Методическая разработка технологической карты занятия по английскому языку по теме «Описание картины»
Методическая разработка технологической карты занятия по английскому языку по теме «Описание картины», адресованного студентам 2 курса Московского академического художественного училища (МАХУ)
Одним из принципов построения Программы обучения английскому языку в МАХУ является объяснение и закрепление грамматических правил на лексическом материале. В фокусе внимания предлагаемого занятия сравнение функции причастия (participle 1) и отглагольного существительного (герундия / gerund).
Технологическая карта занятия по теме «Описание картины»
Данное занятие продолжает тему «Картинные галереи Лондона» и предваряет разговор о впечатлении от выставки.
Занятие построено на принципах личностно-деятельностного, практико-ориентированного и коммуникативного подходов.
Цели:
Подготовить обучающихся к представлению собственных живописных работ для участия в международных выставках
Задачи:
Организовать освоение нового грамматического материала «Причастие и герундий» (возможно, для некоторых обучающихся повторение и закрепление);
Расширить словарный запас по теме «Описание картины»;
Познакомить с лучшими художественными произведениями и языковыми примерами;
Вдохновить на участие в международных выставках.
Технологическая карта
| этапы | Виды работы | Задачи для преподавателя | Задачи для студентов | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Комментарии |
| Объяснение нового материала (5 мин) | Монолог учителя | Сформировать понятие о причастии и герундии и их функциях | Понять (вспомнить) грамматический материал | Объясняет грамматический материал | Слушают объяснение | «Просто о сложном» (этот этап подробно расписан под таблицей) |
2 | Индукция Погружение в тему занятия (10 мин) | Игра «Угадай-ка» по типу игры «Крокодил» | Развивать речевые умения студентов; подготовка к активному и осознанному использованию материала | Тренировка продуцирования высказывания с опорой на схему | Создает игровую ситуацию, предлагает опорную схему и образец | Водящий вытягивает карточку с глаголом, изображает действие, остальные должны угадать и использовать опорную схему на доске для построения высказываний, содержащих причастие и герундий. | Опора на доске: He/ She is Ving... I enjoy/ hate Ving because it is … ПЕРЕВОД Он/ она является делаЮЩим … Я наслаждаюсь / ненавижу деланИЕ, потому что это … Например, водящий студент вытянул карточку со словом «рисовать» и изобразил это действие. Отгадывающий студент проговаривает: «Она является рисующей. Я наслаждаюсь рисованием, потому что это творческий процесс. |
2 | Самоконструкция Работа с текстом диалоа Стр. 331-332 упр. 43 Ю.Голицынский «Пособие по разговорной речи» (6 мин) | Самостоятельная работа: чтение с заданием, фронтальный опрос (с целью проверки и уточнения понимания студентами грамматического материала) | Отработать навыки поискового и интенсивного чтения | Тренироваться в нахождении изучаемых грамматических форм и их дифференциации | Предлагает студентам самостоятельно прочитать диалог и найти примеры использования автором герундия или причастия (participle 1); организует фронтальный опрос с целью проверки и уточнения понимания | Читают диалог; выполняют задание, участвуют во фронтальном опросе | Ответ: Отглагольные существительные: painting, acting. Причастия: standing out, falling. Возможная ошибка: outstanding / выдающееся (произведение искусства) (прилагательное) |
3 | Самокоррекция (10 мин) | Самостоятельная работа (с опорой на образец), Предлагается задание на использование причастия как такового, в составе сказуемого и употребление герундия | Отработать грамматику на лексическом материале по теме занятия | Закрепить сформированные грамматические понятия и лексику по теме «Описание картины» | Организовывает выполнение задания по образцу | Выполняют задание самостоятельно и сверяются с образцом | Задание: используя лексику и иллюстративный материал упражнений 46 с.333-334 и 49 с.336-337, построить 3 предложения, описывающих картину. Образец: In the foreground of the painting there is a couple walking in the fresh air. (причастие) They are walking for fun. (в составе сказуемого) In the past, walking was a popular pastime. (герундий) ПЕРЕВОД На переднем плане картины изображена пара, прогуливающаяся на свежем воздухе. Они гуляют ради удовольствия. В прошлом пешие прогулки были популярным времяпрепровождением. |
4 | Социализация (4 мин) | Парная работа | Организовать взаимопроверку | Проверить работу одногруппника (и свою!) | Организовывает и контролирует проверку в парах | Проверяют выполнение задания друг у друга в парах | |
5 | Афиширование (5 мин) | Ролевая игра «Экскурсовод» | Тренировать навыки публичного выступления (говорения) | Тренироваться в выступлении перед публикой | Предлагает желающим выступить в роли экскурсовода в картинной галерее | Выступают со своими текстами | |
6 | Рефлексия (3 мин) | Подводящий диалог – беседа о необходимости предоставлять описание содержания своей картины при подаче заявки на участие в международной выставке | Подвести обучающихся к осознанию необходимости умения описывать содержание картины | Связать полученные знания с реальной жизненной ситуацией | Организовывает обсуждение | Отвечают на вопросы преподавателя, обмениваются мнениями, оценивают степень своего овладения материалом | |
7 | Разрыв (2 мин) | ДЗ: подготовить описание своей картины для участия в выставке (5-7 предложений с обязательным использованием причастия как такового, в составе сказуемого и употреблением герундия) | Организовать закрепление грамматики и лексики; развивать продуктивное умение - письмо | Повторить грамматический и лексический материал занятия и использовать его в создании собственного текста | Организовывает выполнение домашнего задания студентами | Выполняют домашнее задание | |
«Просто о сложном»
Преподаватель: сегодня мы будем разбирать грамматическую тему, часто вызывающую у студентов затруднения. Поднимите руку, кто слышит меня хорошо! Какую руку вы все (или почти все) подняли? Правую. Точно? Посмотрите на вашу вторую руку. Вторая рука точно левая? Они похожи? Одинаковое количество пальцев, даже линии похожи, но мы их не путаем: одну называем правой, а другую левой. Как их различить?
Студент: По положению большого пальца и по их работе.
Преподаватель: они по-разному работают! Обычно правая рука держит ложку, а левая хлеб.
В английском языке есть две части речи, похожие, как левая и правая рука: причастие и герундий. Swimming and Swimming. (Плавающий и Плавание)
Причастие – глагольная форма и входит в состав сказуемого…
I am swimming. Я являюсь плывущим. Я (что делаю?) плыву. (Сказуемое).
…или причастного оборота, работает как самостоятельное причастие несовершенного вида русского языка (participle 1): The swimming boy is my cousin. (Плавающий / Плывущий мальчик – мой двоюродный брат.) Что делающий? Ing = ущ, ющ, ащ, ящ.
Герундий работает как существительное, выполняет функции подлежащего и дополнения. Swimming is my hobby. I like swimming. Плавание – моё хобби. Я люблю плавание. Ing = ние.
Посмотрите на меня и угадайте, чем я занимаюсь. (Учитель делает вид, что читает книгу.)
Студент: Вы читаете. (You are reading.)
Преподаватель: Да, Я читаю. (Yes. I am reading.) Причастие или герундий?
Студент: Причастие в составе сказуемого.
Преподаватель: Чтение – мое хобби. (Reading is my hobby.) Причастие или герундий?
Студент: Герундий – подлежащее в предложении.
Преподаватель: Люди, читающие книги, много знают. (People reading books know a lot.) Причастие или герундий?
Студент: Причастие
Преподаватель: Читающие люди знают много интересного. (Reading people know a lot of interesting things.) Что это за часть речи?
Студент: Причастие? / Прилагательное?
Преподаватель: Причастие, перешедшее в прилагательное! Как и в русском языке причастия могут терять зависимые слова и переходить в прилагательные.