Методическая разработка по проведению недели по окружающему миру «Волшебная книга Природы» в начальной школе

3
0
Материал опубликован 2 January 2023

Тимофеева Майя Ивановна, учитель начальных классов

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением математики» г. Старая Русса Новгородской области

Методическая разработка

по проведению недели

по окружающему миру «Волшебная книга Природы»

в начальной школе.

Цель: Осуществление связи теории с практикой во внеурочное время.

Задачи: формировать и систематизировать знания о многообразии природы и условиях её жизни; развитие положительного отношения к природе.

Планируемые результаты

Личностные УУД: развитие ценностного отношения к природному миру, мотивацию учебной деятельности, умение не создавать конфликтные ситуации, умение работать в коллективе, находить выходы из спорных ситуаций, доброжелательность.

Метапредметные

Коммуникативные УУД: умение обращаться за помощью, задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации совместной деятельности, договариваться, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, предлагать помощь, проявлять активность.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложение окружающих.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, передача информации устным способом, умение осуществлять рефлексию, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.



План мероприятий

Открытие недели. Праздник «Путешествие в царство Природы»

Викторина «Зимушка-зима» (1 класс)

КВН «Маленькие тайны природы» (2-е классы)

Игра «Бросайка» (3-4 классы)

Подведение итогов. Игра «Зов джунглей» (1-4 классы)



Сценарий праздника «Путешествие в царство природы»

Действующие лица: Маша, Витя, Леший, Природа, Берёзка1, Берёзка2, Берёзка3.

Ход праздника.

Маша: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собираемся в волшебное царство. В этом царстве можно встретить самых разных жителей: птиц, животных, растения и насекомые.

Витя: В этом таинственном царстве властвует добрая, но строгая хозяйка Природа.

Маша: Но без хозяйки мы не можем совершить это увлекательное путешествие.

Витя: Так давайте позовём её. Скажем хором: «Матушка Природа поскорее появись и своим тайнами с нами поделись!» (Под музыку выходит Природа и Леший)

Природа: Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости. Давно я вас жду-поджидаю, свой праздник не начинаю. Припасла я забавушек на всякий вкус. Кому правда, кому сказка, кому песенка. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Леший: Гостям –то известное дело, хватило места…. Да не тесновато ли хозяевам?

Природа: Да что ты, Леший, неуёмный какой. Ещё и праздник не начинали, а ты уж ворчать взялся.

Леший: За ними глаз да глаз нужен. Им бы только баловаться. Встречал я таких ребят, о которых и говорить не хочется. Они ломают ветки, топчут и рвут цветы, обижают животных. Они и не знают как нужно вести себя в твоём царстве.

Маша: Дедушка Леший, эти дети добрые. Они любят природу, но ещё не все тайны знают.

Витя: Пожалуйста, возьмите и нас в своё царство и помогите узнать новое о мире природы.

Природа: Хорошо, ребята, я верю вам. И сейчас мы отправимся в путешествие. А что бы было веселей идти, давайте споём походную песню. (Исполняют песню «Походная») Ну вот мы и прибыли. Милости просим.

Леший: Ну, уж нет! Так просто я вас не пущу! Мой лес богатый. Растут в нём и деревья, и кустарники, живут разные звери и птицы, много грибов и ягод. Только взять их не легко. Я хитрый, спрятал всё в загадки, назвал именами людей и посадил Ежа Ежовича стеречь царство. Только того, кто отгадает загадки, пустит ёжик в лес. (Загадки о природе)

Маша: Что же нам делать? Не сумели отгадать загадки.

Витя: А ты, Машенька, ребят попроси, они смышлёные, живо отгадают. (Леший загадывает загадки детям)

Маша и Витя: Спасибо, ребята, какие вы догадливые. Веди нас, хозяюшка, дальше.

Природа: Ребята, ответьте хором, какое время года сейчас на улице? Правильно, любит русский народ зиму-зимушку. Можно и на санках покататься, и в снежки поиграть, а длинным зимним вечером можно и сказку послушать. А вы готовы услышать сказку? (Сказка о лисе и волке «Лесная мозаика» В.Зотов)

-На кого охотится лиса?

-Как и когда лиса мышкует?

-Почему охотники на лису охотятся?

-Как ей помогает хвост?

Молодцы, ребята! Внимательно слушали сказку. Я для вас припасла интересную игру, а играть -то вы все мастера.

Природа поёт: Мороз, мороз через дуб перерос. Бабу снежную привёз. Баба – баба, беляком получай-ка снега ком!

Ну-ка, добры молодцы да красны девицы, берите в руки снежки да постарайтесь попасть в снежную бабу.

Маша и Витя: Матушка Природа. Наши ребята приготовили тебе свой подарок.

Природа: Это интересно! Я с удовольствием приму их подарок.

Маша и Витя: Ребята приготовили для тебя песню «Раз морозною зимой» (дети исполняют)

Природа: От души поёте, ребята! Спасибо за подарок! Пора нам двигаться дальше. Но что я слышу, к нам кто-то идёт. (Девочки-берёзки водят танец – хоровод)

Витя: Берёзки, почему вы такие грустные?

Берёзка 1: Закончится долгая зима, кора от лютого мороза у меня потрескается.

Берёзка 2: Ветки недобрые люди обломают, начнут меня ранить, чтобы напиться живительным соком.

Берёзка 3: А через ранки берёзовый сок вытекает. Этот живительный сок мои корни из земли вытягивают. Пока не напьются его все мои веточки и почки, листочки не появятся.

Природа: Чем же вам помочь?

Берёзка 1: Мы хотим, чтобы вы, дети, помнили, что нельзя ранить деревья, мы от этого можем погибнуть. А если вы решили напиться соком, нужно обязательно замазать ранку глиной.

Маша: Ребята, давайте пообещаем беречь деревья. А когда наступит весна посадим новые деревья, чтобы матушка Природа стала ещё богаче и красивее.

Берёзка 2: А много ли вы, ребята, знаете названий деревьев? Поиграем в игру «Назови дерево»

Берёзка 3: Молодцы, ребята! Охраняйте природу, берегите деревья и тогда воздух станет чище, больше будет грибов и ягод, а на наших ветвях птицы будут вить гнёзда и петь свои весёлые песенки. До встречи!

Леший: Не пущу, всё равно не пущу. Птиц –то ваши дети не знают и как с ними дружить тоже не знают.

Маша: Знают дедушка, ты спроси, они тебе всё расскажут.

Леший: Как же нужно беречь птиц? Какие есть правила? А зимой? А сейчас отвечайте хором про какую птицу я буду рассказывать. (Загадки в стихах о птицах)

Леший: Молодцы! Вижу, что многое вы знаете о природе. Но помните, что нельзя ломать деревья, обижать меньших братьев зверей и птиц. Берегите царство природы, вы теперь хозяева и это ваш дом!

Природа: Ну вот, на радости такой можно и за игру приниматься. Поиграем в игру «Фигуры». Вы будете изображать зверей и птиц, но когда услышите «Замри», должны не двигаться, замереть.

Природа: Пришло время прощаться. Надеюсь, что вы сегодня узнали много нового. Какие же правила вы должны помнить? До новых встреч, друзья!



Викторина «Зимушка – зима» (1 класс)

Отгадайте, детки, о чём у нас пойдёт речь:

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины

Разукрасил все витрины? (Зима)



_ Какие месяцы считаются зимними?

Составьте из слогов: де –кабрь, ян – варь, фев – раль



Прочитайте и объясните пословицы:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – году начало, зиме середина.

Вьюги и метели под февраль налетели.



Любит русский народ зиму-зимушку за то, что можно на санках, лыжах, коньках покататься, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказку послушать, и песенки попеть. О зиме придумано очень много загадок. Одну вы уже отгадали. А сейчас мы снова будем отгадывать загадки и узнаем, кто их написал. (Кроссворд)

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти-рожки.

С виду кролик, но не верь

Страшен в гневе этот зверь!

И ему не крикнешь «Брысь!»

Потому, что это……(рысь)



Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег)



Кто осенью спать ложится, а весной встаёт? (Медведь)

Жил я посреди двора, где играет детвора.

Но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снеговик)



Что вверх корнем растёт? (Сосулька)

Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живёт. (Холодильник)



Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать. (Лиса)

Белой стайкой мошкара

Вьётся, кружится с утра,

Не пищат и не кусают,

Просто так себе летают. (Снежинки)



Скачет по лесу то взад, то вперёд,

Воет, гудит и деревья трясёт. (Вьюга)



Много песен написано о зиме. А какой праздник зимы любят больше всего и взрослые и дети? (Новый год) А что за праздник без песен. Кто знает песни о зиме?

«Мороз, как хозяин, по лесу шагает.

Он вьюги и холод принёс.

Не зря воеводой его называет

Некрасов в поэме «Мороз – Красный нос»

- Сейчас вспомним стихотворения о зиме, которые знаете.

Конкурс рисунков о зиме.

Зимой с нами, как украшение Матушки природы,- птицы. Они бывают зимующие и перелётные. Я вам покажу птиц, а вы назовёте их и найдёте лишнюю. (Скворец, дятел, снегирь, сорока, синица)

- Как помочь птичкам зимой?

(Аналогичная работа с животными)

Игра «Доскажи фразу»

- Повадки животных иногда сравнивают с характерами людей. Сейчас вы сами догадаетесь, кто имеется в виду в следующих фразах.

- Топает, как ……(слон)

- Рычит, как……..(тигр)

- Упрямый, как…….(осёл)

- Трусливый, как…..(заяц)

- Хитрый, как ……..(лиса)

- Какие это животные? (дикие) Почему? Чем питается зимой заяц? Лисичка?



Выставка книг о зиме. Рекомендации их прочтения.

Подведение итогов.



КВН «Маленькие тайны природы» (2-е классы)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь – мы свои!

- Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около дома. Всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Нужно только внимательно ко всему присмотреться. А насколько вы внимательны, сейчас узнаем.

В конкурсе участвуют 2 команды: «Лесовички», «Следопыты»

_И так, друзья, начнём программу.

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас.



Конкурс «Разминка»

Ой, сегодня я в восторге

От затейника Егорки.

За его скороговорки

Я поставила б пятёрки.

Повторите детвора:

Посреди двора дрова.

- Каждая команда получает задание – скороговорки о природе. Кто быстрее и правильно повторит получает балл.



Конкурс «Азбука природы»

- Ра-ра-ра начинается игра. (Обе команды по очереди называют предметы живой природы от А до Я. Например: А- акула, Б- бегемот, В- ворона, Д- дерево и т. д.)

­­­- Молодцы! Хорошо знаете живую природу. Теперь вы начнёте подготовку к следующему конкурсу, а мы проведём конкурс болельщиков.



Конкурс болельщиков.

Игра «Воробьи и вороны»



Конкурс «Сказки из жизни животных» (домашнее задание)

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши весёлые сказки.

«Лесовички» и «Следопыты» покажут правдивые сказки из жизни животных.



Конкурс «Знакомые незнакомцы»

-Отгадайте, о чём будет следующий конкурс:

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели. (Дерево)

- Перед детьми разложены гербарии различных деревьев, а отдельно карточки с названиями этих деревьев. Задание: разложить карточки в соответствии с картинкой.



Конкурс болельщиков.

Викторина:

Из какого дерева делают спички? (Осина)

Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза)

Какое дерево цветёт первым, а какое последним? (Ольха и липа)

У каких деревьев осенью листья красные? (Клён и рябина)

Какие дрова самые жаркие? (Дуб и берёза)

Из какого дерева делают пианино?



Конкурс «По словесному портрету ты скажи нам кто-же это»

Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват…А вечером или ночью приди сюда весной и остановишься как вкопанный, услышав её песню. Разливается она на все лады. (Соловей)

Уж её- то ни с кем не спутаешь! Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Видно её издалека. Когда летит, то машут её белые с черным крылья, а когда сидит- белое брюхо светится. (Сорока)

Лазит по веткам, как попугай; и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть головой- ему всё равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клёст)

Та самая, что гузкой трясёт, покачивает длинным хвостиком. Стройная, быстрая, ловкая! По кроме воды или по коньку крыши так быстро бегает, что ножек её не видно.



Конкурс «Изобрази животного»

Открывай страницу – дверь:

В книжке самый разный зверь.

Команды по очереди показывают животное одними движениями, а соперники отгадывают.

Подведение итогов.



Игра «Бросайка» (3-4 классы)

- Отправляемся в путешествие по природным станциям. Их последовательность определит кубик.

Жеребьёвка. Капитаны команд определяют путь, по которому пойдёт их команда (синий, жёлтый). Для каждой команды свои вопросы и задания.

Прохождение по станциям.

Станция зоологическая.

С определить следы животных.

Ж определить диких и домашних животных.



Станция ботаническая.

Сопределить с каких деревьев листья.

Ж – разложить овощи и фрукты в две корзины.



Творческая станция.



С Выполнить аппликацию «Грибок»

Ж –Выполнить аппликацию «Цветок»

Викторина для болельщиков.

Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?

Куда на зиму исчезают летучие мыши? (спят)

Все ли зайцы белы зимой? (только беляки, а русаки остаются серыми)

Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? (спит)

Где раньше начинает таять снег: в лесу или в городе и почему?

С прилётом каких птиц мы считаем начало весны? (грач)



Театральная станция.

С- с закрытыми глазами нарисовать медведя.

Ж- сочинить стихотворение по рифме: медведь- реветь



Экологическая станция.

С- составить обращение растений к людям.

Ж- составить обращение животных к людям.

Подведение итогов.





Игра «Зов джунглей» (1-4 классы)



-- Заключительная игра, в которой участвуют 2 команды:

1 команда «Хищники»: волк, лев, лиса, леопард, крокодил, тигр.

2 команда «Травоядные»: обезьяна, олень, мышь, слон, заяц, лось, зебра.

Команда, которая побеждает, получает банан либо кость.



I конкурс: «Лазание по дереву»

Каждый участник бежит до лесенки, поднимается на неё, спускается только при помощи рук (ноги свободны) и бежит обратно, передавая эстафету следующему.



II конкурс: «К водопою»

Каждый участник бежит к ведру с водой, набирает её в стакан и несёт через препятствия к пустому ведру и передаёт стакан следующему участнику.



III конкурс: «Охота за добычей» (капитаны)

Необходимо с завязанными глазами собрать в свою корзину как можно больше кеглей.



IV конкурс: «Инсценировка песни»

Каждая команда за 5 минут должна подготовить инсценировку песни.

«В лесу родилась ёлочка»

«Раз морозною зимой»

Команды соперников должны догадаться, что это за песня.

Конкурс для болельщиков: из слова «экскурсия» придумать как можно больше слов (использовать только буквы этого слова)

V конкурс: «Бой на скамейках»

Участники из противоположных команд борются на скамейке подушками. Проигрывает тот, кто первый сойдёт со скамейки.

VI конкурс: «Конкурс капитанов»

Побеждает участник, который быстрее попадёт «хвостиком» в стакан.

VII конкурс: «Зимой в лесу»

Каждый участник по очереди одевает куртку, шапку, сапоги, шарф, встаёт на лыжи и бежит вокруг кегли. Побеждает команда, которая быстрее справиться с заданием.

Подведение итогов. Подсчёт бананов и косточек, награждение победителей.

























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.