Методическая разработка по рисунку: Последовательность выполнения аудиторной работы «Рисунок капители дорического ордера»

5
0
Материал опубликован 24 February 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 г.о. ЖИГУЛЕВСК















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РИСУНОК»

Последовательность выполнения аудиторной работы:

рисунок капители дорического ордера





Составитель: преподаватель художественного отделения Плакида Е.А.























2022



Содержание


Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Основная часть…………………………………………………………………….5

Список используемой литературы……………………………………………….8

Приложение………………………………………………………………………..9



Пояснительная записка


Методическая разработка составлена для учащихся 5 класса по учебному предмету «Рисунок», по программе ДПОП «Декоративно-прикладное творчество».

Рисунок является основой изобразительного искусства, важнейшим средством изучения и отображения действительности. Занятия рисунком имеют целью научить видеть предметы в природе и изображать их объемно, пространственно, выявляя главные, характерные особенности, уметь правильно определять пропорциональное соотношение вещей, приобрести способность обобщать видимое на основе глубокого изучения натуры.

В курс учебного предмета «Рисунок» включены разнообразные задания: рисунок по памяти, по представлению, но наиважнейшим и главным остается рисунок с натуры. Именно на уроках рисования с натуры учащиеся погружаются в изучение формы предмета — его вида, облика, внешних очертаний —, что дает представление о внутренней структуре и качествах внешней поверхности предмета.

Занятия рисунком с натуры строятся по принципу увеличения сложности задания по мере накопления навыков. Сначала это постановки натюрмортов из 2-3х предметов простой, знакомой формы, рисование гипсовых геометрических тел, затем розеток, натюрмортов из 5-6 предметов, гипсовых бюстов и капителей. В процессе всего обучения важно периодически возвращаться к рисунку гипсовых предметов, к таким моделям как вазы и капители. Это позволит учащимся воспринимать тональные отношения более четко и точно, не потеряв строгость тонального построения.

Цель методической разработки: представить четкую последовательную систему работы над тональным рисунком капители дорического ордера. Правильное ведение работы над натурной постановкой значительно облегчает понимание закономерностей строения формы и избавляет от ошибок и заблуждений, которые неизбежно возникают на начальном этапе освоения рисунка.

Задачи: научить правильно видеть объемную форму предмета; научиться логически последовательно изображать форму на плоскости листа бумаги; научить представлять структуру предмета и закономерности его построения.

Предложенный материал представляет собой систему последовательных этапов работы над капителью дорического ордера. Главной целью при этом является максимальное достижение результата и реалистический подход к изображению натуры. Методическая разработка может быть использована преподавателями художественных школ, школ искусств, а так же преподавателями художественных вузов, имеющих в программе данную тему.


Основная часть

Капителью называется верхняя часть колонны. Капитель состоит из трех основных частей (см. Приложение, рис. 1): абака, толстой квадратной плиты сверху, с каблучком и полочкой; под ней находится эхин, затем переходная к колонне часть, состоящая из трех поясков или шейки, которая соединяется со стволом колонны; чуть ниже расположен астрагал, состоящий из валика и полочки, астрагал переходит в ствол колонны через выкружку. Ствол колонны декорирован длинными полукруглыми в плане бороздками — каннелюрами

Прежде чем приступать к изображению капители следует внимательно ее изучить, проанализировать строение. Ее основной объем представляет собой круглую симметричную форму с общей вертикальной осью. Если представить капитель без мелких элементов, то нетрудно определить из каких геометрических форм состоит ее основа. Ствол колонны состоит из цилиндра, а абака – из толстой квадратной плиты, расположенной симметрично по центру на верхнем основании цилиндра. Профиль эхина близок к четвертому валу, а астрагал представляет собой тело, образованное движением шара по окружности на некотором удалении от поверхности цилиндра.

Рассмотрим поэтапность выполнения рисунка капители дорического ордера. Формат графического листа – 40х50.

Первый этап. Работу над рисунком следует начать с композиционного размещения на листе бумаги, после предварительного осмотра натуры со всех сторон. Так можно определить наиболее выгодную для размещения изображения точку зрения. (см. Приложение, рис. 2).

Следующим этапом является разработка эскиза в тоне с учетом общих тени и света (см. Приложение, рис. 3).

Выбрав композиционное решение и определив тон будущей работы, приступаем к переносу изображения на формат 40х50.

В соответствии с эскизом, компонуем в листе, намечаем общую форму. (см. Приложение, рис. 4). Вначале следует определить общую вертикальную ось капители, а затем приступить к построению, соблюдая пропорциональные соотношения всех частей и целого. Следует отметить, что при изображении классических ордеров, важно с самого начала правильно определить основные пропорциональные величины капители, от которых будет зависеть правильность построения остальных ее элементов.

Построение капители можно начинать с квадратного основания абаки или с верхнего эллипса эхина. Главное, верно построить в перспективном ракурсе два соединяющихся элемента. Вписывая окружность в ромб (квадрат в перспективе) важно помнить о том, что эллипсовидная окружность должна быть всегда построена в горизонтальном положении, независимо от положения углов плиты. Сначала следует правильно построить квадрат в перспективе, а уже потом вписать в него эллипс.

Чтобы избежать возможных трудностей при построении вышеописанным способом, рекомендуется начинать рисунок капители с построения верхнего эллипса эхина, а затем с видимого ракурса на его основе пробовать строить квадратную плиту (абаку).

Далее приступаем к построению основания ствола колонны. (см. Приложение, рис. 5) Легкими линиями намечаем все необходимые окружности и детали капители. На данном этапе важно учитывать ракурс изображаемой капители. Если предмет находится выше уровня глаз, высоко над горизонтом, то все эллипсы находящиеся в верхней части будут шире, чем эллипсы расположенные на уровне глаз рисующего. При построении важно прорисовывать не только видимые, но и невидимые линии капители, делая рисунок как бы насквозь. Это особенно важно если выполняется рисунок капители половинчатой формы. Чтобы в дальнейшем произвести вертикальное сечение формы, следует разделить пополам окружности оснований, а так же квадратную плиту (абаку).

Рисуя половинчатую форму капители, незабываем наметить основание, к которому она прикреплена. Уточняем детали капители, обозначив полочку астрагала, три пояска под эхином, а так же бороздки-каннелюры на стволе колонны. Основная трудность в рисовании дорической капители состоит в разбивке каннелюр ствола. (см. Приложение, рис. 6)

В процессе работы над рисунком, следует время от времени подходить к слепку капители и детально рассматривать форму элементов, их сопряжения с соседними деталями конструкции.

Следующий этап – тоновое решение капители. Для начала наносим легкий широкий штрих, отделяя теневые поверхности от освещенных. На данном этапе так же следует смоделировать падающие тени, определить самые глубокие по тону участки. (см. Приложение, рис. 7)

Приступаем к тональной проработке отдельных элементов капители. Трудность лишь в том, чтобы проработка отдельных элементов была подчинена общему объему, большой форме. (см. Приложение, рис. 8).

Произведя основную работу по тоновому решению, необходимо расставить акценты, т.е. найти основные контрасты. Ближние грани к зрителю выделяем тоном, линией и её насыщенностью. Здесь особенно важно уметь выделять контрастом центральные, находящиеся на выпуклой близкой стороне эхина и ствола, детали и смягчить, приглушить контрастность проработки на округляющихся, уходящих от зрителя «боках» капители. (см. Приложение, рис. 9). С использованием заштрихованного фона полностью выявляем характер формы с учетом пространственного расположения всех деталей, добиваясь цельности изображения в законченной работе.


Список используемой литературы:

Гинзбург, И. В. П.П. Чистяков и его педагогическая система / И. В. Гинзбург. - Л. – М.: Искусство, 1940. - 204 с.

Школа изобразительного искусства : [Сборник] / [Ред. коллегия: ... А. М. Кузнецов (отв. ред.) и др.]. - Москва : Изд-во Акад. художеств СССР, 1960-1963. - II т. - 230 c.

Осипов Д.М. Основы изобразительного искусства / Д.М. Осипов. - М.: Советский художник, 1962. – 96 с.

Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца : Кн. для учащихся ст. классов / А. С. Щипанов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1981. - 416 с.

Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка / Н.Г.Ли. – М.,2016 – 478 с.

Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. Фак. Пединститутов.-3-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, Валдос, 1995.- 239 с.


Приложение.

Этапы выполнения рисунка капители дорического ордера

t1677224279aa.jpg

Рис. 1. Строение капители дорического ордера


t1677224279ab.jpg

Рис. 2. Этап 1. Находим композиционное размещение формы.


t1677224279ac.jpg

Рис. 3. Этап 2. Разработка эскиза в тоне с учетом общих тени и света



t1677224279ad.jpg

Рис. 4. Этап 2. Компоновка в листе общей формы, с соблюдением пропорций


t1677224279ae.gif
Рис. 5. Этап 3. Построение основания ствола колонны


t1677224279af.gif

Рис. 6. Этап 4. Уточнение деталей капители


t1677224279ag.jpg

Рис. 7. Этап 5. Светотеневая моделировка падающих теней, выявление самых глубоких по тону участков


t1677224279ah.gif

Рис. 8. Этап 6. Тональная проработка отдельных элементов капители


t1677224279ai.gif

Рис. 9. Этап 7. Выявление характера формы с учетом пространственного расположения всех деталей


t1677224279aj.gif

Рис. 10. Рисунок капители (ордер ионический): конструктивное объемно-пространственное решение

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.