Урок по математике с раздаточным материалом на тему «Число и цифра 9» (1 класс)
Раздаточный материал к уроку математики Число и цифра 9PDF / 899.08 Кб
/data/files/k1706417435.pdf (Раздаточный материал к уроку математики Число и цифра 9)Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Вохомская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка по разделу преподаваемого предмета с раздаточным материалом
Тема: «Число и цифра 9»
математика 1 класс
Подготовила
Худякова Светлана Ивановна
учитель начальных классов
Оглавление
Введение........................................................................................................................................................ стр.3
Основная часть............................................................................................................................................. стр.6
Заключение................................................................................................................................................... стр. 23
Список используемой литературы............................................................................................................. стр. 25
Приложение..................................................................................................................................................
Введение
В современном обществе в связи с изменениями в различных сферах жизни актуальны вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным.
ФГОС О УО (ИН) требует от педагога подготовить ребенка к проявлению собственной инициативы при решении задач (учебной, жизненной) и чтобы способность решить эту задачу самостоятельно вошла в его компетенцию. Уровень компетентности повышается, если учащийся постоянно готов и способен самостоятельно и инициативно решать определённые вопросы, чувствовать и осознавать личную ответственность за результаты.
Математика является одним из самых трудных предметов для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися.
Конкретность мышления учащихся, слабость обобщения наблюдаемых явлений приводят к тому, что у первоклассников очень медленно формируются знания о числах: называние числительных не совпадает с показом предметов; отказываются считать или допускают много ошибок при счете предметов, которые ранее не использовались в их опыте; не знают, откуда надо начать счет; затрудняются ответить на вопрос «Сколько?»; испытывают затруднения при определении общего количества разнородных предметов. Они каждый раз начинают пересчитывать предметы снова, но не могут назвать и показать результат счета.
Поэтому в младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике. Совершенствование системы образования требует постоянного внимания к организации педагогической работы по формированию математических компетенций, более полного использования потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей школьников с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений, создании для детей игровых ситуаций. Особый интерес у учащихся с интеллектуальной недостаточностью оказывает применение на уроках математики интерактивной панели. Выполнение заданий, которые подаются и в игровой форме, с применением наглядности, вызывает у обучающихся с отклонениями в развитии, желание активно работать на уроке и повышают мотивацию к обучению.
Актуальность разработки состоит в том, что данный урок математики направлен на развитие личностных качеств учащихся, воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, формирование умений осуществлять контроль и самоконтроль, формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию. Основным вопросом урока является обучение школьников с интеллектуальной недостаточностью практическим действиям с предметами и числами, построению речевого высказывания в устной форме.
Тема урока выбрана в соответствии с АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и календарно-тематическим планированием по предмету, утверждённым директором школы-интерната.
Тип урока по дидактическим целям – урок получения новых знаний..
Основная часть |
|
Тема урока |
Число и цифра 9. |
Предмет |
Математика |
Программа |
АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) |
Класс |
1 |
Тип, вид урока |
Получения новых знаний |
Цели |
знакомство обучающихся с числом и цифрой 9 и его графической записью. |
Задачи |
Образовательные: познакомить с числом и цифрой 9, дать первоначальные сведения о числе и цифре 9, сформировать умение вести счёт в прямом порядке от 0 до 9, обозначать восемь предметов цифрой 9, находить цифры в окружающей обстановке, научить правильно писать цифру 9 и соотносить количество предметов с цифрой (1 – 9), учить соотносить число и цифру. Коррекционно – развивающие: развивать мыслительные операции, общую и мелкую моторику, корригировать зрительное и слуховое восприятие. Воспитательные: воспитывать аккуратность при работе в тетради, прививать интерес к предмету, воспитывать трудолюбие. Здоровьесберегающие: создать условия для комфортного состояния учеников в соответствии с требованиями САНПИН; предупреждать мышечное переутомление и напряжение в области глаз, посредством динамической физкультминутки и зрительной гимнастики; сохранять и поддерживать здоровье учащихся на уроке путем общеукрепляющих упражнений. |
Планируемые |
Соотносить число 9 с предметным множеством, формирования образа цифры 9 и умения её писать. |
Базовые учебные |
Личностные учебные действия : 1. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. 2. Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. 3. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Коммуникативные учебные действия: 1. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель − класс). 2. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; 3. Обращаться за помощью и принимать помощь; 4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности ; 5. Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия: 1. Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 9. 2. Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) 3. Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. 4. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; 5. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; 6. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия: 1.Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов. 2.Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. 3.Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями. 4. Писать изученную цифру. 5.Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное - схематическое изображение, предъявленных на бумажных носителях). |
Образовательные |
Т.В. Алышева. Математика. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений в 2 частях. 2 часть. М.: Просвещение, 2018 г. Наглядный материал: предметные картинки, презентация, касса цифр, образец написания цифры 9, математические пазлы, динамическая физкультминутка. |
Оборудование |
Интерактивная панель, ноутбук. |
Основные Этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
Индивидуальная работа / деятельность детей |
|||||||||||||||||||
I этап. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (2 мин)
|
Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; организовать планирование учебной деятельности на уроке |
- Дети, сегодня к нам в класс на урок математики пришли гости. А чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладошки протяните, В них тепло своё вложите, Им с гостями поделитесь И красиво улыбнитесь! Слайд 1 - Пожелаем, друг другу удачи, прикладываем ладошки к ладошкам товарища.
А сейчас проверь дружок, готов ли ты начать урок. Всё на месте, всё в порядке? Учебник, ручка, карандаш, тетрадка. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно. - Сядет тот, кто число назовёт. (Называю число, а ребёнок должен сказать число больше или меньше, чем названное) - Ноги? - Руки? - Локти? - Спинка? - Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями? - Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость. - Какое нужно настроение, чтобы наш урок был интересным и полезным? - Я желаю сохранить хорошее настроение весь урок!
|
Осуществляют включение в мыслительную деятельность. |
Приветствуют учителя, гостей друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. Дают внутреннюю установку на урок.
|
Уметь организовать свое рабочее место, самоконтроль; правила посадки; вспоминают правила поведения на уроке. |
|
||||||||||||||||
II этап. Актуализация знаний. |
5-6 мин. |
Устный счёт. Рапорт дежурного - Какое сегодня число? - Какой день недели? - Какое время года? 2. Начинаем урок с математической разминки. 1. Восстановить числовой ряд. - Что можете сказать? (Числа стоят не по порядку, потеряли свои места.)
- Расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете, кто ещё пришел к нам в гости на урок. - Как будем расставлять? (От самого маленького до самого большого.) - Кто же наш сегодняшний гость? (солнышко) Слайд 2 - Это весеннее солнышко и оно заглянуло к нам, чтобы помочь, а кому вы узнаете позже. Слайд 3 - Кто радуется ему? -Посчитайте на слайде, сколько зайчиков, цыплят, змей, бабочек, лягушек, медвежат, и запишите на листочках цифрой их количество. - Самопроверка. Проверьте. Слайд 4
|
Используют готовые алгоритмы деятельности Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; |
Используют для коммуникации невербальные средства обшения. |
Включаются в выполнение заданий в соответствии с алгоритмом, предложенным учителем
|
С направляющей помощью учителя устно считают и сравнивают
|
||||||||||||||||
III этап. Выявление причины затруднения и постановка цели урока 5 мин. Постановка учебной задачи.
Формулирование темы
Формулирование цели |
Цель: создание условий для активизация опорных знаний, подведения учащихся к целеполаганию Создание проблемной ситуации. Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
|
Слайд 5 - Посмотрите, дети. Всё радуется солнцу. А вот и первые цветочки показались. - Как они называются? - Можно ли рвать их для букетов? - Посчитайте сколько их на полянке? - Итак, их 9, а мы знакомы с вами с числом 9? - Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? - Пригодятся ли нам новые знания? Слайд 5 - Тема нашего урока «Число и цифра 9». Мы познакомимся с числом 9, научимся писать цифру 9, найдём место числа 9 на числовом отрезке. Слайд 6
|
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации
Уметь оформлять свои мысли в устной речи. Уметь работать с информацией проявлять познавательную инициативу. |
Уметь слушать и понимать речь других.
Используют монологическую речь для коммуникации.
|
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Формулируют с помощью учителя проблему.
Принимают и сохраняют учебную задачу |
С направляющей помощью учителя формулируют тему урока
|
||||||||||||||||
IV этап. 10 мин. |
Изучение нового материала. Цель: 1) познакомить учащихся с названием и обозначением числа 9. 2) учить учащихся писать цифру 9. 3) уметь находить число 9 в числовом ряду. 4) уметь вести счет предметов.
|
а) Анализ графического образца цифры. - Цифра написанная на доске. - Карточки с цифрой 9 у обучающихся. - Проволока для конструирования цифры 9. Существует цифра, с помощью которой можно записать это число. (Показываю печатную цифру) - На что она похожа? (Ответы детей.) Слайд 7 Сказка про 9. – У Пятерки есть пять пальчиков, у Семерки – семь ноток, а у меня ничего нет, – загрустила цифра 9. Слайд 8 - Найдём их в классе и принесём цифре 9 эти лучики. Расставьте их по порядку. Выходит тот, кто услышит номер своего лучика. - Оцените работу. - Где ещё мы можем увидеть цифру 9? Слайд 9 Найдите её в классе. - Обведите цифру 9 пальчиком. Слайд 10 Покажите 5 пальцев на левой руке и 3 пальца на правой руке. Добавь к ним еще 1 палец правой руки. Сколько стало пальцев? Слайд 11
9 как и 6, вглядись, Только хвост не вверх, а вниз. (учитель показывает цифру 6 и 9) |
Построение речевых высказываний в устной форме.
Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
|
Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
|
||||||||||||||||
Физкультминутка пальчиковая. 1 мин |
Цель: Подготовка руки к письму; снятие физического напряжения в пальцах. |
- Сконструируйте из мягкой проволоки цифру 9. - Какого цвета ваша проволочка. - Повторяйте за мной. - Она нам пригодится на уроке ручного труда для открытки к Дню Победы
Пальцы делают зарядку, (Различные движения ладонями)
|
|
|
Самостоятельное оценивание правильности выполнения действий. |
Выполняют макет цифры 9 из проволоки. |
||||||||||||||||
|
|
б) Письменная цифра 9. Работа по карточкам. Найдите среди знаков цифру 9 и обведите ее в кружок. 1 4 3 5 6 9 8 7 9 3 6 8 9 2 8 -Сколько раз вам встретилась цифра 9? Взаимопроверка
- Мы уже познакомились с цифрой 9, а писать мы ее еще не умеем. - Рассмотрите, как пишут цифру 9, обозначающую число 9. - Посмотрите, как она пишется. (Учащиеся рассматривают в учебнике написание цифры 9, №5 с.70). Анализ образца - Из скольких элементов состоит цифра 9? - Из каких? - Выложите из скрепок цифру 9. - Хотелось бы вам научиться красиво писать эту цифру? Тогда посмотрите, как я её буду писать.
(После показа письменной цифры 9,обучающиеся пишут в тетради.) Слайд 12
Объяснение: Цифра 9 состоит из двух элементов: небольшого овала и большого полуовала. Начинаем писать овал немного ниже вершины правого верхнего угла клетки. Закругляем, ведем вниз до середины клетки. Опять закругляем и ведем вверх к началу овала и затем ведем вниз; закругляем на середине нижней линии клетки; закругляем влево чуть выше нижней стороны клетки. Давайте все вместе напишем цифру 9 в воздухе. Повторяют правила посадки при письме. - Попробуйте написать на отдельных листочках, когда получится приступаете к работе в тетрадях. - Откройте тетради, возьмите ручки и напишите сначала по точкам, а потом строчку до конца. - Кто выполнил задание дополнительно запишите сколько раз повторялась цифра 9 и допишите до конца строки. Закройте тетради и положите ручки на край стола.
|
Уметь пользоваться знаками, символами |
Уметь выполнять по заданному образцу. |
Контролировать правильность записи цифры 9.
|
|
||||||||||||||||
Физкультминутка 2 мин |
Снятие физического и умственного, психического напряжения |
Слайд 13,14 - Отдохнём! Подвигаемся! Физкультминутка «Солнышко лучистое» (динамическая) |
Самостоятельное оценивание правильности выполнения действий. |
|
|
|
||||||||||||||||
V этап. Первичное закрепление 5 мин. |
Цель: создание условий для применения на практике новых знаний, закрепить умение писать цифру 9.
|
в) Соотношение между числом и количеством предметов. - Мы уже знаем, что каждое число обозначает свое количество предметов. Солнышко хочет проверить ваши знания и просит найти соотношение между числами и рисунками, составьте пазлы. (Обучающиеся работают в парах по карточкам. У одного число, а у другого должна быть нужная карточка с предметами. Разные уровни сложности.) Слайд 15 Ребята что у нас 5?8?9? г) Место числа 9 на числовом отрезке. Слайд 16 -Давайте решим задачу, которую нам приготовило солнышко. Задача С юга летят 8 птичек, их догнала ещё 1 птичка. Сколько всего птичек летит? - О ком говорится в задаче? - Сколько летело птичек? Какой цифрой обозначим количество птиц? - Сколько птичек догнали? Какой цифрой обозначим? - Назовите вопрос задачи? - Птиц стало больше или меньше? - Какое арифметическое действие мы выберем для решения задачи? - При сложении между числами ставим, какой знак? С числами, что мы делаем? 8п.+1п.=9п. Что означает цифра 8? Что означает цифра 1? - Какой ответ задачи? - Мы теперь знаем, сколько птиц прилетело с юга.
Давайте откроем тетради и запишем решение нашей задачи. 1 клеточку вниз отступите и запишите решение нашей задачи.
Положите ручки и посмотрите на числовой ряд.
|
Уметь пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями
|
Оценивать свои действия. Слушают и понимают инструкцию к учебному заданию |
Осуществлять самоконтроль: соотносить собственную запись с предложенным вариантом |
Обучающиеся работают в парах по карточкам. У одного число, а у другого должна быть нужная карточка с предметами. Разные уровни сложности.
|
||||||||||||||||
VI. Закрепление нового материала. 5 мин.
|
|
- Откроем учебник с. 71 № 10 - А как найти число 9 на числовом отрезке? - Покажите на числовом ряду место числа 9. - После какого числа следует число 9? Слайд 17
(От числа 8 сделать 1 шаг вправо.) - А как записать наше действие в виде примера? (8+1 =9) Слайд 18
- Давайте вместе прочтем пример. 8 + 1 =9 (2 раза - 8 плюс 1 равно 9) - Прочитаем этот пример по разному: восемь плюс один – равно девять, к восьми прибавить один –получится девять.
- Сделаем от числа 9, 1 шаг влево. Какой пример можем составить. Слайд 19 - А как записать наше действие в виде примера? (9-1 =8) Слайд 20 - Давайте вместе прочтем пример 9 - 1 = 8 (2 раза) - Прочитаем этот пример по разному. - Отступите 1 клеточку вниз. - Запишите пример. Запишите в строчку числовой ряд 1 до 9, пропуская одну клеточку. Закройте тетради и положите на край стола. |
Уметь пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями
|
Оценивать свои действия. Слушают и понимают инструкцию к учебному заданию |
Осуществлять самоконтроль: соотносить собственную запись с предложенным вариантом |
Дети на интерактивном дисплее работают активными стилусами и записывают примеры. |
||||||||||||||||
Физкультминутка для глаз и на развитие общей моторики. 1 мин. |
Снятие физического и умственного, психического напряжения |
- Выполняйте упражнения для глаз «Жучки» Слайд 21 - Смотрим на слайд и следим только глазками за ним. - слушаем музыку, - сначала потянуться головой, - затем шеей. - Плечами, туловищем, в одну сторону, потом в другую. -Погладить себя по голове и сказать я молодец! |
Работают с информацией, представленной на слайде. |
|
|
Участвуют в процессе проведения физкультминутки. Повторяют действия вместе с учителем. |
||||||||||||||||
VI этап. Контролирующее задание 5 мин. |
Цель: создание условий для контроля усвоения учебного материала детьми |
- Нарисуйте столько квадратов, сколько жучков на слайде. (9) Взаимопроверка - Обменяйтесь тетрадями и проверьте у соседа правильность выполнения. - Сравним числа, поставим нужный знак. Слайд 23, 24 |
|
Оценивать действия одноклассников. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
|
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
|
Дети на интерактивном дисплее работают активными стилусами и записывают нужные знаки .
|
||||||||||||||||
VII этап. Подведение итога. Рефлексия. 2-3 мин |
Цель: формирование умения анализировать и осмысливать свои достижения. |
- Ребята, давайте расскажем о том, что мы изучали на уроке. - С каким числом познакомились? - Какой цифрой оно обозначается? - Где можно встретить такую цифру? - Кому помогло сегодня солнышко? 1 вариант - Если вы всё поняли и на уроке, вам было интересно – нарисуйте улыбающееся солнышко, а если вам было трудно грустное. Слайд 24
2 вариант - Какое задание для вас было самым трудным? -- Что больше всего понравилось? - Вы довольны своей работой на уроке? - Хлопните в ладоши 1 раз, если вы довольны своей работой на уроке. - Топните ногой 1 раз, если вам было трудно на уроке. - Ребята, вы все очень хорошо работали. Отлично справились со всеми заданиями. (отмечаются успехи детей). Слайд 25
- Давайте прочтём, что нам написало солнышко на слайде. Прочитайте слово. Найдите глазками буквы, сложите из них слово. - Похлопаем в ладоши и скажем – молодцы. |
Уметь обобщать по заданным критериям. |
Используют диалогическую речь для коммуникации
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности |
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки действия. |
Подводят итог урока. Отвечают на вопросы учителя. Сопряжено проговаривает итог урока |
||||||||||||||||
Домашнее задание 1 мин. |
|
- Раскрасьте цифру 9 и солнышко. - Спасибо. Урок окончен. - Похлопаем в ладоши и скажем – молодцы. |
Работают с информацией, представленной на слайде. |
|
Адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих |
|
||||||||||||||||
Резервное задание |
|
Примеры с. 70 №8. |
|
|
|
|
Заключение
Урок математики был проведён с учащимися 1 класса и соответствовало возрастным нормам для детей с ограниченными возможностями здоровья (ИН).
При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся, темп работы, степень обученности и уровень обучаемости, что позволило добиться дифференцированного подхода к каждому конкретному учащемуся.
Все этапы урока были взаимосвязаны,соблюдалась единая логическая цепочка. Это позволило активизировать познавательную деятельность, мотивировало на четкость и правильность выполнения операций.
Для вхождения в тему мною был использован «отсроченный ответ» на вопрос. Он обеспечил настрой на работу на уроке и эмоциональный комфорт. Стимулированием на предстоящую работу и поддержанию умственной работоспособности был интерес узнать, кому «решило помочь солнышко».
На основном этапе использовалась презентация «Число и цифра 9». Демонстрация производилась на мониторе интерактивной панели, что позволило увеличить наглядность и способствовало активизации мыслительных процессов и внимания детей. Материал давался дозировано и обязательно подкреплялся наглядными средствами. Для лучшего восприятия новых сведений детьми, я опиралась на зрительные, слуховые, осязательные ощущения учащихся. Всё это помогло им воспринимать новые сведения и эмоционально откликаться, активно работая на протяжении всего занятия. Письмо на мониторе активными стилусами особенно нравится первоклассникам.
Для снятия психоэмоционального напряжения, сохранения и укрепления здоровья учащихся и повышения работоспособности, на основном этапе использовалась динамическая физкультминутка «Солнышко лучистое» и зрительная гимнастика «Жучки».
Рефлексия показала эмоциональное восприятие материала. Учащиеся были активны и старательны.
Список используемых источников и литературы
Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с.
Катаева, А. А., Стребелева, Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2001. – 191с.
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова, и др.; Под. Ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011- 346с.
ПРИКАЗ от 19 декабря 2014 г. N 1599.
Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с. : ил.
1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. В.:ТЦ «Учитель», 2004.
2.Худенко Е.Д. Конспекты коррекционно-развивающих уроков в начальной школе. М.: Образовательный научно-методический центр «Развитие и коррекция»,1996.
яндекс картинки число и цифра 9 для детей: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках (yandex.ru)
25