваться клеевые краски, то клеевой фон). Крышка зачищается и грунтуется.

5 урок (2 ч.) Обработка шкуркой крышки и нанесение цветного фона на неё. Работа над эскизами. Если эскиз готов — начало работы над росписью.

Итак, первую стадию работы можно выполнить за месяц.

1-2 урок.

В начале урока можно рассказать с показом иллюстраций о различных шкатулках, традиционных в народных промыслах, о материалах, используемых в изготовлении шкатулок, чтобы дети расширили своё представление о предмете изучения.

Нужно обратить внимание, что эта работа объединяет две техники: столярная работа и папье-маше, но в тоже время не является, ни тем, ни другим. Дети выбирают шаблоны и делают эскизы внешнего вида шкатулки.

После этого по эскизам и шаблону начинаем размечать заготовки, Стараемся выкраивать так, чтобы отходов оставалось меньше всего. Обращаем внимание, что у ДВП есть лицевая и обратная стороны, все разметки наносим с лицевой стороны.

 

Чем точнее будет разметка, тем меньше будет работы на подгонку и исправление дефектов. При неточном выкраивании деталей коробка шкатулки может вообще не получиться, недаром говорят: «... семь раз отмерь — один раз отрежь». Начинаем со стенок шкатулки, отмеряем по высоте (высота может быть любая, лишь бы пропорциональна длине) и отрезаем.

Потом отмеряем длину каждой стенки, она должна превышать размер шаблона две толщины стенок (т.е. примерно 8-10 мм).

Если нет стусла, то сперва ножовкой отрезаем по разметке, а потом резаком делаем скосы на 45°. Если есть стусло, то запиливаем по размеру, следя, чтобы все углы смотрели во внутрь шкатулки (см. рис.5).

Когда дощечки стенок выпилены, остаётся вырезать декоративный силуэт ножек с помощью лобзика, и прорезать с внутренней стороны неглубокие пазы для лучшего закрепления дна (см. рис.6б).

Следующая деталь: это дно шкатулки, оно по размерам тоже превышает шаблон, но совсем чуть-чуть — миллиметра 2 с каждой стороны, чтобы плотно войти в приготовленные пазы.

Строго необходимо выдержать все прямые углы идеально под 90°, для чего совершенно необходим угольник, тогда вы избежите нежелательных перекосов при сборке коробки, и шкатулка получится ровная и красивая.

Лучшим клеем для работы является ПВА, но можно использовать любой другой столярный клей.

Начинаем клеить: промазав все соединяемые торцы и пазы, собираем всю коробку на шаблоне — болванке (чтобы не приклеилась сама болванка, нужно сделать прокладку из бумаги). Дно устанавливаем лицевой стороной вверх. И всё это крепко-крепко стягиваем и связываем по периметру болванки крепким шпагатом (см. рис.7). Ставим сушить.

 

3 урок.

Склеиваем крышку. Её лучше делать, когда готова коробка шкатулки, чтобы можно было подогнать к получившемуся размеру. Как правило, крышка плоская с закруглёнными или фигурными сторонами, а можно оставить простую прямоугольную форму. Крышка состоит из двух деталей: верхняя — лицевая и нижняя — внутренняя. Лицевая часть немного больше размера шкатулки, а внутренняя должна свободно входить вовнутрь шкатулки, тем самым удерживая крышку на своём месте. Крышку склеиваем с помощью струбцины (см. рис.8).

Приступаем к коробке: неровности, заусенцы, возникшие при склейке, зачищаем наждачной шкуркой с крупным зерном, а потом с мелким. Если появились небольшие щели, заделываем их густой водоэмульсионной краской. Сушим, потом грунтуем этой же краской. При ровных дощечках и аккуратной склейке одного грунта достаточно.

Если остаётся время, можно поработать над эскизами шкатулки, т.е. её росписи.

 

4 урок.

Просохший грунт зачищаем мелкой наждачной шкуркой, пока поверхность не станет гладкой на ощупь.

Теперь нужно нанести последний, эмалевый слой, который будет служить цветным фоном для росписи масляными красками.

Традиционная олифа очень долго сохнет, поэтому лучше использовать лаковые соединения, которые тоже очень прочны и быстрее высыхают.

Мы использовали обыкновенную эмаль для пола, подцвечивая ее яркими красками (жёлто, оранжевой), получался насыщенный тёплый фон с прочной поверхностью. Если нужен другой цвет, то любую масляную краску замешиваем на лаке ПФ-283 (бывший 4-С). Получившийся колер нужно профильтровать через марлю, окрашенная поверхность шкатулки должна быть ровной, гладкой, тогда и живопись будет более приятным занятием.

Сушить надо в тёплом, сухом и максимально защищённом от пыли месте. Хорошо если есть сушильный шкаф. Остаётся зачистить и загрунтовать крышку. В оставшееся время продолжаем работу над эскизами.


 

5 урок.

Завершаем работу над крышкой. Главная изобразительная плоскость у шкатулки — крышка, и она должна быть наиболее тщательно отделана. Покрываем её эмалью и оставим сушить. Продолжаем работу над эскизами. Если они готовы, то можно уже наносить рисунок на стенки шкатулки и расписывать.

t1691391459aa.gif

Исполнила: Абрамова Ира 14 лет.

 

ЖИВОПИСЬ МАСЛЯНЫМИ (КЛЕЕВЫМИ) КРАСКАМИ

Во-первых, для удобства работы, нужно подготовить рабочее место, т.к. масляные краски пачкаются, нужно продумать расположение палитры с маслёнкой; как удобнее держать саму шкатулку, чтобы случайно не размазать уже готовые рисунки. Работать обязательно в халате или фартуке, потому что без навыка работать маслом дети часто пачкают одежду.

Роспись ведётся строго по эскизам, чтобы избежать лишних исправлений. Могут быть использованы разработки предыдущих заданий.

Учитывая то, что в нашей местности не существует такого промысла, я считаю, что в своих композициях можно немного отходить от сложившихся традиционных форм, развивая творческую самостоятельность детей, сохраняя при этом своеобразие Городецкой росписи и единого стиля отдельных элементов шкатулки. Как правило, каждую сторону прописывают не менее двух раз, давая просохнуть каждому слою. В первый раз пишутся большие силуэты листьев, цветов, фигур, а во второй раз прописываются мелкие детали, обрабатывается всё оживками. Для ускорения высыхания красок можно добавлять лак в разбавитель, или использовать более быстросохнущий разбавитель, обязательно убрать из палитры долгосохнущие краски.

При затрате времени на каждую сторону не более двух занятий — получаем 10 занятий в общем расчёте. Но в зависимости от сложности работы может быть меньше или больше времени.

Законченную и просушенную роспись покрывают слоем лака. Тогда живопись загорается всеми своими цветами, исчезают прожухлости и дополнительно укрепляется поверхность шкатулки.


 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
  1. СК Жегалова «Русская народная живопись» М.,1975
  2. Ю.В.Максимов «У истоков мастерства» М.,1983
  3. А.Рогов «Черная роза» М., 1986
  4. «СОВЕТСКОЕ ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО -— 76» М.,1978


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

t1691391459ab.gif

Рисунок 1

t1691391459ac.gif

Рисунок 2

t1691391459ad.gif

Рисунок 3

t1691391459ae.gif

Рисунок 4

t1691391459af.gif

Рисунок 5

t1691391459ag.gif

Рисунок 6

t1691391459ah.gif

Рисунок 7

t1691391459ai.gif

Рисунок 8

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации