12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тикунов Данила Геннадьевич3883
Узбекистан, Навоийская область, Янгирабад
5

Методическая разработка по РКИ "Тире в бессоюзном сложном предложении"

Класс: 9

Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении

Тип урока: урок освоения новых знаний



Ход урока

I Организационный момент 

Добрый день. Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Бессоюзное сложное предложение». Наша цель – закрепить умения видеть в тексте предложения с различными видами связи и составлять схемы. Откройте, пожалуйста, тетради, запишем число и тему.

II Актуализация опорных знаний 


Фронтальная беседа:

- Что такое простое предложение?

- Что такое сложное предложение?

- Назовите виды сложных предложений.


Возьмите в руки листочки, которые лежат перед вами. Ваша задача -анализ условий постановки тире в предложениях. Пожалуйста, установите соответствия.

Я люблю смотреть комедии, а мои друзья – ужасы.

тире после однородных членов предложения перед обобщающим словом

Однажды – это было в начале осени – я выиграл два пригласительных на фильм.

тире в неполном предложении на месте пропусков члена предложения

«Экипаж», «Матч», «Одиннадцать молчаливых мужчин» – фильмы, которые понравились мне больше всего.

тире отделает слова автора, стоящие после прямой речи

«Елки» – самая интересная и популярная комедия в России.

тире выделяет вводное предложение

Закончится фильм – пойдём гулять.

тире между подлежащим и сказуемым


Какое предложение осталось лишним? Давайте разберемся.

-Сколько в этом предложении грамматических основ?

- Это просто предложение или сложное?

- Видим ли мы союз между двумя частями этого сложного предложения?

Как вы поняли, сегодня мы будем говорить о БСП. Пожалуйста, откройте тетрадь, запишите число и тему сегодняшнего урока

Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении зависит от смысловых отношений между его частями. Рассмотрим пример. Есть два простых предложения, которые можно объединить в одно сложное. Например так:

Из-за того, что фильм оказался популярным, группа приступила к съемкам второй части.

Это сложноподчинённое предложение с придаточным следствия. Опустим союз, чтобы перестроить его в бессоюзное сложное. Смысловые отношения следствия обозначим с помощью тире:

Фильм оказался популярным группа приступила к съемкам второй части.

В бессоюзном сложном предложении тире ставится, если вторая часть имеет значение следствия, результата.

[ ] [следствие]

Продолжим соединять простые предложения в сложные.

В кино хотел сходить. Времени не оказалось.

Получаем сложносочинённое предложение:

В кино хотел сходить, а времени не оказалось.

Перестраиваем в бессоюзное сложное:

В кино хотел сходить - времени не оказалось.

В бессоюзном сложном предложении тире ставится, содержание первой части противопоставляется содержанию второй.

[ ] [ ]  противопоставление

Соединим в сложное три простых предложения.

Завершились съемки. Начался монтаж фильма.

Получаем сложноподчинённое предложение с придаточным времени:

Когда завершились съемки, начался монтаж фильм.

Опустим союз и получим бессоюзное сложное предложение:

Завершились съемки – начался монтаж фильма.

В бессоюзном сложном предложении тире ставится, если первая часть имеет значение времени.

[время] [ ]

Тире ставится и в том случае, когда первая часть имеет значение условия:

Будешь читать интересные книги и смотреть документальные фильмы – будешь всё знать.

[условие] [ ]

Есть ещё один случай постановки тире в бессоюзном сложном предложении. Тире ставится, если выражена быстрая смена событий.

Включились камеры – началась съемка.

[ ] [ ] быстрая смена событий

Обобщим все случаи. В бессоюзном сложном предложении тире ставится при противопоставлении и быстрой смене событий, если первая часть имеет значение времени или условия, если вторая часть имеет значение следствия.

Перед вами находится отзыв на фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин». Найдите бессоюзные сложные предложения, в которых ставится тире. Объясните постановку тире.

В ноябре 1945-го в Лондоне приземлился советский самолет. Окружившим их журналистам они не сказали почти ни слова. Если бы они и захотели что-то сказать, то не получилось бы. Футболисты не знали английский язык. Это была знаменитая команда "Динамо" (и примкнувший к ним Всеволод Бобров из ЦДКА) - чемпионы СССР, прилетели на товарищеские матчи с лучшими британскими клубами.

В ноябре 1945-го в Лондоне приземлился советский самолет, из которого вышли одинаково одетые молодые люди в темно-синих пальто и шляпах. Окружившим их журналистам они не сказали почти ни слова. Вовсе не потому, что не хотели давать интервью, просто никто из них не говорил по-английски. Это была знаменитая команда "Динамо" (и примкнувший к ним Всеволод Бобров из ЦДКА) — чемпионы СССР, прилетели на товарищеские матчи с лучшими британскими клубами.

Интриг было много. Глава подпольного тотализатора Пеппер плетет хитроумную комбинацию, чтобы футболисты сдали или выиграли тот или иной матч, — и в погоне за большим денежным кушем он не остановится ни перед чем. Он давно выявил для себя интересную закономерность, которая в то время была новинкой. Будешь талантливым и коммерчески успешным – тебя будут все знать.

Динамовцы оказываются в своеобразном информационном вакууме. Приехали издалека – познакомились с англичанами. Жители Лондона, конечно, опасаются, но ни о каких интригах или договоренностях даже и не помышляют. Впрочем, из команды слегка выпадает Всеволод Бобров (Макар Запорожский) — он из ЦДКА, в поездку его взяли для усиления состава.

Оттеняет футбольную суету центральный персонаж — комментатор Вадим Синявский, которого замечательно играет Павел Крайнов. Собственно, его глазами мы и видим драму, разворачивающуюся на поле. Самые яркие и азартные моменты фильма — не погони или саспенс борьбы с коварными мафиозо от британского спорта, а именно матчи, которые комментирует Синявский. Мы словно переносимся в те далекие годы, когда не было никакого телевидения, а болельщики собирались около радиоприемника. Они хотели услышать знакомый и любимый голос, мастерски рассказывавший о том, что происходит на стадионе.


Матчи завершились – футболисты праздновали победу.

- Прочитайте текст вслух (один ученик читает вслух)

- Встретились ли вам в тексте непонятные слова?


Разбор типового тренировочного задания


Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении.

Доброе слово сказать – посошок в руки дать.

1. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

2. Первое предложение указывает на время того, о чём говорится во втором предложении.

3. Первое предложение указывает на условие того, о чём говорится во втором предложении.

4. Предложения рисуют быструю смену событий.

  Алгоритм выполнения задания:

прочитать предложение, выделить в нём грамматические основы;

определить смысловые отношения между частями, использовать проверочный союз;

сделать вывод.

Доброе слово сказать – посошок в руки дать. – Если доброе слово сказать, то посошок в руки дать. Значение условия.

Ответ: 3.


Разбор типового контрольного задания

Укажите предложение, которое соответствует схеме. (Знаки препинания не расставлены.)

[ ] - [ ].

противопоставление

1. За мной гнались я духом не смутился.

2. Успокойтесь рана не опасная.

3. Везде тишь ни собака не тявкнет ни голос человеческий не откликнется.

4. Снег падал медленно тяжёлыми пушистыми хлопьями он наклонял своею тяжестью деревья.


Алгоритм выполнения задания:

прочитать предложение, выделить в нём грамматические основы;

определить смысловые отношения между частями сложных предложений;

расставить знаки препинания;

сделать вывод.


За мной гнались - я духом не смутился. Значение противопоставления.

Успокойтесь: рана не опасная. Значение причины.

VII Рефлексия 

И теперь, подводя итоги нашей работы на уроке, скажите, пожалуйста: чему мы учились сегодня?..

VIII Подведение итогов, выставление оценок

​​​​​​​Домашнее задание: составить 2 предложения с различными видами связи на спортивную тематику, составить схемы.

7


Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.