12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена56

Методическая разработка последовательности выполнения

аудиторной работы:

рисунок натюрморта в технике «акварель»


Автор: Плакида Е.А., преподаватель МБУ ДО Школа искусств №1 г. Жигулевск, 2019 г.


Преподавание акварельной живописи имеет свои особенности, начиная с положения мольберта, включая ведение процесса от светлого к темному и заканчивая рядом специфических технических приемов, невозможных ни в какой другой живописной технике.

Акварельная живопись обладает большими возможностями в развитии творческих способностей, позволяет решать много разных художественных задач. В то же время, акварель это достаточно сложный в освоении материал и очень требовательный к исполнителю. Он не прощает ошибок и именно поэтому обучения акварельной живописи следует проводить по определенной методике.  Под словом методика прежде всего следует понимать совокупность рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания.

Рассмотрим последовательность выполнения натюрморта в технике «акварель». Формат листа А2.

Рисование натюрморта акварелью можно условно разделить на несколько этапов: выполнение эскизов натюрморта в тоне и в цвете, компоновка предметов на основном листе, детальное построение предметов, закладка больших тоновых и цветовых отношений, работа в цвете с полутонами и тенями, обобщение.

Первый этап – подготовительные работы. Прежде чем приступить к построению натюрморта на основном листе следует выполнить эскизы – в тоне и в цвете. Формат эскизов небольшой – приблизительно 10х15 см. Основная задача, которая решается в таких эскизах – разобраться в тональности натюрморта, определить его колорит. Эскиз в тоне можно выполнить как простым карандашом, так и черной акварелью. Здесь важно не углубляться в детали, решать задачу обобщенно, с учетом общих света и тени. (см. Приложение, рис. 1). Для эскиза в цвете лучше взять бумагу такого же качества, как и основной лист. Решаем эскиз цельно, определяя основные цветовые отношения, с учетом тональности и теплохолодности натюрморта (см. Приложение, рис. 2).

На этапе компоновки предметы размещают на листе бумаги, рисуя их упрощенную схематическую форму. Далее выявляют общую форму, пропорции предметов, намечают основные границы света и тени объемной формы, отмечают участки бликов. Выполнять рисунок можно карандашом или углем, чтобы его легко можно было ослабить, не повреждая поверхность бумаги, которая имеет очень большое значение для акварельной живописи. Если постановка состоит из сложных предметов, требующих тщательного и длительного построения, то после этого необходимо перевести основной рисунок на новый акварельный лист, чтобы сохранить структуру бумаги. Хорошим рисунком закладывается своеобразный фундамент для всей постановки (см. Приложение, рис. 3).

Важный этап - закладка больших тоновых и цветовых отношений. См. Приложение, рис. 4-5). Работу в акварели будем вести «от светлого к темному», а это значит, что для начала следует заложить цвет и тон света. У каждого предмета и драпировки он будет отличаться - поэтому важно их постоянно сравнивать по тону, цвету и теплохолодности. Краску желательно брать в «полную силу», учитывая будущее высветление высохшего красочного слоя. Рефлексы от окружения закладываются сразу. Желательно на данном этапе использовать технику работы акварелью «по-сырому» или «ала прима». Здесь можно работать широкими заливками, используя растяжку цвета, впайку цвета в цвет. Дальний план, драпировки пишутся смело, обобщенно, большой кистью. Для переднего же плана подойдет более детальная проработка формы предметов и складок. Живопись акварелью предполагает активное использование палитры, для смешивания красок. Не рекомендуется смешивать более трех цветов, во избежание получение грязных оттенков. Не всегда стоит держать планшет строго в вертикальном положении – его можно положить горизонтально или наклонять в необходимую сторону, чтобы не было ненужных подтеков. Если не набран достаточный тон в цвете, то обязательно нужно дождаться полного высыхания данного участка этюда и только потом накладывать следующий, лессировочный слой.

Далее переходим к этапу работы с полутенями и тенями, как падающими так и собственными. Локальный цвет каждого предмета будет прослеживаться именно в полутенях. На данном этапе ведется работа лессировками. В нужных местах цвет усиливается повторным наложением. Закладываются тени. Сравнивая светлоту и насыщенность цвета на свету и в тени каждого предмета, достигаем передачи объемности этого предмета.

Живописное решение пространства передается перспективным изменением цвета. Чем дальше от зрителя находится предмет, тем в большей степени он теряет светлоту и насыщенность цвета и тем меньше становится контраст света и тени. Выделяя планы натюрморта, надо все время сравнивать между собой цвета предметов, расположенных на разном расстоянии от рисующего. Если предметы, расположенные дальше, слишком выступают вперед, необходимо уменьшить насыщенность их цветов, смягчить контуры их формы или усилить цвет предметов переднего плана.

 Впечатление глубины пространства в натюрморте зависит и от решения фона, на котором находятся предметы. Цвет фона все время сравнивают с цветом предметов. Допустимо сделать цвет фона менее насыщенным или ослабить его по тону, если того требует ваша трактовка.

Не забываем соблюдать единство освещения на всех элементах постановки – теплое или холодное. Свет из окна является холодным, а свет от искусственного освещения теплым. Следует помнить, что блики принадлежат определенному цветному предмету, поэтому они не должны остаться чисто белыми и одинаковыми.

На этапе обобщения приводят всю работу к цельности, работая «от частного к общему» (см. Приложение, рис. 8). Здесь следует использовать и лессировки, и технику «а ла прима», и если потребуется размывку, для смягчения касаний фона с предметами, и предметов с предметами. Заканчивают натюрморт обобщением отдельных оттенков цветов, подчиняя их всем другим цветам. Этим добиваются целостности впечатления от постановки. Последние мазки лучше делать прозрачными и яркими красками.

На переднем плане необходимо усилить тоновые и цветовые контрасты, если они были потеряны в процессе работы над натюрмортом. На данном этапе желательно часто отходить от работы и смотреть ее издалека, прищурив глаза, чтобы видеть смазано, обобщенно. Это позволяет безошибочно определить главное и второстепенное.

Выполняя натюрморт в живописи, важно все время правильно видеть натуру: цельно — при определении общих цветовых отношений и в конце выполнения работы, конкретно — при проработке деталей, т. е. следовать принципам «от общего к частному» и «от частного к общему». Это поможет найти и передать в живописи связь между предметами по цветовому тону, светлоте, насыщенности цвета, их пространственному размещению.

Приложение.

Этапы выполнения рисунка натюрморта в технике «акварель»

t1580721762aa.jpg

Рис. 1. Выполнение эскиза в тоне. Акварель

t1580721762ab.jpg

Рис. 2. Выполнение эскиза в цвете.

t1580721762ac.jpg

Рис.3. Компоновка предметов в листе.

t1580721762ad.jpg

Рис. 4. Закладка общих цветовых и тоновых отношений.

t1580721762ae.jpg

Рис. 5. Закладка общих цветовых и тоновых отношений.

t1580721762af.jpg

Рис. 5. Работа с тенями и полутенями, решение пространства.

t1580721762ag.jpg

Рис. 6. Работа с тенями и полутенями, решение пространства.

t1580721762ah.jpg

Рис. 7. Обобщение, детализация переднего плана. Работа с касаниями.
























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.