Материал на проверке

Методическая разработка урока по теме «Определение первообразная»

0
0
Материал опубликован Сегодня в 14:11 в группе

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА


ДИСЦИПЛИНА: МАТЕМАТИКА



ТЕМА «Определение первообразной»














Преподаватель:Мустакаева Г.Р.









Аннотация

Методическая разработка по дисциплине «Математика» по теме «Определение первообразная» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по данной дисциплине, которая относится к общеобразовательному циклу.

Методической целью урока является использование современных форм и методов преподавания на занятиях, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса. Повышать интерес к предмету, упрощение восприятие объемного материала посредством использования схем и таблиц. Также для эффективности образовательного процесса используются опорные конспекты, дискуссия, презентация, видеофрагменты.






























Содержание

                                                                                          

  1. Структура урока
  2. Технологическая карта урока
  3. Результаты апробации
  4. Литература





Структура урока



  1. Организационный момент
  2. Постановка учебной проблемы
  3. Формулирование проблемы, планирование деятельности
  4. Открытие новых  знаний
  5. Закрепление полученных знаний
  6. Рефлексия учебной деятельности
  7. Задание на дом
















Технологическая карта урока


Предмет

Математика

Курс

1

Тема урока

Определение первообразной

Тип урока

Изучение и закрепление нового материала


Вид урока

Комбинированный

Форма обучения

Классно-урочная

Форма деятельности

Фронтальная и индивидуальная.

Цель урока

 Рассмотреть понятие первообразной для функции, показать связь между первообразной и производными, отработать практические навыки вычисления первообразной

Задачи урока

1. Образовательные: организовать деятельность студентов по применению имеющихся знаний по теме «Производная» к понятию первообразной функции, к определению понятия первообразной функции, к установлению связи между производной и первообразной, повторить понятие производной функции, сформировать у студентов первичные знания по нахождению первообразной

2. Развивающие: развитие у студентов умений анализировать, устанавливать связи, причины и следствия; развитие внимания, мышления, самостоятельности, познавательного интереса; формирование приемов обобщения, алгоритмизации.

3. Воспитательные: формирование у студентов ответственного отношения к учению; воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Оборудование

Мультимедийный проектор

Методическое оснащение

План-конспект, презентация, учебник.

Основные термины, понятия

Первообразная, производная

Продолжительность урока

45 минут



Планируемый результат

Предметные умения:

Знать:

  • определение первообразной
  • первообразная определяется неоднозначно

уметь:

  • находить первообразные функции в простейших случаях
  • проверять, является ли функция F(x) первообразной для функции f(х) на данном промежутке

 

 





 








 Личностные УУД:

   - независимость и критичность мышления;

   - воля и настойчивость в достижении цели.

  • сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах ма­тематики;
  • понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгорит­мической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в по­вседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

Метапредметные УУД

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи­ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффек­тивно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыкам^ разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по­лучаемую из различных источников;
  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;


Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)(2 мин)

  1. Создать эмоциональный настрой
  2. Мотивация студентов на учебу

Постановка учебной проблемы

(10 мин)

  1. Самостоятельное формулирование проблемы. На основе актуализации ранее полученных знаний подвести студентов к формулировке темы урока.

Формулирование проблемы, планирование деятельности (8 мин)

  1. Подведение студентов к формулированию целей учебно-познавательной деятельности

Открытие новых знаний (10 мин)

  1. Изучение построенного проекта;
  2. Реализация построенного проекта индивидуально при выполнении задания.

Первичная проверка понимания материала

(6 мин)

  1.  Создать условия для применения  теоретических знаний при решении задач.

Закрепление полученных  знаний

  1. мин)
  1. Создать условия для применения  теоретических знаний при решении задач.
  2. Самостоятельное выполнение заданий учащимися с помощью построенного проекта;
  3. Групповое выполнение более сложных заданий учащимися с помощью построенного проекта.

Рефлексия учебной деятельности

(2 мин)

  1. Самостоятельная формулировка полученных умений;
  2. Самостоятельная оценка достижения поставленной на уроке цели;
  3. Самостоятельная оценка своей работы на уроке.

Задание на дом (1 мин)


Формируемые умения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- самостоятельно прогнозировать свою деятельность, умение настраиваться на занятие

коммуникативные:

- уметь слушать и вступать в диалог.

Приветствие.

Мотивация на изучение новой темы.


Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек)



Постановка учебной проблемы. Формулирование проблемы, планирование деятельности

Предметные:

знать :  определение, производной, понятия приращения функции и аргумента, физический и геометрический  смыслы производной; производные элементарных  и сложных функций

определение первообразной

первообразная определяется неоднозначно

уметь:

находить первообразные функции в простейших случаях

проверять, является ли функция F(x) первообразной для функции f(х) на данном промежутке

 уметь применять полученные знания к  решению практических задач.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

- уметь самостоятельно определять цели в деятельности в ходе применения понятия производной функции к определению понятия первообразной

 – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- искать и выделять необходимую информацию.

Регулятивные:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

коммуникативные:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

- уметь слушать и вступать в диалог.

       Нас с вами часто интересует то, откуда появилась та или иная вещь. Или, при беседе с другом мы пытаемся понять то, почему вдруг стали обсуждать данную тему. Ведь в начале разговора нас интересовала совсем другая тема. И мы пытаемся вспомнить, на каком моменте перешли к другой тебе. Шаг за шагом мы возвращаемся к началу нашего разговора, как бы восстанавливаем хронологию.

    1. В алгебре мы работаем с таким понятием как…
    2.  На прошлых занятиях мы с вами познакомились с производной функции. Дайте, пожалуйста определение производной функции……..
    3. Другими словами………
    4.  Пусть дана функция   3.  Расскажите о ней…..
    5. Напишите формулу производной степенной функции……..
    6.  И какая эта функция?
    7. А из какой функции получилась функция 2х2?
    8. Т.е. мы с вами находили функцию, производная которой равна данной функции.
    9. Что мы ищем?
    10. Если производная «производит» новую функцию,  то……

    





  1.   ……функция
  2. ……..Производной функции в данной точке

 называется предел отношения приращения https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54edb43731fc2/priznaki-vozrastaniia-i-ubyvaniia-funktsii_1.pngфункции в этой точке к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю.


  1. ……производная- это получение одной функции из другой, т.е. производная «производит» на свет новую функцию
  2. ……можно предположить, что это степенная функция так как 3=  3·1=3х0 и это результат производной степенной функции. Значит мы можем найти ту функцию, из которой получилась функция 3.
  3. (Xn)'= n · xⁿ⁻¹  
  4. Судя по формуле производной степенной функции, это :  0+1=3х
  5. Используя формулу, получим:  2х2+1 /2=х3
  6. …Да
  7. Студенты называют слова: источник, первая функция, первоначальная величина и т.д.
  8. ……..мы восстанавливаем первичный вид функции

















Открытие новых знаний

Знать: производные элементарных  и сложных функций

определение первообразной

первообразная определяется неоднозначно

уметь:

находить первообразные функции в простейших случаях

проверять, является ли функция F(x) первообразной для функции f(х) на данном промежутке

 уметь применять полученные знания к  решению практических задач.


Метапредметные (УУД):

познавательные:

- уметь самостоятельно определять цели в деятельности в ходе применения понятия производной функции к определению понятия первообразной

 – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- искать и выделять необходимую информацию.


Регулятивные:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;


коммуникативные:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

- уметь слушать и вступать в диалог.

  1. Первоначальная величина-
  2. Определение первообразной.
  3. Найти производную   s(t) = t3 +2t2 – 5t
  4. Как можно изменить первообразную  функции, чтобы ее производная оставалась постоянной?
  5. Сколько первообразных может иметь функция?
  6. Основное свойство первообразных:








  1. ……первообразная.
  2. Функция F(x) называется первообразной для функции f(x) на заданном промежутке Х, если для всех х из этого промежутка    F/(x)= f(x), т.е. найти первообразную, значит найти такую функцию, производная которой равна данной функции..
  3. S/(t)=3t2 +4t – 5
  4. Если вспомнить таблицу производных,то производная константы равна нулю. Если к первообразной функции прибавить константу.

s(t)= t3 +2t2 –5t+С, где С-любое действительное число.

  1. Множество, т.к. (F(x)+C)’=F’(x)=f(x)
  2.  если F(x) – первообразная функции f(x) на некотором промежутке, то F(x)+C – первообразная функции f(x) на этом промежутке.





Закрепление новых знаний


Предметные:

  Знать:

определение первообразной

первообразная определяется неоднозначно

уметь:

находить первообразные функции в простейших случаях

проверять, является ли функция F(x) первообразной для функции f(х) на данном промежутке

 уметь применять полученные знания к  решению практических задач.


Метапредметные (УУД):

познавательные:

 – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

регулятивные:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

коммуникативные:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.).

1. Дана функция:      f(x) = 3х2. Найдите:

а)производную функции:   

б)первообразная функции:  

 


2 .  Выяснить, является ли функция F (x) = х 3 – 3х + 1 первообразной для функции f(x) = 3(х 2 – 1).


  1. Найти все первообразные функции f(x) :

 f(x) = х 4 + 3х 2 + 5











4 . Для функции f(x) = 4 – х 2 найти первообразную, график которой проходит через точку (-3; 10).


5.5 учебника



а) F(x)=x4  

б) f(x) = 4x3


2.Решение: F'(x) = (х 3 – 3х + 1)′ = 3х 2 – 3 = 3(х 2 – 1) = f(x), т.е. F'(x) = f(x), следовательно, F(x)является первообразной для функции f(x).


  1. Решение: Используя таблицу и правила нахождения первообразных, получим:

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/4.gif

Ответ:https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/5.gif



4.Решение:

1) Найдем все первообразные функции f(x): https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/11.gif

2) Найдем число С , такое, чтобы график функции https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/12.gif проходил через точку (-3; 10). Подставим х = – 3, y = 10 , получим:

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/13.gif

Следовательно, https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/14.gif.

Ответ:https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/15.gif

Рефлексия учебной деятельности

Предметные:

Знать:

определение первообразной

первообразная определяется неоднозначно

уметь:

находить первообразные функции в простейших случаях

проверять, является ли функция F(x) первообразной для функции f(х) на данном промежутке

 уметь применять полученные знания к  решению практических задач.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

–  классифицировать и обобщать факты и явления;

    – строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

регулятивные:

–  осознавать конечный результат решения проблемы.

коммуникативные:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

- уметь слушать и вступать в диалог.

Преподаватель:



- Что вы сегодня узнали нового?





- Какова была цель вашей деятельности?





- Вы достигли поставленной цели?




- Что вы использовали, и что вам помогло в достижении цели?





 -Все, кто отвечал на уроке будут оценены.



Возможные варианты ответов:



Производная –«производит» новую функцию.

Первообразная -  восстанавливает первичный вид функции

.


  • определение первообразной
  • первообразная определяется неоднозначно
  • находить первообразные функции в простейших случаях
  • проверять, является ли функция F(x) первообразной для функции f(х) на данном промежутке

 


Определение производной функции,

Задание на   дом


№ 11 учебника














    3. Результаты апробации    работы.
3.1 Оценка актуальности и значимости методической         разработки.
       В настоящее время постоянно встает вопрос о     применении новых технологий в обучении.  Данная методическая разработка рассчитана на использование технологии проблемного обучения, сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной  форм работы со студентами, использования проблемного обучения.

        Обозначенные идеи стандарта нового поколения реализуются через
осуществление деятельностного подхода в обучении          общеобразовательным дисциплинам.

      Данная методическая разработка урока ориентирована на достижение оптимального усвоения знаний по дисциплине
«Математика»
       Предметное содержание урока соответствует образовательным      и воспитательным целям. Каждый этап урока комбинирует различные формы работы с          учебным материалом: индивидуальную, групповую, фронтальную.
Задания направлены на решение следующих развивающих задач:

  • развитие личностных качеств студента;
  • развитие внимания, мышления,      логики, памяти;
  • развитие познавательных способностей, овладение          умением взаимодействовать группе;
  • повышение финансовой грамотности и мотивации к активной познавательной      деятельности;
  • развитие умений систематизировать полученные знания.

      3.2 Ход апробации.
       Представленный выше урок     был апробирован в ходе освоения дисциплины «Математика» среди студентов первого курса.
        Цели:
1) определить, как повлияет урок на мотивацию студентов к обучению данной          дисциплины;
2) узнать, способствуют ли использованные методы и приемы лучшему освоению учебного    материала;

        Апробация осуществлялась в группах студентов 1-ого         курса, обучающимся по специальности «Дошкольное образование»  «Преподавание в начальных классах».

        Результаты апробированных уроков позволили сделать следующие выводы:
1)      использование технологии проблемного обучения    вызывает    у        студентов повышенный интерес, способствует повышению  активности на уроке          и лучшему освоению   материала;
3) сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы позволяет задействовать на уроках всех студентов       .


Литература и источники информации

1.Алгебра и начала анализа: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. М.: Просвещение, 2021.


       



Комментарии
Комментариев пока нет.