Урок литературы на тему «Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма» (11 класс)

1
0
Материал опубликован 3 March

Урок литературы в 11 классе по теме «Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма».

 

Цели урока:

- познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» и определить хронологические рамки этого явления;

-сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века;

-развитие умения ориентироваться в различных направлениях литературы и искусства;

- развивать мышление учащихся, обучая работе с поэтическими текстами, критическими статьями;

-развивать образное ассоциативное мышление учащихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век - …».

 

Ход урока

 

1.Вступительное слово учителя. Работа с понятием «Серебряный век».

(актуализация знаний с помощью приема «Ассоциация»).

 

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведанному назначенью,

По Неве иль против течения, -

Только прочь от своих могил:

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над Серебряным веком плыл…

А. Ахматова «Поэма без героя»

 

Серебряный век русской культуры –

Серебряный век русской поэзии –

Серебряный век…

- Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите это словосочетание?

- Какие звуковые и смысловые ассоциации вызывает у вас звучание этих слов?

- Давайте составим ассоциативную цепочку.( блеск, яркость, звон, хрусталь, хрупкость, блики, сияние, волшебство, тайна, музыка, красота, очарование, свеча…).

 

Учитель: Звуковой и смысловой облик словосочетания «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.

И сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «Серебряный век», попытаемся определить хронологические рамки этого явления и постичь гармонию стиха поэтов Серебряного века.

 

Понятие «серебряного века».

Первоначально – характеристика вершинных явлений поэтической культуры – творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся художников.

Сегодня Серебряным веком русской культуры называют непродолжительный период на рубеже 19-20 вв., отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, живописи, музыки и театрального искусства.

Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым (или Н.Оцупом в 1933 году в парижском журнале русской эмиграции «Числа»), а в литературе закрепилось после выхода в свет стихотворения А. Ахматовой «Поэма без героя».

Вопрос о хронологических рамках Серебряного века окончательно не решен. Одни считают, что он начался в 10-е гг. 20 в. и закончился с I мировой войной, другие считают, что серебряный век начался в 90-х гг. 19 в., а 1915 г. – высший подъем и в то же время конец его. Длился он совсем недолго, но оставил яркий след в русской и мировой культуре.

Учитель: Культура - это всегда отражение истории. Вспомним важнейшие особенности развития России в начале 20 века.

 

Экономическое развитие.

Определить принцип построения ряда, найти лишнее или обобщающий термин:

1) временнообязанные отношения, отрезки, выкупные платежи, отруб;

2) мануфактурная стадия, промышленный переворот, индустриализация;

3) синдикат, картель, трест, концерн;

Вывод: в начале 20 века страна переживает бурный промышленный подъем, вступает на путь индустриализации.

 

Социальная сфера.

1) дворяне, духовенство, почетные граждане, купцы, казаки;

2) буржуазия, помещики, рабочие, крестьяне, меценаты;

3) адвокаты, журналисты, врачи, учителя.

 

-Как изменяется социальная мобильность в индустриальном обществе?

 

Вывод: идут процессы расслоения, размывания сословий, возрастает социальная мобильность общества.

 

Политическая сфера.

консерватизм, либерализм, модернизм, социализм;

«кровавое воскресенье», восстание на броненосце «Потемкине», Всероссийская политическая стачка, разгон Учредительного собрания.

С.Муромцев, Ф. Головин, М.Родзянко, Г.А.Гапон.

 

Общий вывод: Существенные изменения происходили в общественно-политической и экономической жизни страны. Безвозвратно уходили в прошлое прежние формы быта, труда, политической организации общества, пересматривалась система духовных ценностей. Переходное время. Иногда люди говорят своим врагам «Чтоб вам жить в эпоху перемен!». Что это значит? Кризисность – ключевое слово эпохи, кочевавшее по страницам газет и журналов.

 

Русская религиозная философия.

Особый вклад внесла русская религиозная философия. Всегда в годы сомнений и тревог люди обращаются к богу.

 

Работа с текстами в группах (рабочие листы).

-На какие группы можно разделить предложенные тексты?

- Какие источники представлены?

-Назовите имена писателей и философов, упомянутых в текстах.

-Как проходили заседания религиозно-философских кружков?

-Какие проблемы волнуют интеллигенцию в начале 20 века?

-Можно ли последний текст назвать религиозным?

-Как последний текст связан с тематикой философии Серебряного века?.

 

 

 

Тексты.

 

Николай Арсеньев «Воспоминания о религиозно - философских кружках начала 20 века».

«Кружок ищущих христианского просвещения» собирался в особняке доктора Корнилова на Нижней Кисловке. Участниками его были замечательный ученый и глубокий христианский мыслитель Владимир Александрович Кожевников, философ С.Н.Булгаков, славянофил Ф.Д.Самарин и другие. Вдоль стен сидят на стульях гости – больше дамы, молодежь, иногда кое-кто из духовенства. Посередине зала вокруг стола сидели сами члены кружка – человек 12-15. Вместе с гостями собиралось человек 60-80.Читали доклады о буддизме и христианстве, интересны и оживленны были дискуссии о Ветхом завете и атеизме, о красоте, добре и зле. Запомнилось философское выступление С. Булгакова в защиту христианства против марксизма»

 

Н. Арсеньев вспоминает о философе В.А. Кожевникове.

«Владимир Александрович Кожевников был не только ученый, но и мыслитель с очень сильно проявленным эстетическим чувством. Его манила и привлекала красота в мире и искание красоты в истории человеческого духа. Две противоположные темы особенно волновали и интересовали его: переживание красоты, чувство красоты природы в литературе и вообще в сознании человечества и смерть, уничтожение красоты, т.е. бессмысленность всего, раз все самое прекрасное подлежит уничтожению»

 

Философ Николай Бердяев. Из книги «Судьба России»:

«Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном самосознании. Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире. Все чувствуют, что Россия стоит перед великими мировыми задачами. С древних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, но к чему?»

 

Философский словарь о Сергее Николаевиче Булгакове.

« Он утверждал, что личное и общественное устройство может опираться только на абсолютно нравственные принципы. Критиковал марксизм, видел в воинствующем атеизме средство упразднения индивидуальности и превращение человеческого общества в «муравейник». Искал пути религиозно-философского обновления общества».

 

Из трудов В.Соловьева:

«1. Существующий порядок вещей не таков, каким он должен быть.

2.Необходимо его изменить.

3. Как осуществить это? Надо воздействовать на убеждения людей.

4. Убедить их можно, только раскрыв истину.

5. Где искать истину? В христианстве. Но не в старом, а в обновленном. Необходимо религиозное преображение человека.

6. Что же преобразует человека? Любовь и соборность. Что такое любовь? Это преодоление Эгоизма. Что такое соборность? Это общность людей, единство Бога, Природы и Человека.»

 

Чехов А.П. Из письма брату Николаю.

«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1.Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки…

2.Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.

3. Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

4.Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

5.Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в других сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними.

………

8.Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу.

Таковы воспитанные.

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля….»

 

Общий вывод: философы ищут пути философско-религиозного обновления общества;

-пропагандируют религиозное просвещение и правительственное самоусовершенствование;

-подвергают критике мировоззрение и практику русского освободительного движения;

-отвергали революцию как средство переустройства общества.

 

 

II. Санкт-Петербург – столица «Серебряного века».

Учитель: Столицей Серебряного века можно назвать Санкт-Петербург. Именно здесь учились, жили и творили большинство писателей, философов, поэтов, художников и артистов начала 20 века.

Но Петроград огнями залит,

В нем пышной роскоши расцвет,

В нем мысль неутомимо жалит,

В нем тайной опьянен поэт.

В.Брюсов.

Солнечные часы на Меньшиковом доме.

Подняв волну, проходит пароход.

О, есть ли что на свете мне знакомей,

Чем шпилей блеск и отблеск этих вод!

Как щелочка чернеет переулок.

Садятся воробьи на провода.

И наизусть затверженных прогулок

Соленый привкус тоже не беда.

А.Ахматова.

Вновь Исакий в облаченье

Из литого серебра.

Стынет в гордом нетерпенье

Конь Великого Петра.

 

Ветер душный и суровый

С черных труб сметает гарь…

Ах! Своей столицей новой

Недоволен государь.

А.Ахматова.1913.

 

 

Царя властительно над долом,

Огни вонзая в небосклон,

Ты труб фабричных частоколом

Неутомимо окружен.

 

Стальной, кирпичный и стеклянный,

Сетями проволок обвит,

Ты – чарователь неустанный,

Ты – не слабеющий магнит.

 

Ты хитроумный, ты - упрямый,

Дворцы из золота воздвиг.

Поставил праздничные храмы

Для женщин, для картин, для книг.

 

Ты сам скликаешь, непокорный,

На штурм своих дворцов орду.

И шлешь вождей на митинг черный:

Безумье, Гордость и Нужду.

 

Коварный змей с волшебным взглядом!

В порыве ярости слепой

Ты нож с твоим смертельным ядом

Сам подымаешь над собой.

В. Брюсов.1907.

 

-Какие настроения звучат в стихах русских поэтов, отражающих образ Петербурга?

 

Вывод: звучат пессимистические настроения, присутствует ощущение надвигающейся катастрофы. В городе на Неве в начале 20 века соединились все противоречия русской жизни, все вершины и бездны русского духа. Изначальное возникновение города внесло мистики в сознание творческих людей, они ищут причинно-следственные связи.

 

III. Основные направления в литературе и искусстве начала 20 века.

Подобные настроения были характерны для узкого круга творческой интеллигенции и получили название «декадентство». Это определенное умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости, разочарования в существующем мире. Просвет – искусство; оно прозревает иные миры, соединяет разобщенных людей. Своеобразную программу для людей искусства сформулировал поэт В.Брюсов.

 

Юноша бледный со взором горящим

Ныне даю я тебе три завета.

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Брюсов.

- И они поклонялись искусству! Искали свой особый стиль, свое направление. Культура Серебряного века с трудом поддается четкой классификации, как бы сопротивляясь рациональному делению на периоды, школы. И все- таки в учебных целях мы попытаемся выделить основные направления в культуре начала 20 века.

 

Работа в группах с таблицей «Основные направления в культуре начала 20 века».

Таблица разрезана на части. Задание: составить таблицу.

 

Направление

Определение, особенности

Представители

Реализм

Правдивое воспроизведение

действительности в ее типических чертах

Л.Толстой, А.Чехов.

 

Модернизм - общее название всех новых направлений в культуре 20 века

 

Символизм

Выражение посредством символов интуитивно постигаемых сущностей и идей.

К.Бальмонт, В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, А.Блок, А.Белый.

.

Акмеизм

Высшая степень чего-либо, расцвет, вершина. Поэтов отличали безупречный вкус, красота и отточенность художественного слова.

Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам.

Футуризм

«Будущее», культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Главное требование – новаторство формы, отказ от «содержания», борьба с идейностью.

В. Маяковский, Д. Бурлюк,

В. Хлебников.

Имажинизм

Цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики характерен эпатаж, анархические мотивы.

С.Есенин, А.Мариенгоф, В.Шершеневич

 

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехачи, что смеянствуют- смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

О иссмейся рассмеяльно смех надсмейных смеячей!

Смейво, смейво,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

К какому направлению можно отнести творчество этого поэта?

 

- Из одного корня «смех» Хлебников создал целое стихотворение, использовав щедрое богатство суффиксов. Эксперимент со словом. «Заклятие смехом» звучало как языческий заговор, и в тоже время в нем слышалась лирическая тема, утверждение чистого, радостного смеха, усмейных смехачей.

-Такие разные поэты. А что их всех объединяет? (талант, читатель, зритель, вечность и время.). Они хотели найти потаенный смысл явлений и человеческой жизни, искали красоту и в космосе и в хаосе. «Есть одна только вечная заповедь – жить в красоте, несмотря ни на что» - Мережковский. Стремление идти вперед. Время меняется и искусство меняется.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации