Методическая разработка «Система работы с родителями»

0
0
Материал опубликован 13 May

Филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Хакасия

«Хакасский политехнический колледж»











Методическая разработка

«Система работы с родителями»















Разработала

преподаватель

Ю.В. Маношкина



р.п. Усть-Абакан

2025 г.

    

Работа с родителями студентов направлена на создание благоприятных условий для освоения образовательных профессиональных программ в колледже и предусматривает следующие формы взаимодействия:

Общее собрание для родителей.

Родительские собрания в группах.

Индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации).

Необходимо изучать семью студента в целях согласования воспитательных и образовательных воздействий. Опыт показывает, что студенты, имеющие осведомительных и активных родителей, лучше подготовлены к жизненным трудностям. Необходимо, чтобы студент все знал о своих трудностях и находил способы (при помощи родителей) справляться с ними.

Цель: 

Сформировать взаимодействие родителей с педагогом для создания благоприятной среды, для сплочения студентов в дружный коллектив.

Задачи:

       1.    Вовлечение родителей во все сферы деятельности колледжа на основе нормативных документов.

       2.   Создание условий для профилактики асоциального поведения студентов.

       3.   Совершенствование форм взаимодействия колледж-семья.

      4.    Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и т.д.).

Актуальность педагогической работы с родителями:

Воспитательная функция семьи очень важна. Студент, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.



Введение

        Работа с родителями - один из основных аспектов деятельности педагога. Среди родителей, считающих, что у них имеется необходимый минимум педагогических знаний, половина не извлекает из них практическую пользу: одни пытаются, но не всегда умеют применить знания на практике, другие - не всегда применяют, а третьи не применяют вообще.

Выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанным с воспитанием и образованием студентов.

Установить с родителями необходимый контакт, добиться взаимопонимания классный руководитель может в том случае, если он целенаправленно строит общение. Педагог должен найти подход к родителям студента.

Содержание работы колледжа с родителями состоит в следующем:

Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы).

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела).

Участие родителей в управлении колледжа (совет колледжа, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия учебного заведения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

В работе с родителями кураторы СПО используют разнообразные формы.

Формы работы с родителями студентов:

Традиционные разговоры с родителями обучающихся и студентов по телефону, причем о каких – либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и неудачах.

Встречи с группами родителей тех обучающихся и студентов, чьи проблемы пребывания в техникуме похожи.

Родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости обучающихся, знакомство с преподавателями, обсуждение хозяйственных вопросов.

Тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшения взаимоотношений детей и родителей.

Организация лекций для родителей, читаемых представителями, занимающимися воспитательной работой, с целью повышения уровня знаний родителей и возможностей, связанных с вопросами воспитания.

Организация встреч фельдшером по вопросам контроля здоровья обучающихся.

Встречи с работодателями.

Систематические консультации, тестирование и анкетирование психологом родителей и лекции о психологических особенностях данного возраста.

Привлечение родителей в жизнь группы.

Как мы проводим родительские собрания?

Родительское собрание - это не просто форма связи семьи и колледжа. Это еще и возможность передачи важной педагогической информации, когда преподаватели могут ответить на вопросы родителей, дать индивидуальный совет, рекомендации. Поэтому целесообразно приглашать на родительские собрания педагогов, представителей администрации колледжа.

 Важные социальные умения студент может получить не только среди своих сверстников, но и от родителей, именно от преподавателя требуются новые формы общения студентов с родителями, которые позволят всем становиться полноправными участниками образовательного процесса.

 Одно из основных направлений работы с семьей в этом аспекте – проведение родительских собраний. Чаще такие встречи сводятся к итогам результатов обучения, иногда с методическими рекомендациями, которые дает преподаватель. Однако полноценное общение происходит, если собрание не ограничивается информированием родителей, а открывает возможности для сотрудничества и поступка.

Таким образом, каждое родительское собрание переводит процесс воспитания в социально-педагогическое партнёрство, в сотрудничество и делает его открытым.

Каждое собрание требует тщательной подготовки, своего сценария, своей программы. И здесь нет мелочей, всё важно, начиная с оформления кабинета, выставки творческих работ студентов, выпуска специальной стенной газеты, подготовки презентации и завершая совместно приготовленным приглашением для родителей с указанием вопросов на предстоящей встрече. Важно уделить минутку, чтобы отметить каждого родителя, найдя в нем индивидуальную изюминку в воспитании ребенка. При этом важно помнить о том, что хвалить лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине.

Основным материалом проведения собрания бесспорно, должен стать диалог, ведь у колледжа и семьи одни проблемы, необходимо искать совместные пути их решения.

Индивидуальную работу с родителями желательно строить так, чтобы, придя один раз в колледж, родитель выразил желание посетить его еще раз, так как у него появилась уверенность, что все сказанное куратором заслуживает внимания и защищает интересы его ребенка. Даже ругая подопечного, нужно найти повод для похвалы - это закон работы с родителями вообще и индивидуальной работы в частности.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия куратора с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает группу.

Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

особенности здоровья ребенка;

его увлечения, интересы;

предпочтения в общении в семье;

поведенческие реакции;

особенности характера;

мотивации учения;

моральные ценности семьи.

Примерная тематика консультаций для родителей:

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

Плохая память ребенка. Как ее развить?

Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

Наказания детей. Какими им быть?

Тревожность детей. К чему она может привести?

Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

Грубость и непонимание в семье.

Талантливый ребенок в семье.

Друзья детей – друзья или враги?

Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.


Правила, которых должны придерживаться педагоги и родители:

 Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

 Советы родителям:

- уважайте личность ребенка,

- почаще проводите досуг вместе с детьми,

- принимайте участие в делах группы,

- будьте в курсе дел своего ребенка,

- общайтесь с друзьями своего ребенка.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодействия куратора   с родителями студентов ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

В целом, можно сделать следующие выводы по работе с родителями:

Родители в основном правильно понимают ответственности: колледж обучает, семья воспитывает, вместе – развиваем детей, обучая и воспитывая.

Родителей интересуют вопросы сохранения здоровья, обучения, воспитания и успешной социализации детей; они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.

Необходимо активно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей, прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время.

Важно четко и аргументированно информировать родителей о проблемах колледжа

учебной группы и находить оптимальные пути их решения совместно с родителями.

В нашем колледже успешно реализуется воспитательный проект «Под семейным абажуром», целью которого является активизация исследовательской деятельности, рост познавательной активности, развитие проектно-исследовательской культуры обучающихся; формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, укрепление престижа и роли семьи в обществе, возрождение семейных традиций и повышение уровня педагогической культуры родителей.

Новизна проекта состоит в том, что историю своей семьи, своего рода рассматривают сами обучающиеся. В результате работы над проектом у обучающихся формируется личностное отношение к своей семье к ее корням, традициям. Совокупность форм и методов работы позволяет всесторонне раскрыть данную тему проекта, активизировать индивидуальные способности студентов в разных сферах деятельности, а также вовлечь всех обучающихся в процесс изучения темы проекта.

По окончании проекта, на мой взгляд, должен улучшиться микроклимат в семье, повыситься уровень педагогической культуры родителей, возрасти престиж семьи. Я полагаю, что реализация проекта поможет подросткам и их родителям найти путь к сердцам друг друга, не потерять душевного контакта и веру в близких людей. Воспитать чувство гордости за свою семью, уважение к ее истории и традициям. Побудить желание - узнать историю своей семьи и написать ее родословную.

Родители студентов являются активными подписчиками нашей группы в сети интернет в Контакте - Филиал ГБОУ РХ Политехнический колледж https://vk.com/filialhpk, здесь они узнают последние новости из жизни колледжа, имеют возможность видеть и наблюдать участие своих детей в различных мероприятиях, которые транслируют их развитие и успешность как студента, лидера, организатора, волонтера и т.д.

Все вышеизложенное помогает повысить качество теоретического и производственного обучения, сформировать мотивацию обучающегося на успешность.








                                                          











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.