Методическая разработка урока по теме «Определение первообразная»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ДИСЦИПЛИНА: МАТЕМАТИКА
ТЕМА «Определение первообразной»
Преподаватель:Мустакаева Г.Р.
Аннотация
Методическая разработка по дисциплине «Математика» по теме «Определение первообразная» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по данной дисциплине, которая относится к общеобразовательному циклу.
Методической целью урока является использование современных форм и методов преподавания на занятиях, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса. Повышать интерес к предмету, упрощение восприятие объемного материала посредством использования схем и таблиц. Также для эффективности образовательного процесса используются опорные конспекты, дискуссия, презентация, видеофрагменты.
Содержание
- Структура урока
- Технологическая карта урока
- Результаты апробации
- Литература
Структура урока
- Организационный момент
- Постановка учебной проблемы
- Формулирование проблемы, планирование деятельности
- Открытие новых знаний
- Закрепление полученных знаний
- Рефлексия учебной деятельности
- Задание на дом
Технологическая карта урока
Предмет | Математика |
Курс | 1 |
Тема урока | Определение первообразной |
Тип урока | Изучение и закрепление нового материала |
Вид урока | Комбинированный |
Форма обучения | Классно-урочная |
Форма деятельности | Фронтальная и индивидуальная. |
Цель урока | Рассмотреть понятие первообразной для функции, показать связь между первообразной и производными, отработать практические навыки вычисления первообразной |
Задачи урока | 1. Образовательные: организовать деятельность студентов по применению имеющихся знаний по теме «Производная» к понятию первообразной функции, к определению понятия первообразной функции, к установлению связи между производной и первообразной, повторить понятие производной функции, сформировать у студентов первичные знания по нахождению первообразной 2. Развивающие: развитие у студентов умений анализировать, устанавливать связи, причины и следствия; развитие внимания, мышления, самостоятельности, познавательного интереса; формирование приемов обобщения, алгоритмизации. 3. Воспитательные: формирование у студентов ответственного отношения к учению; воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. |
Оборудование | Мультимедийный проектор |
Методическое оснащение | План-конспект, презентация, учебник. |
Основные термины, понятия | Первообразная, производная |
Продолжительность урока | 45 минут |
Планируемый результат | |
Предметные умения: Знать:
уметь:
| Личностные УУД: - независимость и критичность мышления; - воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметные УУД
|
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации)(2 мин) |
|
Постановка учебной проблемы (10 мин) |
|
Формулирование проблемы, планирование деятельности (8 мин) |
|
Открытие новых знаний (10 мин) |
|
Первичная проверка понимания материала (6 мин) |
|
Закрепление полученных знаний
|
|
Рефлексия учебной деятельности (2 мин) |
|
Задание на дом (1 мин) |
Формируемые умения | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | ||
Организационный этап | ||||
Метапредметные (УУД): регулятивные: - самостоятельно прогнозировать свою деятельность, умение настраиваться на занятие коммуникативные: - уметь слушать и вступать в диалог. | Приветствие. Мотивация на изучение новой темы. | Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек) | ||
Постановка учебной проблемы. Формулирование проблемы, планирование деятельности | ||||
Предметные: знать : определение, производной, понятия приращения функции и аргумента, физический и геометрический смыслы производной; производные элементарных и сложных функций определение первообразной первообразная определяется неоднозначно уметь: находить первообразные функции в простейших случаях проверять, является ли функция F(x) первообразной для функции f(х) на данном промежутке уметь применять полученные знания к решению практических задач. Метапредметные (УУД): познавательные: - уметь самостоятельно определять цели в деятельности в ходе применения понятия производной функции к определению понятия первообразной – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - искать и выделять необходимую информацию. Регулятивные: – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; коммуникативные: – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); - уметь слушать и вступать в диалог. | Нас с вами часто интересует то, откуда появилась та или иная вещь. Или, при беседе с другом мы пытаемся понять то, почему вдруг стали обсуждать данную тему. Ведь в начале разговора нас интересовала совсем другая тема. И мы пытаемся вспомнить, на каком моменте перешли к другой тебе. Шаг за шагом мы возвращаемся к началу нашего разговора, как бы восстанавливаем хронологию.
|
называется предел отношения приращения
| ||
Открытие новых знаний | ||||
Знать: производные элементарных и сложных функций определение первообразной первообразная определяется неоднозначно уметь: находить первообразные функции в простейших случаях проверять, является ли функция F(x) первообразной для функции f(х) на данном промежутке уметь применять полученные знания к решению практических задач. Метапредметные (УУД): познавательные: - уметь самостоятельно определять цели в деятельности в ходе применения понятия производной функции к определению понятия первообразной – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - искать и выделять необходимую информацию. Регулятивные: – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; коммуникативные: – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); - уметь слушать и вступать в диалог. |
|
s(t)= t3 +2t2 –5t+С, где С-любое действительное число.
| ||
Закрепление новых знаний | ||||
Предметные: Знать: определение первообразной первообразная определяется неоднозначно уметь: находить первообразные функции в простейших случаях проверять, является ли функция F(x) первообразной для функции f(х) на данном промежутке уметь применять полученные знания к решению практических задач. Метапредметные (УУД): познавательные: – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. регулятивные: – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. коммуникативные: – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.). | 1. Дана функция: f(x) = 3х2. Найдите: а)производную функции: б)первообразная функции:
2 . Выяснить, является ли функция F (x) = х 3 – 3х + 1 первообразной для функции f(x) = 3(х 2 – 1).
f(x) = х 4 + 3х 2 + 5 4 . Для функции f(x) = 4 – х 2 найти первообразную, график которой проходит через точку (-3; 10). 5.№5 учебника | а) F(x)=x4 б) f(x) = 4x3 2.Решение: F'(x) = (х 3 – 3х + 1)′ = 3х 2 – 3 = 3(х 2 – 1) = f(x), т.е. F'(x) = f(x), следовательно, F(x)является первообразной для функции f(x).
Ответ: 4.Решение: 1) Найдем все первообразные функции f(x): 2) Найдем число С , такое, чтобы график функции
Следовательно, Ответ: | ||
Рефлексия учебной деятельности | ||||
Предметные: Знать: определение первообразной первообразная определяется неоднозначно уметь: находить первообразные функции в простейших случаях проверять, является ли функция F(x) первообразной для функции f(х) на данном промежутке уметь применять полученные знания к решению практических задач. Метапредметные (УУД): познавательные: – классифицировать и обобщать факты и явления; – строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. регулятивные: – осознавать конечный результат решения проблемы. коммуникативные: – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); - уметь слушать и вступать в диалог. | Преподаватель: - Что вы сегодня узнали нового? - Какова была цель вашей деятельности? - Вы достигли поставленной цели? - Что вы использовали, и что вам помогло в достижении цели? -Все, кто отвечал на уроке будут оценены. | Возможные варианты ответов: Производная –«производит» новую функцию. Первообразная - восстанавливает первичный вид функции .
Определение производной функции, | ||
Задание на дом | ||||
№ 11 учебника | ||||
3. Результаты апробации работы.
3.1 Оценка актуальности и значимости методической разработки.
В настоящее время постоянно встает вопрос о применении новых технологий в обучении. Данная методическая разработка рассчитана на использование технологии проблемного обучения, сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы со студентами, использования проблемного обучения.
Обозначенные идеи стандарта нового поколения реализуются через
осуществление деятельностного подхода в обучении общеобразовательным дисциплинам.
Данная методическая разработка урока ориентирована на достижение оптимального усвоения знаний по дисциплине
«Математика»
Предметное содержание урока соответствует образовательным и воспитательным целям. Каждый этап урока комбинирует различные формы работы с учебным материалом: индивидуальную, групповую, фронтальную.
Задания направлены на решение следующих развивающих задач:
- развитие личностных качеств студента;
- развитие внимания, мышления, логики, памяти;
- развитие познавательных способностей, овладение умением взаимодействовать группе;
- повышение финансовой грамотности и мотивации к активной познавательной деятельности;
- развитие умений систематизировать полученные знания.
3.2 Ход апробации.
Представленный выше урок был апробирован в ходе освоения дисциплины «Математика» среди студентов первого курса.
Цели:
1) определить, как повлияет урок на мотивацию студентов к обучению данной дисциплины;
2) узнать, способствуют ли использованные методы и приемы лучшему освоению учебного материала;
Апробация осуществлялась в группах студентов 1-ого курса, обучающимся по специальности «Дошкольное образование» «Преподавание в начальных классах».
Результаты апробированных уроков позволили сделать следующие выводы:
1) использование технологии проблемного обучения вызывает у студентов повышенный интерес, способствует повышению активности на уроке и лучшему освоению материала;
3) сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы позволяет задействовать на уроках всех студентов .
Литература и источники информации
1.Алгебра и начала анализа: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. М.: Просвещение, 2021.




проходил через точку (-3; 10). Подставим х = – 3, y = 10 , получим:
.